Духовная культура первобытного (магия)
Первой стадией Человека Духовного можно считать человека интеллигентного. Чувство интеллигентности культурное достояние человечества, поскольку интеллигенция является носителем национального самосознания. Ю. М. Лотман отмечает, что интеллигент обладает такими свойствами, как независимость, стыдливость, чувство справедливости, собственного достоинства, уважение к себе и другим, самостояние… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Духовная культура первобытной эпохи
- 1. 1. Древневнейшая культура
- 1. 2. Человек Духовный
- Глава 2. Сущность и происхождение магии
- 2. 1. Что такое магия
- 2. 2. Сущность магии
- Заключение
- Список литературы
Всю древнейшую историю человека принято объединять понятием первобытность, вполне осознавая при этом, что столь длительный путь был весьма неоднородным и извилистым, включая в себя целый ряд этапов и выделяемых на них вех.
Древний человек, еще не способный к систематическим рассуждениям, жил в безотчетном ощущении того, что он врос в природу без такого ощущения, без согласования своей жизни с природными ритмами он попросту не смог бы выжить. В природе прослеживаются истоки и мифов, и искусства, и обрядов, и ритуалов. Замечено, что в любых культурах мифы антропоморфны (от греч. антропос человек и морфос форма): герои мифов, их характеры, поступки и отношения несут на себе естественный отпечаток создавших их людей их характеров, образа жизни, отношений в соответствующих культурах.
Под понятием магии, или колдовства, принято подразумевать различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет или явление. Магические (колдовские) действия могут быть бесконечно разнообразны. В истории религии магические обряды и представления играли и играют в высшей степени важную роль.
Магия одна из существенных, органических частей всякой религии, от самых ранних до самых поздних ее этапов. Есть мнение, что магия существовала уже у неандертальца: склады медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох и Петерсхёле, как предполагают некоторые исследователи, имеют отношение к каким-то магическим действиям, совершавшимся неандертальскими обитателями этих пещер.
Глава 1. Духовная культура первобытной эпохи
1.1. Древневнейшая культура
Всю древнейшую историю человека принято объединять понятием первобытность, вполне осознавая при этом, что столь длительный путь был весьма неоднородным и извилистым, включая в себя целый ряд этапов и выделяемых на них вех. В 1836 г. К. Ю. Томсон предложил делить первобытную историю на каменный, бронзовый и железный века (по материалам, используемым для изготовления орудий). Позже Дж. Лебок выделил в «каменном веке» палеолит (древний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, период дикости, теряясь в глубинах миллионов лет, простирается примерно до отрезка 3510 тыс. лет до н. э. К неолиту, характеризуемому как период варварства, приложимы более определенные (хотя, конечно, тоже условные) временные границы: VIIIIII тыс. до н. э. для Ближнего Востока и Египта и IVIII тыс. до н. э. для Индии и Китая. Примерно к тому же времени относится неолит в Европе, хотя в некоторых ее регионах он растянулся до II тыс. до н. э. Принято также выделять мезолит (средний каменный век) с X по V тыс. до н. э. Медный век, или энеолит охватывает отрезок между IV и III тыс., бронзовый между II и началом I тыс., железный от начала I тыс. до н. э. Бронзовый век можно отнести к разным земледельческо-скотоводческим цивилизациям и культурам Египта, Месопотамии, Индии и Китая, Крито-Микенской и Крито-Минойской культурам. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима открывали железный век [7, с. 213].
В древнейшей истории цивилизация и культура, в сущности, совпадают, и правомерно говорить в равной степени о начале и той, и другой. Исторические исследования обнаруживают три этногеографических пространства формирования человечества: Евроафроазиатское (IV тыс. до н. э.), с центрами в Египте, Месопотамии, Средиземноморье: Южноазиатское (II тыс. до н. э., в бассейне Инда) и Восточноазиатское (II тыс. до н. э. в бассейне Хуанхэ). Есть свидетельства того, что не менее древнюю историю имеют культуры и цивилизация коренных народов Америки, разрушенные европейскими колонизаторами.
Человек современного типа, кроманьонец появился в эпоху позднего палеолита, тогда же наши предки стали переходить к оседлой жизни. Благодаря земледелию и скотоводству человек начинает производство продуктов, необходимых для его жизнеобеспечения. Этот переход часто называют неолитической революцией (термин Г. Чайлда) вытеснение охоты и собирательства организованной производственной деятельностью радикально изменило отношения людей не только с природой, но и между собой. Посетители музеев Древней истории могут видеть продукты материальной культуры той эпохи каменные топоры, молотки, мотыги, кремневые ножи и иглы, наконечники стрел и копий, глиняную посуду, изделия из кости, рога, китового уса, лодки с веслами, сани и лыжи [7, с. 215].
Земледелие, как и скотоводство (вначале кочевое), начинается примерно в XVIII тыс. до н. э. в Малой Азии, Палестине, Месопотамии, Средней Азии и Северной Индии, примерно в VI тыс. в Средиземноморье (Египет, Крит, Балканы), в IV III тыс. зарождается культура рисоводства в Юго-Восточной и Восточной Азии. Рис и по сей день является основной пищей половины человечества. Важнейшую роль в жизни древнего человека играл огонь, и не случайно в древних мифологиях и религиях, как правило, присутствует огнепоклонство, а миф о Прометее в различных формах повторяется в разных культурах. Постоянное поддержание огня (возникшего, например, от удара молнии) было одной из главных забот первобытного человека. Вот почему открытие способов добывания огня можно назвать одной из наиболее знаменательных вех культурной истории.
