Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематичность представленности в Интернете одних аспектов существования человека и относительная легкость, даже востребованность представленности других порождают иное, по сравнению с обычной реальностью, соотношение значимости социального и личностного аспектов идентичности. Под первым мы понимаем ту часть идентичности, которая связана с социальной типологизацией, под вторым — то, что от этой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие «идентичность» в социально-философском дискурсе
    • 1. 1. Содержание понятия идентичности и процесс его становления в дискурсе гуманитарных наук
    • 1. 2. Феномен идентичности в контексте социокультурных трансформаций
  • Глава II. Ваимодействие «я» и Другого в условиях виртуальной реальности
    • 2. 1. Виртуальная реальность и влияние процесса виртуализации на человека и общество
    • 2. 2. Неполнота присутствия индивида в Интернет-коммуникации в свете свойств виртуальной реальности
    • 2. 3. Ник, аватар и страница социальной сети как взгляд «фиктивного Другого»
  • Глава III. Социальный и личностный аспекты идентичности в сети Интернет
    • 3. 1. Соотношение социальной и личностной идентичности в Интернете в контексте проблемы отчуждения
    • 3. 2. Деанонимизация Интернета как возрастание роли социальной идентичности
    • 3. 3. Симуляция рефлексии как следствие особого соотношения личностной и социальной идентичности в сети Интернет

Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение к понятию идентичности содержит в себе потенциал проникновения на уровень наиболее фундаментальных онтологических и философско-антропологических проблем и вместе с тем позволяет исследовать многообразие современных социокультурных процессов. На сегодняшний день понятие идентичности является востребованным в пространстве сразу нескольких социально-гуманитарных наук, включая и социальную философию. Эта востребованность во многом обусловлена проблемами, возникающими в культуре и обществе на современном этапе развития. Идентичность, понимаемая как самотождественность, целостность, непротиворечивость, часто оказывается утраченной, и именно ее утрата зачастую стимулирует теоретические исследования ее сущности и различных аспектов. Во многих исследованиях современного общества в самых различных контекстах звучит формулировка «кризис идентичности», что указывает на практическую значимость работ в этой области. Исследование идентичности с позиций социальной философии позволяет лучше понять причины и следствия современного кризиса идентичности, что, в свою очередь, дает «почву» для его преодоления.

Одной из главных составляющих всеохватывающих трансформаций современного мира является развитие и внедрение в практику повседневности новейших информационных технологий. В условиях современности пространство интернет-коммуникации становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Факт представленности в этом новом социально-коммуникативном пространстве в какой-то степени уже сегодня является условием социализации. Так, например, для многих людей Интернет уже стал основным пространством для различного рода социальных взаимодействий, а для подавляющего большинства молодежи Интернет сегодня — это место встречи, развлечения и отдыха.

Возможности самоидентификации, самопрезентации и самоконструирования, которые представляет Интернет, являются качественно новыми, и их изучение представляется особенно важным. Однако, несмотря на то, что Интернет на сегодняшний день исследуется в различных областях научного знания, что, безусловно, способствует лучшему пониманию тех процессов, которые происходят как внутри Сети, так и вне ее (именно влияние виртуальности на реальность обозначает пристальный интерес к Интернету со стороны таких наук, как психология и социология), говорить о возникновении целостного понимания того, что такое Интернет, еще рано. Разумеется, не в последнюю очередь эта проблема обусловлена новизной самого феномена. Интернет представляет собой феномен, качества которого изменяются вслед за изменениями технических средств, обеспечивающих его существование. Именно поэтому философские исследования Интернета призваны выработать адекватную культуру использования этого нового пространства, которая убережет человека и общество от новой «технологической травмы».

В эти условиях исследование особенностей выстраивания идентичности при обращении человека к Интернету более чем оправдано. Привычные закономерности взаимодействия людей обретают в Интернете неожиданные чертыневозможное становится обыденностьювозникают новые возможности, которые часто несут в себе как позитивный, так и негативный потенциал. Исследование этих процессов сквозь призму понятия «идентичность» позволяет выявить скрытые механизмы, лежащие в их основе.

Степень разработанности проблемы. Понятие «идентичность» имеет богатую историю рассмотрения в различных областях научного знания. Идентичность как самотождественность «я» рассматривалась в онтологическом и гносеологическом ключе уже давно, хотя и в разном терминологическом оформлении. Истоки осмысления отдельных аспектов идентичности можно обнаружить уже в античности, поскольку этой области касались так или иначе многие из тех философов, которые исследовали сущность индивидуального сознания. Проблематика, связанная с самотождественностью «я», активно разрабатывалась начиная с философии Нового времени. Это труды Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Юма и особенно представителей немецкой классической философии. Позже различные аспекты самотождественности (и, соответственно, несамотождественности) «я» исследовались философами, как К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Э. Фромм, Ж. Лакан, Ж. Делез, Ю. Хабермас, П. Рикер, В. Хесле, Н. Элиас, 3. Бауман, Р. Баумейстер, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, С. Хантингтон и многие другие.

Важную роль в становлении понятия «идентичность» как междисциплинарного и в расширении поля применения самого термина «идентичность» сыграл американский психолог Э. Эриксон. В качестве своих предшественников сам Эриксон называл 3. Фрейда, К. Юнга и У. Джеймса. Параллельно с теорией Эриксона в рамках антропологии (М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон и К. Дюбуа) развивалась теория «базисной структуры личности», которая частично входит в проблемное поле феномена идентичности. В дальнейшем взгляды Эриксона развивали исследователи Дж. Марсиа, А. Ватерман и другие.

Также феномен идентичности исследуется в различных отраслях социологического знания. В рамках когнитивно ориентированной социологии исследователи Дж. Стефенсон, X. Таджфел, Дж. Тернер и Г. Брейкуэл занимались проблемой соотношения личностной и социальной идентичности. С позиции символического интеракционизма идентичность исследовалась Ч. X. Кули, Дж. Г. Мидом, П. Бергером и Т. Лукманом и И. Гоффманом.

Среди представителей отечественной науки, занимающихся проблемой идентичности, стоит отметить И. С. Кона, который занимался изучением личностной идентичности в контексте психологии становящейся личности. В контексте деятельностного подхода в психологии проблему идентичности разрабатывает В. С. Агеев. Становление феномена идентичности как исторического феномена дается в работах Г. Г. Дилигенского, М. В. Заковоротной. Однако большинство исследований идентичности в нашей стране посвящено проблеме кризиса национальной формы идентичности в условиях формирования новой системы ценностей в связи с «развалом» СССР. Здесь можно отметить таких исследователей как.

A. Ю. Агафонов, А. Р. Аклаев, Г. М. Андреев, С. А. Бондырев, Л. М. Дробижева, Е. П. Ермолаева, Д. Н. Завалишина, В. Л. Иноземцев, Д. В. Колесов, А. О. Морозов, Н. Ф. Наумова, С. В. Рыжова, Т. А. Титова,.

B. А. Ядов.

Исследованием виртуальной реальности и процессов виртуализации занимается ряд отечественных и зарубежных исследователей. В работах Д. Белла, М. Маклюэна, Е. Масуды, Т. Стоуньера и Э. Тоффлера описываются социальные трансформации, происходящие в контексте бурного развития и распространения информационных технологий. Феномен виртуальной реальности и процессы виртуализации общества исследуются в работах С. Жижека, Д. В. Иванова, В. В. Кортунова, В. А. Кутырева, Н. А. Носова, Р. А. Нуруллина, С. С. Хоружего, М. Эпштейна. Процессы идентификации индивида и конструирования идентичности в сети Интернет изучаются А. А. Асмоловым, А. Е. Войскунским, А. Е. Жичкиной, П. Келли, Ш. Теркл и др.

В рамках исследования трансформаций идентичности в сети Интернет мы обращаемся к ряду фундаментальных социально-философских концепций, позволяющих понять механизмы, лежащие в основе выстраиваия идентичности. Это осмысление отчуждения К. Марксом и Э. Фроммом, трактовка соотношения «я» и Другого в концепциях М. М. Бахтина и Ж. П. Сартра, исследование феномена масс X. Ортегой-и-Гассетом.

Методологические основания исследования.

Ключевое значение для методологии настоящей работы имеют течения, в рамках которых разрабатывалось понятие идентичности. Это психоанализ, символический интеракционизм, социальный конструктивизм, а также философия Франкфуртской школы. Для рассмотрения идентичности в контексте современных социокультурных процессов в нашей работе важны также традиции структурализма, постструктурализма, постмодернизма.

Для изучения специфических преобразований, которые могут происходить при обращении человека к Интернету, мы опирались на исследования свойств виртуальной реальности таких авторов как Н. А. Носов, С. С. Хоружий, Р. А. Нуруллин.

При исследовании форм самопрезентации в сети Интернет мы опирались на концепцию «вненаходимости» М. М. Бахтина. Формы представленности индивида в Интернете анализируются нами с использованием идей Ж. П. Сартра. Соотношение личностного и социального аспектов идентичности мы рассматриваем в контексте концепций отчуждения К. Маркса и Ф. Энгельса, а также Э. Фромма. Симуляцию рефлексии в Интернете мы разбираем с использованием идей X. Ортеги-и-Гассета.

При написании диссертационного исследования применялась следующая совокупность методов: комплексный подход к проблеме, направленный на всеохватывающий анализ феномена идентичности и его трансформаций в современном обществе. Метод единства исторического и логического используется при анализе возникновения, развития и исторического значения феномена. С позиции диалектического метода, трансформации феномена идентичности рассматриваются как противоречивый процесс, взаимообусловливающий появление новых форм социального и пути приспособления человека к новым для него условиям существования. При анализе понятия «идентичность» был использован контекстный терминологический анализ. Также в процессе исследования был использован сравнительный метод, структурно-функциональный и социокультурные подходы. Для изучения Интернета как качественно нового пространства коммуникации и самопрезентации были использованы феноменологический и синергетический подходы.

Объектом исследования является феномен идентичности.

Предметом исследования являются особенности выстраивания идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет.

Цель данной работы — исследование механизмов выстраивания идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет.

Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

1. обозначить причины становления проблемы идентичности в философском дискурсе и дать общую характеристику понятия «идентичность», исходя из основных подходов к его изучению;

2. выявить причины современного кризиса идентичности и показать его влияние на индивида и общество на примере трансформации базовых структур идентичности;

3. проанализировать основные свойства виртуальной реальности;

4. исследовать особенности выстраивания идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет в контексте свойств виртуальной реальности;

5. рассмотреть формы самопрезентации индивида в сетевом пространстве в контексте взаимоотношений «я» и Другого;

6. сопоставить роль социального и личностного аспектов идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет в контексте проблемы отчуждения;

7. проанализировать тенденцию деанонимизации современного Интернета в связи с соотношением в нем социальной и личностной идентичности;

8. охарактеризовать тенденцию симуляции рефлексии в.

Интернете в связи с соотношением в нем социальной и личностной идентичности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Разграничены значения идентичности как самотождественности «я» и как совокупности качеств, которой тождественно чье-либо «я».

2. Продемонстрированы социокультурные трансформации, лежащие в основе проблематизации идентичности.

3. Выявлено и проанализировано антиномическое следствие свойств виртуальной реальности, заключающееся в одновременном признании и непризнании индивидом своей тождественности собственным виртуальным образам «я».

4. Проанализированы формы самопрезентации в Интернете с позиций концепции «вненаходимости» М. М. Бахина.

5. Выявлено возрастание значения личностного аспекта идентичности и уменьшение значения ее социального аспекта в сетевой коммуникации в условиях анонимного общения и возрастание значения социального аспекта идентичности в современном Интернете в связи с его деанонимизацией. Соотношение социальной и личностной идентичности в Интернете исследовано в контексте проблемы отчуждения.

6. Проанализирована симуляция рефлексии как следствие повышенной значимости личностного аспекта идентичности в интернет-коммуникации .

Положения, выносимые на защиту:

1. Термин «идентичность» применительно к человеку может означать «самотождественность «я» «либо «совокупность качеств, которой тождественно чье-либо «я» «. Эти значения взаимосвязаны (самотождественность можно интерпретировать как тождественность одному и тому же), однако требуют разграничения, отсутствие которого может приводить к размыванию смысл утверждений об идентичности. Первое значение связано с исследованием фундаментальных механизмов формирования человеческого «я" — данная линия имеет богатую историю как в классической, так и в неклассической философии. Второе значение нацелено на изучение многообразия социо-культурных явлений: оно входит в научный оборот во второй половине XX века. Формулировка «виртуальная идентичность» может быть соотнесена только со вторым из этих значений.

2. Исторически проблема идентичности, акцентирующая элементы несамотождественности «я», возникает при переходе от общества традиционного типа к модерному обществу, когда принадлежность индивида к определенному сообществу постепенно теряет однозначность и проблематизируется. Ситуация «кризиса идентичности» в масштабах общества, выявляемая исследователями применительно к XX веку, является продолжением данной тенденции в условиях размытости и неопределенности социальной реальности. В числе причин кризиса идентичности находятся также разрушение в западной культуре восприятия высших ценностей как имеющих объективную укорененность и связанная с этим десакрализация традиции.

