Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Результаты опроса предпринимателей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вспоминая о начале своего предпринимательского пути, некоторые респонденты говорили, что начинали бизнес, не будучи практически подготовленными к этой профессиональной деятельности. Вот что рассказала П. Н. Ким: «Когда я начинала работать, в первую очередь нам не хватало маркетинга, способности быстро и четко изучать рынок». Кузнецова О. Г.: «Юридических знаний не хватало. Основы ведения бизнеса… Читать ещё >

Результаты опроса предпринимателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда мы приступили к работе над учебником «Основы бизнеса» весной 2014 г., экономическая ситуация в России была нестабильной. Настроения предпринимателей и платежеспособный потребительский спрос колебались, индекс предпринимательской уверенности падал, политические события и девальвация рубля заставляли задуматься о перспективах бизнеса в Российской Федерации. В этот момент мы обратились непосредственно к предпринимателям и провели опрос специально для этого учебника. Общее впечатление от общения с респондентами — люди высказывают зрелые и взвешенные суждения, переосмысляют свой бизнес, ищут ресурсы для преодоления кризиса, отказываются от переноса ответственности за свои ошибки на государство, конкурентов, тяжелое экономическое положение или что-то еще, надеются на лучшее, дают советы начинающим.

Представители бизнеса — это интереснейшие собеседники, готовые делиться своим опытом с молодым поколением. Чтобы сделать учебник максимально приближенным к жизни, актуальным и интересным для начинающих предпринимателей мы решили, как говорят исследователи, «выйти в ноле»: опросили представителей малого и среднего бизнеса и экспертов по специально составленной анкете[1]. Живой разговор с предпринимателями стал увлекательной частью работы над учебником, и мы спешим поделиться с читателями результатами опроса. Мы надеемся, в этом параграфе, как и во всем учебнике, передать читателям атмосферу профессиональной дискуссии с опытными и начинающим представителями бизнеса в России, которые вдохновляют окружающих своими успехами в непростых экономических условиях 2014 г.

За период с марта по ноябрь 2014 г. нами было опрошено 33 предпринимателя из шести регионов России, одна предпринимательница из Латвии, работающая в том числе на российском рынке, а также два эксперта в сфере развития бизнеса в России: председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Э. И. Качаев и доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), а также руководитель российской части международного исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», кандидат экономических наук О. Р. Верховская. Таким образом, у нас собралось 36 заполненных анкет и стенограмм наших бесед с предпринимателями и экспертами (транскриптов записей интервью).

В учебнике мы обильно цитируем участников опроса. В тексте указываются фамилии тех респондентов, которые не стали сохранять анонимность.

Отбор участников для опроса происходил на базе сети личных и профессиональных контактов авторов учебника, научного руководителя проекта профессора Е. Н. Ветровой и участников рабочей группы, созданной в СПбГЭУ. Критерием отбора респондентов был успешный опыт пред;

принимательства в России. География опроса включает шесть российских, в основном северо-западных, регионов (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Екатеринбург, Архангельская область, республика Коми) и латвийский город Ригу. В опросе почти поровну были представлены как женщины, так и мужчины. Возраст предпринимателей мы не выясняли, поскольку в данном опросе был важен стаж в бизнесе (рис. 1.2), а не физический возраст, но фактически разброс по возрасту опрошенных получился значительным — примерно от 25 до 60 лет.

Стаж в бизнесе участников опроса, годы.

Рис. 1.2. Стаж в бизнесе участников опроса, годы.

Итак, большинство участников опроса — это зрелые предприниматели со стажем в бизнесе 18—22 лет, пережившие в своем деле уже не один экономический кризис в России. В 1990;е гг. в бизнес первыми направились мужчины, но очень скоро к ним присоединились женщины, и сейчас в бизнес-сфере в России представлены и те, и другие. Отрасли, в которых работают респонденты, были разделены на четыре части: торговля (33%), услуги (33%), производство (28%) и строительство (6%).

В ходе опроса мы комбинировали два способа получения ответов на вопросы анкеты. Первый из них представлял собой личное интервью, которое записывалось во время беседы с предпринимателем, после чего стенограмма (транскрипт записи беседы) высылалась участнику на проверку. Так были записаны 77% интервью, все они проходили на русском языке. 12 интервью были проведены О. С. Бобровой лично. 23% участников не смогли дать личное интервью представителю нашей рабочей группы, поэтому они отвечали на наши вопросы письменно — ответы этих респондентов были присланы авторскому коллективу, после чего в некоторых случаях часть вопросов дополнительно прояснялась в последующей переписке.

Особенности самоидентификации предпринимателей в России таковы, что до сих пор не все из них хорошо воспринимают название своей профессии — предприниматель (бизнесмен). По-нашему мнению, так все еще проявляются последствия идеологической пропаганды советского времени, направленной против капитализма и называвшей предпринимателей презрительно «дельцами», «спекулянтами» и т. п.

Вспоминая о начале своего предпринимательского пути, некоторые респонденты говорили, что начинали бизнес, не будучи практически подготовленными к этой профессиональной деятельности. Вот что рассказала П. Н. Ким: «Когда я начинала работать, в первую очередь нам не хватало маркетинга, способности быстро и четко изучать рынок». Кузнецова О. Г.: «Юридических знаний не хватало. Основы ведения бизнеса в России нужно знать начинающим». Большинство опрошенных нами успешных бизнесменов не имели в начале своей предпринимательской карьеры экономического образования, но они видели потребность в определенных товарах (услугах) и решились открыть свой бизнес. Иногда бизнес вырастал из увлечения, из любимого хобби. Никто из опрошенных не потерпел в бизнесе полного краха, хотя трудностей на пути предпринимателям пришлось преодолеть немало. Несколько респондентов уже имели опыт продажи собственного бизнеса. Будем надеяться, что их пример вдохновит сегодняшних начинающих предпринимателей, будет способствовать решимости последних начать свое дело в России.

Масштаб бизнеса участников опроса не превышает размеров среднего предприятия кроме одного случая — в прошлом один из опрошенных был акционером и менеджером крупного российского предприятия. Подавляющее большинство участников — представители малого бизнеса. Мы уверены, что именно опыт малого предпринимательства будет полезен начинающим бизнесменам и студентам.

В ходе опроса мы спросили предпринимателей об отношении общества к бизнесу в России. Вот наиболее яркий ответ. Д. А. Пащенко из г. Северодвинска (в бизнесе уже 19 лет, строительство) сказал: «Когда бизнес только начинался, предпринимателей было мало, соответственно отношение в обществе к ним было поляризовано — от резко негативного (воры, хапуги) до практического признания за ними статуса чуть ли не небожителей. Ровное и спокойное отношение было, в основном, только со стороны таких же, как ты. Со временем, с увеличением числа самих предпринимателей, отношение меняется уже с терпимого в сторону более положительного. К тому же, в последнее время, на роль „воров и хапуг“ вышли чиновники, так что маски сменились»1. Авторы не разделяют все высказывания и мнения респондентов, но мы считали необходимым не смягчать подлинные выражения предпринимателей для обеспечения достоверности изложения результатов опроса.

Ни один из респондентов не заметил ухудшения отношения к собственному бизнесу и вообще к предпринимателям в России. Более 47% опрошенных признали, что отношение общества к бизнесу улучшилось за последние годы, в то время как четверть респондентов не заметили изменений. 27% респондентов не дали ответа на этот вопрос. В целом взаимозависимость бизнеса и общества в России становится уже очевидной, и можно говорить, что слой предпринимателей в нашем обществе сформировался и получил общественное признание.

Уровень жизни предпринимателей отличается от среднего уровня жизни в соответствующих регионах России. По данным международного многолетнего проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства»[2][3] в 2013 г., в России наблюдался один из наиболее значительных разрывов в оценке своего благополучия предпринимательской частью населения и непредпринимательской1. Несмотря на трудную экономическую ситуацию представители бизнеса в нашей стране, особенно имеющие значительный опыт в своем деле, гораздо более удовлетворены своей жизнью — доходами, творческой работой, балансом между трудовой и личной жизнью, чем рядовые граждане, т. е. качество жизни предпринимателей в нашей стране выше. Отмечается, впрочем: «Межстрановое сравнение уровня удовлетворенности жизнью показало, что во всех типах экономик предприниматели более удовлетворены жизнью, чем непреднринимательская часть населения»2.

Мы спросили наших респондентов: нравится ли им заниматься бизнесом в целом и что конкретно приносит им счастье/радость в их повседневной деятельности? Свыше 86% признались, что им нравится заниматься бизнесом — некоторые респонденты эмоционально отвечали на этот вопрос: «Я не представляю своей жизни без своего дела», «Это моя любовь, моя страсть», «Бизнес — это моя жизнь, без нее уже жить не могу», «Бизнес — это весело!». Ни один из опрошенных не сказал, что собственный бизнес ему не нравится. Трое отметили нейтральное отношение. Двое заметили, что если бы была возможность заниматься тем же самым, но на другой работе (например, в качестве наемного сотрудника), они, возможно, сменили бы род занятий. Таким образом, большинство наших респондентов нашли свое призвание — им нравится заниматься бизнесом.

Ответы на открытый вопрос о том, что именно приносит предпринимателям радость в бизнесе, получились весьма разнообразные. Мы обобщили все ответы, объединив их в семь групп (категорий). В табл. 1.4 приведены группы ответов и распределение по ним ответов респондентов. Поскольку каждый отвечавший обычно выдвигал несколько тезисов в ответ на этот вопрос нашей анкеты, естественно, количественные итоги превышают число участников опроса.

Таблица 1.4

Распределение ответов респондентов на вопрос «Что именно приносит вам счастье/радость в бизнесе?».

Группа ответов респондентов.

Число ответов.

Доля ответов, %

Ощущение нужности клиенту (покупателю), востребованности. Доверие, партнерство. Общение с людьми, полезный результат для людей, благодарность покупателей. Предприниматель доволен тем, что покупатель получил желаемое.

21,1.

Творческий аспект бизнеса: разработка и воплощение новой стратегии, поиск решения нетривиальных задач, реализация собственных идей, профессиональное самовыражение, созидатсльность бизнеса.

22,5.

  • 1 Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013. СПб: Высшая Школа Менеджмента, 2014. С. 45.
  • 2 Там же.

Окончание табл. 1.4

Группа ответов респондентов.

Число ответов.

Доля ответов, %.

Успех. Радость от достижения целей, от преодоления трудностей. Возможность воплотить мечту. Чувство, что предприниматель находится «на своем месте». Статус, уважение окружающих*.

22,5.

Независимость, самостоятельность, собственное планирование рабочего времени, активность, предпринимателю нравится «быть в гуще событий». Свобода

14,1.

Доход, который позволяет жить комфортно. Получение прибыли. Стабильность и рост компании**.

12,7.

Высокий уровень ответственности и риска.

1,4.

Нравится бизнес в целом!

5,6.

* Например, одна из предпринимательниц рассказала: «Также испытываю очень много положительных эмоций, когда люди восхищаются тем, что женщина занимается „мужским делом“ — продажей инструмента».

** Так, респондент с 18-летним стажем в бизнесе отметил: «Чем меньше работаю и больше получаю, тем больше мне нравится моя работа».

Как видно из табл. 1.4, самым популярными группами ответов стали включающие следующие моменты: творчество в бизнесе, решение сложных задач, радость от достижения поставленных целей, успех в бизнесе, возможность воплотить мечту. Многие предприниматели радуются своей востребованности в обществе, тому, что им удается честно отрабатывать те средства, которые они получают от потребителей. Респонденты также ценят свободу и независимость, которую им дает бизнес.

Интересное наблюдение высказала наш эксперт О. Р. Верховская: «Многим нравится заниматься бизнесом. Те, кто мотивирован в бизнесе нс прибылью, более счастливы. Им приносит радость тот факт, что у него (нее) была идея — и он (она) воплотил (а) эту идею в жизнь, что-то новое и интересное было создано»[4].

Прекрасным результатом нашего исследования стало выявление социальной ответственности малого бизнеса — предприниматели, несмотря на значительные риски в своей деятельности, проявляют ответственность перед обществом. Вот пример одного из ответов: «В своем производстве мы используем только качественное сырье. Стараемся минимизировать отходы. По мере расширения внедряем бережливое производство. Более того, мы следим за тенденциями в хлебопекарной промышленности, да и в образе жизней наших потребителей, стараемся приблизиться к диетическому и витаминизированному производству хлебобулочных изделий». С. П. Козлова, генеральный директор Завода КП, отметила: «Мы стараемся сохранить профессионалов, которые уже в возрасте, но обладают уникальными знаниями и навыками. Эти люди у нас в приоритете, их мнение по техническим проблемам — самое авторитетное. Мы всегда к своим сотрудникам относимся внимательно, гибко в решении их нерабочих проблем». Также были получены и свидетельства благотворительности, сотрудничества со школами, высшими образовательными учреждениями и т. д.

Конечно, на сегодняшний день в России существует ряд трудностей для осуществления предпринимательской деятельности. Бизнес — это далеко не легкий путь в жизни, и начинающие предприниматели должны это хорошо осознавать и готовиться преодолевать препятствия. Вот перечень трудностей в бизнесе, которые были названы нашими респондентами:

  • • дорогие кредиты;
  • • низкая культура потребления1;
  • • низкая культура поведения на рынке, ведения конкурентной борьбы, низкая квалификация лиц, принимающих решения, во многих экономических сферах;
  • • нестабильность;
  • • отсутствие равных условий для всех участников экономического процесса;
  • • потеря престижа профессии;
  • • информационно-коммуникационные трудности.

