Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инструменты рынка ценных бумаг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Условиям эмиссии номинальная стоимость облигаций федерального займа с амортизацией долга погашается частями в определенные даты, которые установлены решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД. В погашении номинальной стоимости частями и заключается амортизация долга. При этом даты выплаты погашаемой части номинальной стоимости совпадают с датами выплат купонного дохода. Купонный доход… Читать ещё >

Инструменты рынка ценных бумаг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственные и муниципальные ценные бумаги

Неотъемлемым сегментом рынка ценных бумаг выступает рынок государственных и муниципальных ценных бумаг.

Выпуская долговые ценные бумаги, помимо цели финансирования дефицита госбюджета, обеспечения его сбалансированности и долговой устойчивости, государство в лице Минфина России преследует и другие цели:

  • • развитие и модернизацию инфраструктуры национального долгового рынка, расширение инвесторской базы, что способствует повышению ликвидности государственных долговых обязательств, возможности размещения на рынке значительных объемов на более выгодных для государства условиях (уменьшение стоимости заимствований и обслуживания госдолга);
  • • поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным ценным бумагам, которая рассматривается как один из ключевых индикаторов состояния финансового рынка, а также оптимизация структуры государственного внутреннего долга по срокам до погашения;
  • • поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории;
  • • повышение эффективности реализации программы заимствований путем поддержания регулярного взаимодействия с участниками рынка.

Ценные бумаги представляют собой основу и государственного внешнего долга. По состоянию на 1 января 2016 г., по данным Минфина России, в обращении находятся 11 видов государственных еврооблигаций, номинированных в долларах, евро и торгуемых на Лондонской и Люксембургской фондовых биржах (погашаются в период до 2043 г.).

Выпуская еврооблигации, Минфин России преследует следующие цели:

  • • сохранение присутствия России как ответственного суверенного заемщика на международном финансовом рынке, поддержание суверенных кредитных рейтингов РФ и постоянного доступа к ресурсам этого рынка, обеспечение роста доверия к российским долговым инструментам;
  • • повышение эффективности реализации программы заимствований путем поддержания регулярного взаимодействия с участниками рынка, расширения инвесторской базы по типу и географическому признаку, снижения средней доходности заимствований;
  • • установление более благоприятных ориентиров по доходности для российских корпоративных заемщиков, способствующих сокращению их издержек по привлечению долгового финансирования на международном финансовом рынке;
  • • формирование репрезентативной кривой доходности по заимствованиям РФ в долларах США и евро.

На региональном и муниципальном уровнях ценные бумаги также используются в целях финансирования дефицита госбюджета, погашения долговых обязательств. Это самый неликвидный сектор внутреннего долгового рынка. По данным Минфина России, его доля в общем объеме источников финансирования долга на 1 апреля 2016 г. составляет в среднем порядка 18% на региональном уровне и 3% на муниципальном уровне.

Крупнейшими региональными заемщиками в порядке убывания являются г. Москва, Красноярский край, Нижегородская область, Самарская область, Волгоградская область, Краснодарский край и др. Всего эмиссионное долговое финансирование в настоящее время используют 37 регионов, или 43% всех регионов страны (рассматриваются только публичные выпуски).

На муниципальном уровне крупнейшими заемщиками в порядке убывания являются г. Новосибирск, г. Волгоград, г. Томск, г. Казань, г. Краснодар и др. К публичному выпуску облигаций в период с 2004 по 2016 г. прибегали, по данным Интерфакс (проект «Rusbonds»)[1], порядка 27 муниципальных образований.

В целом рынок государственных и муниципальных ценных бумаг играет важную роль в финансировании государственного и местного бюджетов, поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.

Нормативная база

Закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Государственные ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, которые выпускаются от имени Российской Федерации или ее субъектов.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования местной администрацией.

Государственные ценные бумаги от имени Российской Федерации обычно выпускает Минфин России, от имени субъектов РФ — их органы исполнительной власти. Генеральным агентом по размещению, обращению и погашению выпусков является Банк России.

Обратите внимание!

В мировой практике часто муниципальные ценные бумаги рассматриваются как разновидность государственных ценных бумаг. В Российской Федерации муниципальные ценные бумаги не являются государственными.

Государственные и муниципальные ценные бумаги являются долговыми ценными бумагами и представлены преимущественно облигациями.

