Американизация" как явление современной культуры
Нельзя отрицать, что контроль над рынком СМИ американских и транснациональных корпораций растет год от года и по ряду причин является поводом для беспокойства. Однако это само по себе не может быть удовлетворительным объяснением американизации современной культуры, ведь мы почти ничего не знаем о социальном, психологическом, эмоциональном и эстетическом восприятии культурного материала… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Многообразие культур
- Глава 2. Американская культура
- Заключение
- Список литературы
Культура необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние.
Все человеческие достижения имели свою цель или цели. Мир культуры является миром ценностей. Что такое ценность? Каждую культуру можно представить себе как — набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной иерархии. Ценность представление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.
Впрочем, американизация современной культуры началась задолго до того, как культура США стала предметом экспорта. Чтобы процесс американизации начался в других культурах, он должен был сначала совершиться в самом американском обществе. Иначе говоря: процесс культурных преобразований, обозначаемый сегодня понятием американизация, начался отнюдь не в результате вывоза американской культуры в годы после Второй мировой войны, а гораздо раньше, на рубеже веков, с возникновением новой городской культуры развлечений. Первой жертвой американизации стала сама американская культура. В ней начался интенсивный поиск культурных форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Поэтому кинематограф, телевидение, но в особенности популярная музыка, выступают движущей силой американизации современной культуры.
Целью данной работы является изучение культуры США. Для этого ставятся следующие задачи:
Рассмотрение исторического аспекта становления культуры США.
Дать определение «американизации» — как явлению современной культуры.
Глава 1. Многообразие культур
Факт множественности культур на Земле, во всей истории человечества и в современную эпоху, кажется, признают все культурологи, однако делают из этого далеко не однозначные философские
выводы. Так, одни культурологи считают правомерным говорить о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разновеликих величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета какие-то культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно богатые и плодоносные, а какие-то, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.
Многие культурфилософы, в том числе русский философ II.Я. Данилевский, немецкие философы О. Шпенглер, В. Шубарт, обосновывали идею равенства всех культур. Шпенглер, как известно, критиковал европоцентристское воззрение, согласно которому можно игнорировать историю Китая или считать недостойной внимания культуру майя. Говоря об автономности культур, он подмечал, что «эти культуры, живые существа высшего порядка, растут совершенно бесцельно, как цветы на поле». Разумеется, при отсутствии иерархии культур они тем не менее могут заслонять друг друга. «Феномен отдельных культур, следующих друг за другом, вырастающих одна подле другой, соприкасающихся, заслоняющих и подавляющих друг друга, исчерпывает все содержание истории».
Научное изучение культур, религий и цивилизаций других континентов имело на Западе длительную и прочную традицию. На протяжении веков Европа знакомилась и осваивала достижения других обществ, в немалой степени находя в них для себя недостающие элементы либо через романтическое бегство от буржуазной повседневности, либо для мистических восхождений на вершины духа. В XIX и XX вв. шло интенсивное знакомство с различными незападными культурами, прежде всего в их «классическом» виде, изучение священных текстов памятников и т. д. Складываются различные школы общих и региональных востоковедческих исследований. Доминирующее значение в этих исследованиях получила сравнительно-историческая компаративистика. В огромном количестве работ по философии, религии, этике, эстетике, политической культуре, художественной культуре, науке и т. д. В них было содержательно раскрыто своеобразие куьтуры, специфика достижений сопоставимых обществ в соответствующих сферах.
Исторически европоцентризм формировался как культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад, является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки.
В качестве конкретных проявлений европоцентризма Гвардини рассматривает крестовые походы и путешествия, приведшие к великим географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны. С его точки зрения, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность.
Со временем экономические, политические и культурные связи средневековой Европы с остальным миром начали резко ослабевать, а важнейшим фактором духовной и политической жизни стало христианство. В этот период Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Однако возвеличивание Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Предполагалось, что западная культура некогда вобрала в себя все ценное, что мог дать Восток. Более того, сложилась гипотеза о том, что кочевые индоевропейские народы на заре истории вторглись из Центральной Азии в Китай, Индию и на Запад. Встреча разных культур и породила будто бы европейскую цивилизацию, обогащенную контактом различных религий.
Список литературы
- Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский; Предисл. А. Н. Леонтьева; Коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова; Общ. ред. В. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.- 573 с.
- Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособ.- М.: Гардарики, 2001.- 336 с.
- Ерасов Б.С. Социальная Культурология: Пособ. для студентов высш. учеб. заведений.- 2-е изд., исправ. и допол.- М.: Аспект Пресс, 1996.-591 с.
- История мировой культуры (мировых цивилизаций).- 2-е изд., допол. и перер.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544 с.
- Моисеев Н. Информационное общество: Возможности и реальность // Политические исследования. — 1993. — № 3.- С. 13.
- Флак У. Похитители культуры? Над миром витает призрак «американизации» / Уинфред Флак // День.- 2002.- № 46.- С. 4.