Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
Диссертация
С позиций компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской, Дж. Равен, В. Хутмахер и др.) критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности. Ориентация… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
- 1. 1. Взаимосвязь личностно-ориентированного и компетентностного подходов как методологическая основа формирования информационной компетентности
- 1. 2. Модель формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
- 1. 3. Уровни и критерии оценки информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
- Выводы к главе 1
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
- 2. 1. Организация опытно-экспериментальной части исследования процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
- 2. 2. Технологии формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
- 2. 3. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
- Выводы к главе 2
Список литературы
- Акулова, O.B. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена / О. В. Акулова, Н. О. Верещагина, О. Б. Даутова, Т. В. Менг // Методические материалы. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 127 с.
- Алексеев, О.Г. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ учебных заданий / О. Г. Алексеев, И. Ф. Володость, A.A. Бабаев. Л.: ВИАЖА, 1977. — 13 с.
- Алексеева, Л.П. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы / Л. П. Алексеева // Высшее образование в России: науч.-пед. журн. М-ва образования и науки Рос. Федерации. 2007. — № 8. — С. 103−105.
- Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
- Андреев, A.A. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: науч.-метод, сб. / A.A. Андреев, A.B. Барабанщиков и др. М., 1996. — 103 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. 566 с.
- Андриевская, В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач / В. В. Андриевская // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. — С. 13−19.
- Артемьева, O.A. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / O.A. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 160 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
- Ю.Афанасьев, В. Г. Основы философских знаний / В. Г. Афанасьев. -М.: Мысль, 1987.-399 с.
- П.Афанасьев, В. Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. М., 1994.-156 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: метод, пособие /
- B.И. Байденко. — М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов. 2006. — 72 с.
- М.Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. -2004. -№ ll.-176c.-C.3−13.
- Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. метод, семинара. М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004. — С. 28−30.
- Бахтин, М.М. К эстетике слова / М. М. Бахтин. М., 1973.1. C. 266.
- Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 389 с.
- Беликов, В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем / В. А. Беликов // Пособие для аспирантов и соискателей. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 40 с.
- Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. — 176 с.
- Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. -№ 4.-С. 41−45.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: монограф. / А. Г. Бермус. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. — 288 с.
- Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И.Л. БимУ/ Иностранные языки в школе. -2002. — № 2. -С. 11.
- Бокарева, Г. А. Информационно-коммуникационная готовность специалиста / Г. А. Бокарева, C.B. Шмелева // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 106−111.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 15−20.
- Большая советская энциклопедия. М.: Просвещение, 1973. — 603 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В. Идея опережающего педагогического образования социокультурной направленности / Е. В. Бондаревская // Тринадцатое годичное собрание. Юж. отд. РАО: тез. докл. — Ростов: Изд-во РГПУ, 2006. Ч. 1. — С. 3−10.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000.-С. 58−102.
- Бондаревская, Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Борк, А. Компьютеры в обучении: чему учит история / А. Борк //Информатика и образование. 1990. -№ 5. — С. 110−118.
- Брановский, Ю.С. Работа в информационной среде / Ю. С. Брановский, A.B. Беляева // Высшее образование в России. 2002. -№ 1.-С. 82.
- Блинова, Т.А. Вопросы формирования информационной культуры / Т. А. Блинова, В. А. Кравец, В. И. Кухаренко и др. Режим доступа: http://www/ustu/ru/cnit/rcnit/inftechn/infsociety/main/htm.
- Булгаков, М.В. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ / М. В. Булгаков, А. Е. Пушкин, С. С. Фокин // Компьютерные технологии в высшем образовании. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -С. 147−152.
- Бургин, М.А. Информационный поиск и компьютерная грамотность / М. А. Бургин, Г. И. Степаненко // Информатика и образование. 1990. — № 1. -С. 15−21.
- Валицкая, А.П. Современные стратегии образования варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе / Е. П. Велихов // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Вербицкий, A.A. Психолого-педагогические основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения / A.A. Вербицкий // Новые знания. 2002. — № 3. — С. 5−9.
- Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С. 30−36.
- Воробьев, Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
- Всемирный саммит по информационному обществу: информационное издание / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб., 2004. -135 с.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
- Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод, пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. М.: Шк. библ., 2003.-296 с.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. 265 с.
- Гершунский, Б.С. Прогностический подход к компьютеризации / Б. С. Гершунский // Сов. педагогика. 1986. — № 7. — С. 43−48.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1992. — 154 с.
- Глинский, Б.А. Методология науки: когнитивный анализ: учеб. пособие / Б. А. Глинский, О. Е. Баксанский. -М., 2001. 187 с.
- Глинский, Б.А. Моделирование как метод исследования социальных систем: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Б. А. Глинский. М., 1978. — 21 с.
- Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. Минск: Современ. шк., 2007. — 496 с. — С. 232−266.
- Гребнев, JI.C. Использование зачетных единиц в высшем образовании / JI.C. Гребнев, Н. М. Розина, С. А. Смирнов // Высш. образование сегодня. 2002. — № 9. — С. 14−17.
- Данильчук, Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук //Педагогика. 2003. — № 1. — С. 65−73.
- Декларация прав культуры: проект: к 90-летию со дня рождения акад. Д. С. Лихачева. / вступ. ст. А. С. Запесоцкого. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 19 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Докл. Междунар. комис. по образованию для XXI в., представл. ЮНЕСКО: Осн. положения / Ж. Делор и др. Париж: Юнеско, 1996. — 46 с.
- Денисова, A.JI. Концептуальные основы организации системы управления качеством образовательных услуг в условиях информатизации / А. Л. Денисова, Н. В. Молоткова // Информатика и образование. 2003. -№ 2.-С. 124−127.
- Дмитриева, Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4.-С. 10−16.
- Дмитриева, Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию курсов дистанционного обучения через Интернет / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. 1998. — № 1. — С. 6−11.
- Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования / Т. В. Добудько. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 340 с.
- Доманова, С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. Р. Доманова. -Ростов н/Д, 1995.-39 с.
- Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2002. -№ 2. -С. 42−45.
- Егорова, Ю.А. Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Егорова. Казань, 2006. — 198 с.
- Жалдак, М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. И. Жалдак. М., 1989. — 57 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». Режим доступа: http:// border-sugar2 /hse.ru.76.3апесоцкий, A.C. Образование, философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 455 с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126 с. 81.3еер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2003. — 336 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. -1985.-№ 5.-С. 17−21.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов /
- И.А. Зимняя. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 183 с.
- Зотов, А.Ф. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. -М.: Интерпракс, 1994. 432 с.
- Иванова, Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе / Е. В. Иванова Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2003/922.htm.
- Иванова, Е.В. Формирование информационной компетентности -важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Е. В. Иванова // Информационные технологии и образование: конгресс-конф. Режим доступа: www.ito.Su/2003/II/3/II-3−3307.html.
- Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы // Междунар. науч.-практ. конф.: тез. докл. Новороссийск — Краснодар, 23−25 сент. 1993 г.-220 с.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — С. 207−302.
- Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. -2000.-№ 2.-С. 55.
- Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т. В. Карамышева // В вопросах и ответах. СПб.: Союз, 2001. — 192 с.
- Качалова, Л.П. Педагогический мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя / Л. П. Качалова // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6. — С. 50−53.
- Килпатрик, В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. -М.: Работник просвещения, 1930. 88 с.
- Кинелев, В.Г. Образование для формирующегося информационного общества / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 29.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. -Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 76 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 176 с.
- Козлова, Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Козлова. М.: МПУ, 1992. — 23 с.
- Колин, К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема / К. К. Колин // Дистанционное образование. 1998. — № 6. — С. 1012.
- Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К. К. Колин //Открытое образование. 2006. — № 4 (57). с. 89−96.
- Колин, К.К. Становление информационного общества в России и национальная безопасность / К. К. Колин / В кн. «Искусственный интеллект: междисциплинарный подход». Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 379−391.
- Колин, К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство / К. К. Колин // Aima mater (Вестник высшей школы). 2000. — № 6. — С. 27−30.
- Коломиец, В.А. Критерии оценивания ресурсов всемирной сети / В. А. Коломиец // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 3−8.
- Компьютерная технология обучения: словарь-справочник / под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгяло, А .Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992.-652 с.
- Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 336 с.
- Концепция информатизации образования / под ред. А. П. Ершова // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 9−10.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы (спец. выпуск) М.: Минобразования России, 1998. — 322 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. 2002. -№ 31.
- Костин, В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ (на примере вуза): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Костин. Новосибирск: НВВПОУ, 1992. — 21 с.
- Корнетов, Г. Б. Парадигмальный подход к изучению историко-педагогического процесса: сб. науч. ст. / Г. Б. Кортнетов- под. ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2005. — 304 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
- Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах /В.В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. -2003. -№ 3. С. 3−10.
- Красновский, Э.А. Сферы культуры как источник содержания образования: О проблемах разраб. содерж. образования для сред. шк. / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании.. 1999. — № 5. — С. 13−17.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JL: ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Культурология: XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1. — 447 с.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975. -С. 235.
- Куренков, И.С. Методология исследования систем военного назначения / И. С. Куренков. М.: МО СССР, 1986. — 167 с.
- Лапчик, М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монограф. / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Омского ГПУ, 1999. 276 с.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Лебедева, М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Б. Лебедева. СПб., 2006.-34 с.
- Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
- Левчук, З.С. Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству / З. С. Левчук // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. Минск, 1991. — С. 61−67.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леоньтев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Луцевич, Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе / Л. В. Луцевич // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах: межвуз. сб. науч. тр. -Новосибирск: НГУ, 1986. С. 33−39.
- Ляудис, В. Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения
- В.Я. Ляудис // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. -М.: Педагогика, 1985. С. 85−94.
- Макарова, Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Макарова. М., 1992. -39 с.
- Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Мн.: Выш. шк., 1998. — 522 с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8.-С. 82−88.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М: Междунар. гуманит. фонд. «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя /А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Марусева, И.В. Педагогика / И. В. Марусева. Изд-во ИВЭСЭП, 2006. — 322 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе, книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Медведева, Е.А. Основы информационной культуры: программа курса для вузов / Е. А. Медведева // СОЦИС. 1994. — № 11. — С. 59−65.
- Мильруд, Р.П. Компетентность в овладении языком / Р. П. Мильруд // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: сб. мат. и тез. докл. IX Межрегион, науч.-практ. конф. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 2003. — 214 с.
- Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: МПСИ, 1998. — 200 с.
- Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
- Мылова, И.Б. Информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы / И. Б. Мылова // Высш. образование сегодня. -2006.-№ 11.-С. 56−61.
- Муратов, А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции / А. Ю. Муратов // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 23 мая. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm.
- Мутовкина, О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков / О. М. Мутовкина. Волгоград, 2001. — 188 с.
- На пути к обществам знаний: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-ном A.B. Ханом. Наука в информационном обществе: информ. издание / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб, 2004. — С. 22−26.
- Никитина, H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования
- H.H. Никитина, O.M. Железнякова, М. А. Петухов. -М.: Мастерство, 2002. -288 с.
- Никифоров, A.JI. Деятельность, поведение, творчество / A.JI. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 52−70.
- Новик, И.Б. Метод моделирования в современной науке /И.Б. Новик, Н. М. Мамедов. -М., 1971. Вып. 2. — С. 5−14.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / A.M. Новиков. М., Эгвес, 2000. -272 с.
- Образцов, П.И. Дидактические аспекты эффективного применения компьютерных средств обучения в вузе / П. И. Образцов // Сб. научн. трудов ученых Орловской области. Орел: ОрелГТУ, 1996. -Вып. 2. — С. 468−475.
- Образцов, П.И. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов / П. И. Образцов, С. Н. Шляпцев // Сб. научн. тр. ВШС.-Орел, 1996.-№ 6. -С. 18−21.
- Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. -Орел: ОрелГТУ, 2000. 145 с.
- Овчинникова, И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: дис.. канд. пед. наук / И. Г. Овчинникова. Магнитогорск, 1996. — 177 с.
- Овчинникова, K.P. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию / К. Е. Овчинникова // Гражданское образование в современной школе: мат. науч. конф. -Челябинск: ЧелГУ, 1998. С. 99−107.
- Околелов, О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. П. Околелов. М., 1995. -45 с.
- Оскарссон, Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001. — С. 42−44.
- От информационного общества к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: информ. издание- сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — СПб, 2004. — С. 82−84.
- Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.
- Педагогика: учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1995.-637 с.
- Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Извозчикова. -СПб.: Образование, 1997. 211 с.
- Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци- под ред. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-416 с.
- Первин, Ю.А. Информационная культура и информатика: слитно или раздельно? / Ю. А. Первинн // Информатика и образование. 1995. — № 3. -С. 11−14.
- Перевалова, Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе (опыт учителей мат. сред. шк. № 89 г. Челябинска) / Е. А. Перевалова, Ю. Ю. Баранова, Е. А. Тюрина и др. // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 43−47.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении / JI.A. Петровская /М., 1989.-216 с.
- Подопригорова, JI.A. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / JI.A. Подопригорова // Иностранные языки в школе. -2003.-№ 5.-С. 25.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: ИЦ «Академия», 1999. -224 с.
- Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М., 2000. — 367 с.
- Попов, В.Г. Мониторинг развития региональной системы образования / В. Г. Попов, Голубков П. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 30−33.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)». Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/pfzp/post-/656/.
- Проворова, О.Г. Принципы модульного обучения: метод, разработка для преподавателей / О. Г. Проворова. Красноярск. — 2006. — 32 с.
- Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994−1995 гг. Министерство образования Российской Федерации. М., 1993.-34 с.
- Приказ Министра образования Российской Федерации от 03.12.2001 «О единой организации и координации работ в областиинформатизации образования в России» — Режим доступа: http://wvvw.informika.ru/text/goscom/dokum/docO 1 /3926.html.
- Пугач, В.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / В. И. Пугач, Т. В. Добудько. Самара, 1993. — 250 с.
- Равен, Дж. Выходя за рамки стандарта «3 Rs» (чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей в сфере образования (реферат) / Дж. Равен // Метод проектов. Минск, БГУ ЦПРО, 2003.-С. 173−197.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. — 396 с.
- Равичев, С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Равичев. М., 1997. — 22 с.
- Радионова, Н.Ф. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Проблемы гуманитаризации образования. СПб., 1999. — С. 34−46.
- Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений / Семушина Л. Г., Кагерманьян B.C., Жидкова Е. С. и др. -М., 2002. -84 с.
- Ракитов, А.И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Компьютерная революция и информатизация общества. -М., 1990.-С. 3−22.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 321 с.
- Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1991. — № 3. — С. 35−36.
- Савельев, H.A. Проблема методики оценки дидактической эффективности применения компьютеризированных учебников
- H.A. Савельев, П. И. Образцов, М. Г. Приходько // Сб. науч. тр. ВИПС. -Орел: ВИПС, 1995. № 2. — С. 28−35.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенов, A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / A.JI. Семенов. -М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
- Семенова, З.В. Углубленное обучение информатике и профильная школа / З. В. Семенова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.-№ 2.-С. 24−28.
- Семенюк, Э.П. Информатика: Достижения, перспективы, возможности / Э. П. Семенюк. М.: Наука, 1988. — 176 с.
- Сергеев, А.Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности / А. Н. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2005. -№ 1 (10). С. 80−84.
- Сережкина, А.Е. Обучение в новой информационной среде: психолого-педагогические особенности / А. Е. Сережкина, В. А. Садыкова // Высш. образование сегодня. 2004. — № 1. — С. 54−59.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Логос. 1999. — 272 с.
- Синельников, Б. Реализация образовательного потенциала информационных технологий / Б. Синельников // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 61−65.
- Скала, К. Социальная компетенция. Ключевые квалификации / К. Скала. 2003. — Режим доступа: www. uni-protokolle.de/Forum/25.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред.
- B.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 576 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М., 1998.-С. 40.
- Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития: вклад JI.C. Выготского и его последователей / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. — № 5.1. C. 38−50.
- Слободчиков, В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Мир образования -образование в мире. -2001. -№ 1 С. 14−28.
- Сосоновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б. А. Сосоновский. М.: Просвещение, 1979. — 157 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: мат. для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 141 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
- Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур. — М. 2004. — Режим доступа: http://www.bigpi. biysk. m/wwwsite/source/no/barnaul/tatur-komp-podh/got-sbor-2.doc.
- Татур, Ю.Г. Образовательная система России / Ю. Г. Татур. М.: М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
- Тихонов, А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития / А. Н. Тихонов // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
- Тришина, C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория / C.B. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. 10 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-ll.htm.
- Тришина, C.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / C.B. Тришина, A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622−09.htm.
- Трофимова, Г. Н. Интернет-эпоха в русской филологии / Г. Н. Трофимова // Высш. образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 30−35.
- Трофимова, Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии / Е. Трофимова // Вестник высшей школы. 2004. — № 2. — С. 27.
- Трутнев, А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Трутнев. -Магнитогорск, 2001. 23 с.
- Тряпицына, А.П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. -№ 2.-С. 3−27.
- Туроу, Л. Будущее капитализма / Л. Туроу. Новосибирск, 1999. -С. 92.
- Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С. 64−77.
- Уваров, А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 95 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: -в 6 т. — М.: Педагогика, 1990. Т. 5. — 382 с.
- Урсул, А.Д. Проблема информации в современной науке: философский очерк / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 56 с.
- Фадеева, В.В. Формирование информационно-компьютерной готовности будущих военно-морских специалистов: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Фадеева. М., 2000. — 16 с.
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 -2010 годы)» — Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. Режим доступа: http://www.oborot.rU/article/l40/24
- Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов // Высш. образование сегодня.-2004.-№ 8.-С. 34−41.
- Халяпина, Л.П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам / Л. П. Халяпина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 210 с.
- Хижа, Г. С. Будущее России создание информационного общества XXI века / Г. С. Хижа // Информационное общество. — 2001. — № 2. с. 44−47.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М., 1972.-259 с.
- Хрестоматия по истории педагогики / сост. А.П. Пинкевич- под общ. ред. С. А. Каменева. -М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. С. 127−136.
- Хуторской, A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Чернилевский, Д.В. Креативный подход к использованию компьютерной техники / Д. В. Чернилевский // Высш. образование в России. -2002.-№ 6.-С. 157−159.
- Чехлова, З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: дис.. д-ра пед. наук / З. Ф. Чехлова. — СПб., 1991. — 436 с.
- Чистякова, С.Н. О первых результатах преподавания экспериментального курса «Человек. Труд. Профессия» / С. Н. Чистякова // Шк. и пр-во. 1995. — № 6. — С. 91−93.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Чурсин, H.H. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы. Вопросы методологии / H.H. Чурсин // НТИ. Сер. 1. 2003. — № 4. — С. 1−14.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высш. образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
- Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные технологии / В. Д. Шадриков. М., 1993. — 177 с.
- Шилова, О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис.. д-ра пед. наук / О. Н. Шилова. СПб., 2001.-365 с.
- Шишова, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишова, И. Т. Агапова // Мир образования -образование в мире. 2001. — № 4. — С. 18−19.
- Шмелева, С.А. Информационно-коммуникационная подготовка студентов в вузах (на материалах естественнонаучных и правовых дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Шмелева. — Калининград, 2002. 43 с.
- Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. -320 с.
- Шолохович, В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Шолохович. Екатеринбург: УГППУ. 1995. — 45 с.
- Штоф, В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М., 1986.-С. 52.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
- Юцявичене, П.А. Создание модульных программ / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 55−60.
- Яглом, A.M. Вероятность и информация / A.M. Яглом, ИМ. Яглом. -М.: Наука, 1973. 512 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -176 с.
- N 250. Яковлева, H.M. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: Книга, 1991. -123 с.
- American Library Association. Information power: the nine information literacy standards for student learning. Retrieved February 5, 2001. -Режим доступа: http://www.ala.org/aasl/ipnine.html.
- Bork, A. The potential for Interactive Technology / A. Bork. 1987.206 p.
- Cummins, J. Cultures in contact: Using classroom microcomputers for cultural interchange and reinforcement / J. Cummins / Режим доступа: http ://www. iteachlearn. com/ cummins/cv. html
- Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.-P. 11.
- Hymes, D. Communicative Competence / D. Hymes // In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. -P. 269−293.
- Isaeva, Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture Competence -Based Approach to its Structure / Т.Е. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ростов н/Д, 2003.
- Sayers, D. Sending messages: Across the classroom and around the world / D. Sayers / 1986. Режим доступа: http://epaa.asu.edu/epaa/v3n 10. html
- Schlechty, P.C. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform / P.C. Schlechty. San Francisco, 1990.
- Slavin, E.R. Research on Cooperative Learning: an international perspective / E.R. Slavin. Scandinavian Journal of Educational Research. — 1989. -Vol. 33.-№ 4.
- Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. — Режим доступа: http://www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm.
- Warschauer, M. Technology and second language learning / M. Warschauer, С. Meskill / 2000. Режим доступа: http://www. gse.uci.edu/person/markw/tslt/html
- Warschauer, M. The Changing Global Economy and the Future of English Teaching / M. Warschauer. 2004.
- White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R. W. White // Psychological review. 1959. — № 66.