Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены особенно важные (коммуникативные) структурные компоненты в становлении профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обученияобнаружены различия социального контекста профессионализации разно-статусных студентов различных курсов обучения, связанные с качественным своеобразием в социальном статусе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие идентичности как социально-психологической реальности в трудах отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 1. Теории идентичности и идентификации в психологической науке
    • 1. 2. Соотношение понятий социальной, личностной и профессиональной идентичности
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Теоретическое исследование социально-психологических аспектов профессиональной идентичности студентов
    • 2. 1. Анализ особенностей современной студенческой группы
    • 2. 2. Особенности статусной характеристики личности в группе
    • 2. 3. Социально-психологические аспекты формирования и развития профессиональной идентичности студентов
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной идентичности разностатусных студентов на различных курсах обучения
    • 3. 1. Программа эмпирического исследования: гипотезы, методический инструментарий, организация исследования
    • 3. 2. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования
  • Выводы по 3 главе

Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идентичность — это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. Она постоянно доопределяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде, а ее переживание актуализируется в личной, социальной и профессиональной сфере человеческой жизни.

Учебно-профессиональная деятельность в процессе вузовского обучения формируется и реализуется в определенном социальном окружении, влияющем на становление, осознавание и предъявление индивидом профессиональной идентичности. В процессе образования происходит формирование жизненной и профессиональной позиции человека, осуществляется реализация профессиональных намерений, формируются профессионально-дифференцирующие признаки.

Ближайшим социально-профессиональным окружением студента является учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов и определенным образом влияет на развитие профессиональной идентичности включенного в нее индивида. Особенности студенческой группы как учебнои личностно формирующей среды обуславливают интерес к проблеме ее влияния на профессиональную идентичность студентов.

В связи с этим проблема изучения вопросов, связанных со становлением профессиональной идентичности, выявлением ее уровня в зависимости от внутригруппового статуса студента в учебной группе, определением взаимосвязи между ее составляющими на различных этапах вузовского обучения приобретает особую значимость в научном, социальном и прикладном аспектах.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и западной психологии давно и тщательно изучаются проблемы идентификации «Я», что оказало сильное влияние на исследование собственно феномена идентичности.

Большой теоретико-методологический задел к настоящему времени существует в области исследований профессионального развития. Проблемы профессионализма и профессионального самоопределения широко представлены в работах отечественных и зарубежных психологов.

Целый ряд работ посвящен исследованию различных аспектов профессиональной идентичности. Ученые раскрывают ее психологическую структуру и генезис, описывают виды и функции, предлагают типы идентичности, анализируют особенности процесса формирования, интенсивно исследуются вопросы становления профессиональной идентичности студентов вуза.

Проблематика исследований функционирования и организации малой группы и личностных диспозиций ее членов также получила масштабное развитие в работах социальных психологов. Изучением группы как социально-психологической среды, в которой проходят обучение будущие специалисты различных сфер жизнедеятельности человека, занимались многие отечественные и зарубежные специалисты.

Тем не менее, мало изученной остается проблема влияния учебного сообщества на становление профессиональной идентичности и возникновение ее особенностей, обусловленных групповой принадлежностью. Недостаточно разработанными являются вопросы о взаимосвязи профессиональной идентичности с внутригрупповым статусом студентов, дополнительного изучения требуют социально-психологические особенности профессиональной идентичности студентов на различных курсах обучения.

Цель исследования — выявить особенности профессиональной идентичности разиостатусных студентов различных курсов обучения, т. е. обусловленных их внутригрупповым положением и динамикой групповых процессов в ходе вузовского обучения.

Объект исследования — профессиональная идентичность студентов. Предмет исследования — особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения. Гипотезы исследования:

Основная гипотеза: формирование профессиональной идентичности разностатусных студентов связано с принадлежностью к определенной учебной группе, что обусловлено социальным контекстом процесса профессионализации, их внутригрупповым положением и динамикой групповых процессов в ходе вузовского обучения. Частные гипотезы:

1. Профессиональная идентичность изменяется в зависимости от года обучения. Это изменение нелинейное, сопровождается периодическими изменениями уровней профессиональной идентичности.

2. Внутригрупповой интегральный (далее внутригрупповой) статус в студенческой группе связан с уровнем профессиональной идентичности. Соотнесение статуса и профессиональной идентичности студента связано с развитием учебной группы, ведущими ценностями и мотивами ее членов.

