Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции фантастики в малой прозе Тургенева и Проспера Мериме

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введение. Аспекты художественной фантастики. Различие функций фантастики в романтизме и реализме 19 века. Список использованной литературы. Заключение. Элементы фантастики в «таинственных повестях» И. С. Тургенева. Функции фантастики в реалистической прозе И. С. Тургенева и П. Мериме3. 1. Приемы литературной мистификации Проспера Мериме. Художественные принципы реализма 19 века. Вклад И. С… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Аспекты художественной фантастики. Различие функций фантастики в романтизме и реализме 19 века
  • 2. Художественные принципы реализма 19 века. Вклад И. С. Тургенева и П. Мериме в реализм
  • 3. Функции фантастики в реалистической прозе И. С. Тургенева и П. Мериме
    • 3. 1. Приемы литературной мистификации Проспера Мериме
    • 3. 2. Элементы фантастики в «таинственных повестях» И.С. Тургенева
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Функции фантастики в малой прозе Тургенева и Проспера Мериме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представленная работа посвящена теме «Функции фантастики в малой прозе И. С. Тургенева и Проспера Мериме».

Актуальность данной темы определяется тем, что в отечественном и французском литературоведении недостаточно исследованы функции фантастики в реалистической прозе П. Мериме и И. С. Тургенева, мало исследованы типологические связи Мериме и русских писателей — на уровне диалога традиций.

В современной науке о литературе фантастическое определяется «как эстетическая категория, которая «устанавливает «пределы» и «правила» нарушения в искусстве законов объективного мира. Чаще всего понимается как нарушение пространства и времени, появление чудесных персонажей, магических предметов» .

В 1960;х годах разгорелись и не утихают до сих пор горячие споры о социальной и художественной природе фантастического метода, сформировалась новая область знания — фантастоведение, как раздел общего литературоведения и искусствознания. «Фантастоведение — наука, занимающаяся фантастикой (в широком понимании) в ее прошлом, настоящем и частично будущем, характером ее связей с остальной литературой, художественной культурой в целом и миром, охватывая не только литературный, но лингвистический, искусствоведческий и социально-философский аспекты» .

В Западной Европе и США фантастоведение давно и успешно развивается во всевозможных направлениях, в нашей же стране судьба науки о фантастике почти столь же драматична и противоречива, как и судьба самой фантастики.

В настоящее время как рациональная литература, она вводит читателя в круг самых общих, самых глубоких современных проблем, которые не входят в поле зрения иных видов художественной литературы, таких как место человека во вселенной, социальные и биологические перспективы развития человечества, сущность и возможности разума и тому подобное.

Как эмоциональной литературе, ей присуще свойство с огромной силой воздействовать на воображение человека… Фантастический элемент является катализатором, с помощью которого реакция читателя протекает особенно бурно. Широта и глубина мысли, усиленная эмоциональность — эти свойства фантастики привлекали выдающихся писателей на протяжении всей истории литературы.

Что привлекает читателей в этом жанре? Думается, то, что он является единственным и идеальным инструментом в литературе, который позволяет приблизиться к одной из главных проблем сегодняшнего дня — вторжение будущего в настоящее, обусловленное быстрыми темпами социального и технологического развития человечества за последнее время… Встреча с другими цивилизациями, генетические изменения, большой поток информации — все это стало реальными факторами бытия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. О художественных мирах. — М.: Сов. Россия, 1985. — 296 с.
  2. Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. -Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1990. — 637 с.
  3. Ю. Проспер Мериме — романист и новеллист/В кн.: Мериме П. Избранное. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 5−19.
  4. Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева)//Спасский вестник. — Тула, 2000. — Вып. 6. — 432 с.
  5. В.А. Реализм и художественная условность. — М., 2000. — 643 с.
  6. В. Проспер Мериме/В кн.: Мериме П. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 1. — М.: Правда, 1963. — С. 3−50.
  7. Жук А. А. Русская проза второй половины ХIХ века. — М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
  8. И.Л. Фантастические произведения И.С. Тургенева и П. Мериме: Сравнительно-типологический анализ: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Тверь, 1999. — 25 с.
  9. Ю. Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения». — М., 2006. — 264 с.
  10. Р. В глубь фантастического/Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб., 2006. — 354 с.
  11. Г. Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. — Тула, 2001. — 365 с.
  12. Ю.М. В школе поэтического слова. — М.: Просвещение, 1998. — 352 с.
  13. Ю. О принципах художественной фантастики//Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — 2000. — Вып. 284. — 243 с.
  14. В.А. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писателей: Проспер Мериме. — М., 2003. — 365 с.
  15. П. Избранное. — М.: Худож. лит., 1979. — 621 с.
  16. . П. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. — М.: Правда, 1983. — 304 с., ил.
  17. А.Б. Тургенев — новеллист. — Л., 1985.
  18. А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». — Л., 1982. — 376 с.
  19. Н.С. «Призраки». Неоконченная статья М.М. Ковалевского//Тургеневский сб. Вып. 2. — М., 1966.
  20. Н.С. Иван Сергеевич Тургенев/В кн.: Тургенев И. С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1988. — С 5−30.
  21. Г. О. Фантастическое допущение — мир фантастики. — М., 2007. — 432 с.
  22. Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева//И.С. Тургенев в современном мире. — М., 2000. — 437 с.
  23. С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  24. П.Г. И.С. Тургенев — художник слова. — Изд-во Московского ун-та, 1987. -304 с.
  25. И.С. Тургенев в русской критике: Сборник статей. — М.: Гослитиздат, 1953. — 579 с.
  26. И.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. — М.: Правда, 1968. — 512 с.
  27. И.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1988. — 847 с.
  28. В.А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 1986. — 396 с.
  29. Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 — 40-х гг. XIX века. — М., 2000. — 264 с.
  30. Я. Основные этапы развития русского реализма. — М., 1961. — 173 с.
  31. www.turgenev.ru
  32. www.merime.ru
  33. http://ru.wikipedia.org/
Заполнить форму текущей работой