Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, на основании признанияважностирассмотрения} сущностичеловека в каждую историческую эпоху проведен анализ социального портрета человека по эпохам, а также параллельно изучено воздействия, социально-экономических, культурно-исторических условий f общества на развитие индивида. Тем¦ самым доказано, что человек — это не только продукт общества, но и активный творец исторического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность человека как предмет социально-философского исследования
    • 1. 1. Проблема познавательного образа человека в философско-историческом контексте
    • 1. 2. Родовая сущность человека: объем и содержание понятия
    • 1. 3. Специфика человека как конкретно-исторического существа
  • Глава II. Своеобразие сущности человека в различных исторических эпохах
    • 2. 1. Сущность человека в античном рабовладельческом мире
    • 2. 2. Сущностное изменение человека в эпоху феодализма и капитализма
    • 2. 3. Особенности сущности человека в современную эпоху и возможные пути ее изменения

Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Во все времена мыслители, так или иначе, обращались к человеку, определяя смысл его бытия. Однако, на наш взгляд, без раскрытия сущностичеловека невозможно вообще вести речь об его существовании. В зависимости от понимания: человека и его места в мире создавались разные философские теории о человеке, политические и экономические доктрины. Иначе говоря, человека в недостаточной мере видели собственно в качестве человека. По нашему мнению, феномен человека сегодня переживает новый * этап и — требует переосмысления с позиций современного понимания уникальности человеческой сущности. И с этой точки зрения слова Бердяева Н. А., звучат как, нельзя злободневно: проблема человека является центральной для сознания каждой эпохи, «переживаяагонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен"1.

Сущность человека крайне сложнанеисчерпаема инеоднозначна. На наш взгляд, сущность состоит, с одной стороны, в противоречии. человека — она не может быть сведена только лишь к его социальной природе илиобъяснима его исключительными биологическими свойствами, с другой стороны, также в ^ возможности человека развиваться, изменяться. Исходя из того, что «сущность человека не является субстанцией, характеризующей индивида во > все времена Л напротяжении истории», мы видим особуюактуальность исследования в рассмотрении человеческой сущности взависимости от культурно-исторического контекста. Человеческая* сущность обречена быть историчнойЭтоозначает, что она никогда не выражается во * всей своей — полноте в форме актуального бытия, — она всегда пребывает в непрерывном самостановлении, -она стремится обрести, не только свое действительное бытие, но и стать «мерой* всех вещей», — не сама по себе, а благодаря человеческой деятельности,.

1 Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. — М., 1999: G.21.

2 Фромм Э. Душа человека. -М., 1992. G. 370. соприкасающейся с этими вещами. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно: говорить и о трансформации! сущности человека с течением-истории. Поэтому, по-нашему мнению, понять сущность человека вне исторического процесса невозможно. Вместе с тем, нельзя, сводить ее только к меняющемуся историческому процессу. Момент вечности, на, наш взгляд, каким-то образом вкрапляется в человеческую ткань жизни и не оставляет сомнения, что людей объединяет определенный комплекс неизменных качеств в один вид живой материи.

Проблемнаяi ситуация. В' современный периодв философии, по-нашему мнению, нет однозначного ответа на такие вопросы: что же представляет собой сущность человека? что понимается под природой человека? как различать эти два философских понятия? и самое главное — каким образом трансформируется человеческая сущность с течением времени?

Каждый человек есть существо, включающее в себя то, что заложено: природой исоциальной, средой, а также индивидуальные особенности и конкретные характеристики, возникающие только в определенную-историческую эпоху. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что, с одной стороны, человек разных эпох сохраняет родовые качества, а с другой — он пластичен, чувствителен к переменам, может преображать себя, именно поэтому, он не простопродукт определенного типа общества, биологическая машина: или демиург, но и результат воздействия, конкретнойi исторической эпохи. Человек в каждую историческую эпоху активен и неповторим. В этом аспекте он выступает как субъект общественных отношений или как творец исторического процесса.

Гипотеза. В рамках определившийся проблемной ситуации была сформулирована гипотеза — во-первых, сущность человека и его природа — это разные понятия, требующие подробного разъяснения, во-вторых, важно учитывать, на наш взгляд, что каждая историческая эпоха воздействует на человеческую сущность, и по этой причине она своеобразна взависимости от культурно-исторического пространства.

Мы живем в противоречивое время < и, почти в каждой области научного знания специалисты настаивают на своем видении человеческой сущности и роли человека в истории, но параллельно развивается тенденция к выработке нового понимания человека и его сущности — постижения человека как человека, а значит он «не есть самое умное животное», человек изначально есть другое — культурное и историческое существо. Обусловлено это, по-нашему мнению, рядом обстоятельств практического и теоретического характера.

Во-первых, в настоящее: время назрела необходимость изучения сущности человека в различные исторические эпохи, опираясь на принципиально новый подход, где каждый человек уникален во вселеннойон есть историческое существо, чья жизнь является ценностью, сама по себе. Человек — это не рефлексивное животное, не марионетка в руках социума или инстинктов, это, прежде всего, историческое существо, сознающее себя ответственным за жизнь в качестве человека и никакого другого создания. Человек как родовое и самобытное явление включает в себя как специфические качестватак и характеристики, отличающие его поведение от людей иных эпох.

Во-вторых, важно преодолеть абсолютизирующие какое-то одно качество (разум, воля, сознание) подходы к человеческой сущности, то релятивизм, то биоцентрическиесоциоцентрические и другие позиции. Человеческая сущность — это не только социальная сторона' индивида. При всем том «человек,, рассматриваемый' вне техобщественных отношений, продуктом и творцомкоторыхон является — фикция, схема"1. Сущность человека проявляется не только в зависимости от социального мира, но и в развитии его отношения к природе, к самому себе, зависящие от духа эпохи. «Как существо, принадлежащее двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные.

1 Лебедев А. Б. Духовное производство: сущность и функционирование. — Казань, 1999. С. 13. противоположности"!.

Конец XX — начало XXI веков, по мнению многих ученых, характеризуется кризисом человека и общества — это, с нашей точки зрения, с необходимостью требует исследования человека как социально-природного, духовного существа, выявления его сути, места и значения, как в целостном мире, так и в историческом измерении. Представленное исследование позволит, как нам думается, в определенной степени проследить трансформирование сущности человека с античного периода до современности, анализируя процесс формирования определенных качеств индивида в каждую историческую эпоху и их зависимость от типа общества, следовательно, от доминирующего способа производства, обусловливающего способ общения, способ отношения человека к человеку, к природе и к самому себе. В данной работе автор — стремится восстановить сущность человека, иными словами t показать: каким образом она проявлялась у европейского человека прошлых эпох, каким она видится сейчас и, каким человеческое создание примерно представляется в будущем. Для реализации: этого, рассматривается и вопрос о том, как можно реконструировать исторические особенности эпохиобосновывая ее влияние на формирование и развитие сущности человека. Процесс «конструирования» познавательного образа человека и < его сущности в историческом контексте во многом основывается на реставрации прошлого, представленном в настоящем в виде осколков (текстов, произведений культуры, памятников, предметов л материальной культуры, нуждающихся в расшифровке) .