3. На основе таких выделяемых исследователями свойств виртуальной реальности, как полионтизм и автономность (Н. А. Носов), а также трактовки виртуального как определенности возможного события (Р. А. Нуруллин) и как умаленного, недовоплощенного, неполного существования (С. С. Хоружий), во влиянии Интернет-коммуникации на идентичность можно обозначить следующую антиномию: индивид одновременно считает и не считает себя носителем ролей и отношений, в которые вступает в виртуальной реальности. Это приводит к размыванию идентичности в аспекте границ между подлинным «я» и фантазийным, игровым образом и, как следствие, к неопределенности границ нравственной ответственности. Выход здесь видится в разграничении взаимодействия с виртуальными объектами и с Другим. Второе подразумевает этическое измерение и, следовательно, вовлеченность подлинного «я», даже если взаимодействие осуществляется посредством виртуальных объектов.

4. Формы самопрезентации индивида в Интернете (ник, аватар, страница в социальной сети) благодаря свободе их конструирования привлекательны для пользователей как символические объекты, отражающие подлинную сущность «я». Вместе с тем с позиции концепции вненаходимости М. М. Бахтина они предстают как образы, лишенные жизненной содержательности и продуктивности, так как, по Бахтину, целостное этическое и эстетическое восприятие человека осуществимо только с индивидуальной ценностно окрашенной позиции Другого, находящегося с «я» в отношениях вненаходимости, которая не может быть заменена рефлексией. Сетевые образы самопрезентации строятся с ориентацией на «фиктивного Другого», в результате чего являют собою ненадежную опору для постижения собственной идентичности. Более адекватным источником информации об идентичности индивида является системное отражение в Интернете деятельности, не связанной с целенаправленным созданием образа «я».

5. Представленность в Интернете различных аспектов существования индивида в реальном мире отличается от привычной. В частности, проблематична достоверная представленность места индивида в социальной стратификации, зато могут быть эффективно отражены свойства и процессы его внутреннего мира, в том числе те, которые обычно остаются скрытыми от большинства окружающих. Это приводит к уменьшению роли социальной идентичности (понимаемой здесь как соотнесение индивида с социальной типологизацией) и к возрастанию значения некоторых элементов личностной идентичности (понимаемой здесь как соотнесение индивида с его индивидуальными, неповторимыми свойствами), а именно тех, которые связаны со свойствами и процессами внутреннего мира. В ряде случаев это позволяет ослабить в интернет-коммуникации тот элемент отчуждения, который заключается в навязанности человеку его социальных ролей и невозможности бытия-для-другого вне контекста этих ролей. Вместе с тем возрастание значения личностной идентичности провоцирует массовую симуляцию духовного богатства, способности к рефлексии и творчеству. В терминах концепции X. Ортеги-и-Гассета это продолжение «восстания масс» — новая форма присваивания массами функций (в данном случае — функции творчества смыслов), ранее принадлежавших исключительно духовной элите. В современном Интернете в связи с тенденций деанонимизации виртуальной коммуникации возрастает не характерное для более раннего Интернета значение социальной идентичности пользователей, прежде всего в рамках феномена социальных сетей: сетевая коммуникация все больше становится не реализацией фантазийных образов «я», а осуществлением в Интернете и с его помощью социальных взаимодействий реального мира.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение социокультурных процессов, связанных с Интернетом, является значимым уже по причине стремительного развития явлений сетевой коммуникации и их возрастающей роли в жизни современного общества. Выводы настоящего диссертационного исследования могут найти применение в различных практических видах деятельности в сфере сетевой коммуникации, а также при принятии управленческих решений, регулирующих деятельность, связанную с этой областью. Положения, изложенные в диссертации, могут быть включены в практику преподавания курсов социальной философии, философии культуры, ряда других дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в ряде публикаций автора (3 из которых — публикации в изданиях Перечня ВАК). Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях Казанского (Приволжского) Федерального Университета и Института педагогики и психологии РАО.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. Основная часть включает в себя три главы. Первая глава состоит из двух параграфов, вторая — из трех и третья — из трех.

Основные выводы параграфа 3.3.

При деанонимизации Интернета значение социального аспекта идентичности возрастает, но значение личностного аспекта идентичности.

255 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.:пер. с исп. / X. Ортгеа-и-Гассет. — М.: ООО «Издаетльство ACT», 2002.-С. 68.

256 -г.

Там же. остается высоким по сравнению с коммуникацией в обычной реальности. Это делает востребованным создание собственного образа чувствующего, мыслящего, творящего, рефлексирующего человека, так как возможность самопрезентации в таком качестве позитивно влияет на статус пользователя в реальном мире. Данная ситуация приводит к массовой симуляции рефлексии и других проявлений духовного богатства.

Описанную тенденцию можно интерпретировать как продолжение описанного X. Ортгой-и-Гассетом «восстания масс», а именноприсваивания массами функций, ранее присущих только представителям духовной элиты, в данном случае функции творчества смыслов.

Заключение

.

Термин «идентичность», как и многие другие широко используемые термины социально-гуманитарных наук, нуждается в прояснении своего значения. Изначально этот термин имел две основные линии трактовки: как тождественность и как самотождественность. Эта двойственность переносится и на интересующее нас его употребление применительно к человеку. Идентичность здесь может трактоваться как самотождественность «я» либо как тождественность «я» чему-либовторое значение быстро трансформируется в сторону понимания идентичности как той совокупности качеств, которой тождественно чье-либо «я». Такое расхождение трактовок может наблюдаться и в пределах одного труда, тем более что в ряде контекстов употребление слова «идентичность» в этих значениях трудно разграничить. Дело в том, что отношение самотождественности может быть представлено как отношение тождества одному и тому же. Тем не менее, на наш взгляд, эти значения нуждаются в последовательном разграничении, без которого многие тезисы утрачивают четкость своего смысла.

Нас интересует прежде всего значение «идентичность как самотождественность „я“», и к другим названым выше значениям мы обращаемся лишь постольку, поскольку они актуальны для тех или иных исследователей идентичности, выдвигающих важные для нас тезисы.

Развитие понятия «идентичность» и выражаемых посредством его идей о сущности человека тесно связано с развитием культуры и общества, прежде всего западного, хотя в наши дни некоторые связанные с идентичностью проблемы все более приобретают планетарный масштаб. Формирование философских теорий, осмысливающих самотождественость «я», приходится на эпоху, когда существование «я» как беспроблемно самотождественного уходит в прошлое. При переходе от традиционного общества к индустриальному соотнесенность индивида с определенным сообществом теряет прежнюю однозначность, безальтернативность, санкционированность «высшими» инстанциями и потому обоснованность в чем-то незыблемом, не зависящем от воли самого индивида и от случайных обстоятельств его жизни. Разрушение восприятия ценностей как объективного аспекта реальности, того, что укоренено в Боге, космосе, природе и т. п., также лишает человека предзаданного понимания своей сущности и своего мест в мире. В XX веке проблематичность идентичности доходит до состояния, именуемого исследователями «кризис идентичности». Это понятие, введенное Э. Эриксоном для отражения индивидуальных психологических возрастных кризисов, уже им самим, а позже большим количеством исследователей используется как характеристика состояния общества в целом. Важную роль в кризисе идентичности как массовом явлении современного мира играют, в частности, процессы глобализации и индивидуализации. Современная картина мира характеризуется нечеткостью и размытостью социальной реальности. В результате современному человеку сложно найти свою «нишу», которая даст ему столь желанные чувства сопричастности и защищенности. С этим связана массовость современного кризиса идентичности.

В настоящем исследовании нас интересует прежде всего то, что происходит с идентичностью при обращении человека к Интернету. В этой связи мы рассматриваем важное для понимания сущности Интернета понятие «виртуальная реальность». Не ставя перед собой цель решить философские проблемы, относящиеся собственно к статусу виртуальной реальности, мы считаем целесообразным обратить внимание на ряд характеристик, даваемых виртуальной реальности различными исследователями. Это такие характеристики, как порожденность, актуальность, интерактивность, автономностьполионтизмсвязь с определенностью возможностипринципиальная онтологическая неполнота и недовоплощенность. Совмещая эти характеристики, накладывая их друг на друга применительно к конкретным особенностям взаимодействия людей в Интернете, мы делаем ряд выводов, относящихся к идентичности.

Специфика Интернета как виртуальной реальности заключается, в числе прочего, в неравномерной представленности в нем разных сторон существования человека. Телесность, явленная Другому, редуцируется здесь до виртуальной орудийности (в такой трактовке мы опираемся на концепцию Сартра). Мы считаем неправильным считать изображения собственного тела, размещенные в Интернете, проявлением телесности, так как это не сама телесность, а ее символическое отражение, чем и обусловлена возможность подделки, в данном случае — вывешивания чужой фотографии. Место человека в социальной стратификации также непосредственно не явлено в Интернете, поэтому информация о нем может утаиваться либо фальсифицироваться. Однако есть грани индивидуальности, которые проявляются в сетевой коммуникации с минимальной усеченностью: это передача личностных смыслов, касающихся мнений, убеждений, эмоционально-ценностной сферы, поведенческих реакций, а также такие характеристики человека, которые относятся к его внутреннему миру: эрудиция, ум, остроумие, способность к творчеству, рефлексии и т. п.

Фантазийность и игровой характер виртуальных образов «я», их слабая соотнесенность с реальной личностью при анонимном общении свидетельствуют о том, что вся деятельность индивида в рамках этих образов является ненастоящей и потому не требующей ответственности. Ср.: виртуальная реальность как определенность возможности (Р. А. Нуруллин), как недовоплощенное, умаленное наличествование (С. С. Хоружий). Данная трактовка входит в конфликт с тем обстоятельством, что часть индивидуальности человека все-таки выражена в Интернете, благодаря чему там становится возможным взаимодействие с Другим, а это уже подразумевает нравственную ответственность и восприятие происходящего как реального (ср.: тенденция представлять виртуальную реальность именно как разновидность реальности). Мы трактуем данный конфликт как антиномию одновременного признания и непризнания индивидом тождественности себя собственным виртуальным образам и действиям. Решение этой антиномии нам видится в разграничении этих фантазийных образов и стоящих за ними реальных людей, взаимодействие с которыми требует отношения к происходящему как к полноценной реальности и, в частности, этического измерения действия.

Специфика технических свойств Интернета создает небывалые возможности для самопрезентации индивида в формах, свободных от вешнего навязывания: ник вместо имени, аватар вместо внешности, страница в социальной сети, в которой можно акцентировать одни аспекты собственной индивидуальности и не отражать другие. Данные формы самопрезентации вследствие их полной зависимости только от воли пользователя способны создать у человека ощущение прорыва к своей подлинной личности. Для анализа сетевых форм самопрезентации мы обращаемся к концепции вненаходимости М. М. Бахтина. Этот мыслитель указывает на внутреннюю противоречивость и безопорность образа самого себя, создаваемого человеком. Такой образ лишен опоры в личности самого индивида, так как восприятие себя «изнутри» принципиально отличается от взгляда «снаружи». Что важнее, такой образ лишен опоры в Другом, занимающем позицию вненаходимости по отношению к «я», причем позицию индивидуальную и при этом ценностно окрашенную. Наличие такой позиции Другого с ее вненаходимостью Бахтин считает обязательным условием создания адекватного, богатого смыслами, целостного, ценностно насыщенного образа человека. Попытка создать образ самого себя — а именно это мы находим в названных выше формах самопрезентации в Интернетеоказывается выполненной с позиции взгляда «фиктивного Другого» и оттого обречена на онтологическую, этическую и эстетическую неполноценность. В то же время мы считаем, что адекватное отражение идентичности в Интернете вполне возможно — при условии, что индивид сосредотачивается не на себе, а на некоем внешнем объекте, и запечатлевает (отражает) в сетевой коммуникации свое взаимодействие с такими объектами. В силу труднодостижимой в других условиях высокой степени фиксации в Интернете каждого «шага» пользователя страница в социальной сети способна по прошествии времени выполнять функцию свидетельства о прошлых идентичностях пользователя, что представляет несомненный интерес как в практическом, так и в теоретическом отношении.

Проблематичность представленности в Интернете одних аспектов существования человека и относительная легкость, даже востребованность представленности других порождают иное, по сравнению с обычной реальностью, соотношение значимости социального и личностного аспектов идентичности. Под первым мы понимаем ту часть идентичности, которая связана с социальной типологизацией, под вторым — то, что от этой типологизации ускользает, то есть индивидуальные, уникальные личностные свойства. Затрудненность представленности ряда социальных характеристик человека, обычно выступающих основой для взаимодействия с другими людьми, приводит к ослаблению роли социальной идентичности в сетевой коммуникации: такой вывод относится, правда, прежде всего к анонимным формам этой коммуникации. Значение личностной идентичности в этих условиях, наоборот, возрастает: Интернет стимулирует человека позиционировать себя не как носителя неких социальных функций, а как творца личностных смыслов. Данная особенность сетевой коммуникации может быть интерпретирована как локальное ослабление того отчуждения, которое заключено в двойной несвободе индивида: невозможности выбирать свои социальные роли и невозможности представать в глазах других людей вне контекста этих ролей. В этом нам видится позитивная особенность интернет-коммуникации.

Вместе с тем повышенный «спрос» на богатство внутреннего мира, порождаемый относительно большим значением личностной идентичности в Интернете, приводит к широкому распространению симуляции духовного богатства, способности к оригинальному мышлению и чувствованию, рефлексии и творчеству. Если осмысливать данную тенденцию в контексте концепции «восстания масс» X. Ортеги-и-Гассета, то можно охарактеризовать ее как очередную форму присвоения массами функций, традиционно осуществлявшихся только духовной элитой общества: в данном случае это функция порождения представляющих собой ценность идей, образов, смыслов. Вышесказанное является объяснением критики в адрес авторов интернет-дневников и страниц социальных сетей, которых обвиняют в пустоте, бессодержательности, несамостоятельности их творчества в названных интернет-сервисах.

