Арт-терапия при работе с детьми с онкологическими заболеваниями
На аутопсии погибших солдат находили пораженную аплазию кроветворения. Сидней Фарбер, детский патологоанатом в Бостонском детском госпитале, используя эти факты (уже были проведены исследования на животных и взрослых людях), применил производные иприта при детском лейкозе. В 1948 году он с сотрудниками сообщил о быстрых ремиссиях при применении химиотерапии при лейкозе у детей, а затем и при… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Арт-терапия и ее применение
- 1. 1. История арт-терапии
- 1. 2. Методики арт-терапии
- Глава 2. Специфика работы с детьми с онкологическими заболеваниями
- 2. 1. Онкологические заболевания у детей
- 2. 2. Проблемы психологической помощи семьям и детям с онкологическими заболеваниями
- 2. 3. Комплексная реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями
- Глава 3. Изотерапия при работе с детьми с онкологическими
- Заболеваниями
- 3. 1. Методики и инструментарий исследования
- 3. 2. Результаты исследования и их обсуждение
- Заключение
- Выводы
- Библиографический
- список
Опухоли (новообразования, неоплазмы, рак) человека известны с древнейших времен. Описание отдельных форм опухолей можно найти у Гиппократа, а новообразования костей были обнаружены на мумиях древнего Египта. Хирургические методы лечения новообразований применяли в медицинских школах древнего Египта, Китая, Индии, у инков Перу и др.
Актуальность данной работы в том, что коррекция эмоциональных состояний детей с онкологическим заболеванием, возникающих в результате ряда таких негативных факторов, как: помещение в стационар, постановка диагноза, длительное лечение, изменение внешнего облика в процессе интенсивной химиотерапии, а также активизация психологических ресурсов детей и членов их семей для выздоровления и/или совладания с кризисной жизненной ситуацией является необходимой для полноценного развития ребенка.
Основная цель работы изучить применение арт-терапии при работе с детьми с онкологическими заболеваниями.
Объект исследования взаимодействие между специалистами по арт-терапии и детьми больных онкологией.
Предмет исследования состояние детей с онкологическими заболеваниями при применении арт-терапии.
Основная гипотеза: адаптация детей в больничной среде к медицинским манипуляциям с помощью клоунотерапии эффективнее, чем изотерапия.
Основные задачи:
1. Рассмотреть специфику работы с детьми с онкологическими заболеваниями.
2. Проанализировать применение арт-терапии.
3. Рассмотреть влияние изотерапии в зависимости от возраста на психическое состояние детей больных онкологией.
Глава 1. Арт-терапия и ее применение
1.1. История арт-терапии
Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «арт-терапия» (art искусство, art therapy терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые термин «арт-терапия «стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.
Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. п.).
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты такие, как А. И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества. [1, с.56−59].
Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. 13, c.189]
Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов. 1, c.175] В то же время, большинство использующих понятие арт-терапии отечественных авторов, следуя принятому в международной литературе его определению, рассматривают арт-терапию как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на применении пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. [13, c.188]
Поскольку слово «арт-терапия» имеет англоязычное происхождение, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в странах английского языка. Как следует, например, из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов, «Цит. по [16, c.178] Арт-терапевты сосздают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога».
Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Цит. по [18, c.135] Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»: «Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности».
В опубликованной Американской арт-терапевтической ассоциацией брошюре «Цит. по [18, c.137] Профессия арт-терапевта» арт-терапия характеризуется как «форма лечения, при которой устанавливаются отношения между клиентом и психотерапевтом, определяющие изменения в состоянии клиента и достижение терапевтических эффектов. Арт-терапевты работают с разными клиентами, детьми и взрослыми, у которых имеются эмоциональные, физические, психические и психосоциальные расстройства. Используя изобразительные средства в клинических условиях, арт-терапевты стремятся достичь терапевтических целей, определяемых характером имеющихся у клиента расстройств».
Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации, «Цит. по [20, c.83] Арт-терапия это профессия, связанная с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».
По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом. 31, c.136]
1.2. Методы арт-терапии
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. 1, c.18−19]
Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение служат материалом для анализа переживаний, их породивших.
С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Можно взять три листа бумаги: на первом человек нарисует состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором ощущения в момент, когда она овладевает им; на третьем то, что он почувствует, избавившись от нее. Затем на оборотной стороне каждого листа необходимо написать несколько прилагательных, характеризующих состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Можно прочитать эти слова и внимательно посмотреть на рисунки они дадут возможность увидеть то, что именно происходит, и понять, что это можно изменить.
Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в начтоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.
Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Некоторыми содержащими подобные определения документами являются информационные материалы Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО), объединяющего более трех десятков европейских университетов, развивающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации, одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями этой организации можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания.
Список литературы
- Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет., 2003б.
- Абакумова О.Ю. Особенности различной чувствительности нормальных и опухолевых клеток к повреждающему действию алкилирующих соединений : дис… д-ра биол. наук в форме научного доклада: 03.00.04. / О. Ю. Абакумова. — М., 1991. — 35 с. — Библиогр.: С.34−35.
