Объективная оценка взаимоотношений национальной экономики с международной экономикой и их взаимовлияния может быть сделана с помощью платежного баланса страны. Имеющаяся методика его составления позволяет для всех стран делать международные сопоставления, оценивать мирохозяйственные связи в количественных показателях.
Вступление России в МВФ и другие международные экономические и финансовые организации, а также курс на достижение большей открытости экономики вызвали необходимость публикации платежного баланса РФ. Впервые он был составлен по методологии МВФ за 1992 г. С этого времени платежный баланс РФ регулярно составляется и публикуется (по расширенной номенклатуре и в аналитическом представлении).
Этим объясняется актуальность темы курсовой работы.
Платежный баланс (ПБ) построен на основе принципа бухгалтерского учета: каждая операция отражается дважды по кредиту одной статьи и дебету другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в эквивалентном обмене экономическими ценностями.
По своей сущности и функциональным задачам платежный баланс РФ рассматривается с двух позиций так называемое нейтральное представление, т. е. когда речь идет об основных его агрегатах, и аналитическое представление или его называют консолидированным платежным балансом, т. е. когда речь идет о детализированных компонентах. Можно сказать, что оба представления, т. е. нейтральное и аналитическое, дополняют друг друга: детализированные компоненты платежного баланса (аналитическое представление) расшифровывают основные агрегаты нейтрального представления, одновременно детализируя общую картину.
Цель курсовой работы рассмотреть суть платежного баланса и покажем его взаимосвязь с важнейшими категориями макроэкономики. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать теоретическое определение платежного баланса
2) Раскрыть структуру платежного баланса России
3) Показать возможности, формы и методы регулирования платежного баланса России
4) Провести анализ современного состояния платежного баланса России.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретическое понятие платежного баланса, значение, необходимость и возможности государственного регулирования, а также структура платежного баланса.
Во второй главе проанализирована структура платежного баланса России.
Для иллюстрации анализируемого материала использованы графики, таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
1.1 Понятие и сущность платежного баланса
Под платежным балансом понимается стоимостное обобщение всей суммы взаимосвязей национальной экономики с мировым хозяйством за определенный период, обычно за год. Хотя, разумеется, не все связи той или иной страны с остальным миром принимают стоимостную форму, тем не менее основной их объем может быть сведен к единой, а именно, стоимостной форме.
Будет ли страна расплачиваться валютой за ввозимые товары, получать валюту за вывозимые товары, брать кредиты и погашать внешнюю задолженность все эти поступления и платежи могут быть выражены в стоимостной форме. Выражение всей суммы экономических связей страны с другими странами в стоимостной форме позволяет привести их к общему знаменателю, который и является платежным балансом.
Иногда платежный баланс определяется как статистическое отражение всей суммы экономических операций данной страны с остальными странами за определенный период. Близко к этому и определение платежного баланса, как статистической системы, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени2.
Разница между этими определениями состоит в том, что в первом случае подчеркивается объективный характр положения страны в мировом хозяйстве в качестве одной из его составных частей и ее экономических связей с другими частями мировой экономики. Во втором упор делается на цифровое (статистическое) измерение и отражение сделок и операций, осуществляемых страной за определенный период.
При составлении платежных балансов используется принцип двойной записи. Таким образом, каждая сделка должна регистрироваться дважды, но с различными знаками. Поэтому итоговый баланс должен находиться в равновесии. Однако на практике это требование в ряде случаев не может быть соблюдено, прежде всего потому, что для составления баланса используются данные из различных источников. Вследствие этого приходится прибегать к особой статье «Ошибки и пропуски».
Поскольку платежный баланс состоит из нескольких разделов и подразделов, то по каждому разделу и подразделу наблюдается, как правило, активное или пассивное сальдо. Нулевое же сальдо по каждому разделу практически никогда не встречается.
При составлении баланса возникает ряд трудностей, связанных с необходимостью четкого определения следующих понятий: территория, резиденты и нерезиденты, операция (сделка; transaction) и цена, по которой она совершается, а также фиксация момента совершения операции (сделки).
Одной из первых проблем, которые приходится разрешать составителям платежных балансов, является определение территории государства или страны, подлежащей учету. Ясно, что в ряде случаев признанные политические границы не могут быть адекватными для составления платежных балансов. В стране могут быть территориальные анклавы других государств, например военные базы, посольства, консульства и т. д. Поэтому рекомендуется использовать понятие экономической территории страны. Под этим понимается географическая территория, на которую распространяется юрисдикция правительства данного государства. На экономической территории страны, включающей также воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, осуществляется свободное движение людей, товаров и капиталов. Если часть территории государства занимают острова, то они также считаются частью его экономической территории.
Экономическая территрия страны включает и территориальные анклавы в других странах (сюда относятся посольства, консульства, военные базы и т. п.).
Особым случаем с точки зрения составления платежных балансов является собственность международных организаций в той или иной стране. В соответствии с методологией, принятой в Системе национальных счетов (1993) и в Руководстве по составлению платежных балансов (МВФ, 1993), считается, что в этом случае они не должны считаться принадлежащими к экономической территории данной страны.
Немалые сложности возникают в связи с определением понятий резидентов и нерезидентов. В законодательстве разных стран эти понятия трактуются неодинаково. Для обеспечения единства подходов при составлении платежных балансов специалистами Международного валютного фонда предложен подход, принятый в Системе национальных счетов. В пятом издании Руководства МВФ по составлению платежных балансов (Balance of Payments Manual. IMF, 1993) отмечается, что критерии определения резидента не основываются на гражданстве или праве, хотя они могут быть сходными с критериями, используемыми во многих странах для определения резидентов в валютной, налоговой и иных сферах. Тем самым достигнута унификация понятий резидентов и нерезидентов в Системе национальных счетов и в названном Руководстве МВФ.
Главным критерием при определении резидентов и нерезидентов является установление центра экономического интереса участника операции (transactor). С этим связано и разграничение понятий границ страны с экономической и политической точек зрения.
Центр экономического интереса хозяйствующего субъекта расположен там, где он осуществляет в значительных масштабах экономическую деятельность и операции в течение года и более или намеревается делать это. В полном согласии с положениями Системы национальных счетов в Руководстве МВФ сказано, что период длиной в год не может считаться достаточно четким критерием и является не более чем ориентиром. В ряде случаев может быть принят и другой срок.