Различные сведения< конкретных наук о человеке, с точки зрения? исследователя, даютлишь фрагментарную картину человеческой сущности в различные исторические эпохи и не позволяют создать определенное представление о человеческой сущности по эпохам. Сложность, динамичность сущности человека говорит о важности ее воссоздания в целостности и полноте.

1 Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. С. 55. Л.

Агапов О. Д: Очерки по социальной философии: философия истории. -Нижнекамск, 2002: G. 33. проявлений в каждую историческую эпоху. Необходимо проанализировать, каким образом человеческое существо включается в систему отношенийс природой, обществом и своим внутренним миром и как это воздействует на формирование и развитие сущности человека в анализируемую историческую эпоху.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящая работа представляет собой исследование феномена человекапроделанное на стыке таких наук, как философская антропология, история, психология и культурология. Каждое из названных научных направлений считает проблему сущности человека важной. Затрагивается данная проблема и во многих социально-философских произведениях, и в современный период количество работ, посвященных философскому изучению человека, значительно увеличилось.

Не подлежит никакому сомнению то, что проблема человека во всех областях научного знания всегда признавалась актуальной5 в независимости от аспектов ее изученияТрадиционно в философской литературе человек трактуется с различных позиций, часто оппозиционных друг другу1. Однако вопрос создания познавательного образа человека и рассмотрения на его основе неповторимой человеческой сущности в каждую историческую эпоху в философии остается на сегодняшний день, по-нашему мнению, исследованной* в неполной мере. Важно подчеркнуть, что анализ своеобразия сущности восточного типа человека выходит за рамки представленного исследования, и поэтому эта проблема представляет интерес для нового научного изыскания. Мыслителями в различные периоды истории создавался идеальный" тип человека своего времени, — их объединяет единый подход: к пониманию человеческой сущности: человек в любом случае — средство какого-то.

1 Аристотель. Политика. Афинская полития / Под ред. Е. И. Темнова. — М.: Мысль, 1997; Бердяев Н. А. О назначении человека // Мир философии. Человек. Общество. Культура. — М., 1991; Камю. А. Бунтующий человек. — М., 1990; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М-, 1990. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. абсолюта, а не есть он сам, даже при наличии свободы, но не воссоздавалась сама сущность, человека как в какой-то степени результат воздействия культурно-исторической эпохи. Все многообразие учений о человеке, на наш взгляд, можносвести к разновидностям классических и неклассических (постмодернизм) определений сущности человека, кнеоклассическому видению сущности, выделяя отдельно социально-философский взгляд на человека. В зарубежной и российской философии < чаще всего рассматриваются концепции о* человеке тех. мыслителей, которые жили и творили в интересующую исследователя эпоху, однако вопрос, каким — образом эпоха влияет на человеческую сущность, оставался открытым: Тем не менее, по-нашему мнению, можно назвать отечественных, философов, в особенности современных социально-философских исследователейисториков, представителейисторической психологии, труды которых, несомненно, составили вклад в дальнейшее развитие проблематики о сущности человека. Например, важные аспекты для раскрытия поставленной темы содержатся в работах, А. Н. Дюранова, М. А. Барга, А. Я. Гуревича, И. С. Кона, И. Д. Рожанского, а также таких авторов как Э. Агацци, J1.M. Баткина Л В некоторых исследованиях предприняты попытки дать анализ различных учений о человеке (П. С. Гуревич, Б. Т. Григорьян), развить теориюо человеке как духовном, гуманном существе (И. Т. Фролов), показать понимание сущности, человека как внефункциональное явление (F. П. Меньчиков), сформулировать основные.

1 См.: Дюранов А. Н. Абсолютное и относительное в древних учениях о человеке // Человек в зеркале наук: Сб. статей. — СПб, 1993; Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М, 1987; Гуревич А. Я. Средневековый мир: культурабезмолвствующего большинства. — М., 1990; Баткин Jli М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978; Агацци Э. Человек как предмет философского анализа // О человеческом в человеке. — М, 1991; Рожанский И. Д. Античный человек. — М-, 1991; Кон И. С. Открытие «я». -MI, 1978. постулаты философской антропологиив том, числе и: ее вида, — социально-философской антропологии (В. С. Барулин, А. Г. Сабиров)1.

Однако, на наш взгляд, большинство современных отечественных исследователей (B.C. БарулинА.Н. Дюранов, М. К. Мамардашвили и др.) воссоздают сущность человекана основаниисвидетельств изучаемой' эпохи, взглядов мыслителей-современников и рассматривают ее как некое неизменное человеческое качество на протяжении столетий. В? представленном же исследовании человек, прежде всего, видится как результат влияния-культурно-исторической эпохи, чьи основные характеристики модифицируются со сменой эпох. В этом контексте наиболее ценными для: раскрытия проблемы являются труды И. С. Кона, П. П. Гнедича, И: Д1 Рожанского, И. А. Сафронова, Б. Т. Григорьяна, А. М. Ковалева, Bi E. Кемерова, П. С. Гуревича, М. Барга, В. А. Шкуратова, Р. Гвардини, О. Н. Крутовой, П. П. Гнедича и др.

Попытки философского изучения природы и сущности человека начинаются со времен древних греков- (Платон, Аристотель, Демокрит), продолжаются в средние века (Августин), в эпоху Возрождения (Н. Кузанский), в трудах немецкой философии (Ф. Ницше, Ф. Гегель, И: Кант), в сочинениях К. Маркса и Ф. Энгельса, постмодернистов (Ж. Бодрийар), экзистенциалистов (А. Камю, К. Ясперс), неомарксистов (Э. Фромм), представителей неоклассической философии-(В 1Франкл), философских антропологов (А. Гелен), отечественных философов как рубежа XIX — XX вв. (Н. А. Бердяев), так иiболее современных.

1 См.: Гуревич П. С. Человек и его ценности. В 2 ч. — Mi, 1989; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. — М., 1989; Сабиров А. Г. Человековедение (основы социально-философской антропологии). — Елабуга, 1991; Меньчиков Г. П. Духовная" реальность. человека (анализ философско-онтологических основа-Казань, — 1999— Барулин Bi. С. Социально-философскаяантропология: общие начала социально-философской антропологии. — Mi, 1994; Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. — Mi, 1986.

2 См.: Ковалев А. М. Человек — продукт природы и основа социума. Идеи, размышления-, гипотезы. — Mi, 2000; КемеровВ.Е.

Введение

в социальную философию. — М., 2001; Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. Антология. — Mi, 1993; Гнедич П. П1 Всемирная история искусств. -Mi, 1997; Крутова О. Н. Человек в истории- - М., 1982; Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997.

В. Е. Кемеров, И. С. Кон)1. Тем не менее, несмотря на. разработку различных аспектов проблемы сущности человека, систематические научные труды по-вопросу своеобразия человеческой сущности в историческом контексте практически не представлены на сегодняшний день.

