Управление персоналом в системе менеджмента качества организации
ISO 9001:2000 требует, чтобы все процессы, «необходимые для системы менеджмент качества», управлялись в соответствии с п. «Общие требования». Нет никакого «каталога» или перечня процессов, которые должны быть доку-ментированы. Каждой организации, основываясь на требованиях своих потре-бителей и применимых правительственных или законодательных требованиях, характере своей деятельности, а также… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом в системе менеджмента качества
- 1. 1. Требования ГОСТ Р ИСО 9001−2001 к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации
- 1. 2. Реализация процессного подхода к управлению персоналом в системе менеджмента качества
- 1. 3. Методы и средства вовлечения персонала в деятельность по управлению качеством
- 2. Анализ управления персоналом в системе менеджмента качества ООО «Фаберон-СТ»
- 2. 1. Оценка кадрового потенциала в системе менеджмента качества организации ООО «Фаберон-СТ»
- 2. 2. Исследование и моделирование процесса управления персоналом в системе менеджмента качества организации
- 2. 3. Анализ методов и средств вовлечения персонала в деятельность по управлению качеством в организации ООО «Фаберон-СТ»
- 3. Совершенствование процесса управления персоналом в системе менеджмента качества ООО «Фаберон-СТ»
- 3. 1. Мероприятия по улучшению процесса управления персоналом в системе менеджмента качества организации
- 3. 2. Рекомендации по улучшению качества процесса управления персоналом в системе менеджмента качества ООО «Фаберон-СТ»
- 3. 3. Предложения по применению современных методов повышения качества работы персонала в деятельности организации по управлению качеством
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Законы рынка, постоянное стремление предприятий быть успешными, всегда ставили вопрос — как добиться лучших результатов, стать конкуренто-способными? Мнение, что успех в большей степени решает достаток матери-альных, людских и иных ресурсов, есть не что иное, как заблуждение. Изоби-лие ресурсов не является необходимым условием процветания. Проблема за-ключается в управлении. С этой точки зрения основное отличие одного госу-дарства от другого, одной организации от другой, — это качество управления на всех уровнях. Мировой опыт показывает, что одним из эффективных инстру-ментов повышения конкурентоспособности и развития компаний является ис-пользование потенциала, заложенного в системах управления. А одним из спо-собов эффективного использования резервов управления является внедрение в организациях систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9001, которая позволяет улучшить ка-чество управления организацией через управление качеством всех процессов и видов деятельности.
Актуальность вышеприведенного утверждения обуславливается еще и тем, что в условиях ограниченности ресурсов возрастает роль менеджмента эффективности и качества использования ресурсов, потому что издержки, вы-званные некачественным менеджментом увеличиваются из-за затрат на исправ-ление ошибок, недостатков процессов и некачественной продукции. Потому совсем не случайно система стандартов менеджмента качества вводит понятие потери качества, вызванные нереализацией потенциальных возможностей ре-сурсов, в том числе человеческих.
В настоящее время на внутреннем и внешнем рынках России возникла необходимость роста конкурентоспособности товаров и услуг, а также возмож-ность финансирования конкурентоспособных инвестиционных проектов с при-влечением дешевого и долгосрочного внешнего капитала и банковских гаран-тий. И в связи с этим есть необходимость международной сертификации персо-нала и организаций на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001−2001.
Цель дипломного проекта изучить систему менеджмента качества в сфере управления персоналом на предприятии и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Для ее достижения выделим ряд задач:
1) изучить теоретико-методологические основы изучаемой про-блематики,
2) изучить требования ГОСТ Р ИСО 9001−2001 к управлению персоналом,
3) исследовать методы и средства вовлечения персонала в дея-тельность по управлению качеством в организации,
4) изучить основные процессы управления персоналом в органи-зации,
5) провести оценку результативности вовлечения персонала в управление качеством в организации,
6) предложить мероприятия по улучшению системы управления персоналом в организации.
Методом исследования является метод информационного анализа и сис-темного анализа, в работе был применен метода анонимного индивидуального анкетирования при проведении социологического опроса персонала компании.
Объектом исследования выступает организация ООО «Фаберон-СТ», предметом — система управления персоналом организации.
Информационной базой исследования послужили следующие: труды та-ких авторов, как Кокинз Г., Мишин В. М., С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитрян, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, периодические издания — «Стандарты и качество», «Надежность и контроль качества», «Методы менеджмента качест-ва», «Управление персоналом», «Справочник кадровика» и др. Также была изу-чена внутриорганизационная документация ООО «Фаберон-СТ».
1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом в системе ме-неджмента качества
1.1. Требования ГОСТ Р ИСО 9001−2001 к управлению персоналом в сис-теме менеджмента качества организации
В последние годы все большее число российских предприятий принима-ют стратегическое решение о создании системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001, более того, можно смело прогнозировать возрастание интереса к получению международного сертификата в ближайшем будущем. Причины, которые побуждают российские предприятия инициировать процесс сертификации по стандарту ISO 9001, достаточно многообразны: это может быть стремление повысить собственную конкурентоспособность или эффек-тивность своей деятельности, наличие сертификата может быть требованием законодательства, стратегических партнеров, собственников или инвесторов.
К сожалению, достаточно много российских предприятий, изначально формально подходя к построению системы менеджмента качества и законо-мерно не получив позитивного эффекта, разочаровываются в самой идее ме-неджмента качества, и транслируют другим предприятиям свое негативное от-ношение к данной системе. Действительно, если предприятие ставит целью по-лучение сертификата, а не выстраивание системы менеджмента качества (на-пример, когда наличие сертификата является требованием законодательства), то практически наверняка под видом системы качества предприятие получит лишь дополнительную бюрократическую нагрузку к основной деятельности. Между тем, повторим, что система менеджмента качества — это инструмент, ко-торый можно применить с разной эффективностью: с его помощью можно вы-строить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия, а можо и «замусорить» систему управления излишними инструкциями и рег-ламентами, затруднив деятельность сотрудников и не получив какого-либо по-ложительного эффекта.
Далее в дипломной работе будут сформулированы ключевые факторы ус-пеха проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества, кото-рые помогут организации избежать угрозы превращения системы менеджмента качества в формальную бюрократическую настройку к основной деятельности. А пока рассмотрим, какие именно возможности предоставляет руководителю организации эффективно выстроенная система менеджмента качества.
Основной целью создания стандартов серии ISO 9001 была разработка требований к деятельности организации, выполнение которых свидетельство-вало бы о способности производить продукцию в точном соответствии с требо-ваниями клиентов. Стандарты содержат ряд требований, которые организация наиболее приемлемым для себя способом реализует в своей деятельности. Та-ким образом, система качества выстраивается индивидуально под конкретную организацию в соответствии с ее целями и задачами, спецификой внешнего ок-ружения и внутренними особенностями деятельности. [28, c. 82]
Разработанная в соответствии со стандартом серии ISO 9001:2001 система менеджмента качества — это управленческая подсистема, в основе которой ле-жит структурированный набор документов, регламентирующих основные ас-пекты деятельности предприятия. Документация системы менеджмента качест-ва должна описывать деятельность предприятия, особенно те процессы, кото-рые существенно влияют на качество производимой продукции. Документаль-ное описание ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослежи-ваемость, четкое понимание, управление и постоянное улучшение. [37, c. 110]
Концепция стандартов серии ISO 9001 версии 2001 года основана на про-цессном подходе, согласно которому деятельность предприятия описывается в виде ряда взаимосвязанных процессов, управляя которыми, предприятие со-вершенствует собственную деятельность. В соответствии с данным подходом каждый процесс в организации должен иметь своего владельца, который несет ответственность за процесс, отслеживает и анализирует его эффективность, от-вечает за его корректировку. Периодическая деятельность по мониторингу и корректировке обеспечивает непрерывное совершенствование процессов дея-тельности предприятия.
Система менеджмента качества содержит еще несколько встроенных ме-ханизмов самосовершенствования (внутренние аудиты, анализ со стороны ру-ководства, обратная связь от потребителей, др.), которые в совокупности обес-печивают, во-первых, своевременное изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, а во-вторых, постоянное улучшение деятельно-сти предприятия. [29, c. 32]
Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение пер-сонала в деятельность по улучшению качества, что дает возможность предпри-ятию более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки своих сотрудников. Вовлечение персонала в деятельность по управле-нию качеством и специально выстроенная система стимулирования повышают удовлетворенность сотрудников, и соответственно, позитивно влияют на ре-зультаты их деятельности; планирование карьерного роста и обучение персона-ла также направлены на повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Выстраивание системы менеджмента качества позволяет снизить затраты предприятия на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внут-ренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Эффективная систе-ма менеджмента качества позволяет также снизить затраты на управление: до-кументированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечи-вает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответ-ственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат, предприятие становится более прозрачным для ее руководителей и (при необходимости) для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность приня-тия управленческих решений. [29, c. 32]
Список литературы
- Адлер Ю. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и каче-ство. 2001. — № 5,6 с.32−44
- Адлер Ю., Полховская Т., Нестеренко П. Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 540с.
