Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиций компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской, Дж. Равен, В. Хутмахер и др.) критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности. Ориентация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
    • 1. 1. Взаимосвязь личностно-ориентированного и компетентностного подходов как методологическая основа формирования информационной компетентности
    • 1. 2. Модель формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
    • 1. 3. Уровни и критерии оценки информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной части исследования процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода
    • 2. 2. Технологии формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
    • 2. 3. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка
  • Выводы к главе 2

Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Превращение информации в важнейший ресурс развития современного общества, резкое и непрерывное возрастание ее объемов на фоне стремительного развития информационной техники и технологий обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества. Важно отметить, что инфраструктура информационного общества предоставляет человеку огромные возможности для творческого развития и саморазвития в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей, причем воспользоваться ими может человек со сформированной системой информационных знаний и умений, которые включаются в более широкое понятие «информационная компетентность».

В связи с этим значимым условием перехода к информационному обществу становится информатизация системы образования — процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий и средств, ориентированных на подготовку человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.

С позиций компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской, Дж. Равен, В. Хутмахер и др.) критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности. Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения выраженных в госстандартах нормативных требований к результатам образования и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самореализации в учебнопрофессиональной деятельности. Все сказанное делает необходимым методологическое обоснование взаимосвязи компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе подготовки учителя и формирования его профессионально значимых компетентностей.

Следовательно, идеи самосознания, самообразования, саморазвития и самореализации, характерные для личностно-ориентированной парадигмы образования (Е.В. Бондаревская, A.B. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) оказываются востребованными и в процессе формирования информационной компетентности педагога, что обусловило введение личностно-ориентированного подхода в профессиональную подготовку учителя иностранного языка. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе формирования информационной компетентности будущего учителя создает условия для профессионального развития и саморазвития, становления и самосовершенствования личности, а также служит источником формирования субъективного опыта будущих учителей.

В современной социокультурной ситуации, характеризуемой стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, Интернет, особую актуальность приобретает проблема формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка. Это связано с тем, что телекоммуникационные сети позволяют войти в мир культур и ценностей стран изучаемого языка, принципиально изменяя среду, технологии и результат обучения и обеспечивая коммуникативную и межкультурную направленность обучения иностранным языкам. Это отмечают многие отечественные и зарубежные ученые (А.И. Валицкая, Н. Д. Гальскова, Е. И. Дмитриева, Е. В. Иванова, Т. В. Карамышева, И. В. Роберт, Р. Кэмбелл, Д. Сайерс, Дж. Камминс, М. Ворчауэр и др.).

От уровня сформированности информационной компетентности учителя иностранного языка зависит эффективность использования возможностей информационных технологий в процессе иноязычной коммуникации с представителями стран изучаемого языка.

В настоящее время в педагогической литературе достаточно подробно раскрыты понятия «профессиональная компетентность», «информационная компетентность», «компетентность в области информационных технологий» (В.Л. Акуленко, М. Г. Дзугоева, О. Б. Зайцева, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова,.

A.Л. Семенов и др.). Однако их анализ позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в толковании данного понятия, свидетельствующий о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции.

В научных трудах в последние годы рассматривались отдельные аспекты формирования информационной компетентности: сущность понятия информационной деятельности (Ю.С. Брановский, Н. И. Гендина,.

B.А. Извозчиков, К. К. Колин, А. Л. Семенов и др.), формирование информационной культуры будущих учителей и послевузовская подготовка педагогов к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (В.Н. Бусленко, Е. П. Велихов, Е. В. Данильчук, А. П. Ершов, М. Б. Лебедева, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, К. Р. Овчинникова, П. И. Образцов, Н. М. Розенберг и др.), формирование информационных умений при подготовке к научно-исследовательской деятельности (В.И. Загвязинский, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, А. Г. Бермус, О. Н. Шилова и др.).

Непосредственное значение для нашего исследования представляют материалы исследований по проблемам организации обучения иностранным языкам с помощью информационных технологий. Общие вопросы положительных и отрицательных сторон применения информационных технологий в обучении иностранным языкам рассмотрены в трудах Е. И. Дмитриевой, Т. В. Карамышевой, Е. С. Полат, А. Ю. Трутнева, Л. П. Халяпиной и др.

Нормативной базой исследования формирования информационной компетентности учителя иностранного языка выступают Федеральный закон.

Об Образовании", Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)», федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002;2010 годы)». Данные нормативные документы отражают характерные для начала XXI века изменения в характере информатизации образования, подчеркивают значимость полноценного овладения информационными технологиями на всех уровнях образования и определяют основные задачи информатизации образования, в числе которых подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем информационной компетентности.

Однако анализ теории и практики формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка позволяет выделить следующие противоречия:

— между нормативными требованиями к уровню информационной подготовки современного педагога и недостаточной теоретической и практической разработанностью ее методологических, содержательных и технологических основ;

— между необходимостью формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка и отсутствием научно-методического обеспечения личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего ее формирование.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования'. каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода?

Актуальность и научно-практическая значимость проблемы, недостаток ее теоретической и методической разработки обусловили выбор темы исследования: «Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода».

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе.

Предмет исследования — формирование информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода будет обеспечена при создании следующих педагогических условий:

— учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов при применении информационных технологий в практике обучения иностранному языку;

— модульной системой организации учебного процесса, обеспечивающей индивидуально ориентированную траекторию формирования информационной компетентности;

— интеграцией информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителей английского языка в рамках инвариантной и вариативной части программы;

— созданием информационно-технологического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения иностранному языку;

— мониторингом информационной компетентности студентов педагогического вуза.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать взаимосвязь личностно-ориентированного и компетентностного подходов в формировании информационной компетентности будущих учителей иностранного языка.

2. Разработать модель формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода, включающую спецкурс «Английский язык + компьютер».

3. Выявить и научно обосновать критерии и показатели сформированности информационной компетентности будущего учителя иностранного языка.

4. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной компетентности педагога на основе личностно-ориентированного подхода.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийо единстве теории и практикио единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании.

Теоретической базой исследования являются: системный подход в образовании (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), компетентностный подход (В.И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк, A.B. Хуторской) — личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И. Д. Гальскова, В. В. Горшкова, В. И. Гинецинский, З. И. Никитенко, Л. И. Новикова, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, А.П.. Тряпицына, Г. А. Цукерман, И.С. Якиманская) — фундаментальные разработки в области теории и практики информатизации образования (Б.С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. П. Ершов, М. И. Жалдак, Э. И. Кузнецова, В. М. Монахов, П. И. Образцов, В. И. Пугач, А. И. Ракитов, И. В. Роберт, А.Д. Урсул), принципы реализации технологического подхода в образовании (В.П. Беспалько, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин) — исследования по проблемам высшей школы (С.И. Архангельский, A.A. Вербицкий, А. Г. Бермус и др.) — концептуальные подходы к модернизации процесса обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Е. И. Дмитриева, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Е. С. Полат и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследованияметод теоретического моделирования, эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, проективные методики, наблюдение) — изучение и обобщение педагогического опытапраксиметрические методы (анализ продуктов деятельности: индивидуальных творческих заданий, курсовых и дипломных работматериалов, полученных с помощью проективных методик) — методы статистической обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2004 по 2008 год в три этапа.

Первый этап (2004 г.) заключался в анализе и теоретическом осмыслении проблемы, в формулировании целей и задач исследования, выдвижении гипотезы исследования, разработке технологического инструментария, в выявлении критериев эффективности формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

Второй этап (2004;2005 гг.) включал в себя разработку и практическое внедрение модели формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода в учебный процесс вуза, экспериментальную проверку педагогических условий эффективности данного процесса.

Третий этап (2006;2008 гг.) был посвящен подведению итогов эксперимента на основе мониторинга и включал в себя теоретическое осмысление, количественный и качественный анализ, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы и результатов исследования, оформлению результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования — ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». В педагогическом эксперименте участвовали студенты гуманитарного факультета, получающие специальность «учитель русского языка, литературы и английского языка" — студенты естественнонаучного факультета, обучающиеся по специальности «учитель информатики и английского языка" — студенты факультета педагогики и методики начального образования, получающие специальность «учитель начальных классов и английского языка». Всего в эксперименте приняло участие 97 студентов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснована взаимосвязь личностно-ориентированного и компетентностного подхода в процессе формирования информационной компетентности учителя иностранного языка.

2. Разработана и апробирована модель формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Обоснованы критерии и показатели сформированности информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

4. Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику высшего профессионального образования. В исследовании определены теоретико-методологические основы взаимосвязи личностноориентированного и компетентностного подходов в процессе формирования информационной компетентности учителя иностранного языкаконкретизирована структура информационной компетентности учителя иностранного языка (мотивационный, когнитивный, поведенческий, личностный компоненты). Результаты исследования могут послужить основой для проведения дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса формирования у будущих учителей иностранного языка информационной компетентности в процессе обучения в вузепрограмма разработанного автором и внедренного в учебный процесс спецкурса «Английский язык + компьютер» может быть использована в практике профессиональной подготовки студентов педвуза, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются выбранной методологической базойанализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикесочетанием методов исследования, адекватных предмету, объекту, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборкисистематической проверкой результатов исследования на разных этапах его проведения, личным опытом работы автора в вузе в качестве преподавателя английского языкаобъективностью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная компетентность учителя иностранного языка определяется как интегративное качество личности педагога, представленное совокупностью усвоенных им знаний о сущности информатизации процесса обучения иностранному языку, умений и навыков применения информационных средств и технологий, а также опытом их использования в профессиональной деятельности. Использование принципов личностно-ориентированного подхода в процессе формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка дает возможность выделить в ее структуре и проследить генезис не только мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, но и личностного компонента. Личностный компонент информационной компетентности проявляется в осознании будущим учителем иностранного языка значения информатизации как условия профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования, а также в педагогически целесообразном и самостоятельном выборе информационных технологий и их реализации в процессе профессиональной деятельности.

2. Модель формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно — ориентированного подхода включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, связанные с формированием системы знаний о сущности информатизации образования и процесса обучения иностранному языку, умений, навыков и опыта использования информационных технологий в практике обучения иностранному языку, а также в процессе профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования педагога.

3. Эффективность процесса формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов при применении информационных технологий в практике обучения иностранному языкумодульной системой организации учебного процессаинтеграцией информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителей английского языка в рамках инвариантной и вариативной части программысозданием информационно-технологического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения иностранному языкумониторингом информационной компетентности студентов педагогического вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме докладов, сообщений, обмена опытом на III Всероссийской научно-практической конференции (Равкинские чтения) «Проблемы воспитания духовности и достоинства личности в современной теории и практике образования» (Москва — Йошкар-Ола, 2004), на XII и XIII Всероссийских научно-практических конференциях «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, 2004, 2005), на Республиканских научно-практических конференциях «Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам в средней школе и вузе» (Йошкар-Ола, 2004), «Проблемы качества образования в негосударственном вузе: практика и анализ» (Москва-Йошкар-Ола, 2005), «Инновационные технологии в практике вузовского преподавания» (Йошкар-Ола, 2006), «Высшее образование и региональная элита Республики Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2006), «Качество образования: Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала» (Москва, Йошкар-Ола, 2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) по проблемам межкультурной коммуникации «Языки, культуры, этносы: современные педагогические технологии в формировании языковой картины мира» (Йошкар-Ола, МГПИ, 2007), на II Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе высшей и средней школы» (Армавир, 2008 г.), на заседаниях и методических семинарах кафедры английского языка факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» с 2004 по 2008 г. Разработанные учебные материалы были внедрены в учебный процесс факультета педагогики и методики начального образования, гуманитарного и естественнонаучного факультетов Марийского государственного университета. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: учебно-методических пособиях и научных статьях (всего 12 работ).

Структура диссертации. Реализация целевых установок исследования и его внутренняя логика определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

Опытно-экспериментальная часть исследования была реализована на базе ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» в 2004;2008 г. Общая выборка экспериментальной (48 человек) и контрольной (49 человек) групп составила 97 студентов.

На диагностическом этапе эксперимента были определены цели, задачи, принципы, ведущие идеи экспериментальной деятельностивыяснено реальное состояние подготовки будущих учителей иностранного языка к применению информационных технологий в учебной и профессиональной деятельностиопределены методы диагностики показателей сформированности информационной компетентности будущих учителей иностранного языкапроведено констатирующее исследование уровня сформированности информационной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что в рамках традиционной системы профессиональной подготовки педагога недостаточно эффективно происходит теоретическая и практическая подготовка студентов к применению информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности, а также наблюдается разобщенность процесса по формированию информационной компетентности учителя иностранного языка. Данные стартового мониторинга выявили высокий уровень сформированности информационной компетентности лишь у 22,9% студентов.

На формирующем этапе экспериментальной работы нами была экспериментально апробирована модель формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подходавыявлены основные направления реализации личностно-ориентированного подхода к организации процесса формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языкаопределена процессуально-технологическая составляющая реализации личностно-ориентированного подхода в практике обучения иностранному языку.

На этапе проведения эксперимента в экспериментальной группе Марийского государственного университета был проведен спецкурс «Английский язык + компьютер», в содержании которого были отражены следующие аспекты проблемы информационной подготовки педагога: теоретические основы информатизации как образования в целом, так и процесса обучения иностранному языкуособенности применения информационных технологий в образовании и в обучении иностранному языкуроль и возможности применения сетевых технологий (дистанционное обучение, ресурсы и услуги сети Интернет) в обучении иностранному языкуособенности устной и письменной иноязычной речи в сфере информационных технологийвиды профессиональной деятельности учителя иностранного языка в сети Интернет.

Содержание спецкурса реализовано в теоретической и практической части курса при применении как личностно-ориентированных, так и информационных технологий: проблемная лекция, лекция-презентация с применением технологии обучения в сотрудничестве, метода проектов, разноуровневого обучения.

На этапе обобщения результатов экспериментальной деятельности были подведены итоги эксперимента через мониторинг, направленный на выявление педагогических условий повышения эффективности процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода. Анализ результатов эксперимента показал, что количество студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень информационной компетентности выросло с 22,9% до 58,3%, количество студентов со средним уровнем понизилось с 50,0% до 29,0%, количество студентов с низким уровнем понизилось с 27,1% до 12,4%.

Следовательно, студенты с низким и средним уровнем информационной компетентности на начало эксперимента, перешли на более высокий уровень в конце эксперимента, что позволяет сделать вывод о положительной динамике в формировании информационной компетентности.

Положительная динамика, полученная в ходе мониторинга, позволила подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отличительные для конца XX — начала XXI вв. процессы информатизации и модернизации образования, изменения в его целях, содержании означают процесс смены образовательных парадигм. Одним из наиболее эффективных способов выполнения требований к качеству и результату современного профессионального образования становится компетентностный подход, результативно-целевой основой которого является понятие «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность педагога отражает единство теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности, которая в свою очередь осуществляется с учетом требований и условий развития общества.

Анализ стратегических и нормативных документов, определяющих направления развития современного профессионального образования, позволяет утверждать, что одним из основополагающих и перспективных подходов его структурирования является компетентностный подход, в рамках которого качество результата профессиональной подготовки понимается как соответствие профессиональной готовности обучающегося требованиям современного общества и рассматривается через понятие профессиональная компетентность. Одной из ключевых компетентностей современного специалиста является его информационная компетентность.

Выделение информационной компетентности учителя иностранного языка в качестве предмета диссертационного исследования обусловлено стремительным развитием информационных технологий и процессом компьютеризации учебных заведений всех уровней образования, что предоставляет новые возможности для изучения иностранного языка.

Информационная компетентность учителя иностранного языка относится к числу ключевых компетентностей современного педагога, поскольку она обладает многофункциональностью, междисциплинарностью, многомерностью и включает в себя личностные качества.

Информационная компетентность учителя иностранного языка определяется нами как интегративное качество личности педагога, представленное совокупностью усвоенных им знаний о сущности информатизации процесса обучения иностранному языку, умений и навыков применения информационных средств и технологий, а также опытом их использования в профессиональной деятельности.

