Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов
Диссертация
Отсутствие в российской социологической науке комплексных работ, связанных с рассмотрением социальных аспектов функционирования региональных образовательных систем в контексте реализации социальных интересов региона, вынудило автора привлечь широкий круг источников. Рассмотрение образования в качестве социального института подразумевает обращение к работам, в которых представлены подходы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Региональная система образования как социологическая категория
- 1. 1. Система образования: понятие и структура
- 1. 2. Регион в системе категорий социологии
- 1. 3. Система образования в развитии региона
- Глава 2. Реализация региональных социальных интересов: анализ функционирования образовательной системы
- 2. 1. Реализация социально-экономических интересов региона в системе образования
- 2. 2. Региональная система образования и удовлетворение социальных потребностей членов региональной социально-территориальной общности
- 2. 3. Социальные проблемы реализации внутренних потребностей региональной образовательной системы
Список литературы
- Аверкин В.Н., Ситник А. П. Историко педагогические предпосылки создания региональной программы развития образования: Учебное пособие для слушателей курсов РЦРО и студентов НовГУ. Новгород: РЦРО, 1994. 50 с.
- Агафонов Н.Т., Межевич М. Н. Совершенствование территориальной организации общества в условиях ускорения социально экономического развития // Изв. ВГО. 1988. т. 120, вып. 1.
- Аитов H.A. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985. 220 с.
- Аитов H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структурой советского общества. М.: Наука, 1988. 170 с.
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: «Мысль». 1983. 350 с.
- Анимица Е.Г., Шарыгин М. Д. Особенности функционирования регионов России в переходный период / Региональная экономика и политика. Вып. 2: Сб. научных статей. Екатеринбург: изд-во Ур. гос. экон. ун-та, 1995. 152 с.
- Анимица Е.Г., Шарыгин М. Д. Региональная социально экономическая география: теория, методология, практика. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. 180 с.
- Анисимов П.Ф., Коломенская A.JI. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионо-логия. 1998. № 1.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гурвича. М.: Издательская группа «Прогресс» «Политика». 1992. 608 с.
- Бадаян И.Д. Региональная система образования: своя стратегия развития. (Опыт г. Сочи) // Учитель. 1997. № 2.
- Баландин А.М. Профессиональная ориентация выпускников средних школ г. Перми / Молодежь России и Прикамья в условиях трансформации общества: Материалы научно-практической конференции (г.Пермь, 30 31 октября 1997 г.) / Перм. ун-т. Пермь, 1997. 87 с.
- Баландин А.М. Учитель о результативности педагогического воздействия / Гуманизация образования и внеучебная работа в вузе, техникуме, общеобразовательной школе: Материалы IV межвузовской научно-методической конференции. Перм. техн. ун-т. Пермь, 1998.
- Беляков Д.Е. Пространство власти: динамика административно территориального устройства и системы управления хозяйством // Регионо-логия. 1997. № 2.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. 1996. № 2.
- Бочарова О. Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос учащихся московских школ) // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 5.
- Вишневский Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.
- Водзинская В.В. Ориентации на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М.: Мысль, 1970. 115 с.
- Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. 53 с.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. № 2.
- Гак Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме // Вопросы философии. 1955. № 4.
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5.
- Государство и образование. Опыт стран Запада: сборник обзоров / Отв. ред. и ред. сост. С. Л. Зарецкая. М.: ИНИОН РАН, 1992. 114 с.
- Григорьев С.Н. Программа развития региональной системы образования // Педагогика. 1996. № 3.
- Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. С-Пб., 1996. 342 с.
- Громыко Ю., Давыдов В., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. № 1−2.
- Гудков Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. № 4.
- Даринский A.B. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. № 1.
- Дмитриев Д. Ответственность государства за образованность граждан // Народное образование. 1993. № 2.
- Дмитриенко В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск, Издательство Красноярского ун-та, 1989. 184 с.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.127 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
- Долинин А.А. Социальная география особая ветвь географии населения // Теоретические аспекты экономической географии. Сборник статей. Л., 1975. 134 с.
- Доценко А.И. Влияние социальных факторов на формирование систем расселения в условиях современной урбанизации и НТП / Препринт доклада на IV советско-польском семинаре по проблемам урбанизации. Киев, 1979. 18 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В С. Собкина, В.Я. Нечаева- Пер. с фр. Т.Г. Астаховой- Рос. Акад. Образования, Центр социологии образования. М.: ИНТОР, 1996. 80 с.
- Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М. Х. Титма. Таллин: Ээсти раамат, 1985. 184 с.
- Заславская Т.Н. Теоретические вопросы исследования социально территориальной структуры советского общества // Социально — территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа) / СО АН СССР. ИЭ и ОПП. Новосибирск. 1982. 154 с.
- Заславская Т.И. Теоретические вопросы исследования социально -территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. 316 с.
- Заславская Т.Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. 442 с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. Екатеринбург, 1993. 276 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 221 с.
- Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 74 с.
- Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 11.
- Исидзака К. Школьное образование в Японии / Науч. ред. пер. Ю. В. Боярчук. Токио, 1993. 52 с.
- Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 6 симпозиум «Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России» (Москва 24 27 сентября 1997 г.) Кн. 1/ Петровская акад. наук и искусств. М., 1997. 61 с.
- Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социологические исследования. 1994. № 3.
- Коган Е.Б. Реформа образования: региональный потенциал // Образование в документах. 1997. № 13.
- Коган Е.Б. Свобода это выбор. Опыт формирования регионального компонента образования в Самарской области // Мир образования. 1996. № 1.
- Константинов A.C. Кризис образования в Архангельске // Социологические исследования. 1994. № 7.
- Константиновский Д.Л. Динамика ориентаций и социального поведения молодёжи в сфере образования (по материалам повторных обследований выпускников средних школ 1960-х 90-х годов) / Дисс. на соиск. уч. ст. д. социол. наук. М., 1998.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В Н. Молодежь и образование. М. Наука, 1977. 253 с.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В. Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М.: ИС РАН, 1994.169 с.
- Концепция управления качеством образования / Севрук А. И., Афанасьева М. П., Гутник Г. В. и др. Пермь, 1997. 47 с.
- Косолапов С М., Подвойский В. П. Социология образования М.: МИП NB Магистр, 1993.
- Крапчан С.Г. Село Российской Федерации: социально региональная структура.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 253 с.
- Красноперова О.С. Система образования и реализация ее функций в период общественных перемен // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Пермь, 1996.
- Курнешова JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М., 1996.112 с.
- Кутасова О. Две стороны одного образования. Научные исследования качественных сторон процесса образования в государственных и негосударственных системах г. Москвы // Учительская газета. 1996, № 14.
- Лавров А.М. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. № 3.
- Левада Ю. Возвращаясь к проблеме социальной элиты // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. № 1.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леднев B.C. Стандарты общего образования: от идеи к реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 1.
- Лексин В., Андреева Е., Ситников Л., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 40 с.
- Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М. Высшая школа, 1990. 302 с.
- Лысенко О.В. Школа как социальный институт в обществе переходного типа / Дисс. на соиск. уч. ст. к. социол. н. Пермь, 1999.
- Лянцевич В.М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Республики Коми // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
- Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.176 с.
- Майоров А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. Б. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 1992. 311 с.
- Малахов Н.Д. Нововведения в региональном управлении образованием // Педагогика. 1996. № 4.
- Манхейм К., Стюарт В. Введение в социологию образования. М., 1992. 241 с.
- Межевич М.Н. Общности социально территориальные // Энциклопедический социологический словарь / РАН, Ред.-сост. А. В. Кабыща, Общ. ред. Г. В. Осипова: ИСПИРАН, 1995.
- Межевич М.Н. Территориальная общность и социальное развитие в условиях социализма // Социологические исследования. 1978. № 3.
- Мертон Р.К. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. 560 с.
- Методологические проблемы исследования основного социально-экономического района / Под ред. Ю. В. Поросёнкова. Воронеж, 1979. 168 с.
- Михаилов H.H. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974.
- Молчанова О.П. Социально-экономические проблемы управления образованием в современном мире (Часть 1). Ин-т гос. управления и соц. исследований МГУ им. МБ. Ломоносова. М., 1996. Деп. В ИНИОН РАН. 131 с.
- Мораль и образование. Российско-американский проект / Под ред. М. С. Мацковского, А. М. Иллиха. М., 1993.
- Мэрфи П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии / Высшее образование в Европе. Т. 18. № 4. М., 1993.
- На пути к новой школе. Школа Эстонской ССР в обновлении. Таллин, 1987. 218 с.
- Нагиев Ф.М. Законодательство зарубежных стран об образовании / Российская акад. управления. Центр государства и права. М.: Луч, 1994. 34 с.
- Начало пути: поколение со средним образованием / Отв. ред. М. Х. Титма. М.: Наука, 1989. 240 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. 200 с.
- Никитенко М.В. Региональная экономика: сущность и механизм управления / Под ред. Г. М. Лыча. Мн.: Навука i тэхшка, 1992. 150 с.
- Никифорова A.A. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. 184 с.
- Новичков В.Б. Региональные образовательные программы: новгородский вариант // Педагогика. 1997. № 1.
- О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева // Регио-нология. 1998. № 2.
- О состоянии социально-трудовой сферы и уровня жизни населения Пермской области в 1998 году: Доклад / Администрация Пермской области. Управление труда. Пермь, 1998. 49 с.
- Образование для всех? / Региональный мониторинговый доклад № 5 проекта MONEE, Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ, 1998. 146 с.
- Орлов A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991. 156 с.
- Орлова JI.A. О социальном самочувствии учителей Московской области (по результатам социологических опросов) // Социологические исследования. 1998. № 8.
- Отчет о деятельности Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области за I полугодие 1999 года. Пермь, 1999.120 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.
- Пашков A.C., Межевич М. Н. Социальное планирование территориальный аспект / Проблемы социального планирования в городе и регионе. Л., 1976.
- Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приокское кн. Изд-во, 1994. 288 с.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М. МИРОС, 1995. 87 с.
- Поташник М.М. Управление современной школой. М., 1992. 210 с.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 295 с.
- Проблема проектирования муниципального модуля образования / Иваненков С. П., Кусжанов А. Ж., Солодкая М. С., Солодкий В. В. Оренбург. гос. тех. ун-т, Оренбург, 1995. 71 с.
- Проблемы национальных отношений в условиях перехода к рынку (региональные особенности): Отчет о научно-исследовательской работе (Гл. руководитель М.А. Слюсарянский). Пермь, Пермский государственный технический университет, 1993.
- Проблемы социализации молодежи: реф. сборник / Под ред. H.JI. Поляковой, Э. П. Васильевой М., 1993. 103 с.
- Проблемы экономического районирования. М.: Экономика, 1989. 312 с.
- ИЗ. Пробст А. Е. Региональная экономика и экономическая география // Теоретические аспекты экономической географии. Сборник статей. Л., 1975.
- Программа стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 г. Пермь, 1996. 132 с.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сб. науч. тр. М, 1994.104 с.
- Прокофф Ж., Карнофф А. и др. Система среднего образования Франции / Под науч. ред. А. К. Зайцева. Калуга, Калужский институт социологии, 1997. 85 с.
- Пузанов A.C. Территориальная общность людей в системе понятий социально экономической географии // География и природные ресурсы. 1988. № 2.
- Разинская В.Д. Ориентация на образование пермских старшеклассников // Молодежь России и Прикамья в условиях трансформации общества: Материалы научно-практической конференции (г. Пермь, 30−31 октября 1997 г.) / Перм. ун-т. Пермь, 1997. 87 с.
- Рафиков С.А. Социальные интересы в регионе // Проблемы социальной географии СССР и зарубежных стран. Л, Изд-во ГО СССР. 1985. 153 с.
- Региональная политика Российской Федерации в области образования. Вып. 10 / М-во общего и проф. образования РФ, НИИ регионоло-гии при Мордовском ун-те- Редкол. В. М. Жураковский и др. Саранск, 1997. 352 с.
- Региональная экономика: Учебн. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победила, Г. Б. Поляк и др.- под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 304 с.
- Рекомендации Ш научно-практической конференции «Управление развитием образования региона на рубеже XXI века» // Образование в документах. 1997. № 13.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., Изд-во Российского открытого ун-та. 1995. 272 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992. 120 с.
- Романова JI.A. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь: изд-во Перм. ун-та, 1994. 242 с.
- Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. Авторы составители: В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, Г. Ю. Семигин. М.: Academia, 1996. 294 с.
- Рынок труда выпускников учебных заведений Пермской области (январь июнь 1999 г.): инф. бюллетень / Министерство труда и социального развития РФ. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области. Пермь, 1999. 51 с.
- Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6.
- Рукавишников В.О. Население города: (социальный состав, расселение, оценка городской среды). М.: Статистика, 1980. 246 с.
- Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1996. №№ 11−12.
- Руткевич М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности. Система образования. Молодёжь. М.: Политиздат, 1988. 224 с.
- Салихов A.B. Модель региональной системы образования (на примере Калининградской области) // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 2.
- Северцев В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. 321 с.
- Сигов В.И. Обобществление производства и развитие системы управления экономикой. М.: Экономика, 1977. 261 с.