Эмиссия ГиМЦБ осуществляется в соответствии с Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг РФ раскрываются в Условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, которые разрабатываются на основе Генеральных условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, утверждаемых Правительством РФ, и оформляются нормативным правовым актом РФ.

В Условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг указываются вид ценных бумаг, сроки обращения, номинальная стоимость, размер дохода или порядок его расчета и другая информация.

Минфин России, являясь эмитентом государственных ценных бумаг, принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных ценных бумаг, руководствуясь Генеральными условиями и Условиями эмиссии.

Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг также раскрываются в Условиях эмиссии ценных бумаг и оформляются нормативным правовым актом субъекта РФ и правовым актом местной администрации.

ГиМЦБ по сравнению с корпоративными ценными бумагами имеют следующие особенности:

  • 1) являются низкорискованными или, что-то же самое, относительно высоконадежными, поскольку, с одной стороны, доходы государственного бюджета позволяют выполнять принятые обязательства в полном объеме и в установленные сроки, а с другой — государство, выполняя функцию эмиссии денег, в принципе не может быть банкротом;
  • 2) часто имеют льготное налогообложение всех видов доходов инвестора по этим ценным бумагам — как фактор поддержания спроса на них и обеспечения их ликвидности;
  • 3) являются ликвидным финансовым инструментом;
  • 3) характеризуются низкой доходностью, как правило, на уровне, не превышающем годовой темп инфляции.

В целом по сравнению с корпоративными ценными бумагами ГиМЦБ рассматриваются как эталон свободной от риска доходности (прежде всего кредитного риска) и альтернатива другим вложениям капитала. Льготное налогообложение доходов от операций с ГиМЦБ делает их привлекательным инвестиционным инструментом для организаций и населения.

В России государственные ценные бумаги РФ и субъекта РФ, а также муниципальные ценные бумаги могут выпускаться на срок менее одного года (краткосрочные ценные бумаги), на срок от 1 года до 5 лет (среднесрочные ценные бумаги). Долгосрочные государственные ценные бумаги выпускаются на срок от 5 до 30 лет включительно, а долгосрочные муниципальные ценные бумаги — на срок от 5 до 10 лет включительно.

ГиМЦБ обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, как и корпоративные ценные бумаги. В Российской Федерации биржевой рынок государственных ценных бумаг представлен на Московской бирже, СанктПетербургской валютной бирже (проводятся аукционы и вторичные торги облигациями субъектов РФ).

В структуре ГиМЦБ наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, выпущенные Российской Федерацией. Рассмотрим их подробнее.

С 1993 г. в России выпускались различные виды государственных ценных бумаг, государственные краткосрочные обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации государственного внутреннего валютного займа, казначейские обязательства, облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) с различными сроками и условиями выпуска и обращения.

В настоящее время на рынке обращаются среднесрочные облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), долгосрочные облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), среднесрочные и долгосрочные облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) и др.

Облигации федерального займа — это бездокументарные облигации, номинальная стоимость которых 1000 руб. Их выпуск начался с июня 1995 г. Сначала были выпущены облигации с переменным купонным доходом. После августа 1998 г. (кризиса государственных финансов) их выпуск был прекращен. Облигации с переменным купонным доходом — среднесрочные облигации, выпускались на срок от 1 года до 2 лет. Купонный доход по ним выплачивался один раз в квартал. В каждом купонном периоде использовалось свое значение купонной ставки, которое становилось известным (объявлялось Минфином России) за неделю до начала очередного купонного периода. В период с 1995 по 1998 г. значение купонной ставки зависело от текущей доходности ГКО.

В 1996 г. наряду с ОФЗ с переменным купоном в обращении появились ОФЗ с постоянным доходом. Купонный доход по ним выплачивался ежегодно и имел постоянное значение на все время обращения облигаций.

В 1999 г. были выпущены ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Их выдали в порядке новации владельцам государственных краткосрочных обязательств и облигаций федерального займа с переменным купоном, выплаты по которым были приостановлены в августе 1998 г. Срок их обращения колебался от 4 до 5 лет, купонный доход выплачивался один раз в квартал, ставка купонного дохода уменьшалась во времени (с 30% в первый год до 10% к концу срока).

Порядок эмиссии и обращения ОФЗ-АД определен приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга».

