Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика романа Ф. М. Достоевского Униженные и оскорбленные

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще в Сибири, знакомясь с произведениями новейшей русской литературы, Достоевский обратил внимание на тяготение многих писателей к автобиографизму, особенно ярко проявившемуся в «Семейной хронике» и «Детстве Багрова-внука» С. Т. Аксакова, в повестях «Детство» и «Отрочество» Л. Н. Толстого. И это обстоятельство оказало влияние на выбор жанра романа «Униженные и оскорбленные». Он написан в форме… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского
    • 1. 1. Проблемы поэтики Достоевского
  • Глава 2. Идеи и образы в романе Ф. М. Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные»
    • 2. 1. Характеристика романа Ф. М. Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные»
    • 2. 2. «Отцы и дети» в романе «Униженные и оскорбленные»
    • 2. 3. Семья Валковских в романе Достоевского
    • 2. 4. Отношения между молодыми героями романа
  • Наташей, Алешей, Катей и Иваном
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Поэтика романа Ф. М. Достоевского Униженные и оскорбленные (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные». Он был напечатан в первых номерах журнала «Время» за 1861 год. Новый роман создавался в период активного развития русской общественной мысли и литературы. Это было время, когда публика зачитывалась романами И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Ф. Писемского, сочинениями С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, Достоевский понимал, что ему, много лет оторванному от умственной литературной жизни России, трудно соперничать с прославленными писателями. Но ему хотелось, с одной стороны, напомнить читателям о себе, воскресить в их сознании свое прежнее творчество, а с другой — сказать и нечто новое, с чем они в литературе еще не встречались. В то же время Достоевский не мог не учитывать достижений современной литературы.

Все это весьма своеобразно преобразилось в романе «Униженные и оскорбленные».

Еще в Сибири, знакомясь с произведениями новейшей русской литературы, Достоевский обратил внимание на тяготение многих писателей к автобиографизму, особенно ярко проявившемуся в «Семейной хронике» и «Детстве Багрова-внука» С. Т. Аксакова, в повестях «Детство» и «Отрочество» Л. Н. Толстого. И это обстоятельство оказало влияние на выбор жанра романа «Униженные и оскорбленные». Он написан в форме «записок» «неудавшегося литератора» Ивана Петровича, в котором нельзя не увидеть многих черт личности самого Достоевского и фактов, связанных с его литературной деятельностью в 40-е годы XIX века. В романе упоминается повесть о «бедных людях», говорится о горячем интересе, который она вызвала у читающей публики, восторженном отзыве о ней критика Б. (Белинского.), рассказывается о литературных мытарствах молодого писателя, о срочной работе, вечно тяготевшей над ним, и т. п. Автобиографический материал, включенный в новый роман, позволял Достоевскому перекинуть своеобразный мостик от прошлого к настоящему и, кроме того, давал ему возможность откликнуться на наиболее злободневные вопросы общественной и литературной жизни своего времени и высказать о них свои суждения.

Актуальность настоящей темы заключается в том, что произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в цепи бытия и сознания В настоящей работе речь будет идти о поэтике и главных героях романа Достоевского «Униженные и оскорбленные». В произведениях Ф. М. Достоевского 40-х годов рассказывалась одна только история, развертывалась судьба главных героев вне связи с другими судьбами и другими историями. Атмосфера шестидесятых годов дает себя знать во многих главах «Униженных и оскорбленных», романа, замысел которого возник у Ф. М. Достоевского еще в Сибири.

Целью является раскрытие плановой структуры романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Задачи исследования:

1) рассмотреть художественный мир Достоевского, философскую идею романа;

2) охарактеризовать персонажей романа «Униженные и оскорбленные».

Объектом исследования является творческий подход автора романа к особенностям личности человека.

Предмет исследования — это роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», которой является одним из сложных произведений русской литературы. Достоевский достиг предельно чёткого построения романа, найдя художественное содержание сложным мотивам, прозвучавшим уже в его прежних произведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М., 1972. — С.116−137.
  2. , Л.П. Достоевский / Л. П. Гроссман — М., 1965. — С. 53, 56 — 57.
  3. , Н.Г. Предисловие к Достоевскому / Н. Г. Долинина. — СПб., 1980. — С. 99−119.
  4. , Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. — Т.3. — Л., 1978.- С.41−54.
  5. , В.Я. Избранные работы: в 3 т. Т.2: Достоевский / В. Я. Кирпотин. — М., 1978. — С. 191−260.
  6. , А. Мир Достоевского / А. Латынина // Юность. — 1971. — № 11. — С.77−81.
  7. , Э. А. Роман «Униженные и оскорбленные» — переломный этап в творчестве Ф. М. Достоевского / Э. А. Михайленко. — М., 1970. — С. 344.
  8. , Р. Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского // Назиров, Р. Г Достоевский. Материалы и исследования.- Вып. 1. — Л., 1974. — С. 202−206.
  9. , Р. Проблема художественности Достоевского / Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза [Сборник статей] / Под общ. ред. Г. Щенникова. — Екатеринбург, 1991. — С.125−157.
  10. Сборник статей. — Уфа., 2005. — С. 21 — 36.
  11. , В. Творчество Достоевского / О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 гг. — М., 1990. — С.278−294.
  12. , Т. Ю. Художественные приёмы Достоевского-портретиста («Униженные и оскорблённые») / Т. Ю. Ригина // Филологические науки. — 1983. — № 6. — С. 16−21.
  13. , Ф. Миросозерцание Достоевского / О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1991−1931 гг. — М., 1990/ - C.332−352.
  14. , В. И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского / В. И. Этов // Достоевский — художник и мыслитель.- М., 1976. — С. 318−321.
  15. , Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Н. И. Якушин. — М., 1998. — С. 54−58
Заполнить форму текущей работой