Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение результативности налогового контроля

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время следует отметить, что определенным специфическим содержанием обладает объект учета налогоплательщиков. На первый взгляд в силу особенностей деятельности налоговых органов по учету налогоплательщиков может показаться, что объектом в этом случае являются организации и физические лица, тем более что таково нормативное понимание объектов учета. Однако на самом деле сущность учетной… Читать ещё >

Повышение результативности налогового контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА Экономический факультет Кафедра учета и налогообложения КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: «Организация и методика налоговых проверок»

на тему:

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Автор работы студент НН-08−1

Коровина Л. А.

проверил Мишенина М.С.

Тюмень, 2012

Содержание ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Понятие и особенности налогового контроля

1.2 Предмет и объект налогового контроля

1.3 Формы и методы проведения налогового контроля

1.4 Виды налогового контроля

2. ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1 Проблемы налогового контроля

2.2 Оценка эффективности налогового контроля ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ В условиях экономического кризиса и роста угроз национальной безопасности государства в современных условиях возникает необходимость изучения проблемы организации и взаимодействия органов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России. Обобщение теоретических положений в области обеспечения экономической безопасности, оценка практики деятельности контрольных и правоохранительных органов, а также анализ динамики вызовов и угроз налоговой безопасности, позволяет отметить, что в основу трансформации государственных экономико-правовых отношений в сфере налогового контроля заложены факторы, оказывающие воздействие на развитие налоговой системы в Российской Федерации.

Налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Цель данной работы заключается в изучении теоретических основ повышения налогового контроля и повышения результативности налогового контроля.

В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— понятие, предмет и объект налогового контроля;

— формы и методы, а так же виды налогового контроля;

— оценка эффективности налогового контроля;

— пути повышение результативности налогового контроля.

Объектом курсовой работы является повышение результативности налогового контроля.

Предметом исследования выступает повышение результативности налогового контроля.

В процессе написания курсовой работы автором изучены труды различных исследователей налоги и налогообложение в России. Также использованы Налоговый Кодекс РФ, юридические консультации справочных систем, журналы, методические пособия, научные статьи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность исследования, поставлены цели и описана структура курсовой работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы налогового контроля, понятие, предмет, объект, формы, методы, и виды налогового контроля.

Вторая глава содержит анализ результативности налогового контроля, оценка эффективности налогового контроля и пути повышение результативности налогового контроля В заключении описаны основные выводы, сделанные исходя из поставленных задач курсовой работы.

Работа представлена на 30 страницах, содержит 1 рисунок, 1 таблицу, 21 использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Понятие и особенности налогового контроля Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, целям и задачам, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.

Определение налогового контроля указано в ст. 82: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом (далее НК).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК."[1]

В литературе предлагается несколько его вариантов налогового контроля. Так, А. В. Брызгалин определяет налоговый контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет .

По мнению О. А. Макаровой, под налоговым контролем следует понимать деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных НК, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах. [9, с. 75]

В приведенных определениях существо налогового контроля сводится к проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

К числу задач налогового контроля относятся:

1. неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

2. обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

3. предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей .

1.2 Предмет и объект налогового контроля По вопросу определения объекта налогового контроля и контрольной деятельности в научной литературе существуют самые различные мнения.

Если рассматривать налоговый контроль как деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение надлежащего поведения лиц по уплате налогов и сборов, то непосредственным объектом налогового контроля будут являться именно действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате (удержанию) налогов и сборов, а также по исполнению ими иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности и своевременности.

Подтверждением данного вывода служит тот факт, что уполномоченные субъекты налогового контроля своими требованиями воздействуют именно на поведение обязанной стороны, которая под влиянием этих воздействий совершает действия, направленные на исправление допущенных нарушений и на надлежащее исполнение своих налоговых обязанностей.