- Сигов В.И. Управление социальным развитием региона / автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра социол. наук. Л., 1990. 34 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1995. 197 с.
- Слободчиков В.И. Новое образование путь к новому сообществу // Школьные технологии. 1996. № 3.
- Слюсарянский М.А., Разинская В. Д. Отчет о научно-исследовательской работе «Социально-профессиональные ожидания пермских старшеклассников». Пермь, 1997.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Состояние кадрового потенциала и социальные резервы начальной школы Пермской области / Плотникова Е. Б., Геращенко ЛИ., Германов И. А. и др. Перм. ун-т. Пермь, 1999. 88 с. Деп. в ИНИОНе РАН № 54 904 5.08.99.
- Социально-экономическое положение России. Госкомстат РФ. 1996. № 12.
- Социальные проблемы образования. М., 1993. 76 с.
- Социология. Наука об обществе / Под общей ред. проф. В.П. Андру-щенко, проф. Н. И. Горлача. Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук. 1996. 688 с.
- Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений / Кравченко С. А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. М.: МГИМО-Университет, 1997. 404 с.
- Спрос и предложение на рынке труда Пермской области, профессиональный аспект: инф. бюллетень / Министерство труда и социального развития РФ. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области. Пермь, 1999. 32 с.
- Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение / К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасюк, Н. И. Давыдов и др. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1994. 117 с.
- Староверов В.И. Теоретико методологические вопросы исследования, задачи и опыт анализа социального развития среднерусской деревни в свете регионального подхода в социологии // Социальный облик среднерусской деревни. М., ИСИ АН СССР. 1982. 193 с.
- Столяровский В.Н. Проблемы формирования национального самосознания // Россия многонациональная / Под ред. A.JI. Комаровского. М., 1996. 294 с.
- Судаков В.В. Технологические приемы разработки стандартов региональных образовательных областей // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
- Сударенков В. В. Грачев В.А., Буслов Е. В. Законодательная база образования возможные пути совершенствования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3.
- Суртаева H.H. Современное состояние образования. Альтернативные школы // Инновационные системы образования в России. Материалы докладов и сообщений Всероссийской научно — методической конференции. Березники, 1995. 268 с.
- Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. 312 с.
- Тиунов В.Ф. Промышленное развитие Западного Урала. Пермь, 1958. 348 с.
- Ткаченко A.A. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. ТверьГУ, 1995. 155 с.
- Ткаченко A.A. Территориальная общность в системе понятий географии населения // Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1982. № 4.
- Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT" — Львов: Инициатива. 1998. 496 с.
- Трофимов А. М, Шарыгин М. Д. Связующая роль проблемы расселения в концепции развития территориальных общественных систем // Территория и общество: Междуведомств, сборник научных трудов / Перм. ун-т. Пермь, 1994. 167 с.
- Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М.: Мысль, 1976. 159 с.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. №№ 8 9.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 200 с.
- Фуникова Н.И. Региональные особенности организации дополнительного образования детей // Внешкольник. 1998. № 1.
- Хорев Б.С. Территориальная организация общества: (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). М.: Мысль, 1981.320 с.
- Чередниченко Г. А. Из опыта исследований перехода молодёжи от школы к труду в динамике двадцатилетия // Социология образования. Труды по социологии образования. Том 1. Выпуск 1. М., 1993. 234 с.
- Чередниченко Г. А. Механизм социокультурного воспроизводства на примере средних школ с изучением иностранного языка // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М.: ИС РАН, 1994. 169 с.
- Шарыгин М. Д, Региональная организация общества (теоретико методологические проблемы совершенствования). Пермь: Изд-во Перм. ун-та. 1992. 204 с.
- Шевелева С.С. Открытая система образования (синергетический подход) / Ин-т «Открытое общество». М.: Магистр, 1997. 48 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. 304 с.
- Шкаратан О.И. Городская территориальная общность и ее воспроизводство // Этносоциальные проблемы города. М.: Наука. 1986. 284 с.
- Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. 286 с.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М. 1969. 160 с.
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 1997 гг. / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Ин-т экономических проблем переходного периода. 1998.1113 с.
- Яковлев В. Бермудский треугольник в Российском образовании // Регионология. 1999. № 2.
- Bowles S., Gintis Н. Schooling in Capitalist America. London, 1976. 76 p.
- Kuther M.A., Sherman J.D. Federal Policies for Private School. New York: Oxford, 1985. 112 p.
- Murnane R.J. Comparisons of Private and Public Education: The Critical Role of Regulations / Private School. New York: Oxford, 1985,254 p.