3. Студенты с достигнутой позитивной профессиональной идентичностью в основном не занимают высокостатусных позиций в группе, чаще их характеризуют средпестатусные позиции.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой потребовалось решение следующих задач:

1. изучить теоретические и методологические подходы к определению понятия «идентичность» и «профессиональная идентичность» в современной психологии;

2. проанализировать особенности современных студенческих групп и выявить параметры, определяющие внутригрупповой статус студента в группе;

3. проанализировать основные закономерности развития профессиональной идентичности в процессе вузовской подготовки;

4. выявить влияние группы на формирование и развитие профессиональной идентичности студентов на различных курсах обучения;

5. эмпирически выявить особенности профессиональной идентичности раз-ностатусных студентов различных курсов обучения.

Теоретическая база исследования. Основополагающими для исследования стали работы отечественных ученых (А.Г. Андреевой, Е. П. Белинской, А. А. Деркача, И. В. Дубровиной, В. Г. Зазыкина, В. П. Ильина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. К. Марковой, Л. Б. Шнейдер и др.) и зарубежных (Р. Берне, М. Борневассер, Дж. Быодженталь, Э. Гоффман, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Мид, С. Московичи, Э. Эриксон и др.), направленные на изучение феноменологии идентичности и профессионализации.

Методологическую базу исследования составляют: субъектно-деятельностный подход (С. JI. Рубинштейн). В рамках данного подхода исследуется зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъектапринцип взаимообусловленности самосознания и социально-профессиональной среды (Е. Ю. Артемьева, Е. А. Климов и др.) — принцип деятельностного опосредования межличностных отношений в группе, сформулированный А. В. Петровскимфеноменологический подход. Идентичность конструируется в неких формальных проявлениях, что позволяет говорить о наличии психолого-феноменологического комплекса, именуемого идентичностью. Однако «каждый психологический феномен испытывает влияние различных элементов психической реальности, а значит, может быть объяснен только в системе комплексной, множественной причинности» (А. В. Юревич). Методы исследования:

1. теоретический анализ научно-психологических источников по проблеме исследования;

2. социально-психологические методы: социометрияреферентометрияметодический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Диагностические методы, включающие методику «Кто Я?», разработанную М. Куном и Т. Макпартлэндомметодику изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдерметодику изучения профессиональной мотивации JI.A. Верещагинойопросник карьерных ориентации А. Шейна «Якоря карьеры" — опросник «Компетентность социально-коммуникативная» (КСК) — методика изучения ценностных ориентации Ш. Шварца.

При обработке результатов исследования применялись методы математической статистики с использованием пакета статистических программ SPSS 130.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической проработанностью исследуемой психологической реальности, методологической обоснованностью исходных параметров исследования, репрезентативностью объема выборки, использованием валидного психодиагностического инструментария, применением статистических методов обработки полученных эмпирических данных, адекватных задачам исследования, и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Эмпирическая база исследования. Выборку составили студенты вузов г. Москвы: Российский новый университет, Московский педагогический государственный университет, Московская открытая социальная академия. Всего в основных экспериментальных сериях приняло участие 242 студента1 (77 юношей, 165 девушек). Из них: 1 курс — 61 человек, 2 курс — 49 человек, 3.

1 После усечения выборки курс- 56 человек, 4 курс — 40 человек, 5 курс — 36 человек. Исследование в течение 2006;2008 годов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены особенно важные (коммуникативные) структурные компоненты в становлении профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обученияобнаружены различия социального контекста профессионализации разно-статусных студентов различных курсов обучения, связанные с качественным своеобразием в социальном статусе, ценностных и карьерных ориен-тациях, коммуникативной компетентности, особенностях профессиональной мотивации индивидавыявлена динамика ценностно-мотивационной сферы разностатусных студентов различных курсов обучения, которая заключается в периодическом снижении ценности профессиональных мотивов. зафиксировано отсутствие жесткой прямолинейной зависимости между внутригрупповым статусом студента в группе и уровнем его профессиональной идентичиостиобнаружено, что наиболее важными факторами, влияющими на внутри-групповой статус студента, являются мотивы труда и карьерные ориентации.

