Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ю. М. Лотман о семиотике культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В них была обоснована идея исследования языка как семиотической системы. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. Тартуско-московская школа выражала интеллектуальные интересы и духовные ориентации научной интеллигенции периода «оттепели». Огромная заслуга в ее организации и завоевании научного авторитета принадлежит Ю. М… Читать ещё >

Ю. М. Лотман о семиотике культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истоки исследований семиотики

Семиотика культуры — новое направление в культурологии. Первоначально оно возникло на основе лингвистики и литературоведения в России в 1960;е гг. и получило название тартуско-московской школы. В 1962 г. в Москве был организован симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он объединил специалистов по структурной лингвистике, кибернетике, семиотике языка, информатике, машинному переводу.

К этому времени на Западе уже сложилась семиотика, был очерчен круг проблем и методы исследования. Были опубликованы труды американских философов Ч. Пирса и Ч. Морриса, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра.

В них была обоснована идея исследования языка как семиотической системы. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения.

Нужна была немалая научная смелость, чтобы развивать это направление. Даже сам термин «семиотика» вызывал негативную реакцию и часто заменялся понятием «вторичные моделирующие системы». У истоков семиотики стояли ученые П. Г. Богатырев, В. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Л. Ф. Жегин, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский и др. Необходимо также отметить, что эти исследования опирались на фундаментальную литературоведческую традицию в трудах филологов В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского, М. М. Бахтина. Их работы положили начало семиотическим исследованиям на основе соединения лингвистики, литературоведения и информатики.

В эти же 1960;е гг. в Тартуском университете (Эстония) на кафедре русской литературы сложился очень активный и интеллектуально мощный центр по изучению знаковых систем в культуре. Среди энтузиастов были Б. Ф. Егоров, Ю. М. Лотман, 3. Г. Минц, И. А. Чернов, Р. О. Якобсон, тогда еще совсем молодые ученые.

Так возникло научное сотрудничество Москвы, Ленинграда и Тарту. И поскольку Тарту находился дальше от идеологического контроля, то центр переместился в Эстонию. Там с 1964 г. началось издание «Трудов по знаковым системам», проводились научные конференции, которые способствовали становлению научной школы. Особую популярность имели летние школы, проходившие на спортивной базе в местечке Кяэрику на юге Эстонии.

Весть об этих школах быстро разнеслась среди научной интеллигенции, особенно среди молодых ученых, даже само слово «Кяэрику» приобрело знаковый смысл, ибо означало приобщение к научному сообществу, отличавшемуся смелостью идей, высоким профессионализмом, а также необычайной дружеской атмосферой общения. Именно тогда в лексиконе российских участников появилось и слово «сауна».

Тартуско-московская школа выражала интеллектуальные интересы и духовные ориентации научной интеллигенции периода «оттепели».

Огромная заслуга в ее организации и завоевании научного авторитета принадлежит Ю. М. Лотману (1922—1993).

Теперь следует рассказать о жизненном пути этого выдающегося ученого XX в.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой