Связь политики и географии с точки зрения мыслителей Древнего Востока
![Курсовая: Связь политики и географии с точки зрения мыслителей Древнего Востока](https://westud.ru/work/337538/cover.png)
На первый взгляд ситуация действительно выглядит выигрышно для России. Последний саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедший в середине августа в Бишкеке, подтвердил планы по созданию регионального Энергетического клуба. Главы государств членов Евразэс одобрили идею создания единого энергетического рынка сообщества. В сентябре должны быть представлены конкретные решения… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Связь политики и географии с точки зрения мыслителей Древнего Востока
- 2. Россия и новые независимые государства СНГ: республики Средней Азии
- Заключение
- Список литературы
Определение понятия «геополитика» представляет известную трудность. Ситуация осложняется тем, что многие авторы, признаваемые классиками геополитики (например, Маккиндер), избегали употребления этого слова в своих сочинениях. В связи с подобной неопределённостью критериев «геополитического» проблема систематизации геополитических текстов кажется практически неразрешимой. Собственно, попыток серьёзного изучения этого вопроса не предпринималось до сих пор. В большинстве случаев распределение материала осуществляется интуитивно, по традиции или в зависимости от личной позиции автора. Прежде, чем мы перейдём к определению понятий «геополитические традиции» и «школы», необходимо кратко охарактеризовать стандартные приёмы, используемые для наведения порядка в беспорядочной истории геополитики.
Для осмысления и систематизации геополитических текстов в распоряжении исследователя имеется достаточно богатый набор концептов: «геополитическая мысль», «геополитическая традиция», «геополитическая школа», «геополитический дискурс», «геополитическая культура», «геополитические виденья» и т. д. Обычно они используются как синонимы; тем не менее, можно проследить общие траектории их употребления, которые довольно часто пересекаются, но при этом всё же идут различными путями.
Хотя примитивные геополитические представления, связывающие исторические и географические, в частности, климатические, явления известны в европейской науке с дервнейших времен (Демокрит, Гиппократ, Геродот, Аристотель Полибий, Страбон, в средние века и эпоху Возрождения Ибн Хальдун, Ж. Боден, Н. Маккиавели, Ш. Монтескье), Г., как специфическая дисциплина, сформировалась достаточно поздно. Термин принадлежит шведскому ученому Р. Чаллену, предложившему во время Первой Мировой войны учение о государстве, как о едином организме (в современной трактовке квазиоорганизме), стремящемуся к расширению своей территории. Р. Чаллен считал Г. естественной наукой, полагая, что географические законы в каком-то смысле эквивалентны биологическим.
Цель настоящей работы исследование теоретического развития геополитики и анализ современной геополитической ситуации.
Задачи работы:
— рассмотрение связи географии и политики в Древнем Востоке,
— анализ геополитических отношений России и новых независимых государств СНГ.
1. Связь политики и географии с точки зрения мыслителей Древнего Востока
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности — периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств — восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка стал доминировать философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима. В центре внимания древних мыслителей — такие вопросы, как принципы организации государства, проблема законов и справедливости, обоснование идеальной формы правления.
Политические идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть — неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство — предопределенным и рациональным. В древнейших государствах Востока сложилась своеобразная религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала и легитимизировала соответствующие нормы и правила поведения. На мифологической основе веками складывались всеобъемлющие своды мудрости и житейских правил.
В некоторых учебниках по политологии введение в историю политических учений начинается с обращения к трудам древнегреческих философов и политологов — Платона, Аристотеля и др. Такой подход представляется неточным и методологически тупиковым. Ведь политические идеи Востока возникли гораздо раньше — более двух тыс. лет до н.э., а древнегреческие — лишь в 4 в. до н.э. Великая философская и политическая мысль Древней Греции возникла, в частности, потому, что смогла использовать и переработать на иных («полисных», формально демократических) принципах, накопленную до нее восточную мудрость.
В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т. е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.
География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с едино географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации — картографический.
Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи — горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, дошедшие до наших дней. В литературном эпосе важное место занимали путешествия. Так, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (III тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который через пустыни и горы добрался до океана.
Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Уже к 2000 г. до н.э. минойцы основали на о. Крит древнейшую морскую державу и плавали до Канарских островов, Сенегала и Индии. По мнению Геродота финикийцы по поручению фараона Нехо (610−594г. до н.э.) совершили плавание вокруг Африки, продолжавшееся три года. Карфагенянин Ганнон плавал вдоль западных берегов Африки. Индийские мореходы еще к началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом — на восток. В индийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата» дается представление о географических познаниях народов Индии. В первой из них приводится описание всей известной тогда части Земли. В «Махабхарате» перечислены главные горы, моря, реки; приводятся сведения о древних индийских государствах и племенах. В Китае уже в I тыс. до н.э. существовали специальные географические сочинения, в которых содержались краткие описания территории государства (например, книга «Юйгун»). еографические представления китайцев расширились с открытием «шелкового пути».
Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны — из глубины», — писал Ф. Ницше .
Список литературы
- История политических и правовых учений /Под ред. Смирновой А. Н. м.: Олма-пресс, 2006
- Опарин М.Д. Геополитика. М.: Смарт, 2007
- Попов А.С. Геополитическая ситуация постсоветской России. М.: МР3 Пресс, 2005
- Разумовских О.Л. Развитие политического противостояния США и России в Центральной Азии//Экспертиза, 2007, № 12
- Смирнова А.Н. Геополитика современной России. М.: Маускрипт, 2008
- Хрестоматия по философии/Под ред.А. Н. Амелина. М.: ПРИОР, 2005
- Яковлев П.А. Россия и страны СГН: геополитический анализ. М.: ПРИОР, 2004