Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Владимир Маяковский, поэт и время

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое время в литературоведческой науке творчество поэта не только не рассматривалось в аспекте рефлективной деятельности, но и по идеологическим причинам сознательно мифологизировалось, и поэтому за несколько десятилетий (с 1930;х по 1980;е), по выражению В. Ф. Маркова, «о бедном поэте были написаны горы никому не нужной чепухи». Такие фразы, как: «после Великого Октября творчество Маяковского… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Условия времени как творческие предпосылки поэтики В. Маяковского
  • 2. Взаимовлияние поэта и времени
  • Заключение
  • Список изученной литературы

Владимир Маяковский, поэт и время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В последнее время возрос интерес к изучению творчества В. В. Маяковского в контексте литературы и искусства первой трети XX века. Становятся все более очевидными глубинные связи его на-следия с выдающимися достижениями его современников — писателей, ху-дожников, деятелей театра и кино — в России и за ее пределами. Маяковский вошел в историю русской литературы в 1910;е годы как поэт и драматург, творец необычайных зрелищных метафор, пронизывающих все его произведения,.

«Сила самовыражения и полнота откровенности, распахнутость на-встречу самому широкому читателю и слушателю, оригинальность формы, космический лиризм, уравнивающий поэта и Вселенную, истинность его трагедии, часто облеченной в гротескные, а порой даже и цирковые одежды, напряженность чувства, доведенная почти до безумия, <�…> ставят эту поэзию, — как пишет Вяч.Вс.Иванов, — в один ряд с самыми большими явлениями не только русской, но и всемирной литературы» .

В русском культурном сознании фигура В. Маяковского имеет двойную смысловую закрепленность: Маяковский как апологет советского дискурса и как поэт, который, по выражению А. К. Жолковского, «завещан нам авангардом» [Жолковский 1994:359]. Знаменитая сталинская формулировка о «талантливейшем поэте нашей советской эпохи» и последующая тотальная канонизация его имени надолго исключили поэта из списка талантливых художников и создали Маяковскому репутацию «певца» советской идеологии.

Долгое время в литературоведческой науке творчество поэта не только не рассматривалось в аспекте рефлективной деятельности, но и по идеологическим причинам сознательно мифологизировалось, и поэтому за несколько десятилетий (с 1930;х по 1980;е), по выражению В. Ф. Маркова, «о бедном поэте были написаны горы никому не нужной чепухи» [Марков 2000: 270]. Такие фразы, как: «после Великого Октября творчество Маяковского получает новый социально-эстетический заряд, обусловленный борьбой за идеалы коммунизма» [Гончаров 1983:19] или «Маяковский открыл заглавную страницу в золотой книге поэзии коммунистического века» [Метченко 1964:499], соответствуют действительности, но ничего не дают нам в научном плане. Тем не менее, основные аспекты поэзии Маяковского в критической литературе намечены, выявлена проблематика, но не интерпретирована на должном литературоведческом уровне.

А.М.Ушаков в статье «Маяковский — вчера и сегодня» отмечает: «Творчество Маяковского, особенно если рассматривать его не само по се-бе, а в широком историческом, общекультурном и общелитературном контексте, требует более сложного и всестороннего анализа, нежели это делалось в прежних маяковедческих работах. Пересматривая старые подходы к изучению литературного материала, надо учитывать, что не только литература, но и литературоведение испытывали на себе давление господствующей тогда идеологии» .

Цель работы — определить особенности дилеммы «поэт и время» на материала жизни и творчества В.Маяковского.

Методологической базой исследования стали сравнительно-исторический и комплексный подходы, в основу которых были положены принципы биографического, источниковедческого и историко-функционального методов осмысления историко-литературных явлений. Сравнительно-исторический подход к рассматриваемым явлениям представлен в сочетании с комплексным многоуровневым типологическим исследованием и основывается на трудах отечественных ученых в области сравнительного литературоведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом ми-ре Маяковского. — Л., 1984
  2. В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. — M. JL, 1966
  3. Г. О. Маяковский — новатор языка. — М., 1943.
  4. М.Л. Грядущей жизни годовщины (композиция и топи-ка праздничных стихов Маяковского) //Избранные труды. Том II. — M., 1997;
  5. М.Л. Идиостиль Маяковского. Попытка измерения // Избранные труды. Том II. — M., 1997
  6. М.Л. Рифма Маяковского: двадцать конъектур // Из-бранные труды. Том III.— М., 1997
  7. В.М. Стихосложение Маяковского // Теория стиха. — Л., 1975
  8. Иванов Вяч. Вс. Маяковский векам // В.Маяковский. Флейта-позвоночник. — М.: Прогресс-Плеяда, 2007
  9. В.В. Ритмика Маяковского и традиции русского классиче-ского стиха. — Рига, 1973
  10. Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллект, контексте эпохи. — М.: Языки рус. культуры, 2000
  11. А.Н. Замечания по поводу анализа ритма «Стихов о советском паспорте» В. Маяковского // Вопросы языкознания. 1965. № 3
  12. Л.И. К изучению ритмики В. Маяковского//Вопросы языкознания. 1963. № 4
  13. ІІерцов В. О. Маяковский. Жизнь и творчество (1893−1917). — М., 1969
  14. В.Ф. История русского футуризма. — СПб, 2000
  15. В.О. Маяковский. Жизнь и творчество (1918−1924). — М., 1971
  16. В.О. Маяковский. Жизнь и творчество (1925−1930). —М., 1972
  17. Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира. М.: Наука, 1979
  18. В.В. В мастерской стиха Маяковского. — М., 1991
  19. Ушаков A.M. Маяковский — вчера и сегодня. (Вместо предисло-вия) // Творчество Маяковского в начале XXI в. Новые задачи и пути иссле-дования. — М.: ИМЛИ РАН, 2008
  20. Н.И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. — М., 1970
Заполнить форму текущей работой