Облигации федерального займа с амортизацией долга являются именными купонными государственными ценными бумагами номинальной стоимостью 1000 руб. Они могут выпускаться на срок от 1 года до 5 лет (среднесрочные ценные бумаги) и на срок от 5 до 30 лет (долгосрочные ценные бумаги). Их владельцы имеют право на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и периодически выплачиваемого купонного дохода.

Согласно Условиям эмиссии номинальная стоимость облигаций федерального займа с амортизацией долга погашается частями в определенные даты, которые установлены решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД. В погашении номинальной стоимости частями и заключается амортизация долга. При этом даты выплаты погашаемой части номинальной стоимости совпадают с датами выплат купонного дохода. Купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости в установленном порядке.

Летом 2015 г. началось размещение облигаций федерального займа с индексируемым номиналом. Согласно приказу Минфина России от 22 мая 2015 г. № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом» номинальная стоимость ОФЗ-ИН подлежит индексации в соответствии с индексом потребительских цен РФ. Облигации федерального займа с индексируемым номиналом — именные, документарные, купонные, среднесрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги. Их владельцы имеют право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода, определяемого на основе постоянной ставки процентов (2,5% годовых) от номинальной стоимости. Купонный доход выплачивается по полугодиям. Номинальная стоимость облигации при размещении составляет 1000 руб. В последующие даты и до даты погашения она индексируется с учетом динамики индекса потребительских цен на товары и услуги по РФ.

Одним из традиционных инструментов государственных внешних заимствований являются суверенные еврооблигации.

Обратите внимание!

Еврооблигации могут эмитировать не только правительства стран, но и банки, международные организации, национальные и транснациональные корпорации.

Надо заметить, что приставка «евро» в настоящее время не имеет содержательного наполнения, а является данью традиции, поскольку первые еврооблигации появились в Европе.

К особенностям еврооблигаций, в том числе суверенных, относят:

  • • их обращение вне национального рынка валюты, в которой они деноминированы;
  • • размещение на рынках нескольких стран среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта, как правило, является иностранной, с привлечением международного синдиката андеррайтеров;
  • • организованный, внебиржевой характер рынка еврооблигаций с установившимися на рынке правилами и стандартами;
  • • являются ценными бумагами на предъявителя, выпуск оформляется глобальным сертификатом;
  • • доходы по ним выплачиваются, как правило, без удержания налогов в стране эмитента;
  • • крупные размеры сделок на рынке еврооблигаций (в среднем 1—2 млн долл.);
  • • эмитенты должны получить международный рейтинг и пройти листинг на ведущей международной бирже, в частности на Лондонской фондовой бирже;
  • • являются инструментом международного финансового рынка, участниками которого выступают институты с высоким международным рейтингом.

Регулирование рынка еврооблигаций осуществляет Международная ассоциация рынка капитала (International Capital Market Association — ICMAy, которая была создана в 2005 г. Расчеты по сделкам с еврооблигациями и хранение ценных бумаг осуществляются через структуры Euroclear[2][3][4] и ClearstreamA в качестве центральных депозитариев, оказывающих депозитарно-клиринговые услуги.

Выпуск Россией еврооблигационных займов связан с присвоением стране в октябре 1996 г. ведущими рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s[5], Moody’s[6] долгосрочных кредитных рейтингов ВВ-, Ва2, соответственно дающих статус суверенного заемщика. России присвоили оценки, которые ставили ее, но уровню кредитного риска в один ряд с Мексикой, состояние финансового рынка которой традиционно считалось значимым индикатором рынка долгов развивающихся стран.

Первый выпуск еврооблигаций России был осуществлен в ноябре 1996 г. на сумму 1 млрд долл., сроком обращения — пять лет, ставкой купонного дохода — 9,25%, выплачиваемого, но полугодиям. В дальнейшем еврооблигации были выпущены и в других иностранных валютах.

  • [1] Статистика по российским облигациям // Интерфакс, Русбондс, 2014. URL: http://www.rusbonds.ru.
  • [2] Официальный сайт ICMA. URL: http://www.icmagroup.org.
  • [3] Официальный сайт Euroclear. URL: https://www.euroclear.com/en.html.
  • [4] Официальный сайт Clearstream. URL: http://www.clearstream.com/clearstream-en.
  • [5] Официальный сайт Standard & Poor’s. URL: http://www.standardandpoors.com.
  • [6] Официальный сайт Moody’s. URL: https://www.moodys.com.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой