Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения
Диссертация
Научная новизна исследования заключается в следующем: определены особенно важные (коммуникативные) структурные компоненты в становлении профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обученияобнаружены различия социального контекста профессионализации разно-статусных студентов различных курсов обучения, связанные с качественным своеобразием в социальном статусе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие идентичности как социально-психологической реальности в трудах отечественных и зарубежных психологов
- 1. 1. Теории идентичности и идентификации в психологической науке
- 1. 2. Соотношение понятий социальной, личностной и профессиональной идентичности
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Теоретическое исследование социально-психологических аспектов профессиональной идентичности студентов
- 2. 1. Анализ особенностей современной студенческой группы
- 2. 2. Особенности статусной характеристики личности в группе
- 2. 3. Социально-психологические аспекты формирования и развития профессиональной идентичности студентов
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной идентичности разностатусных студентов на различных курсах обучения
- 3. 1. Программа эмпирического исследования: гипотезы, методический инструментарий, организация исследования
- 3. 2. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абельс X. Интеракция. Идентификация. Презентация — СПб., 2000.
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии/УВопросы психологии. 1990, № 1.- С.5−13.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. М., 1997. — С. 7−38.
- Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 6−9 .
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. М., 1990.
- Агеев B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Самара, 2000.-С. 624−641.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Ю.Акопов Г. В. Социальная психология образования. -М., 2000.
- П.Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового июношеского возрастов: Автореферат дис. .капд психол наук. М., 1985.
- Алешаускене Р.В. Связь ценностных ориентации студентов с социально-психологическими характеристиками академических групп. Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. — Вильнюс, 1986. — 19 с.
- З.Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе. // Вопросы психологии. 1988, № 3. — С. 64−71.
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
- Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. — 3 9 2 с.
- Аминов Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов/Н.А, Аминов, М. В. Молоканов //Психологический журнал. -1992, № 5, — С. 104−111.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
- Андреева Г. М. Социальная идентичность: образ Я//Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Вып. 8: Социализация. Социальная идентичность/Ред.сост. Е. П. Белинская, О.А. Ти-хомандринская. М., 1998.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.
- АндрееваГ.М. Психология социального познания. М., 2000.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе.- М., 2001.
- Андреева Г. М., Шевелева A.IO. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета, Серия 14, Психология, № 1, 1998. С. 41−47.
- Андрианов М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: (Факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия): Автореф. дис.. канд. психол.наук. -М., 1996.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. -1997, № 6. С. 23−30.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. -1996, № 1.- С. 131 143.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование// Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. — С. 5−39.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002. 416 с.
- Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учеб. метод, пособие для студентов вузов.- М., 1997.
- Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте.// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. -М., 1993.
- Баклушинский С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. — С. 64−85.
- Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1996.
- Баклушинский С.А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. -М., 1998.-С. 248−267.
- Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Самара, 2000.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. Годичный отчёт за 1993 г. М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 35−46.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. — С. 602 — 613.
- Бассина Е.З. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности/Е. 3. Бассина, Е.Е. Насиновская//Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. 1977, № 4. — С.42−54.
- Бахтин М.М. Диалог. Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М: Русские Словари, 1997.-С. 207−208.
- Белинская Е. П. Временные аспекты «Я" — концепции и идентичности// Мир психологии. 1999, № 3. — С. 140−147.
- Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 — 54.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М., 2000.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
- Беляева Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников Дис. .канд. психол. наук.- Курск, 2006.
- Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.
- Бергер П. Лукман Т. Идентичность / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. — С. 567−588.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Проблемы и методы социально-психологического изучения студенческой группы. //Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1973. — С. 101−102.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.
- Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 256 с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Взаимосвязи между социально-перцептивными эталонами и личностными качествами формирующихся профессионалов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров в системе образования. М., 1999.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности//Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности.// Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Борневассер М. Социальная структура, идентификация и социальный контакт // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 1. С. 68−72.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ, 1999.
- Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов//Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 2000, № 1.- С.56−62.
- Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002, № 2. — С. 28−39.
- Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 2001, № 2. -С. 69−77.
- Бююль А, Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.-М., 2002.
- Варчеев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой группы: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 2003.
- Введение в практическую социальную психологию/Под.ред. Ю. М. Жукова. М., 1996.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Волков И. П. Социометрические методы в социально психологическом исследовании. Л., 1970.
- Волков И.П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студентов // Человек и общество. Л., 1971. — Вып.8.1. С.122−128.
- Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов (опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп): Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1978.-31с.
- Вороцкая И.Ю. Профессиональная идентичность бортпроводников: структура и особенности: Дис. .канд. психол. наук. М, 2006.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
- Гнатенко П.И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ.- Киев, 1999.
- Гоффман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 188−197.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
- Донцов В.Н. Психология коллектива. М., 1984, 208 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1996.
- Дьянченко М.И., Кандыбович Л.А, Психология высшей школы. — Минск, 1981−384с.
- Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты про-фессиогенеза// Психологический журнал. 1998. Т.19, № 4. — С.51−59.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. -2001. Т.22, № 4.-С. 51−59.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности //Психологическое обозрение.- 1998, № 2.-С.35−40.
- Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. -2001. Т.22, № 5. С. 69−78.
- Жданов Е. А. Прогнозирование успешной профессиональной деятельности .- М., 1968.
- Иванова H. J1. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134−152.
- Иванова H. JL Психологическая структура социальной идентичности: Дис. .д-ра психол. наук.- Ярославль, 2003.
- Иванова H. J1. Социальная идентичность и проблемы образования. -Ярославль, 2001.
- Идентичность: Хрестоматия/ Сост. Л. Б. Шнейдер. М., 2003. -272с.
- ИонинЛ.Г. Идентификация и инсценировка (К теории социокультурных изменений) // Социс. 1995, № 4. — С. 3 — 14.
- Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. Томск, 1992. -255 с.
- Кареев Н. Выбор факультета и прохождение университетского курса. -СПб., 1990.
- Карнозова JT.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуа-ции//Вопросы психологии. 1990, № 6. — С. 75.-82.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 218с.
- Климов Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии// Вопросы психологии, — 1989, № 3.-С. 5.-11.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов. н/Д., 1999.
- Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //Вопросы психологии. № 2, 1995.- С. 118 — 124
- Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107−124.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -, Минск, 2001.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
- Кондратьев М. Ю. Психология развивающейся личности /Под. ред. А. В. Петровского. М., 1987.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М., Воронеж, 1997.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
- Кондратьев Ю. М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент-студент», «студент-преподаватель»: Авто-реф. дисс. капд. психол.- М. 2005.
- Кондратьев Ю. М. «Значимый другой» в системе отношений «сту-дент-студент». //Социально-психологические проблемы образования. Вып. 3.- М., 2005.
- Корсак Г. Б. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на формирование профессиональной направленности личности будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук МГУ, 1986.-16 с.
- Кричевский Р.Л. Влияние мотивационной сферы личности на ее статус в коллективе старшеклассников // Мотивы учебной и общественной деятельности школьников и студентов. М., 1980.
- Кричевский P.JI. Идентификация со сверстниками как одна из характеристик межличностного влияния в юношеских коллективах // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. — С. 102 -104.
- Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малой группы зарубежной социальной психологии.// Вопросы психологии, 1973, № 3. С. 64−71.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М., 1989. 204 с.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. -1981, № 2.- С.87−102
- Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 328−333.
- Кун М., Макпартленд Т., Эмпирические исследования установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.-С. 180 188.
- Кунченко В.И. Проблема формирования коммунистической нравственности студентов в системе отношений коллектива: Автореф. дисс.. канд.филос.наук. Новосибирск, 1978
- Левченко Е.В. субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии \ Вопросы психологии . 1991, № 2. — С. 80−87.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии.- 2001, № 1.- С. 57−66.
- Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991.
- Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие. М., 2002. — 192 с.
- Малахов B.C. Нудобства с идентичность//Вопросы философии. -1998,-№ 2.-С. 43−53.
- Малюкова Ф. Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания: Дис. .канд.психол.наук. СПб., 2002.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2004.
- Межличностное восприятие в группе /Под. ред. Г. М. Андреевой, А. Н. Донцова.-М., 1981.
- Мерлин В. С Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности М., 1979. — С.42−59
- Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. 90 с.
- Методология и методы социальной психологии /Под. ред. Е.В. Шоро-хова.- М., 1977.
- Методы социальной психологии. Л., 1977.
- Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 226.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 28−38.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза:. Дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
- Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии/ЛТсихологический журнал .- 1998, № 2.-С. 79−93.
- Морено Дж. Социометрия. М, 1958.
- Морозов А.С. Методика изучения статусной дифференциации в коллективе // Социально-психологические проблемы коллектива школьников и студентов. Курск, 1981.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М, Воронеж, 1997.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МоДЭК», 1995. 356 с.
- Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию//Вопросы психологии. 1986, № 6.-С. 105- 112.
- Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней//Вопросы психологии. 1981, № 5. — С. 98−108
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1964.
- Ольшанский В. Б. Межличностные отношения //Социальная психология /под. ред. Г. Г. Предвечного, Ю. А. Шерковина .- М, 1975. С. 233.
- Оруджев З.А. Формирование позиции учителя у студента-практиканта как основа профессиональной адаптации. Ереван, 1980. -С. 98−80.
- Павленко В.И. Представления о соотношении социальной и личной идентичности в современной западной психологии//Вопросы психологии.-2000, № 1. С. 135- 142.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
- Пациорковский В.В., Петрова А. И., Пациорковская В. В. Использование SPSS в социологии. Часть 2. Анализ данных: общие принципы, суммарные статистики и графики.- М., 2000.
- Петровский А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978
- Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
- Петровский А.В. Общая психология. М., 1986.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.
- Платонов К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. // Коллектив и личность. М., Наука, 1975. — С. 3−17
- Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. С. 154- 163.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.
- Поваренков Ю.П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) // Ярославский педагогический вестник 1999, № 1 -2. — С.79−85
- Попкова В. А., Коржуев А. В. теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.
- Просецкий П.А. Психологические основы теории коллектива: Авто-реф.дис.докт.психол. наук. Л., 1971. -32 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самопредление. -М., 1996.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М. — Воронеж, 1997.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
- Психологический статус личности в различных социальных условиях. -М., 1992.
- Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988, № 1. — С.83−88.
- Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: Дис. .канд. психол.наук.-СПб., 2002.
- РешетоваЗ.А. Психологические основы профессионального обучения. -М, 1985.
- Рождественская Н: А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии. 1986, № 4. — С. 69−76.
- Ронгинский М.Ю. Социально-психологический портрет студен-та//Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Томск, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -СПб, 2003
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1999.
- Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Условия структура, динамика, типология: Дис. .канд. психол. наук. М, 2003.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психотерапии. М., 1999.345 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
- Сафин В.Ф. Роль самооценки в осознании себя студентами как субъекта педагогической деятельности. М., 1980.
- Сафин В.Ф., Абдурашитов Ф. Г. Идентификация как механизм осознания студентами себя в качестве субъектов педагогической деятельности. М., 1980.
- Социально-психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики / Под ред. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой. М., МГППУ, 2005. — С. 49−53.
- Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии (Социальное познание, эмоции, коммуникация, личность): Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЕГУ, 2002. 132 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.
- Синягин Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. -М, 1990.
- Смирнова С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
- Собкин B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.-С. 55−57.
- Соболева Н.С. Социально психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: Дисс.. канд. псих. наук. — Самара, 2006.
- Соколова В.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности // Вопр. психол. 2001, № 6 — С. 3−1
- Социальная идентификация личности: В 2 кн./Отв. ред. В. А. Ядов. -М., 1994.
- Социальная психология образования /Под. ред. А. Н. Сухова. М., 2005.
- Социальная психология. Словарь/Под. ред. М. Ю. Кондратьева. -СПб., 2003.
- Социально-психологический климат коллектива: спец. практикум по социальной психологии. /Под. ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
- Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: Дисс.. д-ра псих. наук. М., МГУ, 1999
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 285 с.
- Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.// Психологический журнал, т.15, № 1, 1994. С. 158−168.
- Терешкина И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000.
- Тернер Дж.С., Оукс П.Дж., Хеслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994, № 2. -С. 8−17.
- Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностпой сферы // Мир психологии. 1999, № 3. С. 80−90.
- Трофимова В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1987.
- Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психоло-га//Психологическая газета. 1998, № 1. — С.12.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы // Коллектив и личиость.-М., 1975.-С. 120−160.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства// Мир психологии. — 1998, № 1. — С. 5 — 11.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фромм Э. Человек для себя. М., 1997.
- Хамитова И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, № 1, -С.10−16.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21 — 31.
- Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. — 157 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -143 с.
- Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
- Шеффер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения /Б. Шеффер, Б. Шле-дер//Иностранная психология. Т. 1., № 1 1993.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
- Шнейдер Л Б Профессиональная идентичность. М., 2001- 256 с.
- Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию. -М., 2003. -272 с.
- Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания.// Вопросы философии, № 7, 1990. С. 32−41.
- Щедрина Е. В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М, 1975.
- Щедрина Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе //Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
- Элысонин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М., 1989.
- Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования соци-альной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М., 2000. С. 589−601.
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. М., 1990.
- Abrams D. Social Identity, self as Structure and Self as Process / Social Group & Identities. Oxford, 1996.
- Bolivar A, Domingo J. The professional identity of secondary school teachers in Spain. Crisis and reconstruction// Theory and Research in Education, 2006. Pp. 339−350
- Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L, N. Y, Mithuen, 1986. 222 p.
- Cooley C.H. Human and the Social Order. N.Y., 1964. Pp. 184.
- Gonzalez R., Brown R. Dual identities in intergroup contact: Group status and size moderate the generalization of positive attitude change// Journal of Experimental Social Psychology. 42 (2006). Pp.753−767
- Hall S. The question of cultural identity / J. V. Deth, E. Scarbrough. The Impact of Values. Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. Pp. 119−125.
- Hall S. Who needs Identity? / Questions of Natural Identity. London, 1996. Pp. 2−4.
- Marsia J.E., Ego identity status: Relationshipto change in Self-esteem, «general malajustment» and authoritarianism //Journal of Personality. 1967, № 35. Pp. 118−133.
- Madill A., Latchford G. Identity change and the human dissection experience over the first year of medical training// Social Science & Medicine. 2005, № 60. Pp. 1637−1647
- Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science Information. 1974, № 13. Pp. 65−93.