Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стилистические приёмы при создании образа Петербурга у Достоевского

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петербург в произведениях Достоевского — это, прежде всего город, который связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Прекрасная панорама города, изображенного Пушкиным, почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, картиной безнадежного и бессмысленного страдания. Духовный мир героев… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Образ Петербурга как герой произведений Ф.М.Достоевского
    • 1. 1. Неоднозначность восприятия Петербурга Достоевским
    • 1. 2. Петербург и его образы
  • Глава 2. Стилевые особенности передачи образа Петербурга
    • 2. 1. Петербург в творчестве Достаевского
    • 2. 2. Стилистические приёмы при создании образа Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского
  • Заключение
  • Список литературы

Стилистические приёмы при создании образа Петербурга у Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Петербург — удивительный город, который еще называют Северной Пальмирой. Какой значительный след в нашей истории он оставил? Какое влияние на наше общество, на нашу жизнь. Город Петербург и как тема, и как образ оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. И Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях русских классиков.

Петербург в произведениях Достоевского — это, прежде всего город, который связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Прекрасная панорама города, изображенного Пушкиным, почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, картиной безнадежного и бессмысленного страдания.

Целью данной работы является изучение стилистических приёмов при создании образа Петербурга у Достоевского.

Объект — стилистические приемы в произведениях Ф. М. Достоевского.

Предмет — стилистические приёмы при создании образа Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского.

Для раскрытия данной темы нам потребуется:

— рассмотреть неоднозначность восприятия Петербурга Достоевским;

— проанализировать роль города на Неве в жизни персонажей его произведений;

— определить стилистические особенности передачи образа Петербурга Ф. М. Достоевским.

Данная работа подготовлена на основе произведений Ф. М. Достоевского, а также критике и статей о произведениях классиков литературы XIX века.

Достоевский — петербургский писатель. Почти во всех его произведениях присутствует образ этого города. Главное для автора в Петербурге то, что в нем сошлись «европейская и русская цивилизации», что это город, построенный насильственно, неестественно создан, а потому оторванный от почвы.

Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города, которая проявляется в его влиянии на людей. Для Достоевского Петербургэто медный всадник посреди болот, на которых стоит город.

Вступая в Петербург Ф. М. Достоевского, мы проникаем в чрезвычайно своеобразный, сложный и духовно богатый мир. Восприятие Петербурга писателем столь глубоко и столь сложно, что легко впасть в ошибку, если опираться на тот или другой текст, который касается образа города. Для выяснения образа Петербурга следует с особой тщательностью сопоставить все мысли, чувства, желания, которые в душе романиста рождал городом на Неве, чтобы постигнуть все разнообразие отражения его души.

1.1. Неоднозначность восприятия Петербурга Достоевским

Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда были духовные поиски, постановка коренных философских, мировоззренческих вопросов, которые связанны с моральной ориентацией человека в мире, с поиском смысла жизни.

Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, воля, добродетель, необходимость, Бог, бессмертие, совесть. Как художник Достоевский отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества.

Герои романа — люди которые ищут, одержимые той или другой идеей, все интересы их сосредоточены вокруг какие-нибудь вопросы, решением которого они заняты. Образ города подан ярко, в динамике. Город персонифицирует души растерзанных трагизмом жизнь героев 5, 38.

Петербург — это тоже один из героев, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Образ Петербурга создавали в своих произведениях и А. С. Пушкин, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов, при этом они раскрывают все новые и новые его грани.

Достоевский рисует Петербург в эпоху начала развития капитализма, когда стали как грибы расти доходные дома, банкирские конторы, магазины, заводы, рабочие предместья. Город — это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное «действующее лицо» .

Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, вселяет сумасшедшие идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, утративших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Известный персонаж Достоевского Раскольников стыдится своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице. Задолжав хозяйке, он старается не видеть ее лишний раз, во избежание бранного слова и конфликта. Комната его похожа на душный шкаф. Состояние многих людей еще хуже, чем у Раскольникова.

И если призадуматься, то возникает ощущение, что они живут не только в душных комнатах трущоб Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий вид.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Д. Аномалия и язык: К проблеме языковой «картины мира» // ВЯ, 1987. № 3.
  2. Н.Д. Стиль Достоевского в рамках русской картины мира // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. — М., 1996.
  3. Н.Д. Символика уединения и единения в текстах Достоевского // Язык и культура. Факты и ценности. — М., 2001.
  4. Н.Д. Язык и мир человек. Язык русской культуры. — М., 1999.
  5. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Писатель, 1963.-363с.
  6. В. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1987.-206с.
  7. В. Достоевский и Шиллинг. — в кн.: Достоевский: Материалы и исследования. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. Т.8, с.39−52.
  8. А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. — В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 гг. — М.: Книга, 1990, с.143−164.
  9. Н. Миросозерцание Достоевского. — В кн.: Бердяев О русских классиках. — М.: Высш. шк., 1993, с.36−160.
  10. В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». — Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1977.-199с.
  11. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
  12. Л.Ф. Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 1965.-605с.
  13. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. — М.: Худож. Лит., 1971.-592с.
  14. Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1976.
  15. В. Проблемы реализма. — Л.: Сов. Писатель, 1961.-371с.
  16. А. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». — М. — Л.: Сов. Писатель, 1963.-344с.
  17. Достоевский: художник и мыслитель. [Сборник статей] / Отв. Ред. К. Ломунов. — М.: Худож. Лит., 1972.-687с.
  18. В.Н. Гениальный фельетонист Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том IV — Петрозаводск: изд-во Петр. гос. ун-та, 2000.
  19. Е.А. Изобразительный синтаксис Достоевского // Русский язык в школе, 1981, № 1.
  20. Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. — М., 1979.
  21. Ю.Н. Русская речь, русская идея и идеостиль Достоевского // Русский язык в школе, 2001, № 39. — Изд. дом «Первое сентября».
  22. . Пространство и время в романах Достоевского. — В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. — Л.: Наука, Ленигр. отд-ие, 1978. Т.3, с.41−54.
  23. В. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. — М.: Сов. Писатель, 1983.-471с.
  24. Р. Сквозные мотивы творчества Достоевского. — Кишинев: Штиинца, 1985.-201с.
  25. В.П. О художественном мастерстве Ф.М. Достоевского // Русская речь, 1977, № 5.
  26. Ю. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. — М.: Изд-во МГУ, 1991.-400с.
  27. А. Мир Достоевского // Юность, 1971, № 11, с. 77 081.
  28. Р. Проблема художественности Достоевского. — В кн.: Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза [Сборник статей] / Под общ. ред. Г. Щенникова. — Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1991, с.125−157.
  29. В. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ие, 1981.-145с.
  30. В. Творчество Достоевского. — В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 гг. — М.: Книга, 1990, с.278−294.
  31. Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М.: Сов. Писатель, 1990.-382с.
  32. Н. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. — М.: Наука, 1967.-303 с.
  33. Г. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. — Свердловск: Сред. — Урал. кн. изд-во, 1978.-175с.
Заполнить форму текущей работой