Разработка ролевой концепции
Внедрение процессно-ориентированного управления в компании предполагает создание так называемой ролевой концепции процессного управления. Это документ, в котором описываются бизнес-роли по управлению процессами и формулируются требования к ним, включая их ответственности и полномочия, а также взаимосвязь с должностями, принятыми в компании. Эти бизнес-роли имеют отношение как к выполнению… Читать ещё >
Разработка ролевой концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бизнес-роль — это некая виртуальная позиция, предполагающая ответственность за некоторый набор операций, логически связанных между собой и имеющих определенный результат, а также установленный уровень полномочий, позволяющий эту ответственность реализовывать.
Бизнес-роль может присваиваться сотруднику в определенной (не всегда прямой) зависимости, а иногда и вне зависимости от его должности. В свою очередь одна должность может сочетать в себе несколько бизнес-ролей. Например, руководитель подразделения может выполнять роль эксперта в проекте, редактора внутреннего печатного издания, члена совета директоров и т. д.
Каждая бизнес-роль предполагает наличие соответствующих компетенций, знаний, умений и навыков, связанных с ее выполнением, а также полномочий. Как компетенция, так и полномочия проистекают из сущности той работы, которая определена для данной бизнес-роли.
Компетенция — это знания, умения и навыки, приобретаемые сотрудниками или совершенствуемые посредством развивающих мероприятий — тренингов, инструктажа, самообразованием и т. п. Уровень компетенции персонала — ключевой фактор в контексте результативности бизнес-процесса и качества его результатов.
Полномочия — это права, закрепленные за должностным лицом, позволяющие реализовывать определенные функции, процессы и мероприятия в зоне его ответственности.
Внедрение процессно-ориентированного управления в компании предполагает создание так называемой ролевой концепции процессного управления. Это документ, в котором описываются бизнес-роли по управлению процессами и формулируются требования к ним, включая их ответственности и полномочия, а также взаимосвязь с должностями, принятыми в компании. Эти бизнес-роли имеют отношение как к выполнению процесса, так и к управлению процессом. К таким ролям, прежде всего, относятся владелец процесса и участники процесса. Роль участника процесса понятна — это исполнитель функций в рамках процесса. Это рядовой сотрудник, который как выполнял свои функции, так и будет, скорее всего, их выполнять, но в контексте процессного подхода он становится не просто исполнителем, а участником процесса.
В ситуациях, когда компания управляется традиционно, но начинает первые проекты по совершенствованию бизнес-процессов (одногодвух), еще преждевременно говорить о создании ролевой концепции процессного управления на уровне компании. Но обязательно нужно разработать ролевую концепцию для тех бизнес-процессов, которые включены в проект по совершенствованию.
Набор бизнес-ролей формируется на этапе создания Концепции и уточняется при описании процессов «как должно быть», когда вместо должностей, связанных с выполнением определенных функций, вводятся бизнесроли. При этом создается список, называемый «библиотека бизнес-ролей», куда по мере описания процессов заносятся вводимые бизнес-роли. В эту библиотеку могут входить как уже существующие бизнес-роли, так и вновь введенные. В «нулевом» варианте все бизнес-роли вводятся вновь. После того как описание бизнес-процессов или их частей закончено, проводится анализ библиотеки бизнес-ролей на предмет их возможного укрупнения. Роли, участвующие в процессах, должны быть ассоциированы с должностями в организационной структуре компании, при этом могут быть введены должности, отсутствующие в штатном расписании.
Описание бизнес-ролей, их полномочий и компетенций фактически означает разработку ролевой концепции измененных процессов. Для этого необходимо произвести следующие действия:
- 1) составить перечень бизнес-ролей, требуемых для выполнения функций в рамках измененных бизнес-процессов;
- 2) определить компетенции и полномочия для каждой бизнес-роли из этого списка. Это делается путем анализа операций (или процедур при более укрупненном описании процессов), выполняемых отдельной бизнес-ролью. Для получения полного перечня операций, выполняемых бизнес-ролью, используются модели бизнес-процессов: после определения перечня функций, выполняемых ролью, формируется перечень всех компетенций и полномочий, требуемых для выполнения этих функций. Далее на основе сформированного перечня проводится анализ, в рамках которого нужно ответить на вопросы (рис. 6.26):
- • Какие полномочия необходимы для выполнения данной операции (или процедуры)?
- • Узаконены ли эти полномочия в рамках организации?
- • Какие компетенции необходимы для выполнения той или иной операции?
По результатам такого анализа формируется перечень специфических полномочий и компетенций, требуемых для выполнения отдельных операций, исполняемых бизнес-ролью, а также полномочия и компетенции более общего характера, относящиеся в целом к данному процессу и предполагаемым изменениям в нем;
3) По результатам анализа процессов необходимо разработать модели компетенции и полномочий каждой бизнес-роли. Такие модели, например, в виде таблицы, формируют библиотеку бизнес-ролей компании (табл. 6.12).
Рис. 6.26. Выделение полномочий и компетенций бизнес-ролей
Таблица 6.12
Пример описания бизнес-ролей руководителя отдела по управлению персоналом
Наименование бизнесроли | Полномочия | Компетен ции | Процедура (для справки) | Процесс верхнего уровня (для справки) |
Руководитель отдела кадров (роль). | Полномочия по согласованию документов по приему на работу. | Знание трудового права РФ. | Оформление кандидата на постоянную работу. | Управление персоналом. |
Ответственный за кадровое делопроизводство. | Полномочия по проверке документов кандидата при приеме на работу. | Знание трудового права РФ. | Управление персоналом. |
Довольно новым для многих компаний является введение ролей, связанных с управлением бизнес-процессами. Например, в процессе, кроме роли владельца, может быть роль координатора функционального направления, а также куратора процесса (он же может быть назван в литературе «заказчиком» или «контролером процесса»). Участники процесса, в свою очередь, могут иметь и другие специфические роли в зависимости от того, чем они занимаются в рамках процесса. В табл. 6.13 приведены описания основных ролей.
Таблица 6.13
Бизнес- роли | Функции по управлению процессом | Ответствен ность | Полномочия |
Владелец. | Планирует деятельность по процессу и ресурсы для достижения целей и получения результатов процесса. Осуществляет оперативное управление реализацией процесса (оперативное планирование, контроль, анализ, принятие решений). Формирует сводную отчетность по реализации процесса. Управляет структурой процесса, в том числе осуществляет моделирование, мониторинг, анализ, совершенствование и внедрение изменений в процессе. | За достижение целей (КПР) процесса и за исполнение планов и бюджетов в части своего процесса. За соблюдение функциональных политик в процессе. За достижение целевых характеристик процесса. | Определять потребности в ресурсах, необходимых для достижения целей (КПР) процесса. Определять требования к входам процесса. Отдавать распоряжения участникам процесса и требовать их исполнения (относится ко всем участникам независимо от их положения по организационной структуре). Принимать решения по изменениям в процессе. Изменять регламент процесса. |
Бизнес- роли | Функции по управлению процессом | Ответствен ность | Полномочия |
Куратор (Заказчик, Контролер). | Устанавливает цели и показатели результатов процесса. Контролирует достижение целей и результатов процесса. Принимает решения по корректировке целей и показателей результатов процесса. | За согласованность целей процесса с целями компании. | Утверждать планы деятельности по процессу. Утверждать отчетность по реализации процесса. Согласовывать или утверждать изменения в процессе и его регламентах. |
Участник. | Выполняет отдельные функции в рамках процесса. | За выполнение функций, установленная Владельцем процесса. | Инициировать мероприятия по совершенствованию процесса. |
Существует длинный список опциональных ролей, возникающих, когда компания становится реально процессно-ориентированной, и в управление необходимо вводить позиции, связанные непосредственно с реализацией процессной системы управления, а также с работами по описанию, анализу, совершенствованию, внедрению, аудиту процессов, которые выполняются на постоянной основе. Об этом более подробно рассказано в гл. 7.