В то же время следует отметить, что определенным специфическим содержанием обладает объект учета налогоплательщиков. На первый взгляд в силу особенностей деятельности налоговых органов по учету налогоплательщиков может показаться, что объектом в этом случае являются организации и физические лица, тем более что таково нормативное понимание объектов учета. Однако на самом деле сущность учетной деятельности состоит в аккумулировании достоверной информации об организациях и физических лицах с целью последующего осуществления мероприятий налогового контроля. При таком походе к содержанию учета налогоплательщиков и согласно изложенной позиции объектом учета надлежит признать действия (бездействие) организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Что касается объектов конкретных мероприятий налогового контроля, то в этих случаях объект будет определяться характером того или иного конкретного контрольного действия. Например, в качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т. д. В последующем указанные действия получат свою правовую оценку в итоговом документе налоговой проверки — акте налоговой проверки, а затем и в решении налогового органа, принимаемого на основе рассмотрения результатов проверки.

Наряду с определением объекта налогового контроля весьма целесообразным является выделение в его структуре такого элемента, как предмет налогового контроля. Такое выделение представляется достаточно обоснованным в силу особой значимости предметов налогового контроля для оценки результатов контрольных мероприятий, установления фактов налоговых правонарушений и последующего возможного привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Необходимо исходить из научного представления о предмете как о том материальном носителе, который будет подвергаться исследованию в ходе контрольной деятельности. Вполне логично признать в качестве предмета контроля именно носителя информации о действиях обязанных лиц.

Таким образом, предложенный подход будет логически соответствовать:

во-первых, тому, что предметом должно являться конкретное основание, которое подлежит изучению в процессе контрольной деятельности уполномоченных органов; [6]

во-вторых, тому, что при понимании объекта налогового контроля как действий (бездействия) обязанных лиц предметы контроля будут характеризовать фактическое состояние объекта контроля [16, с. 68].

Подводя итог вышеизложенным рассуждениям, будем считать, что в качестве предметов налогового контроля выступают документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, его действиях (бездействии). То есть к предметам налогового контроля можно отнести договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации, счета-фактуры, компьютерную информацию и т. д.

Наиболее значимыми предметами мероприятий налогового контроля являются документы бухгалтерского и налогового учета, а также налоговые декларации, оформленные в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами. [12, с. 281 -282]

Бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств. Поэтому особую значимость будет иметь соблюдение установленных законодательством требований к оформлению того или иного вида документов, прежде всего по форме и наличию обязательных реквизитов.

1.3 Формы и методы проведения налогового контроля Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах.

Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

В настоящее время в ст. 82 НК устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:

— налоговые проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т. д.). [1]

Содержание контрольной деятельности и конкретная форма контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными контролирующими органами, т. е. форма существует в неразрывном единстве с методами контрольной деятельности.

Сама реализация контрольной деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля.

Метод обычно понимается как способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Кроме того, категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. [18, с. 89]

Как и при определении форм контроля, в отношении методов и методологии контроля также существует довольно большое многообразие точек зрения.

Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т. е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля. [17, с. 67]

Существуют различные методы налогового контроля, как-то:

1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т. д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Необходимо отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, органичном единстве. Поэтому при осуществлении контрольной деятельности в правовой форме налоговой проверки уполномоченные органы применяют проверку документов как прием или способ изучения реального состояния расчетов по налогам с бюджетом.

При этом проверка документов будет являться лишь одним из целого комплекса методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами при проведении своей контрольной деятельности в форме налоговых проверок.

Таким образом, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля.

Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов обязанных и уполномоченных лиц при осуществлении налогового контроля.

Тем не менее, эффективность отдельных мероприятий налогового контроля во многом будет зависеть от последовательности и сочетания применяемых при их проведении методов налогового контроля.

Поэтому налоговые органы разрабатывают различного рода методические рекомендации, содержащие указания по наиболее эффективному осуществлению тех или иных видов контрольных мероприятий.

1.4 Виды налогового контроля налоговый контроль плательщик сбор Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

Рисунок 1.1 Классификация налогового контроля

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный налоговый контроль предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций. Поэтому он позволяет предупредить нарушение законодательства о налогах и сборах. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен на выявление нарушений. Предварительным, по сути, является внутренний налоговый контроль, осуществляемый в организациях.

Текущий, или оперативный, контроль осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете. Примером оперативного контроля может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и табачной продукции на налоговых постах. [19. с, 83]

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени. Эта форма контроля осуществляется на основе анализа налоговых деклараций, отчетов и балансов. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в виде последующего контроля. Ведь в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексный контроль охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т. п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов, а в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. На это указывает документ, предназначенный для использования в практической работе налоговых инспекций.

В нем, в частности, предписывается осуществлять документальные проверки плательщиков налога на прибыль в соответствии с годовыми планами работы инспекций и квартальными графиками проверок, которые составляются по каждому участку работы. Внеплановые же, т. е. внезапные, проверки проводятся лишь в случае необходимости. [13, с. 55]

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка. По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок. Согласно ст. 88, 89 НК РФ камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными — проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо, больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. [1]

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для налогоплательщика налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный. Обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первоначальный и повторный. Первоначальным контролем являются контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок. Проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.

Исходя из источников получения данных, налоговый контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. [7, с. 196]

Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.

2. ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1 Оценка эффективности налогового контроля В настоящее время особо актуальна проблема оценки эффективности налогового контроля. Эффективность налогового контроля предполагает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом государства объема средств. На эффективность налогового контроля оказывают влияние такие факторы, как правильный выбор форм, методов (приемов) и видов налогового контроля. Рациональные их сочетания, которые позволяют с наименьшими затратами и в установленные сроки достигать результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в методиках проведения конкретных форм налогового контроля.

В настоящее время для оценки эффективности налогового контроля налоговые органы применяют в качестве основного показателя коэффициент общей эффективности, равный отношению суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:

Кэф = Вз / З, где Вз — сумма, взысканная из дополнительных начислений в расчете на одного работника;

З — сумма затрат на одного работника.

Исследование данного коэффициента позволяет сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то работа налоговых органов будет неэффективна. Поэтому он может применяться при оценке эффективности налогового контроля только в системе с другими показателями. [21, с 156]

Налоговыми органами для оценки эффективности налогового контроля разработана совокупность показателей.

Анализ соотношения численности специалистов инспекции, занимающихся основной деятельностью, и налогоплательщиков, состоящих на учете, проводится с помощью показателя нагрузки на одного специалиста Н = К / Ч · 100%,

где К — количество налогоплательщиков, стоящих на учете;

Ч — численность специалистов по основной деятельности. [4]

Для оценки количества проведенных проверок рассчитывается коэффициент охвата налогоплательщиков выездными проверками:

К0 = КП / К · 100%,

где К — количество налогоплательщиков, стоящих на учете;

КП — количество налогоплательщиков, которые проверялись в исследуемом периоде. При анализе данного показателя учитывается нагрузка на одного специалиста инспекции. Значение данного показателя рассматривается по отношению к значению аналогичного показателя предыдущего периода. [8, с. 260]

Для оценки нагрузки на одного работника налогового органа рассчитывается показатель количества проверок на одного сотрудника:

КПС = П / Ч · 100%,

где П — количество проведенных проверок;

Ч — численность специалистов по основной деятельности инспекции.

Последние два показателя необходимо использовать в совокупности с коэффициентом результативности проверок, который равен отношению количества проверок, в которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных проверок:

Кр = Р / П · 100%,

где П — количество проведенных проверок;

Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения. [20, с. 134]

При оценке результативности проверок используется также показатель результативности проверок на одного специалиста, который равен отношению количества проверок, в которых выявлены нарушения, к численности специалистов основной деятельности:

КРС = Р / Ч · 100%,

где Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения;

Ч — численность специалистов по основной деятельности.

Для оценки эффективности налогового контроля значение последних двух коэффициентов должно учитываться в совокупности со значением коэффициента охвата. Нельзя делать выводы об эффективном результате налогового контроля, когда при высоком коэффициенте охвата и высоком значении количества проверок на одного специалиста, может быть нулевой коэффициент результативности. Значение коэффициента результативности должно рассматриваться в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода. Снижение значения КПС не может являться прямым подтверждением снижения результативности налогового контроля в целом. [20, с. 68]

Другим показателем, используемым для оценки эффективности налогового контроля, является коэффициент взысканий, который равен отношению суммы, взысканной из доначислений, к сумме доначислений по результатам проверки:

Кв = В / Д · 100% ,

где В — сумма взысканий из суммы доначислений;

Д — сумма доначислений в результате проверки.

