Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Помощники в текстах русских заговоров

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство править и ладить детей и взрослых. Высокий профессионализм большинства деревенских повитух способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха зорко замечала и умело выправляла физические дефекты… Читать ещё >

Содержание

  • Содержание
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ЗАГОВОР. СПЕЦИФИКА ЖАНРА
    • 1. 1. История исследования жанра заговора
    • 1. 2. Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров
    • 1. 3. Славяно-русское язычество в заговорах, сказках, былинах, обрядах, быличках
    • 1. 4. Структура жанра заговора
  • ГЛАВА II. ПОМОЩНИКИ В РУССКИХ ЗАГОВОРАХ
    • 2. 1. Возникновение воровских писем
    • 2. 2. Персонификация в языческих и христианских заговорах
    • 2. 3. Языческие помощники в текстах заговоров
    • 2. 4. Христианские помощники в заговорах
  • ГЛАВА III. ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ ЗАГОВОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
    • 3. 1. Носители жанра заговора в настоящее время
    • 3. 2. Современные представления о механизме действия заговоров
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Помощники в текстах русских заговоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русские заговоры При этих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка на краю села, седая и косматая старушка с крючковатым носом и торчащими клыками варит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот Возникают и с детства знакомые литературные образы. Тут и пушкинские Через леса, через моря колдун несет богатыря, и блоковские ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях, и девушка на злого друга под снегом точит лезвие, и мутный взор колдуна. От романтизма до символизма в русской литературе, искусстве в целом, в массовом лубке колдун и знахарь, ведун и ворожея таинственное и всесильное, злое и опасное начало, очень редко доброе.

В народной жизни все скорее наоборот: на единицы колдунов, чернокнижников, знатоков черной магии в деревнях приходились десятки знахарок и сотни просто бабушек со знатьем, несущих людям исцеление, добро, иногда просто надежду на избавленье от беды, болезни, неприятности, оказание первой медицинской помощи.

Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная от надсады, прилипчивая бородавка или болезненный чирей и многое другое на каждую из этих обиходных болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства, будь то травы и снадобья, действии и манипуляции и почти обязательно слова, то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелых случаях, например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой.

В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическими предположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества.

Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство править и ладить детей и взрослых. Высокий профессионализм большинства деревенских повитух способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха зорко замечала и умело выправляла физические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка или чересчур короткий носик.

Несомненная сила внушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямое отношение к самим словам, то есть заговорам, вернее, к их произошению.

Бесспорно были и есть в народной среде шарлатаны и обманщики, выдававшие себя за знахарей и даже колдунов, умевшие извлечь пользу из общения с невежественными или исстрадавшимися людьми.

Другая область применения заговоров человеческие отношения, личные и общественные, когда надо было отвести беду, или заставить тосковать, присушить или отсушить, девицу или парня, а случалось и семейного человека остудить, нарушить семью (недобрые люди успевали сделать это на свадьбе). Дела эти были сугубо тайными, не одобрялись, поскольку были в ведении черной магии. По народному нравственному убеждению, ненадолго выпадало счастье разлучнику или разлучнице. И вопреки этому какие же потаенные страсти бушевали, какие потрясающие слова были найдены, чтобы обратить на себя любовь, отвести опасность, ненависть? А к каким действиям приходилось прибегать вырезать и растапливать след (у Блока), тайно примешивать в питье пот или кровь, или смесь из сожженной шерсти кошки и собаки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Заговоры. СПб. КСП. 1990 С. 22.
  2. Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб. 2001 С. 46−47.
  3. А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. Т.1. М. 1958 С. 105−110, 184−194.
  4. А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. Т.2. М. 1958 С. 33−40, 152−153, 152−168.
  5. А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. Т.3. М. 1958 С. 18−54.
  6. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М. 1865 Т. 1. С. 43−44.
  7. Г. А. Заговоры // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск. 1993 С. 78.
  8. А.Б. Русский врач. М. Наука 1990 С. 251−254.
  9. Г. С. Славянская мифология. М. АСТ. 1995 С. 150−151.
  10. А. Поэзия заговоров и заклинаний //Русские заговоры. М. 1993 С. 268−283.
  11. К.В. Памятники славянской мифологии. Киев. 1974 С. 18−25.
  12. Ф.И. О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой. СПб. 1961. Т. 1 С. 251.
  13. Е.А. Чудесные знамения заговоров. Прошлое и настоящее. //Курская быль. № 5. 2004. С. 20.
  14. А. История балтийских славян. СПб. 1974. С. 115−116.
  15. Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М. Индри. 1994. С. 72−73.
  16. В.Н. Элементы теории биологического поля. Алма-Ата. 1984. С. 72−85.
  17. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. М. Флинта. 2000. С. 20−22, 114−116.
  18. Л.Н. Великорусские заклинания. Т.2. СПб. 1969. С. 190.
  19. В.М. Заговоры, приметы и заплачки. М. Медицина. 1991. С. 53−54.
  20. В.М. Неклассическое врачевание: прошлое и настоящее. Кишинев. Штинница. 1988. С. 5−26.
  21. А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М. Правда. 2005. с.с. 248−250, 401.
  22. Новгородская I летопись. М.; Л. 1950. С. 270.
  23. Н.Я. Колдовство в московской Руси XVII в. // Рыбаков Б. А. М., 1990. С. 102.
  24. Л.Н. Семейная медицинская энциклопедия. М. Терра. 2000. С. 500−502.
  25. В.М. Об устойчивых поэтических элементах русского заговора. //Филология. М. 1977. вып. 5. С. 26−39.
  26. Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг. 1977. С. 182, 207−208.
  27. Э.В. Русское народное поэтическое творчество. М. 1990. С. 97−99.
  28. А.А. Малорусская народная песня к списку XVI в. Текст и примечания. Воронеж. 1977. С. 23.
  29. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. ИздаТ. Ленинградского университета. 1986. С. 166−187.
  30. .А. Язычество древних славян. М. 1981.
  31. с. 541−547.
  32. .А. Язычество древней Руси. М. 1990. С. 415.
  33. Н.И. Русские заговоры. М. Пресса. 1993. С. 5−15.
  34. А.В. Марина-русалка. М. 1990. С. 361.
  35. А.Н. Живая старина. М. 1994. С. 117−118.
  36. С.М. История России с древнерусских времен. Изд. 4. СПб. 1990. Т. XIII. С. 150.
  37. Г. Н. Животворящая сила. М. Энергоиздат. 1990. С. 3−65.
  38. Л. Тайна имени. Растов-на-Дону. Владис. 2001. С. 75−76.
  39. с. 222−229.
  40. Юдинские чтения-2000: фольклор и национальная культура.
  41. Ч. 1. Курск. 2000. С. 70−72.
Заполнить форму текущей работой