Теоретическая значимость исследования. В работе конкретизированы и дополнены существующие в научной литературе подходы к структуре, содержанию и уровням профессиональной идентичности. Теоретически обоснована высокая значимость учебной группы для формирования профессиональной идентичности, выявлена ее роль в профессиональном становлении студентов, доказано, что социально-психологические характеристики группы являются такими же значимыми факторами, оказывающими влияние на профессиональную идентичность студентов, как и индивидуальные характеристики самих студентов. В исследовании создана теоретическая основа изучения вопросов взаимозависимости внутригруппового статуса в группе, уровня развития профессиональной идентичности и социально-психологических характеристик группы.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут способствовать повышению эффективности использования социально-психологических резервов студенческой группы как учебно-профессионального сообщества для формирования и развития профессиональной идентичности ее членов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке практических рекомендаций, касающихся организации и развития малой социальной группы, психологического сопровождения профессионального развития ее членов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки тренинговых программ, направленных на развитие профессиональной идентичности студентов, формирование их профессиональных мотивов и ценностей, укрепление и развитие межличностных отношений в студенческой группе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования были представлены на конференции «Молодые ученые — московскому образованию» (МГППУ, 2007;2008). Основные результаты исследования обсуждались на XV Международной научной конференции «Ломоносов» (Москва, 2008), 50-ой международной научной конференции Даугавпилсского Университета (Даугавпилс, 2008). Теоретические положения и результаты эмпирического исследования используются при разработке семинарских занятий и чтении лекций в Российском новом университете, проведения консультаций для кураторов студенческих групп, разработке мероприятий, направленных на помощь студентам в разрешении профессиональных кризисов. Также результаты диссертационного исследования использовались для построения программы адаптации студентов-стажеров в ООО «Данон Индустрия».

Положения, выносимые на защиту:

1. Структура и развитие профессиональной идентичности студентов имеют особенности, обусловленные социальным контекстом формирования профессиональной идентичности за время обучения в вузе.

2. Ведущее значение в процессе становления и развития профессиональной идентичности будущих специалистов имеют мотивационно-ценностные характеристики членов студенческой группы и их референтность. Соотнесение внутригруппового статуса и профессиональной идентичности студента опосредовано уровнем развития группы, ведущими ценностями и мотивами ее членов на всем протяжении обучения.

3. Влияние ценностей и мотивов, карьерных ориентации членов группы являются более значимым фактором, оказывающим влияние на формирование профессиональной идентичности, чем год (курс) обучения.

Первый, третий и пятый курсы обучения являются наиболее проблемными для профессионального становления студентов и сопровождаются ярко выраженным кризисом профессиональной идентичности.

4. В разных социальных группах функциональный, коммуникативный и личностный радикалы (составляющие) профессиональной идентичности имеют разную степень выраженности. В структуре профессиональной идентичности наиболее выраженным является радикал (составляющая) Я и Другие (или коммуникативный радикал).

5. Динамика профессиональной идентичности разностатусных студентов выстраивается от кризиса идентичности к псевдопозитивной профессиональной идентичности в зависимости от года обучения.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и диаграммами.

Список литературы

включает 234 наименования, в том числе 10 на иностранных языках.

Выводы по 3 главе.

1. Особенность рассматриваемых групп, — это незавершенность процесса формирования группы к моменту «умирания», низкий уровень социально-психологического развития групп.

2. Большинство студентов либо переживают кризис профессиональной идентичности, либо не могут продуктивно разрешить проблемы кризиса (диффузная идентичность). Кризис профессиональной идентичности выражается в несформировапности профессиональных перспектив, низкой выраженности учебно-профессиональной позиции. У значительного количества студентов отсутствуют четкие профессиональные цели, ценности, убеждения, существуют сомнения в своих профессиональных возможностях.

3. Первый, третий и пятый курсы оказываются достаточно критическими для профессионального становления студентов и сопровождается ярко выраженным кризисом профессиональной идентичности. Более стабильными являются второй и четвертый курсы.

4. Среди высокостатусных студентов ни на одном курсе нет студентов с псевдоидентичностью.

5. Студенты со сформированной профессионально идентичностью практически не занимают высокостатусных позиций, особенно это касается четвертого и пятого года обучения. Профессиональная идентичность студента складывается в результате его самосоотнесения со студенческой группой, если она является для него референтной. В нашем случае полученные результаты объясняются слабой выраженностью профессиональная направленности в исследуемой группе, она недостаточна для студента со сформированной профессиональной идентичностью. Студенческая группа не является референтной для таких студентов. Статус студентов с достигнутой профессиональной идентичностью снижается в связи со значительным отклонением от показателей большинства членов группы.

6. Самый высокий процент студентов с достигнутой профессиональной идентичностью в группе высокостатусных студентов на втором курсе. Это связано с тем, что именно на втором курсе у студентов наблюдается наиболее высокое принятие будущей профессии и профессиональных ценностей.

7. Группа формирует профессиональную идентичность человека, если она является для него референтной (именно эту функцию в том числе должна выполнять студенческая группа, устойчивые профессиональные сообщества). С другой стороны, человек с определенным уровнем профессиональной идентичности получает в группе социометрический статус в зависимости от того, насколько уровень его идентичности типичен для данной группы. То есть, если большинство членов группы испытывают кризис профессиональной идентичности, то испытуемые с кризисом или диффузной профессиональной идентичностью будут занимать высокостатусные позиции, а испытуемые с достигнутой позитивной — низкостатусные.

8. В структуре профессиональной идентичности у студентов с первого по третий курсы очень незначительно представлен профессиональный компонент. Кроме того, настораживает незначительное включение в структуру идентичности учебной деятельности и принадлежности к студенчеству. Возможно, это объясняется особенностями выборки, а именно, что все они студенты негосударственных вузов, соответственно поступление в институт не рассматривается ими как некоторое важное личное достижение, поэтому и не включается в структуру идентичности.

9. Для всех курсов и статусных групп одной из самых важных карьерных ориентацией является «стабильность работы». Для студентов значимым является потребность в безопасности, предсказуемости, надежности организации. Наиболее выраженные тенденции в группе это направленность на и желание работать с людьми, выраженность мотивов социальной значимости труда, самоутверждения в труде. Полученные данные объясняются особенностями выборки, а именно студенты являются в основном учащимися факультетов психологии, педагогики, социально-культурного сервиса, то есть ориентированных на взаимодействие с людьми.

10.Достаточно слабо в группе выражены карьерная ориентация «профессиональная компетентность» и «мотивы профессионального мастерства», что свидетельствует о недостаточной направленности на развитие своего потенциала, способностей в определенной профессиональной сфере. Зафиксирована отрицательная корреляция между внутри-групповым статусом, уровнем профессиональной идентичности и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», уровнем профессиональной идентичности и «мотивами профессионального мастерства».

11.С уровнем профессиональной идентичности связаны ценности: «традиции», «универсализм», «самостоятельность», «щедрость». То есть ценности, направленные на сохранение и уважение традиций, поддержания благополучия людей, терпимость, понимание.

12. Не обнаружено связи между уровнем коммуникативной компетентности, внутригрупповым статусом и уровнем профессиональной идентичности.

Рекомендации по результатам исследования.

1. Учитывать специфические особенности формирования и развития профессиональной идентичности при составлении учебных и образовательных программ в высшей школе.

2. При выборе и планировании форм занятий (лекция, семинар, практическое занятие) необходимо учитывать, что одним из существенных факторов профессионального становления на этапе обучения в вузе является групповое и индивидуальное взаимодействие, общение студентов и их отношения в учебном процессе.

3. При планировании и проведении занятий необходимо создавать условия для общения и взаимодействия студентов в процессе обучения.

4. Создавать и поддерживать профессионально насыщенную среду на факультетах. Например, такими мерами могут быть, издание профессиональной газеты, регулярное проведение студенческих конференций (внутри и межвузовских), экскурсий. В этой связи особо важное значение для формирования профессиональной идентичности имеет деятельность студенческого научного общества.

5. В период обучения в вузе, особенно на первом курсе, необходимо формировать причастность к профессиональному сообществу и поддерживать ее на всем протяжении обучения.

6. Практическое знакомство с профессией (наблюдение за профессиональной деятельностью специалиста, беседы со специалистами и т. п.) должно осуществляться уже на первом курсе, так как у студентов имеются ложные представления профессии и завышенные представления о себе как о профессионале.

7. В курсе обучения целесообразно использовать тренинговые программы, направленные на формирование профессиональной мотивации и развития профессиональной идентичности.

8. При создании системы психологического сопровождения студента в вузе необходимо учитывать особенности формирования профессиональной идентичности и кризисные периоды профессионального становления.

Заключение

.

Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы по проблематике диссертационной работы, проведенное эмпирическое исследование, полученные в его ходе данные, результаты их количественной обработки и качественной интерпретации позволили сформулировать следующие выводы диссертации:

1. Одним из существенных факторов профессионального становления на этапе обучения в вузе является групповое и индивидуальное взаимодействие, общение студентов и их отношения в учебном процессе.