В структуре информационной компетентности будущих учителей иностранного языка нами были выделены четыре составляющие:

— мотивационный компонент, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать информационными технологиями и использовать их в обучении иностранному языку, мотивацией достижения успеха в профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий, стремлением за счет этого достичь основной цели обучения иностранному языку — реализации межкультурной направленности обучения иностранному языку и формированию коммуникативной компетенции;

— когнитивный компонент, который включает в себя систему знаний о сущности процесса информатизации образования, о роли, возможностях и способах применения информационных технологий в обучении иностранному языку;

— поведенческий компонент, включающий умения и навыки творческого применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и проявляющийся в поведении педагога в различных учебных ситуациях по изучению иностранного языка с применением информационных технологий;

— личностный компонент, который проявляется в осознании будущим учителем иностранного языка значения информатизации как условия профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя индивидуально-психологические качества, индивидуальную позицию и направленность личности, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков применения возможностей информационных технологий в обучении иностранному языку.

Все составляющие информационной компетентности учителя иностранного языка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и формируются в течение всей жизни, но требования к высшему образованию, предъявляемые современным обществом, предопределяют необходимость поиска новых подходов к подготовке педагогов, владеющих высоким уровнем информационной компетентности.

Одним из таких подходов, по нашему мнению, является личностно-ориентированный подход, который воздействует на все компоненты системы образования: образовательные и воспитательные цели, содержание обучения, методы и технологии обучения и на весь процесс взаимодействия преподавателя и студентов, студентов и средств обучения и т. д., способствуя созданию благоприятной обучающей и воспитывающей среды, обеспечивая процесс непрерывности образования и самообразования, что является важной составляющей конкурентоспособности и профессионализма педагога, а также показателем готовности вести профессиональную деятельность в условиях становления и развития информационного общества.

Несмотря на многочисленные психолого-педагогические исследования по проблеме информатизации образования и формирования информационной компетентности, налицо противоречие между требованиями к уровню сформированности информационной компетентности учителя иностранного языка и традиционной системой профессиональной подготовки педагогов. В связи, с чем возникает необходимость разработки модели формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода, определяющей цели, задачи, принципы, содержание и технологии организации учебного процесса по формированию информационной компетентности, а также выявления комплекса педагогических условий, реализация которых обеспечит эффективность данного процесса.

К числу принципов формирования информационной компетентности учителя иностранного языка, определяющих эффективность реализации личностно-ориентированного подхода к процессу ее формирования, были отнесены принцип доступности, принцип практикоориентированного подхода, принцип дифференциации, принцип диалогичности, принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку, принцип ориентированности обучения на развитие личности.

Воздействие личностно-ориентированного подхода на содержание подготовки учителей с высоким уровнем информационной компетентности отражено в рамках инвариантной части (учебные дисциплины «Английский язык», «TACO» и др.) и вариативной части — спецкурс «Английский язык + компьютер». В содержании спецкурса выделяется теоретическая подготовка (овладение системой специальных знаний, необходимых для эффективного использования информационных технологий в обучении иностранному языку) и практическая подготовка (формирование у будущих учителей иностранного языка умений и навыков работы с информационными технологиями).

Отбор технологической составляющей процесса формирования информационной технологии был осуществлен в рамках личностно-ориентированного подхода и включал в себя проведение теоретических и практических занятий с применением технологий обучения ' в сотрудничестве, проектной деятельности, разноуровневого обучения, реализованных в форме проблемных лекций, лекций-визуализаций, семинара-компьютерного практикума, семинара-диспута и т. п. Кроме традиционных средств обучения были использованы такие средства информатизации образования, как программные средства поддержки лекционного курсатестирующие программные средства («TOEFL») — электронные учебникисправочно-информационные системыэлектронные словари, энциклопедии («ABBYY Lingvo», «Multilex», «Britannica Encyclopedia», «Microsoft Encarta Encyclopedia Standard») — компьютерные обучающие программы («Английский. Путь к совершенству», «Talk to me», «English Platinum», «English Discoveries», «Professor Higgins. Английский без акцента», «Grammar Land») — ресурсы Интернет.

Анализ разработанной модели позволил выделить основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода. К их числу нами были отнесены: учет образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов при применении информационных технологий в практике обучения иностранному языкумодульная система организации учебного процессаинтеграция информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителя иностранного языка в рамках инвариантной и вариативной частисоздание информационно-технологического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения иностранному языкумониторинг информационной компетентности студентов педагогического вуза.

В процессе реализации эксперимента был проведен мониторинг динамики формирования информационной компетентности студентов экспериментальной группы на основе созданного нами банка диагностических методик.

В основу оценки уровня сформированности информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода положены следующие критерии и показатели: мотивационный (стремление овладевать новыми информационными технологиями и применять их в своей учебной и будущей профессиональной деятельностинацеленность на достижение высокого уровня информационной компетентности) — когнитивный (знание возможностей информационных технологий в совершенствовании педагогической деятельности и профессиональной самореализации педагогазнания по истории возникновения и развития информационных технологий и возможностей их использования в учебном процессе по иностранному языку-) — поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных учебных ситуациях в процессе обучения иностранному языкунавыки и умения работы с программным обеспечениемнавыки аналитико-синтетической обработки информациииноязычные коммуникативные умения и навыки ориентирования в информационной среде) — личностный (понимание информационной компетентности как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностейадекватная самооценка собственных возможностей в использовании информационных технологий, уверенность в их выборе и реализациисамостоятельность в поиске информации и в овладении новыми информационными технологиями).

Данные, полученные в ходе контрольной диагностики, свидетельствуют о позитивной динамике уровня информационной компетентности студентов экспериментальной группы и подтверждают гипотезу о том, что формирование информационной компетентности будущего учителя иностранного языка будет эффективным при соблюдении выделенных нами педагогических условий.

На наш взгляд, наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований в области формирования информационной компетентности учителя иностранного языка являются выявление организационно-педагогических условий информатизации профессиональной подготовки будущих учителей в процессе перехода вузов к реализации компетеностного подхода, а также разработка компетентностно-ориентированного мониторинга подготовки педагогов в области информационных технологий в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.B. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена / О. В. Акулова, Н. О. Верещагина, О. Б. Даутова, Т. В. Менг // Методические материалы. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 127 с.
  2. , О.Г. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ учебных заданий / О. Г. Алексеев, И. Ф. Володость, A.A. Бабаев. Л.: ВИАЖА, 1977. — 13 с.
  3. , Л.П. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы / Л. П. Алексеева // Высшее образование в России: науч.-пед. журн. М-ва образования и науки Рос. Федерации. 2007. — № 8. — С. 103−105.
  4. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
  5. , A.A. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: науч.-метод, сб. / A.A. Андреев, A.B. Барабанщиков и др. М., 1996. — 103 с.
  6. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. 566 с.
  7. , В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач / В. В. Андриевская // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. — С. 13−19.
  8. , O.A. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / O.A. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 160 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
  10. Ю.Афанасьев, В. Г. Основы философских знаний / В. Г. Афанасьев. -М.: Мысль, 1987.-399 с.
  11. П.Афанасьев, В. Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. М., 1994.-156 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. , В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: метод, пособие /
  14. B.И. Байденко. — М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов. 2006. — 72 с.
  15. М.Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. -2004. -№ ll.-176c.-C.3−13.
  16. , В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. метод, семинара. М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004. — С. 28−30.
  17. , М.М. К эстетике слова / М. М. Бахтин. М., 1973.1. C. 266.
  18. , В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 389 с.
  19. , В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем / В. А. Беликов // Пособие для аспирантов и соискателей. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 40 с.
  20. , A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. — 176 с.
  21. , П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. -№ 4.-С. 41−45.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. , А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: монограф. / А. Г. Бермус. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. — 288 с.
  24. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И.Л. БимУ/ Иностранные языки в школе. -2002. — № 2. -С. 11.
  25. , Г. А. Информационно-коммуникационная готовность специалиста / Г. А. Бокарева, C.B. Шмелева // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 106−111.
  26. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 15−20.
  27. Большая советская энциклопедия. М.: Просвещение, 1973. — 603 с.
  28. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  29. , Е.В. Идея опережающего педагогического образования социокультурной направленности / Е. В. Бондаревская // Тринадцатое годичное собрание. Юж. отд. РАО: тез. докл. — Ростов: Изд-во РГПУ, 2006. Ч. 1. — С. 3−10.
  30. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000.-С. 58−102.
  31. , Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  32. , А. Компьютеры в обучении: чему учит история / А. Борк //Информатика и образование. 1990. -№ 5. — С. 110−118.
  33. , Ю.С. Работа в информационной среде / Ю. С. Брановский, A.B. Беляева // Высшее образование в России. 2002. -№ 1.-С. 82.
  34. , Т.А. Вопросы формирования информационной культуры / Т. А. Блинова, В. А. Кравец, В. И. Кухаренко и др. Режим доступа: http://www/ustu/ru/cnit/rcnit/inftechn/infsociety/main/htm.
  35. , М.В. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ / М. В. Булгаков, А. Е. Пушкин, С. С. Фокин // Компьютерные технологии в высшем образовании. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -С. 147−152.
  36. , М.А. Информационный поиск и компьютерная грамотность / М. А. Бургин, Г. И. Степаненко // Информатика и образование. 1990. — № 1. -С. 15−21.
  37. , А.П. Современные стратегии образования варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
  38. , А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  39. , Е.П. Новая информационная технология в школе / Е. П. Велихов // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
  40. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  41. , A.A. Психолого-педагогические основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения / A.A. Вербицкий // Новые знания. 2002. — № 3. — С. 5−9.
  42. , Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С. 30−36.
  43. , Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
  44. Всемирный саммит по информационному обществу: информационное издание / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб., 2004. -135 с.
  45. , Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
  46. , Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод, пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. М.: Шк. библ., 2003.-296 с.
  47. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. 265 с.
  48. , Б.С. Прогностический подход к компьютеризации / Б. С. Гершунский // Сов. педагогика. 1986. — № 7. — С. 43−48.
  49. , В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1992. — 154 с.
  50. , Б.А. Методология науки: когнитивный анализ: учеб. пособие / Б. А. Глинский, О. Е. Баксанский. -М., 2001. 187 с.
  51. , Б.А. Моделирование как метод исследования социальных систем: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Б. А. Глинский. М., 1978. — 21 с.
  52. , Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. Минск: Современ. шк., 2007. — 496 с. — С. 232−266.
  53. , JI.C. Использование зачетных единиц в высшем образовании / JI.C. Гребнев, Н. М. Розина, С. А. Смирнов // Высш. образование сегодня. 2002. — № 9. — С. 14−17.
  54. , Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук //Педагогика. 2003. — № 1. — С. 65−73.
  55. Декларация прав культуры: проект: к 90-летию со дня рождения акад. Д. С. Лихачева. / вступ. ст. А. С. Запесоцкого. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 19 с.
  56. , Ж. Образование: сокрытое сокровище. Докл. Междунар. комис. по образованию для XXI в., представл. ЮНЕСКО: Осн. положения / Ж. Делор и др. Париж: Юнеско, 1996. — 46 с.
  57. , A.JI. Концептуальные основы организации системы управления качеством образовательных услуг в условиях информатизации / А. Л. Денисова, Н. В. Молоткова // Информатика и образование. 2003. -№ 2.-С. 124−127.
  58. , Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4.-С. 10−16.
  59. , Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию курсов дистанционного обучения через Интернет / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. 1998. — № 1. — С. 6−11.
  60. , Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования / Т. В. Добудько. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 340 с.
  61. , С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. Р. Доманова. -Ростов н/Д, 1995.-39 с.
  62. , Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2002. -№ 2. -С. 42−45.
  63. , Ю.А. Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Егорова. Казань, 2006. — 198 с.
  64. , М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. И. Жалдак. М., 1989. — 57 с.
  65. Закон Российской Федерации «Об образовании». Режим доступа: http:// border-sugar2 /hse.ru.76.3апесоцкий, A.C. Образование, философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 455 с.
  66. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  67. , Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126 с. 81.3еер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2003. — 336 с.
  68. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  69. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  70. , И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. -1985.-№ 5.-С. 17−21.
  71. И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов /
  72. И.А. Зимняя. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 183 с.
  73. , А.Ф. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. -М.: Интерпракс, 1994. 432 с.
  74. , Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе / Е. В. Иванова Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2003/922.htm.
  75. , Е.В. Формирование информационной компетентности -важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Е. В. Иванова // Информационные технологии и образование: конгресс-конф. Режим доступа: www.ito.Su/2003/II/3/II-3−3307.html.
  76. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы // Междунар. науч.-практ. конф.: тез. докл. Новороссийск — Краснодар, 23−25 сент. 1993 г.-220 с.
  77. , П.Ф. Дидактические очерки. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — С. 207−302.
  78. , С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. -2000.-№ 2.-С. 55.
  79. , Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т. В. Карамышева // В вопросах и ответах. СПб.: Союз, 2001. — 192 с.
  80. , Л.П. Педагогический мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя / Л. П. Качалова // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6. — С. 50−53.
  81. , В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. -М.: Работник просвещения, 1930. 88 с.
  82. , В.Г. Образование для формирующегося информационного общества / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 29.
  83. , М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. -Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.
  84. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 76 с.
  85. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 176 с.
  86. , Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Козлова. М.: МПУ, 1992. — 23 с.
  87. , К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема / К. К. Колин // Дистанционное образование. 1998. — № 6. — С. 1012.
  88. , К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К. К. Колин //Открытое образование. 2006. — № 4 (57). с. 89−96.
  89. , К.К. Становление информационного общества в России и национальная безопасность / К. К. Колин / В кн. «Искусственный интеллект: междисциплинарный подход». Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 379−391.
  90. , К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство / К. К. Колин // Aima mater (Вестник высшей школы). 2000. — № 6. — С. 27−30.
  91. , В.А. Критерии оценивания ресурсов всемирной сети / В. А. Коломиец // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 3−8.
  92. Компьютерная технология обучения: словарь-справочник / под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгяло, А .Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992.-652 с.
  93. , Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 336 с.
  94. Концепция информатизации образования / под ред. А. П. Ершова // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 9−10.
  95. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы (спец. выпуск) М.: Минобразования России, 1998. — 322 с.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. 2002. -№ 31.
  97. , В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ (на примере вуза): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Костин. Новосибирск: НВВПОУ, 1992. — 21 с.
  98. , Г. Б. Парадигмальный подход к изучению историко-педагогического процесса: сб. науч. ст. / Г. Б. Кортнетов- под. ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2005. — 304 с.
  99. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  100. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах /В.В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. -2003. -№ 3. С. 3−10.
  101. , Э.А. Сферы культуры как источник содержания образования: О проблемах разраб. содерж. образования для сред. шк. / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании.. 1999. — № 5. — С. 13−17.
  102. , Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JL: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  103. Культурология: XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1. — 447 с.
  104. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975. -С. 235.
  105. , И.С. Методология исследования систем военного назначения / И. С. Куренков. М.: МО СССР, 1986. — 167 с.
  106. , М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монограф. / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Омского ГПУ, 1999. 276 с.
  107. , O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  108. , М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Б. Лебедева. СПб., 2006.-34 с.
  109. , М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
  110. , З.С. Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству / З. С. Левчук // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. Минск, 1991. — С. 61−67.
  111. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  112. , А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леоньтев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  113. , И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  114. , Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе / Л. В. Луцевич // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах: межвуз. сб. науч. тр. -Новосибирск: НГУ, 1986. С. 33−39.
  115. Ляудис, В. Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения
  116. В.Я. Ляудис // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. -М.: Педагогика, 1985. С. 85−94.
  117. , Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Макарова. М., 1992. -39 с.
  118. , Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Мн.: Выш. шк., 1998. — 522 с.
  119. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8.-С. 82−88.
  120. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М: Междунар. гуманит. фонд. «Знание», 1996. — 308 с.
  121. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя /А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  122. , И.В. Педагогика / И. В. Марусева. Изд-во ИВЭСЭП, 2006. — 322 с.
  123. , М.И. Организация проблемного обучения в школе, книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  124. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  125. , Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  126. , Е.А. Основы информационной культуры: программа курса для вузов / Е. А. Медведева // СОЦИС. 1994. — № 11. — С. 59−65.
  127. , Р.П. Компетентность в овладении языком / Р. П. Мильруд // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: сб. мат. и тез. докл. IX Межрегион, науч.-практ. конф. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 2003. — 214 с.
  128. , Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
  129. , JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: МПСИ, 1998. — 200 с.
  130. , В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
  131. , И.Б. Информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы / И. Б. Мылова // Высш. образование сегодня. -2006.-№ 11.-С. 56−61.
  132. , А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции / А. Ю. Муратов // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 23 мая. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm.
  133. , О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков / О. М. Мутовкина. Волгоград, 2001. — 188 с.
  134. На пути к обществам знаний: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-ном A.B. Ханом. Наука в информационном обществе: информ. издание / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб, 2004. — С. 22−26.
  135. , H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования
  136. H.H. Никитина, O.M. Железнякова, М. А. Петухов. -М.: Мастерство, 2002. -288 с.
  137. , A.JI. Деятельность, поведение, творчество / A.JI. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 52−70.
  138. , И.Б. Метод моделирования в современной науке /И.Б. Новик, Н. М. Мамедов. -М., 1971. Вып. 2. — С. 5−14.
  139. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / A.M. Новиков. М., Эгвес, 2000. -272 с.
  140. , П.И. Дидактические аспекты эффективного применения компьютерных средств обучения в вузе / П. И. Образцов // Сб. научн. трудов ученых Орловской области. Орел: ОрелГТУ, 1996. -Вып. 2. — С. 468−475.
  141. , П.И. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов / П. И. Образцов, С. Н. Шляпцев // Сб. научн. тр. ВШС.-Орел, 1996.-№ 6. -С. 18−21.
  142. , П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. -Орел: ОрелГТУ, 2000. 145 с.
  143. , И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: дис.. канд. пед. наук / И. Г. Овчинникова. Магнитогорск, 1996. — 177 с.
  144. , K.P. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию / К. Е. Овчинникова // Гражданское образование в современной школе: мат. науч. конф. -Челябинск: ЧелГУ, 1998. С. 99−107.
  145. , О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. П. Околелов. М., 1995. -45 с.
  146. , Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001. — С. 42−44.
  147. От информационного общества к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: информ. издание- сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — СПб, 2004. — С. 82−84.
  148. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.
  149. Педагогика: учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1995.-637 с.
  150. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Извозчикова. -СПб.: Образование, 1997. 211 с.
  151. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци- под ред. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-416 с.
  152. , Ю.А. Информационная культура и информатика: слитно или раздельно? / Ю. А. Первинн // Информатика и образование. 1995. — № 3. -С. 11−14.
  153. , Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе (опыт учителей мат. сред. шк. № 89 г. Челябинска) / Е. А. Перевалова, Ю. Ю. Баранова, Е. А. Тюрина и др. // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 43−47.
  154. , JI.A. Компетентность в общении / JI.A. Петровская /М., 1989.-216 с.
  155. , JI.A. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / JI.A. Подопригорова // Иностранные языки в школе. -2003.-№ 5.-С. 25.
  156. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: ИЦ «Академия», 1999. -224 с.
  157. , В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М., 2000. — 367 с.
  158. , В.Г. Мониторинг развития региональной системы образования / В. Г. Попов, Голубков П. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 30−33.
  159. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)». Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/pfzp/post-/656/.
  160. , О.Г. Принципы модульного обучения: метод, разработка для преподавателей / О. Г. Проворова. Красноярск. — 2006. — 32 с.
  161. Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994−1995 гг. Министерство образования Российской Федерации. М., 1993.-34 с.
  162. Приказ Министра образования Российской Федерации от 03.12.2001 «О единой организации и координации работ в областиинформатизации образования в России» — Режим доступа: http://wvvw.informika.ru/text/goscom/dokum/docO 1 /3926.html.
  163. , В.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / В. И. Пугач, Т. В. Добудько. Самара, 1993. — 250 с.
  164. , Дж. Выходя за рамки стандарта «3 Rs» (чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей в сфере образования (реферат) / Дж. Равен // Метод проектов. Минск, БГУ ЦПРО, 2003.-С. 173−197.
  165. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. — 396 с.
  166. , С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Равичев. М., 1997. — 22 с.
  167. , Н.Ф. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Проблемы гуманитаризации образования. СПб., 1999. — С. 34−46.
  168. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений / Семушина Л. Г., Кагерманьян B.C., Жидкова Е. С. и др. -М., 2002. -84 с.
  169. , А.И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Компьютерная революция и информатизация общества. -М., 1990.-С. 3−22.
  170. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 321 с.
  171. , Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1991. — № 3. — С. 35−36.
  172. Савельев, H.A. Проблема методики оценки дидактической эффективности применения компьютеризированных учебников
  173. H.A. Савельев, П. И. Образцов, М. Г. Приходько // Сб. науч. тр. ВИПС. -Орел: ВИПС, 1995. № 2. — С. 28−35.
  174. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  175. , A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / A.JI. Семенов. -М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
  176. , З.В. Углубленное обучение информатике и профильная школа / З. В. Семенова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.-№ 2.-С. 24−28.
  177. , Э.П. Информатика: Достижения, перспективы, возможности / Э. П. Семенюк. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  178. , А.Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности / А. Н. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2005. -№ 1 (10). С. 80−84.
  179. , А.Е. Обучение в новой информационной среде: психолого-педагогические особенности / А. Е. Сережкина, В. А. Садыкова // Высш. образование сегодня. 2004. — № 1. — С. 54−59.
  180. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Логос. 1999. — 272 с.
  181. , Б. Реализация образовательного потенциала информационных технологий / Б. Синельников // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 61−65.
  182. , К. Социальная компетенция. Ключевые квалификации / К. Скала. 2003. — Режим доступа: www. uni-protokolle.de/Forum/25.
  183. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  184. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред.
  185. B.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 576 с.
  186. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М., 1998.-С. 40.
  187. , В.И. Интегральная периодизация общего психического развития: вклад JI.C. Выготского и его последователей / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. — № 5.1. C. 38−50.
  188. , В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Мир образования -образование в мире. -2001. -№ 1 С. 14−28.
  189. , Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б. А. Сосоновский. М.: Просвещение, 1979. — 157 с.
  190. Стратегия модернизации содержания общего образования: мат. для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
  191. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 141 с.
  192. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
  193. , Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур. — М. 2004. — Режим доступа: http://www.bigpi. biysk. m/wwwsite/source/no/barnaul/tatur-komp-podh/got-sbor-2.doc.
  194. , Ю.Г. Образовательная система России / Ю. Г. Татур. М.: М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
  195. , А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития / А. Н. Тихонов // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
  196. , C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория / C.B. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. 10 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-ll.htm.
  197. , C.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / C.B. Тришина, A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622−09.htm.
  198. , Г. Н. Интернет-эпоха в русской филологии / Г. Н. Трофимова // Высш. образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 30−35.
  199. , Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии / Е. Трофимова // Вестник высшей школы. 2004. — № 2. — С. 27.
  200. , А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Трутнев. -Магнитогорск, 2001. 23 с.
  201. , А.П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. -№ 2.-С. 3−27.
  202. , Л. Будущее капитализма / Л. Туроу. Новосибирск, 1999. -С. 92.
  203. , А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С. 64−77.
  204. , А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 95 с.
  205. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: -в 6 т. — М.: Педагогика, 1990. Т. 5. — 382 с.
  206. , А.Д. Проблема информации в современной науке: философский очерк / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 56 с.
  207. , В.В. Формирование информационно-компьютерной готовности будущих военно-морских специалистов: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Фадеева. М., 2000. — 16 с.
  208. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 -2010 годы)» — Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. Режим доступа: http://www.oborot.rU/article/l40/24
  209. , Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов // Высш. образование сегодня.-2004.-№ 8.-С. 34−41.
  210. , Л.П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам / Л. П. Халяпина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 210 с.
  211. , Г. С. Будущее России создание информационного общества XXI века / Г. С. Хижа // Информационное общество. — 2001. — № 2. с. 44−47.
  212. , Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М., 1972.-259 с.
  213. Хрестоматия по истории педагогики / сост. А.П. Пинкевич- под общ. ред. С. А. Каменева. -М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. С. 127−136.
  214. , A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  215. , Д.В. Креативный подход к использованию компьютерной техники / Д. В. Чернилевский // Высш. образование в России. -2002.-№ 6.-С. 157−159.
  216. , З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: дис.. д-ра пед. наук / З. Ф. Чехлова. — СПб., 1991. — 436 с.
  217. , С.Н. О первых результатах преподавания экспериментального курса «Человек. Труд. Профессия» / С. Н. Чистякова // Шк. и пр-во. 1995. — № 6. — С. 91−93.
  218. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  219. , H.H. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы. Вопросы методологии / H.H. Чурсин // НТИ. Сер. 1. 2003. — № 4. — С. 1−14.
  220. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высш. образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  221. , В.Д. Философия образования и образовательные технологии / В. Д. Шадриков. М., 1993. — 177 с.
  222. , О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис.. д-ра пед. наук / О. Н. Шилова. СПб., 2001.-365 с.
  223. , С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишова, И. Т. Агапова // Мир образования -образование в мире. 2001. — № 4. — С. 18−19.
  224. , С.А. Информационно-коммуникационная подготовка студентов в вузах (на материалах естественнонаучных и правовых дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Шмелева. — Калининград, 2002. 43 с.
  225. , С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. -320 с.
  226. , В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Шолохович. Екатеринбург: УГППУ. 1995. — 45 с.
  227. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М., 1986.-С. 52.
  228. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  229. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  230. , П.А. Создание модульных программ / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 55−60.
  231. , A.M. Вероятность и информация / A.M. Яглом, ИМ. Яглом. -М.: Наука, 1973. 512 с.
  232. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -176 с.
  233. N 250. Яковлева, H.M. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: Книга, 1991. -123 с.
  234. American Library Association. Information power: the nine information literacy standards for student learning. Retrieved February 5, 2001. -Режим доступа: http://www.ala.org/aasl/ipnine.html.
  235. Bork, A. The potential for Interactive Technology / A. Bork. 1987.206 p.
  236. Cummins, J. Cultures in contact: Using classroom microcomputers for cultural interchange and reinforcement / J. Cummins / Режим доступа: http ://www. iteachlearn. com/ cummins/cv. html
  237. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.-P. 11.
  238. Hymes, D. Communicative Competence / D. Hymes // In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. -P. 269−293.
  239. Isaeva, Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture Competence -Based Approach to its Structure / Т.Е. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ростов н/Д, 2003.
  240. Sayers, D. Sending messages: Across the classroom and around the world / D. Sayers / 1986. Режим доступа: http://epaa.asu.edu/epaa/v3n 10. html
  241. Schlechty, P.C. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform / P.C. Schlechty. San Francisco, 1990.
  242. Slavin, E.R. Research on Cooperative Learning: an international perspective / E.R. Slavin. Scandinavian Journal of Educational Research. — 1989. -Vol. 33.-№ 4.
  243. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. — Режим доступа: http://www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm.
  244. Warschauer, M. Technology and second language learning / M. Warschauer, С. Meskill / 2000. Режим доступа: http://www. gse.uci.edu/person/markw/tslt/html
  245. Warschauer, M. The Changing Global Economy and the Future of English Teaching / M. Warschauer. 2004.
  246. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R. W. White // Psychological review. 1959. — № 66.
Заполнить форму текущей работой