Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика концептуальных подходов к стилю руководства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях современной научно-технической революции интеллектуальный потенциал человека со средними способностями используется далеко не полностью. Средним по способностям людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и по возможности они стараются от нее избавиться; Для человека расходовать умственные и физические усилия при выполнении какой-либо работы так же естественно, как… Читать ещё >

Общая характеристика концептуальных подходов к стилю руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модели поведения руководителей Х, Y, Z

Выбирая стиль руководства, любой управленец строит свое поведение на основе определенных положений, сложившихся мнений о своих подсиненных. связи с этим представляют интерес работы Дугласа МакГрегора, американского теоретика менеджмента, специалиста в области поведенческих аспектов управления (главный труд — «Человеческий аспект предприятия», 1960). Его управленческие теории известные как «дихотомия МакГрегора» (от греческого dichotomia — разделение надвое). Первая теория (Х) соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая (Y) изучала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа.

Главные положения теории «Х» являются предпосылками авторитарного стиля:

  • — средним по способностям людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и по возможности они стараются от нее избавиться;
  • — из-за нежелания людей работать их нужно к этому принуждать, контролировать и держать под угрозой наказания — только так их можно заставить выполнять какую-либо работу, направленную на достижение целей организации;
  • — люди со средними способностями предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся избегать ответственности. У них сравнительно слабо развито честолюбие и более всего им хочется стабильности в работе.

Сущность теории «Y» выражает прямо противоположные взгляды и является предпосылкой демократического стиля управления:

  • — для человека расходовать умственные и физические усилия при выполнении какой-либо работы так же естественно, как и отдыхать;
  • — контроль со стороны руководства и угроза наказания — далеко не единственные средства, позволяющие добиться от людей желаемых результатов; если люди осознают необходимость достижения какой-либо цели, то они проявляют и самоконтроль и саморуководство;
  • — способность к яркому воображению и творчеству в решении организационных проблем — очень распространенная черта у людей;
  • — в условиях современной научно-технической революции интеллектуальный потенциал человека со средними способностями используется далеко не полностью.

При использовании данной теории следует учитывать, что руководитель имеет дело не с людьми со средними способностями, а с живыми личностями. И чем выше уровень ответственности и творческий потенциал работника, тем выше его требования к руководителю.

Большое распространение получила теория «Z» У. Оучи, американского исследователя в области организации производства. Она отражает отношение к персоналу японских менеджеров, и была предложена в его работе «Теория Z» в 1981 году. Оучи утверждает, «что рабочие в большинстве своем трудолюбивы, ответственны, их нужно лишь поддерживать и поощрять». Он установил, что есть определенная связь между качеством продукции, производительностью труда и качеством трудовой жизни, поэтому для хорошей постановки дела управления в любой компании необходима «абсолютно ясная ориентация на людей». Сущность ее может быть выражена в следующих положениях:

  • — руководитель должен заботиться о каждом сотруднике как о человеке в целом, т. е. он должен не только обеспечивать сотрудникам необходимый уровень заработной платы, но т заботиться о качестве их жизни;
  • — работник заинтересован в будущем предприятия не меньше, чем руководитель, и поэтому привлечение сотрудников к групповому процессу принятия решений является прямой обязанностью руководителя;
  • — свою заинтересованность в сотруднике предприятие должно демонстрировать путем пожизненного найма и предоставления работнику возможности найти наиболее подходящий ему вид деятельности за счет ротации кадров.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой