Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государтсв
Принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними); Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие безопасности государства и ее обеспечение
- 2. Президент РФ как Гарант безопасности государства
- 2. 1. Правовой статус Президента РФ
- 2. 2. Особенности полномочий Президента по обеспечению безопасности
- 3. Президент РФ и другие органы обеспечивающие безопасность государства
- Заключение
- Список использованных источников
В настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности государства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этой сфере.
В данной работе рассматриваются полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности.
Об актуальности этой темы свидетельствует следующее то, что безопасность является одним из важнейших условий существования и развития личности, общества и государства.
Одна из основных ролей в обеспечении безопасности государства отводится Президенту Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности государства. Указанная цель обусловила следующий круг задач, подлежащих разрешению.
1. Дать понятие безопасности государства.
2. Проанализировать проблему ее обеспечения.
3. Рассмотреть полномочия Президента РФ в сфере обеспечения безопасности государства.
4. Отметить роль Администрации Президента и Совета Безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства.
1. Понятие безопасности государства и ее обеспечение
Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
В статье 1 Закона РФ «О безопасности» отмечается, что к основным объектам безопасности относятся: личность — её права и свободы;
общество — его материальные и духовные ценности;
государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Эта триада довольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такое деление объектов требует глубокого научного анализа и изучения.
Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона «О безопасности», в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином «национальная безопасность» заимствованным у США.
Главным для безопасности личности является — то, что составляет его права и свободы. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Итак, права и свободы являются самостоятельной основой конституционного строя.
Объектом безопасности общества являются его материальные и духовные ценности. Вопрос о ценностях является сложным и спорным, т.к. это категория оценочная. Любая основа конституционного строя будет иметь отношение к материальным или духовным ценностям общества в той или иной мере (прямо или косвенно).
Государство как один из элементов объекта безопасности, является особой политической организацией в обществе, осуществляющее государственную власть. Объектом безопасности государства по Закону «О безопасности» является его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционного строя.
В частности, «конституционный строй — общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Общественный строй — есть сочетание экономической и политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т. д.)». В учебном пособии по редакцией академика О. Е. Кутафина говорится: «Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократичесий правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства». О. Е. Кутафин вкладывает в это понятие и совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву, Ю. П. Еременко считает, что конституционный строй представляет собой «систему господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом». В. Т. Кабышев видит в конституционном строе, прежде всего, «систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя». В свою очередь, Н. А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как «устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами, а В. И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство — все стороны государственного и правового бытия». О. Г. Румянцев считает, что «конституционный строй — это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям». Эта система, по мнению Румянцева, основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Баглай М. В. определяет конституционный строй как «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки» .
Иное определение содержится в учебнике под редакцией О. Е. Кутаина, где конституционный строй является «формой или способом организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство» .
Достаточно интересное определение содержится в учебном пособии Каткова Д. Б. и Корчиго Е. В. Они отмечают, что «конституционный строй — это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции».
Из приведенных выше определений видно, что конституционный строй рассматривается через такие категории как «общественный и государственный строи, организация государственной и общественной жизни», «система определенных отношений», «порядок», «форма организации государства», «система норм и принципов» и т. д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистический подход, верховенство права, наличие конституции и т. д. Все это является небесспорным и требует более глубокого и специального изучения.
Конституционный строй можно было бы определить как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемых конституционно-правовыми актами.
Государственный суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств (организаций) осуществлять свои функции на собственной территории и за её пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве власти. Это верховенство выражается:
Список литературы
- Конституция РФ//РГ, 1993. 25 декабря.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации"//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении"//СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
- Федеральный конституционный закон от 17 января 1992 г. № 1-ФКЗ//РГ. 2002. 2 февраля.
- Федеральный закон от 3 апреля № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности"//СЗ РФ, 1995. № 33.
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности"//РГ. 1992. 11 марта.
- Баглай М.В. Конституционне право РФ. М., 2005.
- Еременко Ю.П. Конституция и законность, М., 2002.
- Зиновьев А.В. Конституционное право России, М., 2007.
- Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. «Конституционное развитие России».
- Катков Д.Б., Корчило Е. В. Конституционное право, М., 2001.
- Клименко С.В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство «Зерцало», 2004
- Колбая С.Г. Срок полномочий Президента: Конституционно-правовое регулирование, М., 2007.
- Колобаева Н.С. Конституционно-правовой статус Президента РФ (вопросы теории и практики), Екатеринбург, 2007.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б. А. Страшун, М.2003.
- Кутафин О. Е. Козлова Е.И. Государственное право РФ. Учебник, М., 2006.
- Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М: Юстицинформ, 2006.
- Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. Под ред. Академика О. Е. Кутафина, — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.
- Постатейный научно-практический комментарий к Конституции РФ/под редакцией О. Е. Кутафина, М., 2005.
- Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления, М., 2004.
- Садовникова Г. Д. Комментарий к конституции РФ/ отв. редактор И. А. Конюхова (Умнова), М., 2006.
- Сахарова А.С. Институт президентства. Сравнительно правовой анализ//Сибирский юридический вестник//2006, № 4.
- Сравнительное конституционное право: Уч. пособие/ Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Междунар. отношения. 2005.
- Суворов В.Н. Особенности конституционной регламентации компетенции Президента РФ/Сборник научных трудов, МГЮА, 2005.