Говоря о трудностях, некоторые опытные предприниматели сразу намечали возможные пути решения проблем, в частности коммуникативных: «Люди не понимают свои задачи. Люди боятся спрашивать. Страх из-за непрофессионализма. Человек должен быть поощрен. Даже просто интерес должен быть поддержан»[5][6]. Здесь предприниматели с проблем бизнеса, как такового, уже переключались на проблемы управления. Напомним, что, хотя предприниматель и менеджер — это разные профессии, предпринимателю часто приходится выступать, в том числе в роли менеджера.

Также подчеркнули и то, чего не хватает предпринимателю в России сегодня. В части личных качеств, по мнению опытных бизнесменов, многим начинающим не хватает воли, решительности. На уровне институциональных условий ведения бизнеса не хватает «внятной государственной политики», государственной идеологии, поддержки бизнеса со стороны государства, политической и экономической стабильности, независимости от чиновников, которые могут препятствовать бизнесу. Одна из респонденток отметила: «Социальному предпринимателю не хватает активности населения»[7]. Выявлен недостаток специальных знаний — предпринимателям даже с экономическим образованием не хватает знаний международной торговли, навыков управления персоналом и др. В настоящий момент во многих отраслях не хватает платежеспособного спроса.

Что касается советов начинающим предпринимателям от опытных бизнесменов, то самым распространенным ответом на этот вопрос был следующий: «Не бойтесь! Дерзайте, действуйте, достигайте своих целей в бизнесе». Семь предпринимателей подчеркнули необходимость «все просчитать», прежде чем начинать свое дело: хорошо продумать свою экономическую модель, пройти подготовку, тщательно и ответственно спланировать бизнес. Респонденты также подчеркивали необходимость быть гибким, развиваться, реагировать на запросы внешней среды, учиться всю жизнь. Для первого шага был дан следующий совет: «Попробуйте чтонибудь продать!».

Трое респондентов считают, что основное правило предпринимательства — любить свое дело, действовать в соответствии со своим призванием.

Наиболее важными ресурсами бизнеса предприниматели считают умение мотивировать сотрудников, собственное и командное трудолюбие, самомотивацию предпринимателя, репутацию созданного бизнеса.

С полными результатами анализа всех ответов респондентов читатели могут ознакомиться в трех статьях в журнале «Российское предпринимательство»1, также студенты и все желающие могут обратиться непосредственно к транскриптам опроса в электронной библиотечной системе «» на странице учебника (36 транскриптов интервью, из которых удалены личные сведения респондентов).

В завершение данного параграфа отметим, что собранные нами в 2014 г. интервью тридцати четырех предпринимателей и двух экспертов, по нашему мнению, представляют определенный интерес для исследователей — социологов и экономистов, а также для студентов, которые хотят услышать «живой голос» представителей современного российского бизнеса и воспринять их опыт. Мы совершенно согласны с профессором А. Н. Олейником, который сказал: «Вторичное использование качественных данных может предполагать повторение исследования, в рамках которого эти данные были собраны. Новый пользователь тогда стремится ответить на те же исследовательские вопросы, которые были сформулированы в ходе первичного исследования… В этом случае появляется возможность оценки надежности интерпретации качественных данных собравшим их исследователем, под которой понимается достижение сходных результатов действующими независимо друг от друга исследователями, если они применяют одинаковые процедуры интерпретации. Вопрос о надежности представляется ключевым при обсуждении качественных данных и методов исследования и основным предметом критики со стороны „количественников“»[8][9].

Упомянутое повторное исследование мы предлагаем провести студентам и другим читателям настоящего учебника.

  • [1] 2 Анкету опроса и транскрипты интервью без указания личных данных респондентов можнонайти в электронной библиотечной системе издательства «» на странице учебника.
  • [2] Интервью с Д. А. Пащенко в июне 2014 г., Северодвинск Архангельской области.
  • [3] См.: Global Enterpreneurship Monitor. URL: www.gemconsortium.org.
  • [4] Интервью с кандидатом экономических наук, доцентом Высшей школы менеджментаСПбГУ О. Р. Верховской 15 мая 2014 г., Санкт-Петербург.
  • [5] Например, «Заказчик не умеет четко сформулировать техническое задание» (интервьюс И. Н. Дариенко 1 октября 2014 г., Санкт-Петербург).
  • [6] Там же.
  • [7] Интервью с О. Грачёвой 12 августа 2014 г., Санкт-Петербург.
  • [8] Боброва О. С., Ковалева А. С. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): цели и мотивы // Российское предпринимательство.2015. № 15; Их же. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатамопроса 2014 года): счастье и ответственность, инновационная деятельность // Российскоепредпринимательство. 2015. № 16; Их же. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): ресурсы, трудности и советы начинающим // Российское предпринимательство. 2015. № 17.
  • [9] Олейник А. II. Сбор, агрегирование и обработка качественных данных // Социс. 2014.№ 5(361). С. 124.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой