Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности повествования в прозе В. Аксенова первой половины 60-х годов

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проза В. Аксенова представляет несомненный интерес для исследователей. Этот автор, возможно, единственный из всей плеяды «молодежных» прозаиков (А. Гладилин, В. Максимов, В. Войнович, А. Кузнецов, А. Рекемчук, В. Липатов и др.) остался верен идеалам шестидесятничества. В сущности своей персонажи В. Аксенова остаются «вечными юношами», даже когда из «звездных» превращаются в «престарелых… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • Глава 1. Объем и границы нарратологии
    • 1. 1. Понятия нарратив, нарративность, нарратология
    • 1. 2. Нарративная типология
  • Глава 2. Художественное своеобразие раннего творчества В. Аксенова
    • 2. 1. Жизнь и творчество В. Аксенова
    • 2. 2. Повествовательная специфика прозы В. Аксенова первой половины 60-х годов
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Особенности повествования в прозе В. Аксенова первой половины 60-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в литературоведении активизируется интерес к литературному процессу шестидесятых-семидесятых годов. Предпринимается попытка охарактеризовать явления современной литературы, которые начали зарождаться в шестидесятые годы, формируется новый взгляд на исторические, культурные события периода оттепели и феномен «шестидесятничества».

Сущность этого феномена вызывает разноречивые суждения ученых (В.Иофе, Л. Лурье, А. Зверев, Л. Анненский, С. Рассадин, А. Чичкин, М. Одесский и др.). Традиционно «шестидесятничество» связывают с направлением «молодежной прозы». Дидактическая установка, смещение акцентов с вопроса «Кем быть?» на вопрос «Каким быть?», исповедальность и лиризм сближали «молодежные» прозаические произведения с некоторыми драматическими (В. Розов), с фронтовой «лейтенантской» прозой (Б. Окуджава, Г. Бакланов, Э. Ставский), с кинофильмами М. Хуциева, Г. Данелия, а также с параллельно развивающимся поэтическим направлением «шестидесятников» (Е.Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский). Инфантилизм, как внутренний стержень героя, исповедальность, ирония, жаргонная лексика стали отличительной чертой «исповедальной» прозы молодых авторов.

Во многом по стилю и мировоззренческим принципам «молодежные» прозаики подражали западным «мэтрам» — Э. Хэмингуэю, Э. М. Ремарку. Однако мы не склонны мотивировать концептуальную близость русских авторов зарубежным только лишь стремлением к подражанию, считая, что «шестидесятнические» веяния в литературе не принадлежали исключительно русскому/советскому литературному процессу. Скорее, они отражали некую общую тенденцию, характерную для ряда стран. Таким образом, имена «молодежных прозаиков» могли бы быть вписаны в общий литературный контекст с Дж.Д. Селинджером, Б. Вианом и др.

Творческий путь В. Аксенова типичен для прозаиков начала шестидесятых годов, которые начинали авторскую карьеру в русле «молодежной» прозы. Но, тем не менее, в плеяде «шестидесятников», чьи писательские судьбы схожи, именно В. Аксенова называют «летописцем поколения», «лидером движения».

Проза В. Аксенова представляет несомненный интерес для исследователей. Этот автор, возможно, единственный из всей плеяды «молодежных» прозаиков (А. Гладилин, В. Максимов, В. Войнович, А. Кузнецов, А. Рекемчук, В. Липатов и др.) остался верен идеалам шестидесятничества. В сущности своей персонажи В. Аксенова остаются «вечными юношами», даже когда из «звездных» превращаются в «престарелых мальчиков». С самого начала аксеновское творчество не оставляло равнодушными ни читателей, ни исследователей, но до сих пор в характере его оценок многое остается спорным. В шестидесятые годы литературоведы и критики (В. Меженков, В. Щербина, А. Терновский, В. Озеров и др.) рассматривали произведения В. Аксенова преимущественно с утилитарно-воспитательной точки зрения, отводили центральное место проблеме героя, обращаясь к другим уровням поэтики факультативно. Первым из исследователей, всерьез обратившихся к поэтике ранней аксеновской прозы, можно назвать А. Макарова. В его книге «Поколения и судьбы» (1967) раздел «Идеи и образы В. Аксёнова» завершает ряд статей, посвященных творчеству «молодых»: Е. Евтушенко, А. Рекемчука, В. Липатова, В. Семина.

