Культура речи делового человека
Эпитет — это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету: «Американцы после длительного обращения с нами входят во вкус и, как и мы, отдают безусловное предпочтение чистосердечному, искреннему хамству, понемногу отказываясь от нарочитой, буржуазной любезности» (из заметки в «Аргументах и фактах»); «На лужайке перед домом носилась обезумевшая газонокосилка» (Ф. Саган); «Вот… Читать ещё >
Содержание
- Выразительность речи
- Контрольная работа
- 09.
- ЗАКАЗ №
- Введение
- 1. Культура речи делового человека
- 2. Выразительность речи
- 3. Богатство и разнообразие речи
- Заключение
- Список литературы
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру. С удовлетворением можно сказать, что появляются, время от времени книги и брошюры о языке, написанные для читателей-нефилологов. Однако не ясны еще многие вопросы той отрасли языкознания, которая изучает речевую культуру.
Речевая культура — явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность — важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.
Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, прекраснее и трагичнее, чем человеческое общение. В нем — источник наших радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной по сути дела — опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения. Разве что профессия астронома-наблюдателя. Да и тот «говорит» со звездами…
Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов. И, конечно, не для самого себя. Без речи невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях.
Чтобы добиться успеха в общении с деловым партнером, нужно понять, в чем состоят его интересы, и это можно сделать, даже если партнер пытается их скрыть. Если же партнер груб или стремится давить на вас иными способами, его можно остановить. Иногда ваш коллега выражается так неясно, что создается впечатление, будто он что-то скрывает.
Информацию можно «добыть», использовав приемы активного слушания.
Во многих странах мира курсы «Речь» и «Деловое общение» входят в учебные программы университетов и клледжей. У нас же эти предметы только-только пробивают себе дорогу, хотя «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
1. Культура речи делового человека
Слово «речь» имеет множество значений. В данной работе под речью мы будем понимать «практическое использование языка». В этом смысле культура речи есть владение словом, языком.
Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Порой встречаются такие «виртуозы».. А ведь речь — один из важнейших факторов, по которым воспринимается и оценивается человек. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».
Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли так и останутся у их владельца.
Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению.
Подбирая слова для выражения мыслей, оратор, быть может, не осознавая этого, руководствуется следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу;
во-вторых, правильно ли мы его употребляем;
в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.
Культура речи предполагает:
a. знание норм литературного языка;
b. умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
c. выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств и средств внеязыковых.
Для того чтобы все носители языка хорошо понимали друг друга, необходимо владеть литературным, то есть нормативным, языком.
Хотя норма с течением времени меняется, одни слова устаревают, литературный язык обогащается за счет профессиональных, диалектных и даже жаргонных слов, меняются правила произношения и изменения слов, следование существующим на конкретном историческом этапе определенным нормам помогает людям понять друг друга.
2. Выразительность речи
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.
Выразительность речи придают богатство интонационного звучания и использование художественных средств языка.
К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.
Использование сравнений — прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Например: «Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций». Или: «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого».
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы — средства языковой выразительности речи. Троп — это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежит сравнение, образ.
Напомним самые распространенные тропы.
Эпитет — это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету: «Американцы после длительного обращения с нами входят во вкус и, как и мы, отдают безусловное предпочтение чистосердечному, искреннему хамству, понемногу отказываясь от нарочитой, буржуазной любезности» (из заметки в «Аргументах и фактах»); «На лужайке перед домом носилась обезумевшая газонокосилка» (Ф. Саган); «Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час» (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына). Найти «свой», выразительный и яркий эпитет — творческая удача.
Список литературы
- Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. — Волгоград, 1999
- Анисина Н.В., Гонопольская В. В. Речевое общение: искусство убеждать — СПб., 1999
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 1999.
- Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1978.
- Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М., 1990.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону, 1999.
- Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. — М. 1980
- Колтунова И.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. Учебное пособие, — М., 2001
- Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально — перцептивный подход. — Ростов Н./Д, 1986
- Пандпелова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб 1999
- Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1998.
- Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Минск, 2000
- Шейнов В. П. Искусство убеждать: Учебно-практическое пособие. — М., 2000.