- Абдуллаев В.Д. Клинико-рентгено-дозиметрическое обоснование сочетанной лучевой и комплексной терапии больных раком шейки матки : дис… д-ра мед. наук / В. Д. Абдуллаев. — К.: АН УССР; Ин-т проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого, 1974. — 325 с.
- Акимова Р.Н. Роль нейроэндокринных нарушений в развитии рака щитовидной железы (экспериментальные исследования): дис… д-ра мед. наук / Р. Н. Акимова. — К.: АН УССР; Ин-т проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого., 1971. — 549 с.
- Антипов С.Г. Радиоизотопная лимфография при злокачественных опухолях некоторых локаций и гемобластозах : дис д-ра мед. наук / С. Г. Антипов. — Одесса, 1978. — 257 с.
- Балицкий К.П. Роль центральной нервной системы в реактивности организма и сопротивлемости развитию злокачественных опухолей (экспериментальное исследование): дис… д-ра мед. наук в 2-х т. / К. П. Балицкий. — К., 1963. — Т. 1 — 492 с. Т. 2 — 180 с.
- Бебешко В.Г. Структурные и функциональные изменения костной и кроветворной ткани при развитии острого лейкоза : дис… д-ра мед. наук / В. Г. Бебешко. — К.: АН УССР; Ин-т проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого, 1981. — 556 с.
- Бердинских Н.К. Особенности белоксинтезирующего аппарата клеток при опухолевом росте : дис д-ра мед. наук / Н. К. Бердинских. — К.: АН УССР; Ин-т проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого, 1973. — 318 с.
- Блинов В.А. Биохимические проявления системного действия опухоли на организм. (Азотистый, углеводный обмен, глюконеогенез): дис… д-ра мед. наук / В. А. Блинов. — М., 1974. — 299 с.
- Булкина З.П. Функциональное состояние некоторых органов и систем организма при действии противоопухолевых препаратов : дис д-ра мед. наук / З. П. Булкина. — К., 1973. — 475 с.
- Бутенко А.К. Иммунодефицит — ассоциированные злокачественные лимфомы (патогенез и тактика лечения): дис. д-ра мед. наук: 14.01.07 / А. К. Бутенко. — К., 2000. — 328 с. — Библиогр.: С. 287−328.
- Бутенко З.А. Роль рибонуклеиновой кислоты в развитии лейкоза : дис… д-ра мед. наук / З. А. Бутенко. — К., 1968. — 687 с.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
- Векслер И.Г. Реактивность организма и пути воздействия на нее при химиотерапии злокачественных новообразований : дис… д-ра мед. наук / И. Г. Векслер. — К., 1971. — 572 с.
- Винницкая В.К. Пути лимфогенного метастазирования и реактивность лимфатических узлов при раке шейки матки : дис… д-ра мед. наук / В. К. Винницкая. — К., 1967. — 444 с.
- Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.
- Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
- Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПБ.: Питер, 2001.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
- Кулик Г. И. К механизму цитотоксического действия алкиллирующих противоопухолевых препаратов и лекарственной устойчивости к ним : дс… д-ра мед. наук / Г. И. Кулик. — К., 1972. — 490 с.
- Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.:Издательский центр «Академия», 2001. 246 с.
- Михайловская Э.В. Клеточные реакции стромы кроветворных органов при действии на организм ионизирующей и неионизирующей радиации : дис… д-ра биол. наук: 03.00.01 / Э. В. Михайловская. — К., 1994. — 220 с.- Библиогр.: С. 196−220.
- Никольская И. М. Арттерапия терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993−999.
- Надирадзе И.Ш. Нарушения в коагуляционной системе организма у онкологических больных, их диагностика, профилактика и коррекция при некоторых радикальных операциях : дис… д-ра мед. наук: 14.00.14 / И. Ш. Надирадзе. — Тбилиси, 1990. — 242 с. — Библиогр.: С. 200−242.
- Науменко О.И. Гемопоэтические и стромальные клетки кроветворных органов при вирусном лейкозогенезе (электронно-микроскопическое исследование: дис… д-ра мед. наук: 14.00.14 / О. И. Науменко. — К., 1987. — 402 с. — Библиогр.: С. 353−402.
- Серкиз Я. И. Хемилюминесцентные свойства крови как показатель тяжести радиационных повреждений, вызванных быстрыми нейтронами : дис… д-ра биол. наук / Я. И. Серкиз. — К., 1983. — 367 с.
- Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
- American Art Therapy Association (1986) Resource packet for art therapists in schools. Mundelein, Il. American Art Therapy Association Newsletter (1998), 31, 4.
- British Association of Art Therapists. Artists and Art Therapists: A Brief Description of Their Roles Within Hospitals, Clinics, Special Schools and in The Community. London: BAAT, 1989.
- British Association of Art Therapists. Information Brochure. London: BAAT, 1994.
- European Consortium of Arts Therapies Education (1999) ECArTE: a directory of European training courses. Munster: ECArTE.
- European Consortium of Arts Therapies Education (1999) Arts therapies 2000. 34. Munster: Lit Verlag. European Consortium of Arts Therapies Education (2005) Directory of European training courses. Paris: Rene Descartes Universite.
- Waller, D. (1993) Group interactive art therapy. London: Rourledge.