Проза В. Аксенова середины шестидесятых годов «не вписывалась» в традиционные представления о реалистической литературе, и поэтому остались непонятыми такие его произведения, как «Затоваренная бочкотара», «Поиски жанра», «Мой дедушка-паятник» и др. После истории с «Метрополем» и эмиграции писателя споры по поводу его творчества утихли.

В конце восьмидесятых годов предметом особого внимания исследователей становятся биография писателя, его жизнь за рубежом и новые «американские» произведения. Интерес к доэмигрантскому творчеству В. Аксенова литературоведы вновь начали проявлять только в середине девяностых годов. Среди наиболее значимых работ этого времени следует отметить книгу Н. Ефимовой «Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П. Аксенова», диссертационные сочинения Д. Харитонова, Г. Торуновой, А. Куприяновой. Учеными осуществляется целостный, детальный анализ произведений В. Аксенова 1960;1970;х гг.

Имя В. Аксенова вписано в историю не только русской, но и мировой литературы, творчество писателя привлекло внимание европейских и американских литературоведов (П. Майер, П. Далгард, С. Симмонс, С. Кесслер и др.). Тем не менее, доэмигрантская проза В. Аксенова до сих пор изучается крайне фрагментарно.

Актуальность исследования вытекает из недостаточной изученности аксеновских произведений этого периода. Не случайно в настоящее время проза В. П. Аксенова, отражающая особенности советской эпохи, вновь заинтересовала исследователей. Писателю вручена Букеровская премия, экранизирована его «Московская сага», создается экранная версия романа «Остров Крым».

Для анализа привлекаются повести В. Аксенова первой половины 1960;х годов, для того чтобы исследовать особенности повествования с точки зрения нарратологической классификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Апельсины из Марокко (сб.). — М.: ЭКСМО, 2006. 480 с.
  2. В. Звездный билет (сб.). — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.
  3. Э. Общая лингвистика. М.: УРСС, 1974. 446 с.
  4. А. Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка. // Семиотика. М.: Радуга, 1983. 570 с.
  5. Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
  6. Н. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П.Аксёноваю М.: МГУ, 1993. 134 с.
  7. . Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. 390 с.
  8. . Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 410 с.
  9. И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001. 384 с.
  10. Г. К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) (1993, 1994) http://www.libfl.ru/mimesis/narrat.html
  11. Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (По поводу книги Р. Барта S/Z) (1994, 2001) http://www.libfl.ru/mimesis/narrat.html
  12. С. Обретение стиля: доэмигрантская проза Василия Аксенова. // Знамя. 1995. — № 8. С. 206−212
  13. Ф. Молодой писатель и жизнь. // Знамя. 1987. — № 7. — С. 73−79
  14. Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 284 с.
  15. А. Поколения и судьбы. Книга статей. М.: Сов. писатель, 1967. — 374 с.
  16. О.Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  17. Е.А. О лингвистике нарратива. // Филологические науки. 2001. — № 4. С.87−90.
  18. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. 333 с.
  19. П. Мораль, этика, политика. // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Издат. центр Academia, 1995. С. 82−94.
  20. П. Время и рассказ. М.: Университетская книга, 2000. — Т. 2. — 217 с.
  21. В.Н. Древо мировое. // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т.1. — С. 398.
  22. Е. Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы к специальному курсу. http://www2.usu.ru/philosophy/soc_phil/rus/courses/narratology.html
  23. В. Очерк современной нарратологии. Критика и семиотика. http://www.nsu.ru/education/virtual/cs5tjupa.htm
  24. B. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
  25. www.krugosvet.ru/articles/67/1 006 712/1006712a1.htm
  26. http://www.izvestia.ru/travel/article3091376/
Заполнить форму текущей работой