Однако важно подчеркнуть, что в неоклассическской философии, в, философской антропологии и в социальной философии в 70−80-е гг. XX века происходит принципиально иной подход к пониманию сущности человекаа именно как к своеобразной, неповторимой, уникальнойв своих проявлениях. Если: раньше человек рассматривалсякак средство,. орудие чего-то, то теперь человек-это, прежде всего, уникальное существо и в том, что он есть человек заключается его ценность. Подобный подход к человеческой сущности, на наш взгляд, позволяет в полноймере изучить вопрос своеобразия сущности человека в различных исторических эпохах.

Учитываясоциально-философский характер проблемы, понимания сущности человека, в целом, в* представленном исследовании? сущность человека видится как результат воздействия4 культурно-исторической эпохи, при этом основные качества человека модифицируются со сменой исторических эпох. Изучение сущности человека в социальной философии неразрывно связано с фиксированием многокачественности,. многомерности.

1 См.: Платон. Сочинения: В Зт. Т.2. — М., 1970; Кузанский Н. Обученомнезнании // Антология мировой-философии. В 4 т.—Mi, 1970; Гегель F. В. Ф. Философия религии: В 2 т. — М., 1977; Кант И. Сочинения: В 6 т. — М., 1970; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990; Гелен А. О. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: — М., 1988; Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.46. 4.1. — М-, .1968; Франкл В: Человек в поисках смысла. — М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. — М, 1990; Бодрийар Ж. В~ тени> молчаливого большинства, или конец социального//См.: anthropology.ru/ru/texts/baudrill/silent.html.- Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. Бердяев’Hi А. О человеке, его свободе и духовности. — Ml, 1999.

2 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М-, 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990; Мамардашвили М. К. Проблема: человека в философии.

Mi, 1991;.Барулин B. C. Социально-философская-антропология: общие начала социально-философской антропологии. — М., 19 941 человека, с выявлением этих его качеств и измерений, определяемые не только обществом, но и историческим процессом. В социально-философском аспекте человек, исследуемый в контексте различных эпох, это существо, соединяющее в себе как особенности, присущие каждой исторической эпохе, так и устойчивые типичные признаки, где социальность и духовность признаются основополагающими чертами человека любого исторического времени.

По причине незавершенности, недостаточной степени разработанности проблемы сущности человека в различных исторических эпохах, одновременно и ее актуальности на фоне общего роста интереса к антропологической проблематике определяются! объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает сущность человека в культурно-историческом пространстве.

Предметом исследования является механизм формирования, развития и проявлениясущности человекакак единства его социальных и духовных сторон, в которой отражается специфика рассматриваемой культурно-исторической эпохи.

С учетом степени разработанности проблемы цель диссертационной> работы состоит в составлении социального портрета, т. е. познавательного образа человека, исходя изсвоеобразия человеческой сущности для* каждой исторической эпохи:. Познавательный образ человека концентрирует, объединяет наиболее характерные черты человека определенной эпохи. Достижение названной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

— рассмотреть историю развития основных социально-философских, представлений о сущности человека в различных исторических эпохах-. проанализировать современное состояние данного вопроса и систематизировать всю информацию по рассматриваемой, проблеме из различных исследований, учитывая роль других научных направлений (исторической науки, философии истории, философской антропологии, истории философии и т. д.);

— реконструировать особенности каждой исторической эпохи и исследовать ее влияние на сущность человека через призму условий материального существованиям человека, социальных отношений, его повседневной жизни, духовного облика эпохи, которой он принадлежалпоказать диалектику сущности человека в рамках культурно-исторического пространства, начиная с человека античности и завершаяпознавательным образом человека будущего на примере европейских стран;

Научная новизна диссертации заключаетсяв том, что? в ней проведена социально-философский > анализ сущности человека в различных исторических эпохах. Решение: представленной в диссертации проблемы своеобразия сущности, человека в культурно-историческом пространстве показано следующими научными результатами:

1. осуществлена попытка реализовать, новый взгляд к пониманию человеческою сущности в историческом контексте на1 основе ее уникальности и неповторимости;

2. аргументирована необходимость отличия в постижении человека таких философских понятий как «природа человека» и его «сущность», где первое понимается — как высшая ступень развития живых организмов на Земле, это объект и субъект общественной, исторической деятельности и культуры, а второе — рассматривается через призму духовности, неповторимости человеческого существа, его стремления быть человеком и никем иным;

3- доказано, что человеческая сущность определяется не только обществом, природой, но и духовной сторонойчеловеческого бытия, проявления, которых непосредственно зависят от культурно-исторической эпохи. Историческая эпоха накладывает неповторимость на сущность человека, при этом неизменными остаются его родовые качества;

4:. исследован процесс формирования основных составляющих сущности европейского человека в рамках парадигмы «личная зависимость ^ вещественная зависимость — свободная индивидуальность», на базе чего проанализировано то, как трансформируется сущность с течением времени;

5. сформулированы единые критерии анализа сущности человека в конкретное историческое время — это отношение человека к природе, к духовной стороне бытия, отношение к социуму, и, наконец, к самому себе;

6. составлены на основе анализа типовых черт, присущих человеку той или иной эпохи, обобщенные портреты или познавательные образы человека для древнегреческого периода истории, средних веков, Возрождения, капитализма и современности.

Теоретическая и> практическая значимость исследования работы s состоит в создании социального портрета человека для определенного исторического периодаИсходя из того, что сегодня особенно актуальным в развитии социально-философской мысли является < возврат от вопросов социально-экономического характера к проблеме самого человека, в диссертации реализован: подход к его сущности! как к уникальному, безмерно сложному явлению, чем просто• природному или социальному существу. В реализации данной идеи и заключается теоретическая ценность исследования. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, вчастности, социальной философии, философской антропологии, социально-философской антропологии.

Методологические основания исследования обусловлены спецификой: исследовательской проблемы, целью и задачами работыМетодологической основой" исследования является диалектическийподход к изучению поставленной проблемы, образованный на принципах историзма, детерминизма и системности. Принцип1 системности нацелен на всестороннее познание предмета исследования, как он существует в тот или иной момент временион нацелен на воспроизведение человеческой сущности, а также разнообразие аспектов, проявлений этой сущности в культурно-историческом пространстве. Принцип историзма предполагает рассмотрение сущности человека в динамике, развитии. Этот принцип позволяет проследить формирование специфических характерных для определенной исторической эпохи качеств человека, а также помогает реконструировать в общих чертах образ человека в различные исторические эпохи через призму общественного отношений, исторических особенностей в прошлом и будущем. Принцип детерминизма предусматривает раскрытие закономерных взаимосвязей человека и эпохи, его сущности и различных доминатов как природа, Бог, воля, социум, инстинкты и т. п. Для придания диссертации целостности и логичности автор стремился трактовать и использовать все частные методы с общих позиций и принципов диалектического мировоззрения.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей диссертации в печати, во время выступлений на научно-теоретических конференциях. Основные идеи и результаты исследования отражены в следующих публикациях и выступлениях соискателя:

1. Человек в различных исторических эпохах (социально-философский^ аспект) // Проблема человека в свете современных социально-философских наук: Сб. ст. — Вып. 1. — Елабуга, 2000. С. 9 — 20.

2. Человек в различных исторических эпохах (историко-философский аспект) // Человек, культура, цивилизация на рубеже II — III тысячелетий: Труды Международной научной* конференции. — Т. 1. — Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 11−13.

3. Человек в современном мире // Перспективы развития современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции / Под. ред.- BI. В. Лузгина: — Часть 3, — Казань: Изд-во КГТУ, 2002. С. 137 — 139.

4. К вопросу о сущности человека в культурно-историческом пространстве // Проблема человека в свете современных социально-философских наук: Сб. ст. — Вып. 2. — Елабуга, 2004. — С. 8 — 15.

Основные идеи диссертации были доложены на следующих конференциях:

1. Международная научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II — III тысячелетий» (Волгоград, 14−15 сентября 2000).

2. Всероссийская конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 21−22 декабря 2001).

3. Всероссийская конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 20−21 декабря 2002).

4. Научно-практическая VI региональная конференция «Профессиональные знания как фактор развития личности и общества» (Нижнекамск, 11−12 сентября 2003).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Итак, мы рассмотрели, сущность человека в культурно-историческомконтексте. Попытались воссоздать сущность человека, исходя* из признания: важным и значимым следующего: — это, во-первых, раскрытие сущности человека, опираясь на принципиально, иной подход, а именно" пониманият человека как уникального существабазисными качествами которого являются: духовность и социальностьво-вторых, понимание1 воздействия культурно-исторической эпохи на человека, охарактеризовав общие его свойства, определяемые: социальными, экономическими, природными и другими особенностями каждого исторического периода.

Мы, разумеется, не могли высветить, проанализировать все аспекты поставленной в диссертации? проблемы — рассмотрение сущности, человека" в культурно-историческом пространстве, по причине обширностиохватываемого Ф в исследовании исторического времени (от античности до современности). Это-, возможно, предпринять в рамках будущих научных изысканий.

Рассмотрение сущности человека по эпохампопытка^ реконструировать образ человека прошедших времен, показали, что исторические эпохиформируют общие или типовые аспекты человеческойсущности: Исходя: из" того, что историческое время вырабатывает определенный тип человека, то изучение как эпохавлияет на сущность человекапредставляет одиниз способов познания интегральной природы человека, в целом. Однако нельзя не • учитывать, что человек — это не. только носитель общих характеристик, определяемых эпохой^, но и индивидуальность, неповторимость, обогащающих человеческую природу. Тем: не менее, понимание механизмаформирования: индивидуальных свойств человека выходит за рамки воздействия исторической, эпохи. Человек — существо многогранное, сложное, поэтому познание: его сущности не может быть односторонним процессом. В представленном же исследовании? предпринята попытка проанализировать человеческую сущность в историческомконтексте, что, в свою очередь, рождает новые проблемы в рассмотрении человека. Человекв современный периодв целомвносит много г вопросов, ответы на которые ни специализированная литература, ни социологические: опросы и т. п. не дают. Однако новыйподход к сущности человека как к, неповторимому и уникальному существе, главное предназначение которого быть человеком, позволяет нам. рассматривать его в в историческом аспекте в качестве собственно человека.

Парадокс состоит в том, что несмотря-на многовековый опыт исследования — человека в качестве основного предметачеловек стал еще болеесложными* загадочным. Выявленыновые вопросы, которые прежде не ставились * исследователямив" качествецели научного познания. Например, проблемаглобализации — человек оказался* в условиях, когдаему сложно определить, добро это или зло, не теряет ли он: своей самобытности. Вопросов, касающихсяi человекастало: больше, а ответов на них нет. Такая ситуация-создает мощные стимулы, для развитиясоциальной? философии, рассматривающей различные социальные аспекты, деятельные силы, средстваи способности.* человека в-проблемномполе, в представленном? исследовании, в историческомизмерении i и в конкретной перспективе современности.

Таким образом, решение поставленных в диссертации• задач привело к следующим теоретическим выводам.

Во-первых, анализ историко-философских идей о сущности человекапозволяет утверждать, что рассмотрениюпроблемысущностичеловека обращались многиеисследователи, однакоработ, посвященных тому, как трансформируетсяi человеческая" сущностьс течением исторического временинанашвзгляд, практически нет. Возникланеобходимость в систематизации' информации? к вопросу трансформациисущности человека в зависимости от исторической эпохи:. К настоящей проблеме частично уделяли внимание такие исследователи как М: А. Барг, В: М^ Власова, П: П. Гнедич, Б. Т: ГригорьянК. Ясперс, ЭФромм, А. Я: Гуревич, ГС С. Гуревич, И: С. Кон, А. Г. Сабиров, В: Е. Кемеров,. но, в большей5 степени, дляраскрытия} основной? темы*своей работы< или? с целью анализачеловеческойсущности конкретного периодаистории.

Другие ученые рассматривалиопределенный * аспект проблемы человека в различных исторических эпохах (М. А. Барг, И. Д. Рожанский, И: А. Сафронов, Э. Фромм и' др.). Таким? образом, мы: убеждены, что данная проблема изучена< недостаточно" и требует дальнейшейнаучной разработкиВ ходе проведения" исследования авторомработыбыло обнаружено" достаточное числонеизученных вопросов в рамках рассматриваемой проблемы.

Во-вторых, на основании признанияважностирассмотрения} сущностичеловека в каждую историческую эпоху проведен анализ социального портрета человека по эпохам, а также параллельно изучено воздействия, социально-экономических, культурно-исторических условий f общества на развитие индивида. Тем¦ самым доказано, что человек — это не только продукт общества, но и активный творец исторического процесса, — что являетсяна нашвзгляд, одной из причин трансформированиясущности человека со сменойэпох. Под воздействием историческойреальности типовые свойства человека всегда своеобразны, неповторимы в каждую эпоху — будь то в античную >или в эпоху феодализма, капитализма илш в современное время. Общие черты человекаопределяемые эпохойнаряду с атрибутивными качествами, консолидирующие вседругие свойствачеловека вединую целостность, играют важную роль в познании сущности индивида вообще как существа отличного от других живыхорганизмов-. Однако сущность постоянно’Меняетсяи определяетсяне только социально-экономическими условиями эпохиприродной средой человека, но и его духовностью, его отношением буквально ко всему происходящему вокруг него в рассматриваемый период: В 5 данном — исследовании предпринятапопытка воссоздания сущностичеловекадлякаждого исторического периодапутемпонимания его как единства 5 всеобщего, конкретного * и i особенного, учитываячто сущность человека заключается! в"его духовности-.открытостит.е. вего? умении быть человеком при? любых обстоятельствахЧеловеческая сущность своеобразна и неповторима в каждую историческую эпоху.

В-третьих, мы пришли к выводу, что человек — это не просто * носитель определенных характеристик, зависимых от исторической? эпохи и социальной реальности-, но и обладатель родовых качеств. О единстве человеческой! природы говорит то, что вид человёка остаетсянеизменным i вот уже несколько тысяч лет, другими словамиродовой чертой человеческого существа является его биологическая конституция. Можно сказать, что* человек — это родовойсубъект, создающий" мир, общество и самого себя. Перечисляя те или иные характеристики, присущие человеку, некоторые философы совершенно справедливо приходят к выводу, что среди них есть такие относительно стабильные качества, определяющие его как родовое существо:

В-четвертых, важно также понимать, что сущность и природа человека не идентичны: природа' человека? проявляется в том, что он, есть космобиопсихосоциальное существо, а сущность, видится в определенииосновополагающего качества человека,. позволяющего ему быть человеком. Таким качеством, мы, полагаем, является духовностьи- связанные с ней социальность, открытость и незавершенность человека призваны обеспечить его гармоничные отношения с миром как целым. Подчеркиваетсяосознание автором нетождественности понятий «природа человека» и «сущность человека», несмотря на то, что некоторые философы не разделяют, их в контексте антропологической проблемы.

В-пятых, человек в античную эпоху находился в естественной гармониис греческой общиной. Вся жизнь человека того времени оставалась, безусловно, подчиненной окружающей* природе. В древнейшемсознании грека еще нет четкого разделенного восприятия телесного" и духовного, как мы можем, встретить в средневековье. Большую роль В! формировании человека античности сыграла полисная структура греческого общества, поэтому человек античной эпохи — это, прежде всего, гражданин полиса: В рассматриваемый период значительное внимание уделялось развитию индивидуальности человека, иначе обстояло дело в Древнем Риме. Здесь конкретному человеку отводилась роль «винтика» в общественном механизме. Рим требовал от гражданина воинских доблестей, мужества и храбрости. Жесткость римского характера проявлялась во всех областях жизни римского общества. Человек римского периода крепко держалось в своей приверженности к традиционнойпокорности раз выработанным принципам, пока христианский: элемент не пошатнул устои римского государства.

В-шестых, жизненный мир средневекового европейца: не отличался расцветом индивидуальности, скорее — это время коллективности, корпоративности. Каждый человекзнал свое место в обществе,. поэтому он: редко чувствовал себя одиноким, т.к. был частью среды, вкоторой родился: и: жил. Наряду с общностью средневекового человека ему присущи высокая степень религиозности и суеверия. Человек в Средние века жил как бы в тройном измерении: 1). благочестивыми помыслами о небе и райской жизни, 2). суеверием в мире колдовства и «нечестии», 3). умом практическим в мире суровойфеодальной реальности. Религия: являлась опорой^ для человека того времени, отрадой и смыслом жизни. Процесс индивидуализации личности в Возрождение положил конец анонимности, столь характерной для средневековья. От деятельного человека, титана мысли: требовались точный расчет, мудрость, осмотрительность, профессионализм, однимсловомпостоянный самоконтроль. Человек все своидействия основывал на взвешивании последствийсоотношении удовольствий и страданий. Человека эпохи Ренессанс отличает яркое, проявление противоречивости характера: две силы борютсяв человеке — силаполудикого варвара и сила мысли человека-творца. Корпоративная: личность средневековья, как и античный? гражданин — это одни, из типов человека, характерные черты которого определяются как преобладающие для рассматриваемой эпохи.

В-седьмых, в Новое время? человеческая сущностьпретерпела значительные модификации. Для этого времени человек уже не находится-больше под взором Бога, со всех сторон обнимающего мир, человек теперь автономен, волен делать, что хочет, идти, куда, вздумается, но и венцом творения он тоже больше не является, став лишь частью существующего мироздания. Богатая и многограннаясущность человека Нового времени нуждается: в обособлении от других и добровольно ищет уединения, одновременно индивид переживает дефицит общения: Чувство одиночества усиливается у конкретного человека в обществе капиталистических отношенийИменно поэтому человек XIX века испытывает, в t межличностных отношениях недостаток устойчивоститепла и искренности. Человек чувствует, себя заменимым, ненужным и одиноким в обществе. Одновременнос этими тенденциями развития человек стал осознавать свои широкие возможности? для< самовыраженияи самореализации себя как высокоразвитого существа-. Современныйчеловек живет вусловиях, когда информация формирует, координаты жизненного пространства.. Человек сегодня больше зависит от техники. Совершеннопо-новому с помощью? современной техникичеловек воспринимает окружающиймир и себя в нем: Человек сегоднястремится достичь материального благополучия, чтобы чувствовать себя* полноценнойличностьюСовременная индустрия развивает у индивидастрах быть брошенным, ненужнымчто формирует у него стремление быть как все. Для современного человека свойственна страсть к переменам: меняется, абсолютно все — мода, отношения, стандарты поведения, форма досуга, и т. п. Представленные «познавательные образы» человека в различные исторические эпохи демонстрируют влияние на* сущностные качества человека не только-социальной реальностирассматриваемого временино и исторической эпохи, в целом-. преобразующей человеческую сущность в неповторимую длякаждого > периода истории.

Итак, мы полагаем, что при рассмотрении? сущности человека в каждую историческую эпоху необходимо, — учесть не только особенности общества рассматриваемого времени, отношение человека к существующим социальным образованьям: (род, сословие, — цех ш т.д.),. к самому себе, к окружающему природному миру и т. п., но и то, что человеческая: сущность пластична и восприимчива к историческим переменам.

Подводя итоги? диссертационной работы, можно утверждать: сущность человека имеет, безусловно, исторический характер и определяется социальными, экономическими, природными-, культурными и духовными особенностями исторической эпохи, в которой живет человек. Сущность человека — это его своеобразный капитал, духовные, социальные качества и свойства, раскрывающиеся в определенных социально-природных условиях исторической эпохи. Это, на наш взгляд, с одной стороны, то, что делает его человека и никакимдругим? существом, а, с другой стороны, — это то, что отличает человека: одной эпохи от другой. Для реконструкции сущности человека необходимо выделить общие критерии, анализ которых и даст возможность создать модель сущности человека длякаждой эпохи. Такими: критериями могут выступать следующие: взаимодействие индивида" с обществом, его отношение к природной среде, духовно-эмоциональный' мирчеловека и отношение к самому себе.

Таким образом, в качестве атрибутивного свойства человека в любую эпоху, на наш взгляд, признается духовность, определяющая все другие качества человека — социальность, незавершенность, открытость, и объединяющая их в единую целостность. Мы полагаем также, что человека в культурно-историческом контексте нельзя рассматривать без его представления-о самомсебе, что и позволяет реализовать такая способность человека как самопознание или, другими словами, духовность. Втоже время, выделяя5 духовность как основополагающее свойство человека, мы не отрицаем значимость, других человеческих характеристик, как, например, социальность. На наш взгляд, общество конкретнойэпохи предписывает человеку образ, уровень и качество жизни, а также культурныеобразцы, идеалы, эмоциинормы поведения и т. д. Поэтому наиболее полное представление: о сущности человека, возможно, по-нашему мнению, составить, указывая на изменение его отличительных черт по историческим периодам и сохранение общих родовых качеств в каждую историческую эпоху, выделяемых в европейской истории — античную, феодальную, индустриальную и постиндустриальную.

Входе исследованиябыли выявлены, также следующие проблемы, требующие более глубокогоизучения и разработки: 1). необходимость сбора, философского анализаи систематизации всей информации о человеке в каждую историческую эпоху, накопленную в различных областях человеческого знания (литература, история, культурология, этика, философия, религия и т. д.) — 2). изучение степени воздействия и влияния социально-экономических, культурно-исторических особенностей рассматриваемой эпохи на становление типовых характеристик человека- 3). необходимо проследить эволюцию внутреннего мира человека, его основных психических качеств в зависимости от особенностей исторической эпохиа также требует отдельного исследования вопрос о своеобразии сущности человека восточного типа, не рассматриваемый в диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / Под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд. М.: Экономика, 2004. — 620 с.
  2. С. С. Два рождения европейского рационализма / С. С. Аверинцев // Вопросы философии. -1989. № 3. — С. 18−32.
  3. С. С. Образ античности в западно-европейской культуре XX в. Некоторые замечания / С. С. Аверинцев // Новое в современной классической философии. М.: Наука, 1979. — С. 5−40.
  4. Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С.24−35:
  5. В. П. От животных к человеку / В. П. Алексеев. — М.: Изд-во «Советская Россия», 1969. — 190 с.
  6. И. JI. Происхождение человека и общества / И. JI. Андреев. 2-е изд. М.: Мысль, 1998. — 415 с.
  7. Античность: древность и средние века: проблемы идеологии и культур: Сб.науч.трудов. — Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1987. 152 с.
  8. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общественные ценности / Э. А. Араб-Оглы // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 10−12.
  9. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель / Под ред. Е. И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. 460 с.
  10. В. Г. .Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 487 с.
  11. И. Ахиезер А. С. Россия как большое общество / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. -1993. № 1. — С. 3 -19.
  12. М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. — М.: Мысль, 1987. 348с.
  13. В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретениясебя / В. С. Барулин. — СПб: изд-во «Алетейя», 2000. -431 с. 14: Барулин В. С. Социальная философия- Общество как мир культуры /
  14. В- С. Барулин. М.: изд-во МГУ, 1993: — 334 с.
  15. B.C. Философская антропология / В: С. Барулин. — М.: Онега, 1994-- 252с.
  16. Баткин JL М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / JI- М. Баткин / Отв. Ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1989. — 270 с.
  17. Баткин JLM. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / JI. М. Баткин. М.: Наука, 1987. — 384с.
  18. Д. Постиндустриальное общество / Д. Белл // Америка. 1994. -Сентябрь. — № 215: — С. 2- 5-
  19. Н. А. Истоки русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — М.: Наука, 1989.- 224 с.
  20. Бердяев Hi А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М.: Феникс — ХДС — пресс, 1991. — 81с.
  21. Бердяев Н: А. О назначении человека: Сборник / Н. А. Бердяев / Авт. вступ. ст. П- П. Гайденко. М.: Республика, 1993. — 383 с. 22., Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев /
  22. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: изд-во «Флинта», 1999.-310 с.
  23. Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М.: «Сварог и К», 1997. 540с.
  24. Н. А. Смысл истории. Новое средневековье / Н: А. Бердяев. — М.: Канон +: ОИ «Реабилитация», 2002. 447 с.
  25. Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С. 252 262, С.482−492.
  26. Н.А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С.216−222.
  27. Н.А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. — № 2. — G. 143−163
  28. Бердяев Н-А. Экзистенциальная динамика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — G.48−56.
  29. Н.А. Эрос и личность / HI А. Бердяев. М.: Мысль, 1989. -258с.
  30. Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса / Н. М. Бережной. М.: Высшая школа, 1981. — 109с.
  31. Березин С. J1. К вопросу о сущности самоутверждения личности / С. JI. Березин // Философские науки. 1974. — № 2. — С. 40−47.
  32. В.В. Любовь, семья, общество / В. В. Бойко. — М.: Знание // Этика. 1983. — № 4. — С.62.
  33. М. А. Человек и общество: сопоставительный анализвзаимосвязи в западном и российском обществе: Дисканд. филос. наук / М.
  34. А. Бондарчук. М., 2000. — 146 с.
  35. Ю. Духовная ситуация времени / Ю. Бохеньский // Вопросы философии.- 1993.-№ 5.-G. 94−98:
  36. К. Возрождение XII века / К. Брук // Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.- С. 119 226.
  37. М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995. — С. 157 — 232.
  38. Будда Шакьямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биогр. Повествования / Под общ.ред. Н: Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал, 1995. -432 с.
  39. В человеческом измерении / Под ред. А. Г. Вишневского. — М.: Наука, 1991. -312с.
  40. Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Вып. 4. Ч. 1: Вопросы философии /
  41. Отв. Ред. Ш. Mi Мулюков. Нижнекамск: изд-во Нижнекамского филиала МГЭИ, 2002. -96 с.
  42. . Н. Происхождение и древность человека / Б. Н. Вишневский. М-: Сеятель, 1926. — 222 с.
  43. Власова В. Mi Социально философский анализ сущности человека в историческом контексте: Дис. .д-ра. филос. наук / В. М- Власова- Моск.гос.пед.ун-т. — Mi, 2000. — 352 с.
  44. Волков- Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный феномен / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — Ростов н/Дону: изд-во Ростов, унта, 1993.- 187с.
  45. Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический? словарь. Человек / Ю. Г. Волков, В- С. Поликарпов. М.: Гардарики, 2000. — 518с.
  46. Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы /Т. П. Воронина: М-: Мысль, 1995. — 112с.
  47. М.А. Проблема самосознания в г западно-европейской философии / Mi А. Гарнцев. М.: изд-во МГУ, 1987- - 215с.
  48. Р. Конец нового времени / Pi Гвардини // Феномен человека. Антология. М: Высшая школа, 1993- - С. 43 — 49.
  49. Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Политиздат, 1977.
  50. А. О. О' систематике антропологии / А. О. Гелен // Проблема человека в западной философии. Mi: Прогресс, 1988. -С. 152 -201.
  51. И.А. С того берега / И: А: Герцен // Мир философии: Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. — С.246 — 248.50- Гнедич П. П. Всемирная история- искусств- / П. П. Гнедич. М-:1. Современник, 1997. 493с.
  52. Горан В. П: Древнегреческая мифология судьбы. / В. П. Горан. -Новосибирск: Наука, 1990. 330с.>
  53. .Т. Понятие о человеке в современной философии / Б. Т. Григорьян // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 358 -383.
  54. .Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б. Т. Григорьян. М.: Мысль, 1986. — 224с.
  55. Гринин JI: Е. Формации и цивилизации / JI. Е. Гринин // Философия и общество. 1998. — № 1. — С.7 — 54.
