Менеджмент и управление: общее и особенное
Из-за иностранного происхождения слова, его значение в русском языке варьируется слишком широко, чтобы быть полностью истинным. Кроме того, произошла историческая эволюция слова. Если в начале XX века, когда термин только вошел в употребление, а научное управление делало свои первые шаги, понятие менеджмент означало совокупность процессов научного управления производством и производственным… Читать ещё >
Содержание
Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существу-ет, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потен-циал организации для решения стоящих перед ней задач.
Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроен-ная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов: получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хо-тя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может сущест-вовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менедж-менту.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма ме-неджмента.
Менеджмент — управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользу-ются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
постоянное стремление к повышению эффективности производства, к полу-чению оптимальных результатов с меньшими затратами;
хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия ре-шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фир-мы или ее подразделений;
постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
необходимость использования современной информационной базы с ком-пьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, по-скольку применяется к разным видам человеческой деятельности; к разным сфе-рам деятельности; к органам управления.
Список литературы
- Виханский О. С., Наумова А. И. Менеджмент: Учебник, 3 е изд. М.: Гар-дарика, 1998 528 с.
- Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. д доп. М.: Банки биржи, Юнити, 2004. 501 с.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./Под ред. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1999.
- Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999.
- Цыпкин Ю. А. Менеджмент:Учеб. пособие для вузов по экон. специально-стям/ Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили; Под ред. Ю. А. Цыпкина.- М.:ЮНИТИ, 2002.-439 с.:ил.