2. Студенческая группа выступает как средство воздействия на личность и интеллект будущего специалиста, как микросреда его профессионального формирования и развития, так как здесь формируется и ассимилируется множество установок, жизненных ценностей и, в конечном счете, норм и моделей поведения. Одно и то же сочетание свойств личности может обеспечить разное положение в зависимости от групповых стандартов и требований.

3. Внутригрупповой статус студентов с разным уровнем профессиональной идентичности определяется влиянием двух групп факторов: особенностями группы (уровнем профессионально развития, наличием профессиональных мотивов и ценностей, наличием специально организованных условий), и индивидуальными особенностями студентов (мотивацией учебно-профессиональной деятельности, ценностями и смыслами, реализуемыми в профессии). На основании результатов исследования зафиксировано, что в современной студенческой группе существует недостаточная направленность на развитие своего потенциала, способностей в профессиональной сфере, отмечен низкий уровень мотивов профессионального мастерства. Такие особенности мотивацион-но-ценностной сферы отрицательно влияют на формирование профессиональной идентичности и приводят к преобладанию студентов с кризисом профессиональной идентичности.

4. Профессиональная идентичность в процессе обучения изменяется нелинейно. Первый, третий и пятый курсы сопровождаются ярко выраженным кризисом профессиональной идентичности. Наиболее стабильными в отношении становления профессиональной идентичности являются второй и четвертый курсы обучения.

5. Зафиксирована особенность впутригруппового статусного распределения студентов с различным уровнем профессиональной идентичности. Наличие достигнутой профессиональной идентичности скорее ведет к снижению статуса индивида в группе. Студенты с псевдоидентичностью не занимают высокостатусных позиций.

6. Исследование позволило определить профессиональные мотивы, карьерные ориентации и ценности, связанные с формированием профессиональной идентичности в современной студенческой группе, что позволит разработать адекватную программу тренингов, направленных на профессиональное развитие студентов.

7. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что заявленные гипотезы получили подтверждение как на уровне теоретического, так и на уровне эмпирического исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция. Идентификация. Презентация — СПб., 2000.
  2. В.В. Проблема отчуждения в психологии/УВопросы психологии. 1990, № 1.- С.5−13.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. М., 1997. — С. 7−38.
  5. Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 6−9 .
  6. А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
  7. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. М., 1990.
  8. B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Самара, 2000.-С. 624−641.
  9. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  10. Ю.Акопов Г. В. Социальная психология образования. -М., 2000.
  11. П.Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового июношеского возрастов: Автореферат дис. .капд психол наук. М., 1985.
  12. Р.В. Связь ценностных ориентации студентов с социально-психологическими характеристиками академических групп. Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. — Вильнюс, 1986. — 19 с.
  13. З.Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе. // Вопросы психологии. 1988, № 3. — С. 64−71.
  14. С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
  15. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. — 3 9 2 с.
  16. Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов/Н.А, Аминов, М. В. Молоканов //Психологический журнал. -1992, № 5, — С. 104−111.
  17. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
  18. Г. М. Социальная идентичность: образ Я//Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Вып. 8: Социализация. Социальная идентичность/Ред.сост. Е. П. Белинская, О.А. Ти-хомандринская. М., 1998.
  19. Г. М. Социальная психология. М., 2002.
  20. АндрееваГ.М. Психология социального познания. М., 2000.
  21. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе.- М., 2001.
  22. Г. М., Шевелева A.IO. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета, Серия 14, Психология, № 1, 1998. С. 41−47.
  23. М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: (Факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия): Автореф. дис.. канд. психол.наук. -М., 1996.
  24. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. -1997, № 6. С. 23−30.
  25. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. -1996, № 1.- С. 131 143.
  26. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование// Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. — С. 5−39.
  27. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  28. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
  29. А.Г. Психология личности. М., 2002. 416 с.
  30. .Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учеб. метод, пособие для студентов вузов.- М., 1997.
  31. С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте.// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. -М., 1993.
  32. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. — С. 64−85.
  33. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1996.
  34. С.А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. -М., 1998.-С. 248−267.
  35. И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Самара, 2000.
  36. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. Годичный отчёт за 1993 г. М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 35−46.
  37. Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. — С. 602 — 613.
  38. Е.З. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности/Е. 3. Бассина, Е.Е. Насиновская//Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. 1977, № 4. — С.42−54.
  39. М.М. Диалог. Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М: Русские Словари, 1997.-С. 207−208.
  40. Е. П. Временные аспекты «Я" — концепции и идентичности// Мир психологии. 1999, № 3. — С. 140−147.
  41. Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 — 54.
  42. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М., 2000.
  43. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
  44. Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников Дис. .канд. психол. наук.- Курск, 2006.
  45. П. Приглашение в социологию. М., 1996.
  46. П. Лукман Т. Идентичность / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. — С. 567−588.
  47. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  48. Н.А., Коломинский Я. Л. Проблемы и методы социально-психологического изучения студенческой группы. //Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1973. — С. 101−102.
  49. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
  50. М.Р. Социальная психология. М., 1994.
  51. Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 256 с.
  52. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  53. А.А. Взаимосвязи между социально-перцептивными эталонами и личностными качествами формирующихся профессионалов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров в системе образования. М., 1999.
  54. А.А. Личность и общение. М., 1995.
  55. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности//Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
  56. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности.// Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  57. М. Социальная структура, идентификация и социальный контакт // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 1. С. 68−72.
  58. М. Я и Ты. М., 1993. 175 с.
  59. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ, 1999.
  60. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов//Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 2000, № 1.- С.56−62.
  61. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002, № 2. — С. 28−39.
  62. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 2001, № 2. -С. 69−77.
  63. Бююль А, Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.-М., 2002.
  64. А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой группы: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 2003.
  65. Введение в практическую социальную психологию/Под.ред. Ю. М. Жукова. М., 1996.
  66. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  67. И. П. Социометрические методы в социально психологическом исследовании. Л., 1970.
  68. И.П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студентов // Человек и общество. Л., 1971. — Вып.8.1. С.122−128.
  69. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов (опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп): Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1978.-31с.
  70. И.Ю. Профессиональная идентичность бортпроводников: структура и особенности: Дис. .канд. психол. наук. М, 2006.
  71. Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
  72. П.И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ.- Киев, 1999.
  73. И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 188−197.
  74. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  75. В.Н. Психология коллектива. М., 1984, 208 с.
  76. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1996.
  77. М.И., Кандыбович Л.А, Психология высшей школы. — Минск, 1981−384с.
  78. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты про-фессиогенеза// Психологический журнал. 1998. Т.19, № 4. — С.51−59.
  79. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. -2001. Т.22, № 4.-С. 51−59.
  80. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности //Психологическое обозрение.- 1998, № 2.-С.35−40.
  81. Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. -2001. Т.22, № 5. С. 69−78.
  82. Е. А. Прогнозирование успешной профессиональной деятельности .- М., 1968.
  83. Иванова H. J1. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134−152.
  84. Иванова H. JL Психологическая структура социальной идентичности: Дис. .д-ра психол. наук.- Ярославль, 2003.
  85. Иванова H. J1. Социальная идентичность и проблемы образования. -Ярославль, 2001.
  86. Идентичность: Хрестоматия/ Сост. Л. Б. Шнейдер. М., 2003. -272с.
  87. ИонинЛ.Г. Идентификация и инсценировка (К теории социокультурных изменений) // Социс. 1995, № 4. — С. 3 — 14.
  88. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. Томск, 1992. -255 с.
  89. Н. Выбор факультета и прохождение университетского курса. -СПб., 1990.
  90. JT.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуа-ции//Вопросы психологии. 1990, № 6. — С. 75.-82.
  91. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 218с.
  92. Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии// Вопросы психологии, — 1989, № 3.-С. 5.-11.
  93. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
  94. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов. н/Д., 1999.
  95. Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //Вопросы психологии. № 2, 1995.- С. 118 — 124
  96. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107−124.
  97. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -, Минск, 2001.
  98. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  99. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  100. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  101. М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  102. М. Ю. Психология развивающейся личности /Под. ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  103. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М., Воронеж, 1997.
  104. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  105. Ю. М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент-студент», «студент-преподаватель»: Авто-реф. дисс. капд. психол.- М. 2005.
  106. Ю. М. «Значимый другой» в системе отношений «сту-дент-студент». //Социально-психологические проблемы образования. Вып. 3.- М., 2005.
  107. Г. Б. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на формирование профессиональной направленности личности будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук МГУ, 1986.-16 с.
  108. Р.Л. Влияние мотивационной сферы личности на ее статус в коллективе старшеклассников // Мотивы учебной и общественной деятельности школьников и студентов. М., 1980.
  109. P.JI. Идентификация со сверстниками как одна из характеристик межличностного влияния в юношеских коллективах // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. — С. 102 -104.
  110. Р.Л. Проблема сплоченности малой группы зарубежной социальной психологии.// Вопросы психологии, 1973, № 3. С. 64−71.
  111. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  112. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М., 1989. 204 с.
  113. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. -1981, № 2.- С.87−102
  114. Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 328−333.
  115. Кун М., Макпартленд Т., Эмпирические исследования установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.-С. 180 188.
  116. В.И. Проблема формирования коммунистической нравственности студентов в системе отношений коллектива: Автореф. дисс.. канд.филос.наук. Новосибирск, 1978
  117. Е.В. субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии \ Вопросы психологии . 1991, № 2. — С. 80−87.
  118. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии.- 2001, № 1.- С. 57−66.
  119. Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991.
  120. Р.Д. «Я» и Другие. М., 2002. — 192 с.
  121. B.C. Нудобства с идентичность//Вопросы философии. -1998,-№ 2.-С. 43−53.
  122. Ф. Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания: Дис. .канд.психол.наук. СПб., 2002.
  123. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  124. Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2004.
  125. Межличностное восприятие в группе /Под. ред. Г. М. Андреевой, А. Н. Донцова.-М., 1981.
  126. Мерлин В. С Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности М., 1979. — С.42−59
  127. B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. 90 с.
  128. Методология и методы социальной психологии /Под. ред. Е.В. Шоро-хова.- М., 1977.
  129. Методы социальной психологии. Л., 1977.
  130. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 226.
  131. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 28−38.
  132. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  133. Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза:. Дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  134. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии/ЛТсихологический журнал .- 1998, № 2.-С. 79−93.
  135. Дж. Социометрия. М, 1958.
  136. А.С. Методика изучения статусной дифференциации в коллективе // Социально-психологические проблемы коллектива школьников и студентов. Курск, 1981.
  137. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М, Воронеж, 1997.
  138. В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МоДЭК», 1995. 356 с.
  139. В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию//Вопросы психологии. 1986, № 6.-С. 105- 112.
  140. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней//Вопросы психологии. 1981, № 5. — С. 98−108
  141. СИ. Словарь русского языка. М., 1964.
  142. В. Б. Межличностные отношения //Социальная психология /под. ред. Г. Г. Предвечного, Ю. А. Шерковина .- М, 1975. С. 233.
  143. З.А. Формирование позиции учителя у студента-практиканта как основа профессиональной адаптации. Ереван, 1980. -С. 98−80.
  144. В.И. Представления о соотношении социальной и личной идентичности в современной западной психологии//Вопросы психологии.-2000, № 1. С. 135- 142.
  145. В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
  146. В.В., Петрова А. И., Пациорковская В. В. Использование SPSS в социологии. Часть 2. Анализ данных: общие принципы, суммарные статистики и графики.- М., 2000.
  147. А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978
  148. А.В. Быть личностью. М., 1990.
  149. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
  150. А.В. Общая психология. М., 1986.
  151. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
  152. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.
  153. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. // Коллектив и личность. М., Наука, 1975. — С. 3−17
  154. Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. С. 154- 163.
  155. Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.