- Белый Е.М. Товарное и сервисное правление торговыми предприятиями // Менеджмент. 2006. — № 1. С.53−57
- Биссовский Л. Е. Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2003. 280с.
- Бланк И. А.Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. — Киев, ИТЕМ лтд, 2005. 124 с.
- Блинов А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и прак-тика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 431 с.
- Бочкарёв В.К. Управление персоналом: Учебное пособие. В. К. Бочкарев, В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. Пенза: Издательство Пензенского Госу-дарственностью университета, 2001. 116с.
- Бычкова А.Н. Метод классификации в ассортиментной политике // Мар-кетинг в России и за рубежом. 2006. — № 1. С. 38−41
- Воробьев Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала // Социологические исследования, № 11, 2006. с.111−119:
- Галеев В.И. Системы качество и рынок // Сертификация и бизнес. Вып. 1. М.: Колос, 2004. 320 с.
- Гейгер Г., Арендт Б. Экономика предприятия: ускоренный курс: пер. с нем. / Науч. ред. перевода Л. В. Донцова. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. 321 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-н изд., перераб и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 г. 154 с.
- Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Тленова. М.: БИНОМ, 1997. 431с.
- Джуран Д. Все о качестве: зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М.: 2003. 410с.
- Добреньков В.И., Кравечнко А. И. Учебник Методы социологического ис-следования. Москва: ИНФРА-М 2004. 520 с.
- Добрынин Ю. В. Экономическая теория: Учебник. — СПТБ: «Ун. Экон. и фин.», 2005 г. 280 с.
- Журавлева Е., Ведунова К., Петренко Е., Деревякин Е. Розничное торго-вое предприятие со сложной структурой покупательского сектора (Пилотное маркетинговое исследование) // Практический маркетинг. 2004. — № 11. С. 20−26
- Казанцев А.К., Малюк В. И., Серова Л. С., Основы менеджмента. Практи-кум: Учебное пособие. 2-е изд. М.:ИНФРА-М, 2002. 410 с.
- Кныш М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирова-ние инвестиционной деятельности: Учебное пособие. — СПТБ, 2002 г. 490 с.
- Кокинз Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Гэрри Кокинз, пер. с англ. М: Альпина Бизнес Букс, 2007. 315 с.
- Конти Т. Самооценка в организациях: пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 282 с.
- Коротова Н.В., Клеппер Е. В. Управление персоналом. Учебник. М.: Финансы и Статистика, 2005. 320 с.
- Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: 2004. 620 с.
- Лапидус В.А. Статистические методы, управление качеством, сертифика-ция и кое-что еще// Стандарты и качество. 2006. — № 4. с.48−56
- Лифиц И.М. основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учеб-ник. М.: Юрайт, 2003. 310 с.
- Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством«/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — №-е изд., стер. М: Э Изд-во Омега-Л, 2006. 400с.: илл.
- Менеджмент персонала В. Р. Веснин. М.: Т.Д. «Элит-2001», 2002.-304с.
- Мишин В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкуренто-способности промышленной продукции. М.: Международный фонд «Зна-ние», 2005. 290 с.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обу-чающихся по специальности «Менеджмент организации» (61 100)/ В.М. Ми-шин 2-е изд. Перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 463 с.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2004. 189 с.
- Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник и др. П27 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 622с. — (Серия «Высшее образование»)
- Плетнева Н. ИСО серии 9001: практическое пособие по внедрению сис-темы качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 9 с.38−46
- Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2001 в малом бизнесе: пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. 410 с.
- Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд-во стан-дартов, 2005. 80 с.
- Скляренко В.К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИН-ФРА-М, 2005
- Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе/ Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Спб.: Издательский Дом «Нева», 2003. 112 с.
- Управление качеством: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 504 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н.Д. Ильен-кова, В. С. Мхитарян и др.; Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 334 с.
- Управление организацией: Учебник (Под ред. А. Г. Поршнева, З.П. Ру-мянцевой, Н. А. Саламатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 340 с.
- Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 365с.
- Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающих-ся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / [Шлендер П.Э. и др.]; под. ред. проф. П. Э. Шлендера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 320с.
- Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А. И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2003. 488с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2003. 560с.
- Фатхутдинов Р. А. Система обеспечения качества: справочно-информационное пособие. М.: ИЦ «Маркетинг», 2003. 451 с.
- Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 2006. 128 с.
- Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-160с.