Древний человек, еще не способный к систематическим рассуждениям, жил в безотчетном ощущении того, что он врос в природу без такого ощущения, без согласования своей жизни с природными ритмами он попросту не смог бы выжить. В природе прослеживаются истоки и мифов, и искусства, и обрядов, и ритуалов. Замечено, что в любых культурах мифы антропоморфны (от греч. антропос человек и морфос форма): герои мифов, их характеры, поступки и отношения несут на себе естественный отпечаток создавших их людей их характеров, образа жизни, отношений в соответствующих культурах. Так, в греческих мифах боги, действуя бок о бок с людьми, добиваясь любви земных красавиц, гораздо более демократичны, чем, скажем, в египетских и вавилонских мифах и религиях: в их различиях отпечатались различия между демократическим устройством античных полисов и тоталитарным характером цивилизаций Егпта и Двуречья [6, с. 48].
Боги могут быть капризны, сварливы, злопамятны, мстительны, коварны совсем как люди. В древнейших мифических представлениях самых различных культур прослеживается такой, например, мотив: даже Солнце, верховное светило, вынуждено каждый день отвоевывать свое, пусть и законное, место у сопротивляющихся ему ночи и мрака, порядок устанавливается преодолением хаоса, в чем боги неоднократно прибегают к помощи своеобразного войска из мифических существ более низкого ранга, каждое из которых выполняет свою, определенную функцию как это происходит в общественной жизни. Антропоморфность древнейших представлений о силах природы делала естественным стремление умилостивить, а может, даже запугать их. Вот как об этом писал 3. Фрейд: «С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но… если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь… можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх… а может быть, ты даже не беззащитен… почему бы не ввести в действие… против сил внешней природы те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе, почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить?» [28, с. 21].
Неразрывной непосредственной связью древнего человека с природой порождены такие архетипические явления первобытной культуры, как анимизм, тотемизм, магия, фетишизм. Анимизм (от лат. anima душа) выражается в одушевлении, приписывании души не только животным и растениям, но и даже предметам, которые мы привычно называем неодушевленными камням, скалам, рекам и озерам. В частности, этим объясняется наиболее распространенный мотив древней наскальной живописи там преобладают изображения животных не только потому, что охота, а затем скотоводство занимали важнейшее место в первобытном укладе жизни. Изображение животных, умерщвленных людьми, было выражением своеобразного «комплекса вины» перед ними: отняв у них физическое тело, люди пытались изображением сохранить их душу. Первобытные люди часто называли себя именем животного, считая его своим «братом». Этим объясняется и запрет на умерщвление и употребление в пищу определенных животных в тех или иных культурах. Такое животное называлось тотемным (в языке индейцев оджибве слова «о тотеман» означают его род). Роль тотема могли играть не только природные объекты, но и созданные человеком; им поклонялись, их задабривали, принося им в жертву животных и даже людей. В жертву приносились молодые, сильные животные, здоровые юноши и девушки. Только так можно было предотвратить одряхление и упадок племени, оскудение мест его охоты, сбора плодов и злаков. Такое отношение к окружающим предметам и явлениям могло порождать их фетишизацию (франц. fetiche идол, амулет). Фетишизация могла распространяться и на создаваемые людьми вещи (например, поклонение «золотому тельцу» живуче и по сей день). К первобытному фетишизму относится и вера в амулеты (от араб, hamala носить), также весьма живучая [7, с. 216].
Список литературы
- Алексеев ВЛ. Становление человечества. М., 1984. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.
- Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000
- Введение в культурологию /ред. Е. А. Попова, М.: Владос, 2000
- Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000
- Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1999.
- Гуревич П. С. Человек и культура. Изд. Дрофа 2000.
- Горелов А.А. Культурология: учебное пособие. М.: Юрайт-М, 2001. — 400 с.
- Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
- Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Избр. Т. 1. М., 1996.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
- Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности//Сб. МАЭ. 1999. Т. VIII
- Кант И. Философия истории. Антология. М., 1995
- Каверин Б.И. Культурология. М., 2005
- Кононенко Б.И. Основы культурологии. Инфа-М., 2002
- Культурология. Учебное пособие для ВУЗов//Пушкова Ю. Б. Экзамен XXI, 2005
- Культурология: Теория и история культур. /Под ред. И. С. Шершова. Мн., БГЭУ, 2004
- Культурология /ред. А. А. Радугина, М.: Центр, 1999.
- Культурология /ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
- Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. СПб., 2001.
- Маркаръян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры.
- Ереван, 1997.
- Мистическое богословие. Киев, 1991.
- Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997
- Свасьян К А. Чловек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. № 6.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политздат, 1989. 573 с.
- Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М.: «Владос», 2005. 735 с.
- Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.
- Фрейд З. Психоанализ и культура. М., 1999.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.