  156. Ю.П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) // Ярославский педагогический вестник 1999, № 1 -2. — С.79−85
  157. В. А., Коржуев А. В. теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.
  158. П.А. Психологические основы теории коллектива: Авто-реф.дис.докт.психол. наук. Л., 1971. -32 с.
  159. Н.С. Профессиональное и личностное самопредление. -М., 1996.
  160. Н.С. Психологический смысл труда. М. — Воронеж, 1997.
  161. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
  162. Психологический статус личности в различных социальных условиях. -М., 1992.
  163. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  164. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988, № 1. — С.83−88.
  165. Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: Дис. .канд. психол.наук.-СПб., 2002.
  166. РешетоваЗ.А. Психологические основы профессионального обучения. -М, 1985.
  167. Рождественская Н: А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии. 1986, № 4. — С. 69−76.
  168. М.Ю. Социально-психологический портрет студен-та//Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Томск, 1989.
  169. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  170. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -СПб, 2003
  171. Н.Г. Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1999.
  172. О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Условия структура, динамика, типология: Дис. .канд. психол. наук. М, 2003.
  173. Г. С. Интерперсональная теория в психотерапии. М., 1999.345 с.
  174. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
  175. В.Ф. Роль самооценки в осознании себя студентами как субъекта педагогической деятельности. М., 1980.
  176. В.Ф., Абдурашитов Ф. Г. Идентификация как механизм осознания студентами себя в качестве субъектов педагогической деятельности. М., 1980.
  177. Социально-психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики / Под ред. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой. М., МГППУ, 2005. — С. 49−53.
  178. С.В. Практикум по социальной психологии (Социальное познание, эмоции, коммуникация, личность): Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЕГУ, 2002. 132 с.
  179. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.
  180. Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. -М, 1990.
  181. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
  182. B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.-С. 55−57.
  183. Н.С. Социально психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: Дисс.. канд. псих. наук. — Самара, 2006.
  184. В.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности // Вопр. психол. 2001, № 6 — С. 3−1
  185. Социальная идентификация личности: В 2 кн./Отв. ред. В. А. Ядов. -М., 1994.
  186. Социальная психология образования /Под. ред. А. Н. Сухова. М., 2005.
  187. Социальная психология. Словарь/Под. ред. М. Ю. Кондратьева. -СПб., 2003.
  188. Социально-психологический климат коллектива: спец. практикум по социальной психологии. /Под. ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.
  189. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  190. Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
  191. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: Дисс.. д-ра псих. наук. М., МГУ, 1999
  192. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 285 с.
  193. И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.// Психологический журнал, т.15, № 1, 1994. С. 158−168.
  194. И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000.
  195. Дж.С., Оукс П.Дж., Хеслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994, № 2. -С. 8−17.
  196. О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностпой сферы // Мир психологии. 1999, № 3. С. 80−90.
  197. В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1987.
  198. Д.Г. Профессиональная деформация практического психоло-га//Психологическая газета. 1998, № 1. — С.12.
  199. Л.И. Поэтапное развитие группы // Коллектив и личиость.-М., 1975.-С. 120−160.
  200. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства// Мир психологии. — 1998, № 1. — С. 5 — 11.
  201. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  202. Э. Душа человека. М., 1992.
  203. Э. Человек для себя. М., 1997.
  204. И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, № 1, -С.10−16.
  205. А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21 — 31.
  206. Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. — 157 с.
  207. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -143 с.
  208. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  209. . Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения /Б. Шеффер, Б. Шле-дер//Иностранная психология. Т. 1., № 1 1993.
  210. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
  211. П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
  212. Шнейдер Л Б Профессиональная идентичность. М., 2001- 256 с.
  213. Л. Б. Пособие по психологическому консультированию. -М., 2003. -272 с.
  214. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания.// Вопросы философии, № 7, 1990. С. 32−41.
  215. Е. В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М, 1975.
  216. Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе //Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
  217. Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М., 1989.
  218. Э. Детство и общество. М., 1996.
  219. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  220. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования соци-альной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М., 2000. С. 589−601.
  221. Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. М., 1990.
  222. Abrams D. Social Identity, self as Structure and Self as Process / Social Group & Identities. Oxford, 1996.
  223. Bolivar A, Domingo J. The professional identity of secondary school teachers in Spain. Crisis and reconstruction// Theory and Research in Education, 2006. Pp. 339−350
  224. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L, N. Y, Mithuen, 1986. 222 p.
  225. Cooley C.H. Human and the Social Order. N.Y., 1964. Pp. 184.
  226. Gonzalez R., Brown R. Dual identities in intergroup contact: Group status and size moderate the generalization of positive attitude change// Journal of Experimental Social Psychology. 42 (2006). Pp.753−767
  227. Hall S. The question of cultural identity / J. V. Deth, E. Scarbrough. The Impact of Values. Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. Pp. 119−125.
  228. Hall S. Who needs Identity? / Questions of Natural Identity. London, 1996. Pp. 2−4.
  229. Marsia J.E., Ego identity status: Relationshipto change in Self-esteem, «general malajustment» and authoritarianism //Journal of Personality. 1967, № 35. Pp. 118−133.
  230. Madill A., Latchford G. Identity change and the human dissection experience over the first year of medical training// Social Science & Medicine. 2005, № 60. Pp. 1637−1647
  231. Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science Information. 1974, № 13. Pp. 65−93.
Заполнить форму текущей работой