Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансы малого предпринимательства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности в каждой отрасли, комплексе народного хозяйства, регионе России, предпринимательской структуре. Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Сущность и критерии малого предпринимательства
  • Организация финансов малого предприятия
  • Способы государственной поддержки малого предпринимательства
  • Расчетная часть
  • Заключение
  • Список литературы

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60−70 процентов ВНП.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

В данной курсовой работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и критерии малого предпринимательства, организация финансов на малом предприятии и формы его (предприятия) государственной поддержки.

Сущность и критерии малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет очень существенную роль в экономике страны. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Рисунок 1. Динамика малого предпринимательства в РФ

Из рисунка видно, что после 2001 года начался резкий подъем в сфере малого предпринимательства, количество предприятий возросло на 60 тыс. ед. В настоящее время положительная динамика этого процесса продолжает, и на 1 января 2008 года зарегестрировано уже более 1,5 млн. малых предприятий.

Сущность малого предпринимательства заключается в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки.

Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Однако средняя численность персонала предприятия является не единственным критерием отнесения предприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показатели как: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.

В Европейском Союзе с 1 января 1995 года к малым предприятиям относятся предприятия, имеющие:

 число занятых работников до 50 человек;

 годовой оборот менее 4 млн евро;

 сумму баланса менее 2 млн евро.

Могут также применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Комиссией ЕС предложены следующие критерии отнесения фирм к малым:

 число занятых работников не должно превышать 100 человек;

 размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых работников не превышало 100 человек.

В настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации:

 в уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

 доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%;

 средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, в строительстве, на транспорте 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек; в остальных отрслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.

Средняя численность работников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В городе Москве установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

 район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта произведенной ими продукции (работ, услуг) может выходить за указанные границы;

 они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;

 среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть: в промышленности, в строительстве 200 человек и меньше; в других отраслях сферы материального производства 100 человек и меньше; в отраслях непроизводственной сферы 60 человек и меньше.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства.

Малое предпринимательство имеет свои особенности и следущие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Имеется также гораздо более существенная возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности. Особенности, связанные с капиталом:

 более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;

 относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Наряду со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями функционирования малого предприятия:

 более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;

 большая зависимость от крупных компаний;

 ошибки в управлении собственным делом;

 слабая компетентность руководителей;

 повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

 трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

 неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:

 Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

 Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

 Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

 Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

 Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных организациях;

 Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

 Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

 Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

 Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

 Активизация научно-технического прогресса;

 Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

 Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

 Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Организация финансов малого предприятия

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

 предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т. д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся «за широкой спиной» объединения;

 предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых ршений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста себе дороже.

Финансы малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Способы государственной поддержки малого предпринимательства

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

 Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

 Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

 Лекарственных препаратов и медицинской техники;

 Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

 Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Следует заметить, что государственные органы власти в некоторых субъектах федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (не менее 15% от общего объема поставок).

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

 Приоритетное развитие малого предпринимательства не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

 Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И. Хакамады около 50 млн. человек.

 Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

 Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса.

Первое поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не уплачивает налоги и находится в «серой» экономике.

Второе реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от уплаты налогов.

Третье сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.

Четвертое стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес.

Приведем две классификации функций государственного регулирования предпринимательства.

Таблица 1. Функции государственного регулирования предпринимательства

по И. Н. Герчиковой [3, с. 9294]

№ Функция и ее содержание

1 Организации: законотворчество; создание и обеспечение организационно-правовой основы предпринимательской деятельности; создание благоприятных условий функционирования всех рыночных механизмов; создание и обеспечение организационной основы хозяйственной деятельности; организация деятельности по борьбе с коррупцией, взяточничеством, уголовной преступностью, незаконным бизнесом и другими негативными явлениями, отрицательно влияющими на предпринимательскую деятельность; организация и финансирование исполнительных органов власти государственного аппарата, осуществляющего функции регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом; организация и управление государственной собственностью

2 Контроля: соблюдение правовых норм и законодательства о предпринимательской деятельности; контроль развития процессов на макроэкономическом уровне, внешнеэкономических связей, контроль исполнтельных органов власти

3 Координации: осуществление деятельности, направленной на согласование и обеспечение мер и средств регулирования на трех уровнях: конкурентно-рыночном; частномонополистическом и государственном

4 Руководства макроэкономикой: деятельность государства, направленная на обеспечение макроэкономической стабильности, оптимизацию структуры экономики, стимулирование экономического роста, обеспечение основ социально-экономического развития, управления объектами государственной собственности

5 Содействия развитию предпринимательства: оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их хозяйственной деятельности

Таблица 2. Функции государственного регулирования предпринимательства

по В. Е. Савченко [5, с. 142 157]

№ Функция и ее содержание

1 Формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности в каждой отрасли, комплексе народного хозяйства, регионе России, предпринимательской структуре

2 Формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей

3 Создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства

4 Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию

5 Формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства (в переходный период к смешанной экономике)

6 Обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства

Из приведенных таблиц видно, что, с одной стороны, предпринимательство распространяется и как бы слиается с экономикой в целом (поскольку есть и макроэкономика, и политика охраны окружающей среды). С другой стороны наблюдается сильное взаимное пересечение с рынками инноваций, инвестиций, труда и др., в регулировании которых также велика роль государства. Например, С. А. Кузнецова и В. Д. Маркова пишут в своей книге «Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции»: «Являясь непременным участником национальной инновационной системы, государство выполняет следующие важные функции:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и разработки.

2. Координация инновационной деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инноваций.

4. Создание правовой базы инновационной деятельности.

5. Институциональное обеспечение инновационных процессов.

6. Формирование инфраструктуры рынка инноваций.

7. Кадровое обеспечение инноваций.

8. Регулирование направленности инноваций" [4, с. 3644].

По мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в России должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития МСП (малое и среднее предпринимательство), в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. И можно полностью согласиться с выводом: «Везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение» [6, с. 119].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N88-ФЗ от 14.06.1995 г.
  2. А.А., Самсонов Н. Ф., Бурмистрова Л. А. и др. Управление финансами (финансы предприятий). М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002.
  4. С.А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
  5. В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000.
  6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  7. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002.
  8. http://www.minfin.ru (Официальный сайт Министерства финансов РФ).
Заполнить форму текущей работой