При анализе эффективности налогового контроля обычно используют значение данного показателя в сравнении с предыдущим периодом. [8, с. 260]

Для получения сопоставимых данных между инспекциями при анализе эффективности налогового контроля используют показатели доначислений на одного специалиста и на одну проверку и показатель взысканных сумм на одного специалиста и на одну проверку.

Следующим показателем, используемым для анализа эффективности налогового контроля является показатель удельного веса дополнительно начисленных сумм налоговых платежей к общему объему налоговых поступлений:

Куд = Д / С · 100% ,

где Д — сумма дополнительно начисленных платежей;

С — сумма поступивших налоговых платежей.

Вышеназванные коэффициенты оценки эффективности контрольной работы необходимо использовать системно и в динамике. [21, с. 139]

Система показателей оценки эффективности налогового контроля была бы неполной, если бы в нее не был включен коэффициент арбитражности, который равен отношению суммы недоимки, пени, установленной в арбитражном суде, к сумме недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по актам проверок:

К ар = Нар / Н пр ,

где Нар — сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном суде;

Нпр — сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по актам проверок. [20, с. 91]

Норматив коэффициента арбитражности равен 1.

Результат считается положительным, когда налоговые органы, предъявляя недоимку и пени, основывают свои требования на законных основаниях, которые признаются судом.

Как показывает практика, данный коэффициент обычно меньше 1. Основными причинами вынесения судами решений не в пользу налоговых органов можно назвать такие, как:

— различное толкование положений налогового законодательства налоговыми органами и арбитражными судами;

— неприменение закона, подлежащего применению;

— нарушение налоговым органом правил оформления ненормативных актов, в том числе актов проверок, решений, требований;

— неверное применение налоговыми органами норм материального права в ненормативном акте.

В целях повышения эффективности контрольной работы необходимо:

— обратить внимание на оформление материалов проверки и соответствие принимаемых решений требованиям действующего законодательства;

— применять меры ответственности к должностным лицам инспекции, действия или бездействие которых в установленном порядке признанны незаконными.

Коэффициент арбитражности может использоваться независимо от других показателей оценки эффективности. Данный коэффициент характеризует качество проведения контрольной работы.

Другим показателем, отражающим качество проведения проверок как основной формы налогового контроля может быть коэффициент проверяемости, равный отношению количества проверок, по результатам, которых суд вынес решения в пользу налоговых органов, к количеству проверок, в которых выявлены нарушения в результате налоговых проверок:

К п = И / Р ,

где И — количество проверок, по актам которых суд вынес решения в пользу налоговых органов;

Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения.

Предложенный показатель является показателем удельного веса некачественных проверок в общем числе проверок. Рост значения данного показателя является увеличением доли качественных проверок в общем количестве проверок. Причинами, влияющими на увеличение удельного веса некачественных проверок в общем числе результативных проверок, являются те же причины, которые влияют на уменьшение коэффициента арбитражности. [21, с. 170]

Обобщенно и систематизировано показатели оценки эффективности налогового контроля можно представить в таблице.

Таблица 1 Система показателей эффективности налогового контроля

Показатель

Характеристика показателя

А

Б

Н

Показатель нагрузки

Количество налогоплательщиков, стояхих на учете / численность специалистов налогового органа по основной деятельности

К0

Показатель охвата налогоплательщиков проверками

Количество налогоплательщиков, которые проверялись в отчетном периоде / количество налогоплательщиков, стоящих на учете

КПС

Количество проверок на одного специалиста

Количество проведенных проверок / Численность специалистов налогового органа по основной деятельности

Кр

Коэффициент результативности проверок

Количество проверок, в которых выявлены нарушения / Количество проверок

КРС

Показатель результативности проверок на одного специалиста

Количество проверок, в которых выявлены нарушения / Численность специалистов основной деятельности

Кв

Коэффициент взыскиваемости

У взысканий из суммы доначислений / У доначислений в результате проверки

Куд

Удельный вес доначисленных сумм в общей сумме поступлений

У дополнительных начислений / У всех поступлений в бюджет

Кэф

Показатель общей эффективности

У взысканий из дополнительных начислений на 1 специалиста / У затрат на одного специалиста

Кар

Коэффициент арбитражности

У недоимки, пени, установленных в арбитражном суде / У недоимки, пени предъявленная налоговыми органами по

А

Б

А

Б

актам

Кп

Коэффициент качества

Количество проверок, по результатам которых суд вынес решения в пользу налогоплательщиков / Общее количество налоговых проверок

2.2 Пути повышение результативности налогового контроля В целях обеспечения выполнения своей главной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства — налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование результативности действующих процедур контрольных проверок.

Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

1. наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей; [13, с. 51]

2. применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков; [16, с. 95]

3. использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы. [20, с. 27]

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России. Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ГНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как мы указывали выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок. [10, с. 15]

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе стояла цель: в изучении теоретических основ повышения налогового контроля и повышения результативности налогового контроля. В соответствии с поставленной целью и задачами нами была проанализирована учебная, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи в периодических журналах, по исследуемой проблематике.

Анализируя результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Важнейшим фактором повышение результативности налогового контроля является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

· системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

· использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

· форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

· увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

· повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

· проведение рейдов в вечернее и ночное время;

· проведение перекрестных проверок;

· использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, является повышение сознательности налогоплательщика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» Части первая и вторая [// http // www. consultant. ru]: с изм. и доп. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

2. Брызгалин А. В. Острые вопросы налогового контроля. — «Налоги и финансовое право», 2009, № 2, с. 15−20.

3. Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф. Налоговое право [Текст] Учебник. М.: Юристъ, 2009. — 223 с

4. Гурьянов Л. //Льготы и вычеты: различия и особенности применения// [Текст] Финансовая газета, 2010, № 19

5. Караваева И. В. Налогообложение в России начала ХХ века: этапы трансформации. [Текст] Финансы, № 8 — 2009 г.

6. Киреенко А. П. [Текст] Курс лекций по блоку учебных дисциплин по налогам и налогообложению под редакцией профессора А. П Киреенко, 2011 г.

7. Крутских В. Е. Теория налогообложения [Текст]: учебник/ В. Е. Крутских. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 350с.

8. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России [Текст]: учебное пособие/ Л. Н. Лыкова. — М.: Дело. — 2009. — 390 с.

9. Макарова К. С. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие. Часть 1 / О. В. Агабекян, К. С. Макарова. — М.: Издательский дом АТИСО, 2009. — 172 с.

10. Миллер, А.Е. и др. Налоги и налогообложение. [Текст] Учебное пособие / А. Е. Миллер. — Омск, 2008. 160 c.

11.. Муравлева Т. В. Налоги и налогообложение [Текст]: курс лекций / Т. В. Муравлева. — М.: Экзамен, 2009. — 318с.

12. Никаноров П. С. Посредническая деятельность: учет и налогообложение [Текст] М.: Налоговый вестник; 2008, 320с.

13. Никулкина И. В. Общая теория налогообложения [Текст]: учебное пособие / И. В. Никулкина. — М.: Эксмо, 2010. — 176 с.

14. Пансков В. Г. //Российская система налогообложения: проблемы развития// [Текст] М.: МЦФЭР, 20

15. Рашин А. Г. Налоги как показатель налоговой системы.// [Текст] Государство и право — 2008. — № 3.с.5−9.

16. Романовского М. В., Врублевской О. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие для вузов/ под редакцией Романовского М. В., Врублевской О. В. — 6-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2010. — 528 с.

17. Рукавишникова И. В., Науменко А. М., Пазюкова Н. В., и др. История финансового законодательства России [Текст]: учебное пособие И. В. Рукавишникова, А. М. Науменко, Н. В Пазюкова, и др. — М.: МарТ. — 2008. — 256 c.

18. Сокуренко В. В. Налоговая система РФ [Текст] учебное пособие под редакцией В.В. СокуренкоЭкзамен: Москва, 2008. — 211С

19. Шаталов С. Д. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы//[Текст] - М.:МЦФЭР, 2010

20. Шестакова Е. В. //Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики //[Текст] - «Юстицинформ», 2010 г.

21. Филина Ф. Н., Толмачев И. А. //Типичные ошибки при расчете налогов//[Текст] 2-е изд., перераб. и доп. — «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2009 г. — 428 С

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой