Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы
Умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством — концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться; Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является беседа. Она может происходить между учителями, которые рассматривают… Читать ещё >
Содержание
- Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы
- План
- ВСТУПЛЕНИЕ
- Раздел І. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы
- 1. 1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»
- 1. 2. История развития инновационных технологий в учебном процессе
- 1. 3. Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя и их вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса
- 1. 4. Инновационные виды обучения
- 1. 5. Инновационные методы обучения в начальной школе
- Раздел ІІ. Формы уроков с использованием инновационных технологий
- 2. 1. Интегрированные уроки
- 2. 2. Урок-семинар
- 2. 3. Урок-практикум
- 2. 4. Урок — ролевая игра
- 2. 5. Урок прес-конференция
- 2. 6. Выводы к разделу
- ИТОГИ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Вступление
Педагогика как наука насчитывает уже несколько столетий. Учитывая то, что учение и воспитание также проводилось еще со времен великих древне грецких ученых, то можно утверждать, что достояния этой науки безмерно велики в наше время. Таким образом, изучение традиционных методов педагогики сейчас выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения. Иными словами, можно сказать, что целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни.
Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современной требовательной и быстросменной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, что обосновывается на новых методологических принципах, современных дидактичных принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельный подход к образованию.
Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Безпалько, Б. Лихачевим, Г. Клариним, В. Монаховим, Г. Селевко и другими. Проблему педагогической инноватики рассматривали такие ученые как О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и другие.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие инновационных педагогических технологий, раскрыть основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.
Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления. [2; с.56]
Предмет курсовой работы это литературные источники, которые рассматривают проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.
Объект исследования заключается в рассмотрении разнообразных инновационных технологий, которые имеют место в современном педагогическом процессе. При этом большое внимание приселяется практическому исследованию таких инновационных технологий на примере введения в разнообразные виды уроков.
Методы и методология исследования следующие: метод теоретического анализа с использованием предмета анализа источников литературы, в которых рассматриваются вопросы инновационных технологий в современном педагогическом процессе; метод концептуального анализа и метод сравнительного анализа, который используется во втором разделе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что были собраны и систематизированы данные по вопросу инновационных методов обучения в современном педагогическом процессе. Также был произведен анализ разработанности этой темы в разных литературных источниках.
Практическая значимость работы выражается в том, что данные проведенного в курсовой работе исследования можно использовать в практической деятельности педагогами школ.
Раздел І. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы
1.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинський считает, что новое в педагогике это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. І. Подласый считает, что инновации это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология — это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкина, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Список литературы
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
- Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater. — 2000 г. — 6.
- Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. К., 2004.
- Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. г. Барнаул, 2002 г.
- Занков Л. В. Обучение и развитие / Экспериментально-педагогические исследования): Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Иванов Н. Педагогика коллективных творческих дел.-Киев, 1992.
- Игнатенко М. Современные образовательные технологии // Математика в шк., — 2003. № 4. С.2−6.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
- Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.
- Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, 1991.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.
- Маджуга А.Г., Калыбекова А. А., Шуберт Е. Ю. Использование инновационных технологий обучения в дидактических системах высшей школы / В сб.: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию АГУ им. Абая. — Алматы, 1998 г. — С. 125−130.
- Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений — 384 с.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. Волгоград, — В помощь администрации школы, — 2008, 91 с.
- Николаева Л.П., Паюшина М. Н. Психолого-педагогические технологии профилактики зависимостей у молодежи: Рабочая тетрадь для практических работников — 32 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров М.: под ред. Полат Е. С., — 272 с.
- Нурбекова М. А. Кетпен Ж.М., Ешанкулова К. Ж. Психолого-педагогические условия готовности учителей к реализации инновационных образовательных технологии в школе.
- Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студентов высших учебных заведений — 256 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 544 с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. под ред. Смирнова С. А. М.: Изд. 3-е, испр., доп./ 4-е, испр., доп./ 5-е, стереотип. — 512 с.
- Педагогические технологии / Под общей ред. В. С. Кукушкина. Ростов н/Д., 2002.
- Педагогические технологии в образовательном процессе: Организация и проведение методической недели В помощь администрации школы
- Педагогические технологии: Учебное пособие для вузов. — под ред. Кукушина В. С. Изд. 2-е, испр., доп. — 336 с.
- Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Теоретические аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии; Организация коррекционного обучения и воспитания; Педагогические технологии в коррекционной работе: Учебное пособие для студентов педвузов Высшая школа
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. М.: — 2003 г.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогические и правовые аспекты: В вопросах и ответах — 208 с.