Правительствам всех стран приходится принимать стратегические решения при выборе целей управления долгом, определении своих предпочтений в отношении допустимой степени риска, методов управления условными обязательствами и путей обеспечения надежного управления государственным долгом.
Устойчивый государственный долг является неотъемлемым атрибутом состояния финансовой системы не только развивающихся стран, то есть стран с переходной экономикой, но и большинства индустриально развитых стран. При этом критические размеры как внутренней, так и внешней задолженности и, как следствие, рост процентных платежей во многих странах приводят к ограничению возможностей управления государственным долгом или даже к дестабилизирующему воздействию на экономику в целом. Особую важность осуществления контроля за состоянием и качеством управления государственным долгом подчеркивает то, что, как показала не только российская практика, непродуманная долговая политика неминуемо ведет к финансовому кризису.
Эфективное управление государственным долгом представляет собой задачу оптимизации по ряду критериев. Основные критерии эффективности управления государственным долгом имеют свое выражение в задачах и представляют собой соотнесение реальных результатов, достигнутых в процессе управления государственным долгом, с задачами, поставленными на данном этапе управления государственным долгом.
Цель курсовой работы проанализировать сущность управления государственным долгом. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и описать структуру понятий «бюджет», «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2. Изучить возможности и способы управления государственным долгом
3. Проанализировать внутренний и внешний государственного долг России, их особенности и последствия для экономики.
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность управления государственным долгом и раскрываются особенности внутреннего и внешнего долга России. Показаны некоторые проблемы, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия государственного бюджета, его роли, причины возникновения дефицита государственного бюджета, источники его покрытия, общие вопросы образования государственного долга, его классификация, необходимость управления.
Во второй главе проанализированы теоретические основы управления государственным долгом, его сущность, необходимость, а также возможности и способы.
В третей главе проанализированы особенности государственного долга России, текущая структура и перспективы управления внутренним и внешним долгом РФ.
Для иллюстрации анализируемого материала использованы графики, таблицы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами профицит бюджета.
При составении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Следует отметить, что бюджетный дефицит вовсе не обязательно относится к числу чрезвычайных событий. В современном мире нет таких государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.
Причины возникновения дефицита бюджета могут быть трех типов :
1. во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики для страны с развивающейся экономикой, с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетный дефицит такого рода не страшен (конечно, в том случае, когда сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг для покрытия дефицита, не ложится на экономику страны и на налогоплательщиков в частности тяжким грузом, когда государственный долг не ведет к сокращению социальных программ),
2. во-вторых, дефицит бюджета может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно,
3. наконец, в-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризис экономики, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране в этом случае дефицит является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это, прежде всего, заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.
Государственные и муниципальные займы это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов .
В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и внешние заимствования соответстенно в национальной и в иностранной валюте.
Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором гражданин или юридическое лицо резидент или нерезидент.
Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами государственных внутренних и внешних заимствований, утверждаемыми на очередной финансовый год.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования.
Для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к следующим основным способам :
а) эмиссии, т. е. дополнительному выпуску бумажных денег в обращение. Это неизбежно приводит к инфляции, росту цен, обнищанию населения, снижению инвестиций, сокращению производства и в конечном итоге к нарастанию социальной напряженности в обществе;
б) сокращению государственных расходов до разумных, обоснованных с точки зрения общественных потребностей пределов;
в) формированию такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступления в бюджет. Следует понимать, однако, что увеличение налогов не всегда приводит к увеличению доходов бюджета, на рис. 1 представлена кривая Лаффера, отражающая зависимость доходов бюджета от размера налоговой ставки, из этого рисунка видно, что рост налогов приводит к увеличению бюджета только до определенного предела (соответствующего ставке налога Tm), а дальше доходы бюджета начинаю снижаться либо из-за резкого падения деловой активности фирм (вплоть до свертывания производства), либо из-за массового уклонения от налогов и бегства в теневой бизнес. В 1996 г. положение России приблизительно соответствовало точке T2, с тех пор проходит постепенное снижение налоговой ставки.
г) Πродаже государственных долговых обязательств (займов);
д) займам Πравительства в Центральном (Национальном) банке.
Как Πоказывает мировой оΠыт, бюджетный дефицит не является чрезвычайной ситуацией. Проблема состоит в том, чтобы найти Πравильные Πути его регулирования и не выΠускать из-Πод контроля.