Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ. Прочное… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
  • РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
    • 2. 1. Совет Федерации: формирование, организация деятельности и компетенция
    • 2. 2. Государственная Дума: формирование, организация деятельности и компетенция
  • РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РАЗДЕЛ 1.

МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации. Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства.

Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.

В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций.

В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспеченно наивысшей конституционно — правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (данное положение закреплено в части 1 ст. 135 Конституции РФ). Исходя из ст. 94 Конституции РФ, также можно сделать вывод, что Федеральное Собрание, как представительный орган, выступает в роли представителя и выражает интересы всех граждан Российской Федерации, непосредственно через депутатов Государственной Думы — представляющих интересы своих избирателей, а также через членов Совета Федерации — являющихся представителями субъектов Российской Федерации.

Стоит упомянуть и такие главные особенности Федерального Собрания, закреплённые в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, как независимость и самостоятельность. Данные особенности позволяют Федеральному Собранию самостоятельно и независимо, без контроля «с верху», принимать законодательные акты, распоряжаться финансовыми средствами выделенными Федеральному Собранию из государственного бюджета. Однако данная независимость и самостоятельность не является абсолютной и ограничена такими институтами конституционного права, как: референдум, Конституционный Суд РФ, Президент РФ, ратифицированные международные договора, Правительство РФ и т. д. В основу порядка образования Федерального Собрания помимо принципа разделения властей положены также принципы федерализма и многопартийности. Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юриди. вузов и факультетов / М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2008. — 668 с.
  2. Вопросы обороны и безопасности в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Леонов В. В. // Вестник Военного университета, 2008. — № 1. — С. 92−99.
  3. .В. Современный этап развития парламентаризма. Выступление на 1000-м заседании Государственной Думы // Представительная власть — XX век: законодательство, комментарии, проблемы / Под общ. ред. А. П. Любимова. — М., 2008; 4 (83).
  4. , Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Юристъ, 2008.
  5. Контрольная функция государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. Савоськин А. В. // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 2. С. 18−26.
  6. Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юридический мир. — 2007. — № 8.
  7. . Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. — 2007. — № 2.
  8. Постановления палат Федерального Собрания. Поляшова И. С. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2. С. 45−50.
  9. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: Проблемы функционирования и легитимности // Жиронкин Д. С. Вологдинские чтения, 2007. — № 62−1. — С. 66−69.
  10. М.В. Совет федерации федерального собрания РФ: к проблеме порядка формирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. Серия: Право и законодательство, № 5 (73). — 2010. — С. 155−158.
Заполнить форму текущей работой