Корпоративный путь развития системы профессиональной этики
Следует подчеркнуть, что современная теория экономического развития компании ставит профессиональную этику на один уровень с проблемой оптимизации бизнес-процессов. Оптимизируя бизнес-процессы, а не функции, менеджеры исходят их того, что: стоимость создается не в функциональных подразделениях, а в бизнес-процессах, создающих внутренние и внешние продукты, имеющие ценность; потери времени, сил… Читать ещё >
Корпоративный путь развития системы профессиональной этики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для российских компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, весьма актуальна реализация письма Банка России.
«О Кодексе корпоративного управления»[1]. При этом необходимо учитывать, что положения Кодекса корпоративного управления не носят обязательного характера. Кодекс корпоративного управления — это уже не только документ, разъясняющий наилучшие стандарты соблюдения прав акционеров и способствующий их реализации на практике, но и действенный инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее долгосрочного и устойчивого развития.
В Кодексе корпоративного управления основной акцент сделан на следующем: права акционеров, в том числе рекомендации по использованию электронных средств для участия в голосовании и получения материалов собрания, а также по защите дивидендных прав акционеров; выстраивание эффективной работы совета директоров — определение подходов к разумному и добросовестному исполнению обязанностей членов совета директоров, определение функций совета директоров, организация работы совета директоров и его комитетов; уточнение требований к директорам, в том числе к независимости директоров; рекомендации по выстраиванию эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля; и др.
Следует заметить, что одним из примеров потребности в кодексе поведения в области бизнеса явился принятый несколько лет назад на Всемирном русском народном соборе Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании[2].
Важную роль этичного ведения бизнеса играют также кодексы этики (поведения), которые разрабатываются в компаниях и корпорациях.
Корпоративный путь развития системы профессиональной этики весьма извилист и тернист. Всегда ли применимы общие моральные нормы к специфическим областям деятельности личности, общества, государства? Однозначный ответ может быть верен, если уточнены и конкретизированы условия. Например, применима ли заповедь «не убий» к сотрудникам специальных служб, освобождающих заложников от террористов? Конечно, нет.
Не может быть сомнений в моральности службы в армии, защиты Отечества с оружием в руках. Вместе с тем, и в армии, и на войне ряд действий может быть осужден законом или с этической точки зрения. В частности, допустимы ли пытки пленного для получения сведений о противнике?
Существующая воинская этика, понятия чести, доблести, достоинства и т. п. аргументированно помогают ответить на многие вопросы. Но всегда ли можно однозначно ответить на вопрос: «Все ли то морально, что законно, и все ли то аморально, что незаконно?» Всегда ли можно быть нравственным, живя согласно нравам своей страны? Всегда ли моральную ценность поступка можно оценивать тем, что он совершен из чувства долга?
В жизни каждого человека бывают мгновенья, которые меняют миропонимание, мироощущение, меняют самого человека. Идя по жизни, меняется человек, не меняются лишь вечные ценности: Добро, Любовь, Вера, Верность, Сострадание, Честь, Достоинство, Правда …
Этических проблем много в медицине, в журналистике, в торговле и в других областях профессиональной деятельности. Следует заметить, что к числу одних из лучших книг по этике бизнеса следует отнести известную книгу Ю. Ю. Петрунина и В. К. Борисова[3]. Авторы весьма удачно адаптируют разнообразный теоретический и практический материал к российским условиям.
Этика — столь ценный экономический фактор — сегодня, к сожалению, используется неэффективно. Если этический фактор в развития корпорации присутствует, то корпорация получит весомый импульс своего качественного развития.
Многие люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под воздействием условий, существующих в корпорации, в которой они работают. Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной корпорации, которую называют корпоративной этикой.
Вначале необходимо определить понятия и определения, чтобы вкладывать одинаковый смысл в одно и то же понятие.
Для справки
Этика изучает философские доводы «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.
Мораль — социальный институт, состоящий из стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Мораль — то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения. Мораль — совокупность правил (что есть хорошо и что есть плохо), передаваемых из поколения в поколение внутри какой-либо культуры.
Школа утилитаризма утверждает, что поведение является моральным тогда и только тогда, если оно не ведет к большему ухудшению положения кого-либо, чем могло бы быть при другом варианте поведения.
Кантианская школа утверждает: «Никогда не рассматривай другого как средство достижения твоих собственных целей».
Регулируют поведение человека нс только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и другие факторы. Мораль регулирует все сферы жизнедеятельности человека. Но мораль не всесильна, о чем свидетельствуют негативные факты жизнедеятельности личности, общества и государства.
Сложившаяся система профессиональной этики сотрудников компании может быть подкреплена документально, например, кодексом профессиональной этики.
Нельзя забывать о совершенствовании корпоративной культуры в целом, в том числе в процессе: достижения стратегических целей компании; создания новой стоимости продуктов и услуг, новой стоимости компании; реализации инвестиционных проектов, реорганизации системы управления проектами; реализации бизнес-процессов и их оптимизации; изменения организационной структуры; создания новой системы мотивации и компенсации; и др.
Вспомним семь принципов ведения дел в России, разработанных российскими предпринимателями в 1912 г.
- 1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
- 2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
- 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
- 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
- 5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
- 6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело, но плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
- 7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности[4].
Кратко, но емко. Однако, разработав и подписав кодекс профессиональной этики компании, никто не гарантирует возможные факты его нарушения. В настоящее время кодексы корпоративной этики внедряются во многих российских компаниях, однако из-за сложностей исполнения они зачастую остаются формальной декларацией.
По-видимому, большинство сотрудников убеждены, что в целях соблюдения собственных интересов необходимо следовать этическим нормам и брать на себя ответственность в ходе любой деловой деятельности. Только честное сотрудничество с партнерами по бизнесу, властными структурами и общественностью, с акционерами, а также с сотрудниками обеспечит устойчивое и непрерывное развитие компании.
Содержание кодекса должно отражать стремление сотрудников соблюдать общие для всей компании этические нормы и поддерживать такую рабочую атмосферу, которая способствовала бы честности, взаимному уважению и открытости. В кодексе должно быть указано, каким требованиям должен отвечать сотрудник.
До начала разработки и принятия Кодекса целесообразно ответить на ряд вопросов.
- 1. Для чего мы вводим в действие настоящий кодекс?
- 2. Какие задачи позволит решить кодекс?
- 3. На кого распространяются требования кодекса?
- 4. Кто принял этот кодекс?
- 5. Когда кодекс вступит в действие?
- 6. Как будет обеспечиваться соблюдение сотрудниками требований кодекса?
Корпоративный путь развития системы профессиональной этики весьма тернист, но, пройдя его, можно идти дальше по пути устойчивого развития компании.
Перефразируя мысли китайского философа Чжуан-Цзы, можно утверждать, что природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить, но только изменения к лучшему являются постоянной константой жизнедеятельности человека.
В первом ряду изменений должны быть изменения в системе оплаты труда, если она не мотивирует, а морально разлагает коллектив своей уравниловкой. К чему мы придем, если будем: поощрять вне связи с достижением конкретных результатов труда; привлекать сотрудников к несвойственной им деятельности; перегружать лучших работников; насаждать информационную закрытость; занижать потенциал работников; допускать расхождение между словами и делами; ориентироваться не на профессионалов, а на лояльных сотрудников; туманно формулировать задачи; давать невыполнимые и бесполезные задания; проявлять неспособность перейти от модели «приказ-исполнитель» к модели управления «согласованных интересов»?
Важнейший аспект работы — создание атмосферы, когда сотрудники уверены, что соблюдение кодекса профессиональной этики, вклад в конкретные результаты компании и структурного подразделения, любая полезная инициатива: укрепление имиджа компании; идея, улучшающая работу и т. д.; будут материально и морально поощрены.
Следует подчеркнуть, что современная теория экономического развития компании ставит профессиональную этику на один уровень с проблемой оптимизации бизнес-процессов. Оптимизируя бизнес-процессы, а не функции, менеджеры исходят их того, что: стоимость создается не в функциональных подразделениях, а в бизнес-процессах, создающих внутренние и внешние продукты, имеющие ценность; потери времени, сил и денег на стыках между функциональными подразделениями в бизнес-процессах достигают 90% и более; оптимизация бизнес-процессов и профессиональной этики позволяет повысить эффективность работы и создаваемую стоимость в десятки раз.
Менеджеры компании, разрабатывая и реализуя стратегию развития компании, корпоративный кодекс этики и систему корпоративной социальной ответственности, внедряя систему противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию на руководство компании и ее сотрудников, проводят реинжиниринг корпоративной культуры[5].
- [1] Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06−52/2463 «О Кодексе корпоративного управления «. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/common/letters/2014/inf_apr_ 1014. pdf (датаобращения: 28.10.2015).
- [2] Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. URL: http://www.mospat.ru/archive/page/church-and-society/30 427.html (дата обращения: 28.10.2015).
- [3] Петрунин /О. /О., Борисов В. К. Этика бизнеса: учеб, пособие. 4-е изд., перераб. и доп.М.: ТК Велби: Проспект, 2010.
- [4] Семь принципов ведения дел в России (1912 г.). URL: http://www.kpp-russia.ru/club/dokumenty/sem-principov-vedeniya-del-v-rossii-1912;g/ (дата обращения: 09.07.2016).
- [5] Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса; Блюм М. А, Герасимов Б. И., Молоткова II В. Этика деловых отношений. М.: Профессиональное образование, 2009; Лучко М. Л. Этика бизнеса — фактор успеха. М.: Эксмо, 2006; и др.