Финансовое хозяйство имеет достаточно четкую территориальную форму организации, основу которой составляют финансовые центры. Предмет «финансовые центры» вполне может занять центральное место в современной финансовой науке. Финансовые центры — это не просто скопление финансовых учреждений в городах, но и пристанище слухов, прихоти, увлечений, творчества, безрассудных поступков и трат, сочетаемых с расчетливостью, трезвостью, бережливостью и повышенным прагматизмом. Как все это отражается на обороте капитала, его цене и формах движения и, конечно, механизмах перераспределения? Какие условия необходимы для того, чтобы города не столько потребляли капитал для своих нужд, сколько производили его избыток, привлекали извне и распределяли для обеспечения экономического роста? Какой механизм необходим для этого? На эти вопросы ответы находятся в данной главе.
В целом финансовые центры можно представить в виде территориально обособленных коллективно действующих финансовых посредников. Таким образом, понятие «финансовое посредничество» распространяется не только на соответствующую отрасль, но и территориальные образования, в рамках которых функционируют соответствующие финансовые посредники и сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая их развитие.
Среди распорядителей капитала в XVII—XVIII вв. выделялся Париж, в XIX в. — с небольшими перерывами Лондон, а с XX в. — Нью-Йорк. Во второй половине прошлого века вернулась слава Лондона, и в системе мирового капитала видное место занял Токио, а в новом веке — Гонконг и Сингапур. Наряду с основными центрами выделяются новые и так называемые офшорные финансовые центры, которые занимают особые позиции в финансовом хозяйстве.
Данная глава предназначена помочь понять причины и показать пути, способы и условия географической локации финансового капитала и становления ключевых территориальных узлов финансовых систем.