Социолизация личности
Наряду с понятием «асоциализация личности» в то же время широко используется термин «социальная дезадаптация». Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие социализации индивида
- 2. Содержание процесса социализации
- 3. Стадии процесса социализации
- 4. Институты социализации
- 5. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности
- Заключение
- Список использованной литературы
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание общества к проблеме социального развития подрастающего поколения требуют четкого определения социально ценного вектора развития растущей личности.
Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Монографических, фундаментальных исследований по этому вопросу недостаточно. Концептуальные разработки ученых освещают научно-практические идеи в контексте отечественной истории педагогики и школы.
В работах Ю. П. Истратова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина раскрывается происхождение термина «социализация» и ее механизмы, а также факторы, средства результат социализации. Историческая ретроспектива позволяет определить границы пользования термином «социализация», виды и формы социализации, ее содержание.
Существует много теорий социализации детей, как зарубежных, так и отечественных (Ч.Г. Кули, У. И. Томас, Дж.Г. Мид, А. В. Мудрик, С. А. Козлова, Н.Ф. Виноградова).
Таким образом, цель работы рассмотреть человека как субъект социальной жизни.
1. Понятие социализации индивида
Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности в развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.
Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить ряд подходов к пониманию педагогического смысла данного явления: социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования; факторно-институциональный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский, изучающий социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; интериоризационный, представляющий социализацию как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; интраиндивидуальный, определяющий социализацию и как процесс адаптации личности к социальной среде, и как один из путей творческой социализации личности, преобразования себя. 1]
Основные различия данных подходов касаются, прежде всего, основных характеристик механизма превращения социального в психическое у соответствующего ему субъекта социализации. Очевидно, что в каждом из обозначенных подходов ведущая роль отводится одному или нескольким доминирующим механизмам социального развития, что зачастую приводит к упрощенному представлению о многомерности самого явления, сужает круг реализуемых задач, ограничивая их спектр становлением отдельных психических процессов, формированием знаний, умений и навыков, отражающих базисные элементы различных аспектов культуры, опыта социального взаимодействия.
Так, к примеру, основоположники (Г. Тард, Т. Парсонс, Э. Эриксон) и современные исследователи социологического подхода (Х. Лийметс, Т. Мальковская, В. Ломов) справедливо полагают, что социализация представляет собой аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей, вырабатываемых обществом. В данном случае цель социального развития может быть представлена как адаптация индивида к социальной действительности, а сам процесс социализации будет иметь однолинейную структуру, не предусматривающую деятельную сущность субъекта, характер, уровни, степень его автономии, возможностей реализации творческого начала в воспроизводстве культуры. 3]
Л.И. Бажович определяет социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру. С точки зрения И. С. Кона, социализация — это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества». А. В. Мудрик считает, что социализация — эо «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». [3]
В «Педагогическом словаре» социализация определяется как «процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности». Социализация осуществляется под воздействием" целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием других факторов (семья, улица, СМИ и др.).
Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
При определенных различиях в подходе к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее — человек взаимодействует с социальной действительностью и результатом данного взаимодействия становится формирование человека. Процесс социализации личности начиная с детства, продолжается всю жизнь.
Третья позиция, с точки зрения А. В. Мудрика, — человек, взаимодействуя с окружающим миром, преобразует его, — характеризует процесс социализации наиболее полно, так как человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его. [3]
Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации — от приспособления к изменению, преобразованного социального мира и себя в нем. Однако, неправильно было бы думать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они реализованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.
Таким образом, социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и цеенаправленно.
2. Содержание процесса социализации
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что процесс социализации по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В социальной психологии выделяются обычно три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т. е. освоением все новых и новых видов деятельности. Однако этим не исчерпывается расширение сферы деятельности. Происходят еще два чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это- ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. А. Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка в системе связей деятельности осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентировки личностным выбором деятельности. Как следствие этого, возникает и второй процесс определенное центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и, главное, соподчинение ему всех остальных деятельностей. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера общение, рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. С чисто теоретической точки зрения, такое расширение сферы общения само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Однако, этой общей констатации недостаточно, и задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во- вторых, что получает личность от этого процесса. Опять-таки исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что" касается других этапов жизни человека, то почти полное отсутствие исследований в этой области объясняется дискуссионным характером ее стадий другой проблемы социализации проблемы Ниже мы обратимся к этому вопросу.
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Академия, 1999. 412 с.
- Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. В кн.: Человек и общество, вып. IX. Л., 1971.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1989. — № 2, 4.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика педагогика развития / Т. М. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 233 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 25 — 37.
- Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. 324 с.
- Основы социально психологической теории // Под ред. Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалёва и др. М., 2002. 378 с.