Оценка конкурентоспособности сервисного центра
По системе 11 115 555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) делает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товар низкого, качества, предлагаемый по высокой (грабительской) цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты исследований конкурентной среды в сфере сервисного обслуживания
- 1. 1. Общая характеристика видов конкуренции
- 1. 2. Основные понятия и факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
- 1. 3. Уровни конкурентоспособности фирм предприятий
- 1. 4. Определение стратегии и конкурентоспособности товаров и услуг фирм конкурентов
- 1. 5. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг
- 2. Оценка конкурентоспособности услуг ООО «Магистраль»
- 2. 1. Общая характеристика ООО «Магистраль»
- 2. 2. Динамика экономических показателей фирмы за 2006 г
- 2. 3. Анализ конкурентоспособности ООО «Магистраль»
- 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию конкурентной среды магазина «Магистраль»
- 3. 1. Описание и обоснование предложений
- 3. 2. Оценка предполагаемого экономического эффекта от реализации предложений
- Заключение
- Список использованных источников
1. Теоретические аспекты исследований конкурентной среды в сфере сервисного обслуживания
1.1. Общая характеристика видов конкуренции.
Конкуренция (от лат. Concurrence сталкиваться) борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий конкуренции. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная (свободная) конкуренция основаа на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также имеет следующие характеристики:
1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур, и в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.
Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видв деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство:
«Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей"(2).
2 Котлер Ф. Основы маркетинга. Издательство «Прогресс», М., 1990. стр. 57
Регулирующая конкуренция. Для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти.
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т. д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи,
«сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое совершенствование технических характеристик товаров; второе улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой качество это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
Главным фактором ценовой и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие факторы, как качество товаров и услг и их цена.
1.2 Основные понятия и факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Конкурентоспособность товара это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.
Важнейшая составляющая конкурентоспособности непосредственно связана с товаром и в значительной мере сводится к его качеству. Многие исследования показали, что конечное решение о покупке на 30−35% связано с его качественными характеристиками. Однако это далеко не всё.
Вторая составляющая это всё то, что связано со сбытом и сервисом товаров. Часто потребитель согласится на приобретение товара качеством ниже, но с отлаженным и недорогим сервисом (например авто-мототехника) и/или при отсутствии налаженного сбыта в его (покупателя) районе проживания вынужден будет приобретать товар более дорогой и/или худший, то есть менее конкурентоспособный.
Факторы определяющие конкурентоспособность
Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить на 5 групп:
Качество товаров и услуг
Цена товаров и услуг
Уровень квалификации персонала
Технологический уровень производства
Доступность источников финансирования
Насыщенность рынка, спрос и предложение
Список литературы
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М: Финансы и статистика, 2000
- Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью М.: Знание, 1996
- Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы М.: Финстат, 1995
- Ансофф Игорь Стратегическое управление: пер. с английского Е. Л. Леонтьева, 1989
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы М.:Финансы и статистика, 1997
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского М: Юнити, 2003
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. — Киев: МП «Итем» ЛТД, 1995
- Богачев В.Ф., Кбаков В. С., Ходаток А. М. Стратегия малого предпринимательства — СПб:Изд-во «Корвус», 1995
- Васильчук Е.С. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. Макогонюк В. Н. Ив. гос. университет, 2000
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. И спец. «Менеджмент» М.: Гардарика, 2003
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учеб.М.: МГУ, 1995
- Вершигора Е.Е. Менеджмент, курс лекций М., 1998
- Гаврилов Э. Стратегические цели информационных технологий в современной компании // Финансовая газета, 2004, № 17, апрель.
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004