  56. JI. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции, по народоведению / JI. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2000. — 384 с.
  57. А. Я. Еще несколько ¦ замечаний к дискуссии, о личности и индивидуальности в истории культуры / А. Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. М: Наука, 1990. — G.76−89.
  58. А. Я. Социальная история и историческая наука / А. Я: Гуревич // Вопросы философии. 1990. — № 4: — С. 23−35.
  59. А. Я. Средневековый купец / А. Я: Гуревич // Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. — С 97−131.
  60. А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. — № 11- - С. 31 — 43.
  61. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич- М-: Искусство, 1989. — 366с.
  62. Гуревич А. Я: Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я: Гуревич. — М-: Искусство, 1990. 395с.
  63. П. С. Человек и его ценности. В 2 ч. / П. С. Гуревич. — М.: Мысль, 1989-
  64. П.С. Уникальное творение Вселенной? / П. С. Гуревич // О человеческом человеке. — М.: Политиздат, 19 911 С.247−261
  65. П.С. Философская антропология / П. С. Гуревич. — М.: Вестник, 1997. 443с.
  66. Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-романскому / Н. Я Данилевский. СПб.: Глаголь, 1995. — 552с.
  67. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Демокрит / Под. ред. F.K. Бсеммеля. М.: Соцэкгиз, 1935. — 371с.
  68. В. В. Единство мира и современные реалии / В. В. Денисов // Философия и общество. 1997. — № 6. — G.106 -124.
  69. . В. П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени / Б. В. Джонсон // Социс. 1991. — № 3. — С.29 — 42.
  70. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем: (По материалам выступлений зарубежных философов на XVIII всемирном филос. конгрессе, авг.1988 г.). М.: Знание, 1989. — 60с.
  71. Н. П: Что такое человек? / Hi П. Дубинин. М.: Мысль, 1983.-334 с.
  72. А.Н. Абсолютное и относительное в древних учениях о человеке / А. Н. Дюранов / Под ред. А. О. Бероноева // Человек в зеркале наук: Сб. ст. 2-е изд. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. — 156с.
  73. Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М: Канон, 1996.-432с.
  74. Г. Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека / F. Г. Ершов. СПб.: Лениздат, 1981. — 53с.
  75. A. F. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  76. Э. В. Так рождается личность / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? Mi: Политиздат, 1983i — С. 298 —3341
  77. Л. F. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. М.: «Логос», 2000. — 3-е изд. — 430с.
  78. История духа и целостность человека: Сб. науч. ст. Кемерово: изд-во Кемер.гос.ун-та, 1994. — 205 с.
  79. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. — М.: Эксомо-пресс, 2000. 702 с.
  80. И. И., Новикова В. М., Чугунов С. Н. Отчуждение как социокультурный феномен / И. И. Кальной, В. М. Новикова, С. Н. Чугунов // Философские науки. 1991. — № 10. — С. 179 — 181.
  81. А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. -410с.
  82. И. Сочинения: В 6 т. Т.2. / И. Кант. М.: Соцэкгиз, 1970. — 508с.
  83. Кара-Мурза А. А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, И. К. Пантин // Полис. 1995. — № 4. — С.6 — 11.
  84. Карсавин JL П: Религиозно-философские сочинения. О личности. Т.1. / Л. П- Карсавин. М: «RENAISSANSE», 1992. — 323с.
  85. В.Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. — М.: «Академический проект», 2001. — 314 с.
  86. Н. В. Человек в истории / Н. В. Клягин. М.: Рос. АН, Ин-тфилософии, 1999. 239 е.
  87. А. М. Человек — продукт природы и основа социума. Идеи, размышления, гипотезы / А. М. Ковалев. М.: изд-во «Квадратум», 2000. — Т.З. -433 с.
  88. Л. Н. Цели и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. — М.: Мысль, 1984.- 283с.
  89. П. Современность постмодерна / П. Козловский // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С. 85 — 94.
  90. Комаров В. Д: Философия цивилизации. Структура и тенденция развития цивилизации / В. Д. Комаров // Философия и общество. -1998. № 3. -С. 55−112.
  91. Кон И. С. Открытие «я» / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. 365с.
  92. Крутова О: Н. Человек в истории / О. Н. Крутова. М.: Политиздат, 1982.-208 с.
  93. С. Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса / С. Б. Крымский // Вопросы философии. — 1998. -№ 4. С 28.
  94. Н. Об ученом незнании / Н. Кузанскии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2- — М.: Мысль, 1970. — 296 с.
  95. Культура средних веков и нового времени.: Сборник статей / Отв. ред. JI. B- Кошмак.- М.: изд-во МГУ, 1987- 104с.
  96. В. А. Пост пред — гипер — контр — модернизм: концы и начала/В. А. Кутырев// Вопросы философии- 1998- № 5. С. 135 — 143.
  97. В. А. Разум выше человека: Философия выживания в эпоху постмодернизма / В. А. Кутырев. Mi:4ePo, 1999. — 227с.
  98. . О. Сочинения / Ж. О. Ламетри. М.: Мысль,. 19 831 — 507 с.
  99. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф / Пер. с франц. Е. В. Морозова. Ml: Прогресс, 1997. — 439 с.
  100. Лосский Н: Индивидуализм, коммунизм и утрата личности / Н. Лосский // Свободная мысль. 1992. -№ 3. — С. 38 — 44.
  101. В. Е. Природа человека / В. Е. Малюгин. Красноярск: Мысль, 1989. — 165 с.
  102. М.К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.8−22.
  103. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. Кн.1. М.: Наука, 1979. — 486 с.
  104. Г. Одномерный человек: исследование идеологии Развитого Индустриального общества / Г. Маркузе / Пер. с анг. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994. — 341 с.
  105. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов — Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. — 293с.
  106. Г. П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ) / Г. П. Меньчиков. — Казань: Грандан, 1999. — 408 с.
  107. Г. П. Проблема понимания сущности человека / Г. П. Меньчиков // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Кн. 1. Казань: изд-во Казан, ун-та, 2004. — С. 24−32.
  108. . М. Шопенгауэр: человек и мир / Б. М. Мировский // Свободная мысль. 1995. — № 7. — С. 44 — 47.
  109. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов Новосибирск: Наука, 1989. — 205с.
  110. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир / Б. Небел. В 2 т.-М.: Мир, 1993.
  111. Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: изд-во МГУ, 1990.-302 с.
  112. Л. И., Сиземская Н. И. Русская философия истории / Л. И. Новикова, Н. И. Сиземская. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 398 е.
  113. О человеческом в человеке. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 382с.
  114. Г. Доисторический человек / Г. Обермайер. М.: Издание «Брокгаузъ-Ефронъ», 1908- - Т. 1. — 686 с.
  115. Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1993. -240 с.123- Ойзерман Т. И. Мысли, афоризмы / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии, 1990. № 10. — С. 152 — 157.
  116. Ортега и — Гассет Хосе. Избранные труды / Пер. с исп. / Хосе Ортега — и Гассет / Сост., предисл. и общ. ред. А. М- Руткевича. 2-е изд. — М.: Издат. дом «Инфра — М»: Весь мир, 2000. — 701 с.
  117. Перспективы научного познания: философские очерки о новых тенденциях современной науки / В. Н- Комаров, Г. К. Конык, Ml Д. Щелкунов и др. / Отв.ред. В. А. Бажанов, М. Д. Щелкунов. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1988. — 203 (2) с.
  118. Платон. Сочинения: В Зт. Т.2. / Платон. М.: Соцэкгиз, 1970. — 609с.
  119. X. Ступени органического и человеческого / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 19 881 — С. 96—151.
  120. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») / Выступили: О. Б. Вайнштейн, В. И. Новиков, В. А. Подорога, Jli В. Карасев // Вопросы философии. — 1993. № 3. — С. 3−16.
  121. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с анг., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича- Общ. Ред. Ю. Н. Попова М.: Прогресс, 1988- -544с.
  122. . Шаги к миру / Б. Рассел // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. — С.541−545.
  123. Н. К. Человек и природа: Сборник / Н: К. Рерих. М.: Международ: центр Рерихов: Фирма «БИСАН-оазис», 1994. — 111 с.
  124. Рожанский И-Д. Античный человек / И. Д. Рожанский // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.282−297.
  125. Руссо: Ж.Ж. О причинах неравенства / Ж. Ж. Руссо // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М: Политиздат, 1991. — С.422−427.
  126. А. Г. Максимы и притчи великих философов о человеке, смысле его жизни и предназначении в мире. Учеб- пособие / А. Г. Сабиров. -Елабуга: изд-во ЕГПИ, 1997. 27 с.
  127. А. Г. Социально-философская антропология: принципы конструирования и предметного определения / А. Г. Сабиров. М.: изд-во Моск.пед.ун-та, 1997. — 120 с.
  128. Сафронов И: А. Человек и космос в истории культуры / И. А. Сафронов. — СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1993--107с.
  129. А. М. Неомарксизм: попытка реформации / А. М. Сирота // Вопросы философии. -1998: № 8. — С. 104 — 120.
  130. Снятков А: В-, Черников A. Mi Человеческая цивилизация: духовные и материальные аспекты бытия / А. В. Снятков, А. М. Черников. — Курск: Пресс-Факт, 1996. 37с.
  131. В. С. Сочинения: В 2 т. / В. С. Соловьев. М.: Правда, 1989.
  132. Ю. А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского / Ю: А. Сухарев // Философия и общество. — 1999. -№ 3. С. 94 — 109-
  133. Теория познания. Социально-культурная природа познания. В 4 т. Т. 2. / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991. — 478 (1) с.
  134. С.Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой // Мир философии: Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. -С. 247−251.
  135. Туман Никифоров А. А. Сущность человека, как единства биологического, социального и духовного: Дисс. .канд. филос. наук / А. А. Туман — Никифоров. — Красноярск, 2002. — 199 с.
  136. А. И: Геоструктура грядущего века / А. И. Уткин // Свободная мысль. 2000. — № 1. — С.6−25.
  137. Л. Качественное различие цивилизаций / ЛI. Февр // По материалам сайта «История ментальностей» (ethnopsyhology. narod.ru/study/mentality/febre. Htm).
  138. Л. Избранные философские сочинения / Л. Фейрбах. Т. 2. -М.: Наука, 1995.-502с.
  139. Феномен человека: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1993. — 349с.
  140. Философия любви / Под ред. Д. П. Горского. Т.1.- М.: Политиздат, 1990.-507с.
  141. В. Доктор и душа / В. Франкл. М.: Ювента, 1997. — 285 с.
  142. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл / Перевод с англ. и нем., общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 364с.
  143. Фрейд 3. Тотем и табу / 3. Фрейд / Сост. и авт. предисл.: П. С. Гуревич- М.: Олимп: ACT, 1997. — 446 с.
  144. И.Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989.-325 с.
  145. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. -269с.
  146. Э. Доктрина о Христе / Э. Фромм. М.: Олимп, 1998. — 414с.
  147. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Э. Фромм // Философские науки. 1990. — № 8. — С. 88 — 95.
  148. Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — 429с.
  149. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм / Под общ. ред. В. И. Добреникова. 2-е доп. изд.- Мл Прогресс, 1986. 334с.
  150. Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. — С. 66−70.
  151. Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса / Э. Фукс. Ml: «Республика», 1993: — 509 с:.
  152. Хайдеггер М: Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. -447с.
  153. В. М: Теория цивилизаций в русской исторической мысли / В. М. Хачатурян // Новая и новейшая история. 1995. — № 5. — С. 8 — 18.
  154. И. Осень Средневековья / И. Хейзинга / Перевод Д^ В. Сильвестрова, отв. ред: С. С. Аверинцев. Мл Наука, 1988. — 539 с.
  155. Хрестоматия по истории философии: от JIao-Цзы до Фейербаха / Под ред. Л. А. Микешина. В 3 ч. Ч.' 1. -М.: ВЛАДОС, 1997.-448 с.
  156. Человек и социокультурная среда. Научно-аналитический обзор / Отв. ред. Я. М. Бергер. М.: изд-во АН СССР, 1989: — 50с.
  157. Человек античности: идеалы и реальность. / Сост. И. Л. Маяк, В-И. Исаева. М^: Просвещение, 1992: — 383с
  158. Человек и смысл его бытия: Материалы научной конференции. -Казань: изд-во Казан, ун-та, 1996. 115с.
  159. Человек. Мыслители прошлого и: настоящего о его жизни- смерти и бессмертии. Древний мир Просвещение / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 199 Г. — 462с.
  160. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Под ред. И. Т. Фролова, сост. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. 528с.
  161. И. В. Отношения «человек природа» от античности до современности / И. В. Черникова // Философия и общество. — 1999. — № 3. — С. 132 -149.
  162. Т. Г. Диалектика сущностных сил человека: проблема развития: Дис. .канд.философ.наук / Т. Г. Чернова- Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994.- 193 с.
  163. А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. — 334с.
  164. В.Е. Человек в обществе отчужденного труда / В. Е. Шедяков-Харьков: «МРШ», 1991. 156с.
  165. М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // В кн.: Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с анг., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича- Общ. Ред. Ю. Н. Попова М.: Прогресс, 1988. С. 31 — 95.
  166. В.Н. Добро-Истина-Красота / В. Н. Шердаков. М.: Знание, 1983. — 64с.
  167. В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. 2-е изд. -М.: Смысл, 1997. 505с.
  168. А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. — М.: Просвещение, 1992. 190с.
  169. В.И. Массовая культура и ее роль / В. И. Шульгин // Эстетика. 1979. — № 9. — С. 4 — 59.
  170. М. Д. Мировоззрение и общенаучные знания: общенаучные феномены познания в социально-мировоззренческом контексте / М. Д. Щелкунов. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1990. — 151 (1) с.
  171. Это человек. Антология. / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. — 320с.
  172. Ян Щепаньский о человеке и обществе. М.: изд-во АН СССР, 1990. — 173 с.
  173. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. 2-ое изд. М.: Республика, 1994. — 527с.
  174. Fromm Е. The Sane Society / Е. From. N-Y., 1955.
  175. Galbraith J. K. The New Industrial State / J. K. Galbraith. London, 1967.
  176. Riesman D. The lonely Crowd / D. Riesman. N-Y., 1959.
Заполнить форму текущей работой