Перспективы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства
К 2030 г. по долгосрочным прогнозам Министерства экономического развития, в экономике будут работать 7,7 млн субъектов малого, среднего и индивидуального предпринимательства, в том числе 5,4 млн чел. индивидуальных предпринимателей. В этом секторе будет занята треть экономически активного населения. Во многих странах Западной Европы на долю малого бизнеса приходится более половины ВВП… Читать ещё >
Перспективы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В силу особой значимости малого и индивидуального предпринимательства вопросы их финансовой поддержки, в том числе на государственном уровне, являются приоритетом макроэкономической политики.
К 2030 г. по долгосрочным прогнозам Министерства экономического развития, в экономике будут работать 7,7 млн субъектов малого, среднего и индивидуального предпринимательства, в том числе 5,4 млн чел. индивидуальных предпринимателей. В этом секторе будет занята треть экономически активного населения. Во многих странах Западной Европы на долю малого бизнеса приходится более половины ВВП, а в некоторых и 70−80%.
Многие полезные меры государственной политики уже реализованы. Существенно (со 102 до 49) сокращено количество лицензируемых видов деятельности, введен принцип бессрочного действия лицензии. С 2009 г. реализуется так называемый закон о малой приватизации, предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. В результате свыше 32 тыс. малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. Срок действия закона будет продлен, малым предприятиям будут предоставлены дополнительные льготы по выкупу помещений.
В государственную поддержку входят и меры, направленные на стимулирование спроса на продукцию малых предприятий со стороны государства. С 2005 г. не менее 10% государственных заказов должно размещаться у субъектов малого предпринимательства. А с 2014 г. государственные и муниципальные заказчики обязаны будут размещать у малых предприятий не менее 15% общего годового объема закупок. В настоящий момент объем государственных и муниципальных заказов составляет около 15% ВВП. Таким образом, за счет дополнительного квотирования малые предприятия получают доступ к значительным объемам государственных средств.
На поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в 2011 г. было выделено 20,8 млрд руб., в 2012 г. — 27,5 млрд руб.
Финансовая поддержка средних предприятий включает субсидирование процентной ставки по кредитам, компенсацию расходов на приобретение оборудования. Основная финансовая поддержка в форме субсидий и грантов для начинающих предпринимателей, с момента регистрации которых прошло не более двух лет, могла бы дополняться мерами, применяемыми в отношении малого и среднего бизнеса, например, возмещением местными властями до 50% затрат на приобретение основных средств (кроме легковых транспортных средств), организацию и оснащение рабочих мест, приобретение сырья. В Москве предпринимателям, получавшим кредиты в российских банках на развитие и модернизацию производства, государство субсидирует часть банковского процента. Возможна и частичная компенсация затрат по договорам финансовой аренды (лизинга).
В структуре малого бизнеса преобладает торговля — 85−90% и по количеству занятых, и по числу предприятий. Между тем опережающими темпами должен расти малый бизнес в производственной сфере, особенно в инновационных секторах. Для этого необходимы системная поддержка в виде инновационных грантов, помощь в выходе на биржу.
В план правительственной поддержки малого бизнеса на 2014−2016 гг. включаются следующие меры. Это расширение программы кредитования малого и среднего бизнеса через пул банков из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 100 млрд руб. Условие вхождения банков в пул — предоставление семилетних кредитов по ставке не более 10% годовых. Важной мерой является и создание в дополнение к системе региональных гарантийных фондов Федерального гарантийного фонда на 30 млрд руб. под эти кредиты. Третья составляющая плана — льготы малому и среднему бизнесу по страховым социальным взносам в виде рассрочки в повышении ставок с 2016 до 2026 г. по 1% в год и двухлетний мораторий на повышение ставок в 2014—2015 гг.
В долгосрочном плане важными являются:
- • снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты МСП от избыточных административных барьеров;
- • расширение мер имущественной поддержки субъектов МСП, в частности, дальнейшее упрощение процедуры выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;
- • увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки МСП — кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и др.;
- • упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры и пр.