Финансы малого предпринимательства
Формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности в каждой отрасли, комплексе народного хозяйства, регионе России, предпринимательской структуре. Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Сущность и критерии малого предпринимательства
- Организация финансов малого предприятия
- Способы государственной поддержки малого предпринимательства
- Расчетная часть
- Заключение
- Список литературы
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60−70 процентов ВНП.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.
В данной курсовой работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и критерии малого предпринимательства, организация финансов на малом предприятии и формы его (предприятия) государственной поддержки.
Сущность и критерии малого предпринимательства
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет очень существенную роль в экономике страны. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.
Рисунок 1. Динамика малого предпринимательства в РФ
Из рисунка видно, что после 2001 года начался резкий подъем в сфере малого предпринимательства, количество предприятий возросло на 60 тыс. ед. В настоящее время положительная динамика этого процесса продолжает, и на 1 января 2008 года зарегестрировано уже более 1,5 млн. малых предприятий.
Сущность малого предпринимательства заключается в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки.
Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Однако средняя численность персонала предприятия является не единственным критерием отнесения предприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показатели как: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.
В Европейском Союзе с 1 января 1995 года к малым предприятиям относятся предприятия, имеющие:
число занятых работников до 50 человек;
годовой оборот менее 4 млн евро;
сумму баланса менее 2 млн евро.
Могут также применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Комиссией ЕС предложены следующие критерии отнесения фирм к малым:
число занятых работников не должно превышать 100 человек;
размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых работников не превышало 100 человек.
В настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации:
в уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%;
средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, в строительстве, на транспорте 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек; в остальных отрслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
Средняя численность работников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В городе Москве установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта произведенной ими продукции (работ, услуг) может выходить за указанные границы;
они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;
среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть: в промышленности, в строительстве 200 человек и меньше; в других отраслях сферы материального производства 100 человек и меньше; в отраслях непроизводственной сферы 60 человек и меньше.
Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства.
Малое предпринимательство имеет свои особенности и следущие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Имеется также гораздо более существенная возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности. Особенности, связанные с капиталом:
более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Наряду со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями функционирования малого предприятия:
более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
большая зависимость от крупных компаний;
ошибки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:
Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных организациях;
Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
Активизация научно-технического прогресса;
Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Организация финансов малого предприятия
С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:
предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т. д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся «за широкой спиной» объединения;
предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.
В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.
На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:
1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых ршений;
2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста себе дороже.
Список литературы
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N88-ФЗ от 14.06.1995 г.
- Володин А.А., Самсонов Н. Ф., Бурмистрова Л. А. и др. Управление финансами (финансы предприятий). М.: ИНФРА-М, 2004.
- Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002.
- Кузнецова С.А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
- Савченко В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
- Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002.
- http://www.minfin.ru (Официальный сайт Министерства финансов РФ).