В последние годы многие части Интернета заметно деанонимизируются: прежде всего это касается социальных сетей. В Интернет переносится значительная часть взаимодействий разного рода, что является уже продолжением реальной жизни индивида, а не конструированием фантазийных миров и образов «я». Осуществление многообразных социальных функций сервисами Интернета обусловливает предоставление пользователем подлинной информации о себе, в том числе о своем соотнесении с различными социальными типологиями. Благодаря этой тенденции Интернет начинает играть все более заметную роль не только в межличностном взаимодействии, но и в политической жизни. Интернет-сообщества становятся новыми каналами осуществления общественной активности и приобретают влияние на события реального мира.

В целом можно отметить, что вхождение Интернета в жизнь человека действительно производит некоторые изменения, касающиеся идентичности. В настоящей работе было показано амбивалентное значение некоторых из них.

В качестве перспектив настоящей работы можно назвать несколько проблем, на которые мы вышли в ходе написания текста, однако не подвергли их детальному рассмотрению. Это проблема преемственности разных состояний «я» во времени и разных, сменяющих друг друга, идентичностей в контексте процессов, протекающих Интернете. Это разнообразные аспекты отчуждения, которые могут создаваться или, напротив, преодолеваться в пространстве сети Интернет. Это вовлечение различных типов социального взаимодействия в число тех, которые осуществляются при помощи Интернета, и влияние Интернета на них.

С идентичностью связаны многие важные проблемы современности. Феномен идентичности является своеобразным маркером трансформаций как человека, так и общества. Соответственно исследование идентичности продуктивно в плане накопления новых знаний относительно происходящих в современном мире изменений, которые затрагивают все уровни социального бытия. Что же касается Интернета, то темпы его развития позволяют ожидать в ближайшем будущем неких принципиально новых феноменов, так или иначе влияющих на идентичность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбельсХ. Интеракция, идентичность, презентация: введение в интерпретативную социологию / X. Абельс- пер. с нем. яз. под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского. — СПб.: Алетейя, 2000. — 272 с.
  2. В. JI. Идентичность / В. JI. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 382−386.
  3. Ф. Сумма теологий: отрывки. / Ф. Аквинский // Антология мировой философии. М., 1969. — Т. 1, ч. 2. — С. 824−864.
  4. Е. А. О социальной функции блогов в современной России / Е. А. Алябьева // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / под ред. В. JI. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, М. М. Соколова. -СПб., 2007. С. 4(М6.
  5. Г. М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия / Г. М. Андреева // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5, № 26. С. 1. — URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/772-andreeva26.html (дата обращения: 24.12.2012).
  6. Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие / Г. М. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  7. Т. В. Имя собственное в интернет-коммуникации / Т. В. Аникина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. — № 2. — С.71−76.
  8. Т. В. Политизированные никнеймы вономастическом пространстве чатов / Т. В. Аникина // Политическая лингвистика. 2011. — № 1. — С. 198−201.
  9. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131— 143.
  10. А. Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире / А. Г. Асмолов, Г. А. Асмолов // Вопросы психологии. 2.009. — № 3. — С. 3−15.
  11. АхмедоваМ. Смерть мульти-культи: почему европейская модель оказалась на грани краха /' М. Ахмедова, П. Бурмистров, Ю. Вишневецкая // Русский репортер. -2010.-26 окт. (№ 42 (170)).
  12. А. Теократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зондерквист. СПб.: Стокгольм, шк. экономики в С.-Петербурге, 2004. — 252 с.
  13. БарлоуД. Г1. Декларация независимости киберпространства Электронный ресурс. / Д. П. Барлоу. URL: http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/index.rus.html (дата обращения: 24.12.2012).
  14. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. -616 с.
  15. Бауман 3. От паломника к туристу / 3. Бауман // Социологический журнал, 1995,-№ 4.-С. 133−154.
  16. Бауман 3. Спор о постмодернизме / З. Бауман // Социологический журнал. 1994. — № 4. — С. 69−81.
  17. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества / 3. Бауман. М.: Весь мир, 2004. — 188 с.
  18. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман- пер. с англ. под ред. В. J1. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.
  19. Бауман 3. Текучая современность / З.Бауман. СПб.: Питер, 2008.-240 с.
  20. М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собр. соч. в 7-ми т. / М. М. Бахтин. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. -М.: Русские словари, 2003. — С. 69−263.
  21. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек- пер. с нем. В. Седельникова, Н. Федоровой- послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
  22. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / У. Бек // Thesis. 1994. — Вып. 5. — С. 161−168.
  23. Бек У. Что такое глобализация?: ошибки глобализма ответы на глобализацию / У. Бек- пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника- под ред. Т. Н. Павловой. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  24. Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 4046.
  25. Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. — 304 с.
  26. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл- пер. с англ. под ред.
  27. B. J1. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  28. К. Сколько плюрализма может вынести человек? / К. Беллестрем // Глобализация и столкновение идентичностей. М., 2003.1. C. 269−283.
  29. П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Н. Лукман- пер. Е. Руткевич. М.: Моск. филос. фонд «Academia-Центр»: Медиум, 1995. — 322 с.
  30. П. Социология: биогр. подход / П. Бергер, Б. Бергер // Личностно-ориентированная социология. М., 2004. — С. 25−396.
  31. А. Д. Современный мир: система или конгломерат?: опыт транссистемного подхода / А. Д. Богатуров // Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002. -С.129−144.
  32. . Насилие глобализации / Ж. Бодрийяр // Логос. -2003. -№ 1 (36).-С. 20−23.
  33. . Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр- пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  34. Р. За пределами идентичности / Р. Брубейкер, Ф. Купер // Ab Imperio. 2002. — № 3. с. 61−115.
  35. П. Негарантированность повсюду Электронный ресурс. / П. Бурдье. URL: http://antijob.net/library/id313/ (дата обращения: 24.12.2012).
  36. П. Социология политики / П. Бурдье- пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  37. С. Конечная тождественность / С. Бьюкетмен // Комментарии. 1997.-№ 11.-С. 169−183.
  38. В Давосе открылся Всемирный экономический форум Электронный ресурс. URL: http://news.mail.ru/economics/arc251455/ (дата обращения: 24.12.2012).
  39. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн- пер. с англ. П. М. Кудюкина под общ. ред. Б. Ю. Кагарлицкой. СПб.: Унив. книга, 2001. — 416 с.
  40. А. И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: автореф. дис.. канд. филос. наук / А. И. Воронов- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1999. — 38 с.
  41. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. / Г. В.Ф. Гегель- пер. с нем. М., 1977. — Т. 3. — 471 с.
  42. Э. Модерн и самоидентичность // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс: реф. сб. / под ред. Ю. А. Кимелева. М., 1995. — С. 95−113. — (Социология).
  43. Э. Последствия модерна // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс: реф. сб. / под ред. Ю. А. Кимелева. М., 1995. — С. 81−94. — (Социология).
  44. Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // Thesis. -1994.-Вып. 5.-С. 107−134.
  45. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс- пер. с англ. М. JI. Коробочкина. М.: Весь мир, 2004. -116с.
  46. И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман- пер. с англ. Р. Е. Бумагина и др. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. — 752 с.
  47. И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. — 304 с.
  48. Е. В. Кризис тендерной идентичности: дискурсы и практики / Е. В. Гредновская. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2009. — 97 с.
  49. Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия / Е. В. Грязнова // Философские науки. 2005. — № 2. — С. 125−143.
  50. Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль- пер. с фр. // Собр. соч. в 4-х т. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. — Т. 4.-142 с.
  51. Н. Подайте на процветание! / Н. Двас // Коммерсантъ-Деньги. 2008. — 7 июля (№ 26).
  52. . Логика смысла / Ж. Делез- пер. с фр. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 480с.
  53. . Различие и повторение / Ж. Делез- пер. с фр. ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 384 с.
  54. У. Психология / У. Джемс- под ред. Л. Л. Петровской. -М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  55. Г. Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие / Г. Г. Дилигенский. 2-е изд., испр. — М.: Новая школа, 1996. — 351 с.
  56. А. Б. Рунет Электронный ресурс.: игра на опережение. Что такое web 3.0? / А. Б. Долгин // Полит.ру. 2008. — 2 апр. — URL: http://www.polit.ru/article/2008/04/02/web3/ (дата обращения: 24.12.2012).
  57. В. И. Ник как одна из составляющих виртуальной реальности / В. И. Егорова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. — Т. 2. — № 3. — С. 153−157.
  58. С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек- пер. с англ. А. Смирного. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
  59. С. Киберпространство Электронный ресурс., или Невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. 1998. — № 1.-С. 119−128.
  60. А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете Электронный ресурс. / А. Е. Жичкина // Флогистон: психология из первых рук. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refmf (дата обращения: 24.12.2012).
  61. Журавлев A. J1. Социальная психология /
  62. A. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351 с.
  63. Ю. В. Роль ведения Интернет-дневника в становлении индивидуальности / Ю. В. Зайцева // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / под ред. В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, M. М. Соколова. СПб., 2007. — С. 103−116.
  64. М. В. Идентичность человека: социал.-филос. аспекты / М. В. Заковоротная. Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высшей школы, 1999. — 200 с.
  65. Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. — 96 с.
  66. А. Самопрезентации в сети Интернет Электронный ресурс. / А. Имиджиголян. URL: http://identities.hl5.ru/essays/eindchigolyan.html (дата обращения: 24.12.2012).
  67. В. Л. От редактора / В. Л. Иноземцев // Monde Diplomatique: рус. издание. 2006. — № 2. — С. 1.
  68. История зарубежной психологии, 30−60 гг. XX века: тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 344 с.
  69. И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 6. — М.: Мысль, 1966.- С. 349−588.
  70. И. Критика чистого разума / И. Кант // Собр. соч.: в 6-ти т. -Т. 3. М.: Мысль, 1964. -799 с.
  71. М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс- пер. с англ. А. Матвеева под ред.
  72. B. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория: Гуманит. ун-т, 2004. — 328 с.
  73. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс- пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  74. М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель / М. Кастельс, П. Химанен- пер. с англ. А. Калинина, Ю. Подороги. М.: Логос, 2002. — 219 с.
  75. И. С. Психология тендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с. — (Тендерные исследования).
  76. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
  77. Кон И. С. Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии / И. С. Кон // Вестник общественного мнения. 2007. — № 4 (90).- С. 59−69.
  78. Кон И. С. Открытие «Я»: ист.-психол. этюд / И. С. Кон // Новый мир. 1977. — № 8. — С. 176−195.
  79. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И. С. Кон // Соотношение биологического и социального в человеке. -М., 1975.-С. 763−776.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  81. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. -336 с.
  82. Корту нов В. В. Бегство от реальности (или оборотная сторона телекоммуникационных технологий) / В. В. Кортунов. М.: Б. и., 2003. -167 с.
  83. М. А. Идентичность / М. А. Кукарцева // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. — С. 265−266.
  84. Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. X. Кули- пер. с англ. яз. Н. М. Смирновой, О. А. Зотова. 2-е изд., испр.- М.: Идея-Пресс, 2001. 327 с.
  85. Н. В. Формы самопрезентации в блоге / Н. В. Курчакова // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / под ред. В. JI. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, М. М. Соколова. СПб., 2007. -С. 132−163.
  86. В. А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 2005. — № 7. -С. 21−33- № 12.-С. 3−19.
  87. Лабу некая В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен / В. А. Лабунская // Социальная психология и общество.- 2010. -№ 1.-С. 26−39.
  88. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн / Ж.-Ф. Лиотар // Ad Marginem'93: ежегодник Лаборатории постклассических исследований Ин-та философии РАН. М., 1994. — С. 307−323.
  89. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар- пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Ин-т эксперимент, социологии- СПб.: Алетейя, 1998. -160 с.
  90. . Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. М.: Владимир Даль, 2001. — 336 с.
  91. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  92. Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк- пер. с англ. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — 623 с.
  93. Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. -621 с.
  94. А. Ф. Вещь и имя // Бытие имя — космос / А.Ф. Лосев- сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. — С. 802−880.
  95. А. Ф. Вещь и имя // Бытие имя — космос / А.Ф. Лосев- сост. и ред. А. А. Тахо-Го ди- М.: Мысль, 1993. — 958 с.
  96. А. Г. Механизмы управления мотивацией пользователя в компьютерных играх Электронный ресурс. / А. Г. Макалатия // Киберпсихология. 2012. — 21 марта. — URL: http://cyberpsy.ru/2012/03/2201/ (дата обращения: 24.12.2012).
  97. В. С. Идентичность / В. С. Малахов // Новая философская энциклопедия. М., 2001. — Г. 2. — С. 78−79.
  98. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов / К. Маркс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1968. — Т. 46, ч. 1. — С. 348.
  99. В. С. Постмодерн реванш «проклятой стороны модерна» / В. С. Мартьянов // Полис. — 2005. — № 2. — С. 147−157.
  100. Менеджмент идентичности Электронный ресурс. URL: http://smresearch.ru/2009/07/identitymanagement/ (дата обращения: 25.12.2012).
  101. А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. -СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 290 с.
  102. Г. Концепт идентичности Электронный ресурс.: перспективы определения / Г. Миненков. URL: http://guralyuk.livejournal.com/547 306.html (дата обращения: 25.12.2012).
  103. МорозовА. О. Четвертая секуляризация / А. О. Морозов // Глобализация и столкновение идентичностей: Междунар. интернет-конф. / под ред. А. Журавского, К. Костюкова. М., 2003. — С. 328−329.
  104. Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Н. Ф. Наумова- под ред. В. Н. Садовского, В. А. Ядова- Рос. акад. наук. Ин-т систем, анализа. М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 174 с.
  105. В. Что выплавляют из «тонн словесной руды» Электронный ресурс., или попытка реабилитации чатов / В. Нестеров // Флогистон. 2000. — 26 июня. — URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/chat (дата обращения: 25.12.2012).
  106. С. А. Палитра политических идентичностей в современных социальных сетях и игровых средах / С. А. Новикова // Вестн. и?* jg * $ «» s
  107. Перм. ун-та. Сер. Политология. 2012. — № 1 (17). — С. 66−7L
  108. Н. А. Виртуальная реальность / Н. А. Носов // Социологические исследования. 2003. — № 2. — С. 152−164.
  109. Н. А. Словарь виртуальных терминов / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000. — Вып. 7. — 69 с.
  110. Н. А. Фома Аквинский и категория виртуальности / Н. А. Носов // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М., 1997. — С. 83−84.
  111. P.A. Виртуальность как условие существования реальности / P.A. Нуруллин // Вестник СамГУ. 2005. — № 4 (38). — С. 5−12.
  112. P.A. Виртуальность как условие существования реальности / P.A. Нуруллин // Вестник СамГУ. 2005. — № 4 (38). — С. 5−12.
  113. Одинокие души Электронный ресурс.: внешне, но не в мыслях // Эхо Москвы. 2003. — 16 марта. — URL: http://www.echo.msk.ru/inopress/433 404-echo.html (дата обращения: 25.12.2012).
  114. E. Jl. Культурные молодежные сцены России: между активностью и пассивностью / Е. Л. Омельченко // Правозащитное движение в России: коллективный портрет: сб. М., 2004. -С. 107−117.
  115. Е. Л. Молодежный вопрос в пространстве современности / Е. Л. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. 2006. — Т. 4, № 2. — С. 149−150.
  116. Е. Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» / Е. Л. Омельченко // Отечественные записки. 2006. -№ 3. — С. 167−179.
  117. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.: пер. с исп. / X. Ортага-и-Гассет. М.: ООО «Издаетльство ACT», 2002. — 509 с.
  118. В. Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 135−142.
  119. О. Н. Идентичность Электронный ресурс.: история формирования взглядов и ее структурные особенности / О. Н. Павлова. -URL: http://pavolga.narod.ru/identity.html (дата обращения: 25.12.2012).
  120. В. Презрение и сострадание Электронный ресурс.: [об интернет-дневниках] / В. Панюшкин // Ведомости: пятница. 2008. — 15 мая. — URL: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2008/05/15/12 334 (дата обращения: 25.12.2012).
  121. В. Сети милосердия Электронный ресурс. / В. Панюшкин // Коммерсантъ. 2009. — 24 апр. (№ 74). — URL: http://www.kommersant.ni/doc/l 159 565/print (дата обращения: 25.12.2012).
  122. С. И. Парадоксы высшего образования / С. И. Плаксий. М: Нац. ин-т бизнеса, 2005. — 424 с.
  123. ПокатаеваЕ. Находка для шпиона: как в век тотальной информатизации уберечь важные данные от утечки на сторону? /
  124. Е. Покатаева // Итоги. 2010. — 13 сент. (№ 37/744). — URL: http://www.rscip.ru/base/A3546521−6 380 159.html (дата обращения: 27.12.2012).
  125. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия сборник / под ред. Е. Алексеевой. М.: РОО «Содействие сотрудничеству Ин-та им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», 2003. — 278 с.
  126. . Виртуальное: апокалипсис или: повторное посещение платоновской пещеры / Б. Ребер, Ф. Роша // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. — С. 213−225.
  127. П. Повествовательная идентичность Электронный ресурс. / П. Рикер. URL: http://philosophy.ru/library/ricoeur/iden.html (дата обращения: 27.12.2012).
  128. В. Проблемы этнокультурной идентичности личности в контексте глобализационных сценариев Электронный ресурс. / В. Римский -URL: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=24 (дата обращения: 27.12.2012).
  129. Т. Е. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике / Т. Е. Романовская // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. — С. 119−135.
  130. Г. К. Человек в поисках своей идентичности: учеб. пособие / Г. К. Сайкина. Казань: КазГУ, 2009. — 95 с.
  131. Г. К. Человеческая идентичность как элемент современной социальной реальности Электронный ресурс. / Г. К. Сайкина. -URL: http://www.antropolog.ru/doc/persons/saikina/saikina4 (дата обращения: 27.12.2012).
  132. . П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. — 638 с.
  133. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов: сб.: переводы. Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. -М.: Политиздат, 1990. — С. 319−344.
  134. М. Э. П. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Э. П. Селигман- пер. с англ. под ред. И. Солухи.- М.- Киев: София, 2006. 368 с.
  135. К. А. Понятие образования в феноменологии науки / К. А. Сергеев, Д. Н. Разеев // Образование и гражданское общество: «круглый стол» / под ред. Ю. Н. Солонина. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2002. — Вып. 1.-С. 78−85.
  136. О. А. К формированию социологии идентичности / О. А. Симонова // Социологический журнал. 2008. — № 3. — С. 45−61.
  137. Словарь иностранных слов / науч. ред. А. Г. Спиркин и др. 7-е изд., перераб. — М.: Рус. язык, 1980. — 620 с.
  138. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп: ACT, 2000. — 784 с.
  139. Дж. Люди превращаются в Электроников Электронный ресурс.: основные характеристики виртуального пространства / Дж. Сулер- пер. с англ. Е. Вовк. URL: http://www.aquarun.ru/aquarius/suler.html (дата обращения: 27.12.2012).
  140. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.- 197 с.
  141. Теневые виды киберсекса Электронный ресурс. // Newsinfo: национальная информ. группа. 2003. — 23 нояб. — URL: http://www.newsinfo.ru/articles/2003-l l-23/item/5 22 400/ (дата обращения: 27.12.2012).
  142. И. С. Изменения в жизненном цикле японцев и место молодежи в современном обществе / И. С. Тихоцкая // История и культура традиционной Японии / под ред. И. С. Смирнова, отв. ред. А. Н. Мещеряков.- М.: Наталис, 2010. Вып. 32. — С. 455−468.
  143. А. Третья волна / А. Тоффлер- под ред. П. С. Гуревич. -М: ACT, 1999.-784 с.
  144. А. Возвращение человека действующего: очерк социологии / А. Турен- пер. с фр. Е. А. Самарской под ред. М. Н. Грецкого. -М.: Науч. мир, 1998. 204 с.
  145. А. Химера и шум. Сеть как хранилище информационного тела Электронный ресурс. / А. Ульянов. URL: http://www.looo.ch/2013−03/843-informational-body.html (дата обращения: 24.12.2012).
  146. Е. В. Облачная идентификация в сетевых коммуникациях Электронный ресурс. / Е. В. Уханов // Аналитика культурологии. — 2012. — № 1 (22). URL: www.culturalnet.ru/main/getfile/1626 (дата обращения: 24.12.2012).
  147. В. П. Крушение Европы?: (один из возможных сценариев будущего) / В. П. Федоров. М.: ИЕРАН, 2005. — 48 с.
  148. ФилатовС. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить / С. Филатов, Р. Лукин // Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. М., 2011.-С. 5−30.
  149. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2001.-576 с.
  150. ФриндтеВ. Публичное конструирование «я» в опосредствованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред.
  151. A. Е. Войскунского. М., 2000. — С. 40−55.
  152. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм- общ. ред. перевода, авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. -447 с.
  153. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  154. Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм- пер. с англ. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. — 571 с.
  155. Э. Душа человека / Э. Фромм- общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  156. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм- общ. ред. и послесл.
  157. B. И. Добренькова. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  158. ФукуямаФ. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма- пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT, 2004. — 588 с.
  159. Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас- пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. — 416 с.
  160. Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас- пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Весь мир, 2002. — 144 с.
  161. ХабермасЮ. В поисках национальной идентичности: филос. и полит, статьи / Ю. Хабермас- пер. с нем. В. С. Малахова. Донецк: Донбасс, 1999.- 123 с.
  162. ХабермасЮ. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 45−68.
  163. ХабермасЮ. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас- пер. с нем. М. М. Беляева и др. М.: Весь мир, 2003. — 416 с.
  164. М. Европейский нигилизм // Время и бытие: статьи и выступления- пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — С. 63−176.
  165. М. Тождество и различие / М. Хайдеггер. М.: Гнозис -Логос, 1997. — 64 с.
  166. М. Бытие и время / М. Хайдеггер- пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. — 503 с.
  167. М. Время картины мира // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. — С. 41−63.
  168. С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон- пер. с англ. А. Башкирова. М.: ACT: Транзиткнига, 2004. — 635 с.
  169. Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Д. Хау М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
  170. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
  171. Э. Нации и национализм после 1780 г. / Э. Хобсбаум- пер. с англ. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.
  172. С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 5368.
  173. Э. Сопри эту книгу! Электронный ресурс.: как выживать и сражаться в стране полицейской демократии / Э. Хоффман //
  174. , ру. 2003. — 26 сент. — URL: http://www.politizdat.ru/fragment/6/ (дата обращения: 29.12.2012).
  175. В. JI. Идентичность геополитическая /
  176. B. J1. Цымбурский // Новая философская энциклопедия. М., 2001. — Т. 2.1. C. 79−80.
  177. Цымбурский В. J1. Идентичность цивилизационная /
  178. B. J1. Цымбурский // Новая философская энциклопедия. М., 2001. — Т. 2.1. C. 80−81.
  179. Чепе ль Ю. В. Ник как художественно-когнитивный образ в Интеренет-коммуникации / Ю. В. Чепель // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2008. — № 5 (19). — С. 5662.
  180. М. Поток: психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи- пер. с англ. Е. Перовой. М.: Смысл: АНФ, 2011.-460 с.
  181. Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета Электронный ресурс. / Н. В. Чудова // Психологический журнал. 2002. — № 1. — С. 54−59. — URL: http://psyfactor.org/lib/chudova.htm (дата обращения: 29.12.2012).
  182. И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet Электронный ресурс. / И. Шевченко // Флогистон. -1999. 27 мая. — URL: flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko (дата обращения: 29.12.2012).
  183. Ших К. Эра Facebook: как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса / К. Ших- пер. с англ. М. Фербера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 304 с.
  184. ШтомпкаП. Социология социальных изменений / П. Штомпка- пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  185. Щюц А. Смысловая структура повседневной жизни / А. Шюц. -М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.
  186. Н. Общество индивидуумов / Н. Элиас. М.: Праксис, 2001.-330 с.
  187. М. Философия возможного Электронный ресурс. / М. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001. — 334 с. — URL: http://veer.info/potentiality.htm (дата обращения: 29.12.2012).
  188. Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон- пер. с англ., науч. ред. и примеч. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Ленато: ACT: Унив. книга, 1996. — 592 с.
  189. Э. Г. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. М.: Флинта, 2006. — 342 с. — (Б-ка заруб, психологии).
  190. Э. Г. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование / Э. Г. Эриксон- пер. с англ. А. М. Каримского. -М.: Моск. филос. фонд «Медиум», 1996. 560 с.
  191. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам / Д. Юм // Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1996. — Т. 1. — 733 с.
  192. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг- пер. с нем. яз. С. Лорие- под ред. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001. — 358 с.
  193. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Социальное самосознание. Самара, 2000. — С. 589−602.
  194. Calhoun С. Critical social theory / C.Calhoun. Basil Blackwell, 1995.-326 p.
  195. Can You Trust a Facebook Profile? Electronic resource. URL: http://www.spring.org.uk/2010/02/can-you-trust-a-facebook-profile.php (request data: 29.12.2012).
  196. Cohen D. Richesse du monde, pauvretes des nations / D. Cohen. -Paris: Flammarion, 1999. 176 p.
  197. Kardiner A. The Individual and his society / A. Kardiner, R. Lipton. -New York: Columbia University Press, 1945. 278 p.
  198. LaschC. The Culture of Narcissism / C. Lasch. New York: Warner Books, 1979. — 268 p.
  199. MarciaJ. E. Development and Validation of ego-identity status / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. — № 3. — P. 551−558.
  200. Mead Mind G. H. Self and Society / G. H. Mead Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1934. — 393 p.
  201. Miller C. R. Blogging as Social Action Electronic resource.: A Genre Analysis of the Weblog / C. R. Miller, D. Shepherd. URL: http://sociologist.nm.ru/articles/miller-shepherd.htm (request data: 29.12.2012).
  202. RobsonK. The Afterlife of NEETs / K. Robson // Growing Gaps: Educational Inequality Around the World / eds. P. Attewell, K. S. Newman. -Oxford, 2010.-P. 181−185.
  203. Slater D. Social Relationships and Identity Online and Offline / D. Slater // Handbook of New Media: Social Shaping and Consequences of ICTs. -London, 2002. P. 533−547.
  204. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet / S. Turkle. London: Simon & Schuster, 1995. — 456 p.1. Qi
  205. United Nations report: Internet access is a human right Электронный ресурс. URL: http:// http://latimesblogs.latimes.com/technology/2011/06/united-nations-report-internet-access-is-a-human-right.html (дата обращения: 25.12.2012).
  206. VietoM. Rethinking Life Online Electronic resource.: The Interactional Self as a Theory for Internet-Mediated Communication / M. Vieto, 2007. URL: http://www.sfu.ca/~mavieta/Papers/TechSelf/Vieta (request data: 29.12.2012).
Заполнить форму текущей работой