Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурное изменение личностного бытия в современной России: Философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная социокультурная ситуация, представляющая собой состояние культуры данного общества, определяемое взаимодействием всех сфер общественной жизни в конкретном историческом пространстве и времени, и обусловленной экономической моделью развития общества, социальной динамикой, изменениями в государственном и политическом режиме, западной культурой, отечественными традициями, носит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Личность как социокультурный феномен
    • 1. Противоречивость и многоплановость личностного бытия в России XI
  • — начала XX века
    • 2. Теории и реалии социокультурного бытия личности в послеоктябрьский период
  • ГЛАВА 2. Социокультурные детерминанты личностного бытия в совре- 73 менной России
    • 1. Современная социокультурная ситуация в России: факторный ана- 73 лиз
    • 2. Личность как объект и субъект современных социокультурных процессов
    • 3. Образование как условие социокультурной адаптации личности

Социокультурное изменение личностного бытия в современной России: Философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В наше время, которое К. Ясперс назвал «вторым осевым», когда закладывается матрица развития культуры на грядущее тысячелетие, актуализируется интерес к теме бытия человека в современном мире, смысла его жизни, его уникальности, неразрывной связи с природой, обществом и культурой. Интерес к данной теме объясняется еще и тем, что XX век — это эпоха глобальных экологических катастроф, культурных и цивили-зационных разломов, кардинальных экономических, политических и духовных изменений в мировом масштабе. Характер протекания этих трансформационных процессов в отдельных странах нередко порождает ситуацию кризиса, противоречивости и нестабильности. Именно в такие периоды возрастает инициирующая роль, воздействие отдельной личности на выбор возможных вариантов дальнейшего развития общества и мира в целом.

В ситуации выбора сейчас находится и современная Россия. Социокультурные процессы, происходящие в кризисно-реформируемом российском обществе, сопровождающиеся разрушением старых норм и ценностей, ставят личность перед необходимостью переоценки традиционной системы ценностей и выбора новых жизненных ориентиров, важных для организации собственного бытия. Эти процессы должны быть не только предметом пристального изучения, но и в значительной мере объектом социального управления. Значительную роль в решении этих задач играет анализ степени влияния конструктивных и деструктивных социокультурных факторов на трансформацию духовного мира личности, а также исследование различных способов ее адаптации к меняющимся условиям бытия, выявление путей оптимизации жизненных ориентаций личности, самореализации человека, формирование такой картины мира, которая придавала бы его существованию на всех уровнях значимость, связанность, направленность и полноту цели.

Актуальность исследуемой темы обусловливается необходимостью переосмысления марксистской теории и практики всесторонне и гармонически развитого социалистического типа личности и выявления новых методологических подходов к исследованию конкретно-исторических типов личностного бытия.

Важность социокультурного измерения бытия личности в современной России обусловливается особенностями переходного периода, трудными противоречивыми процессами реформации, вызванными во многом культурной гетерогенностью российского общества, его полиэтничностью, поликонфессио-нальностью. Это определяет необходимость исследования личности в контексте диалога культур и цивилизаций. Однако социокультурные факторы изменения личности в этом плане изучены недостаточно, что актуализирует исследование личности как части социокультурной системы, разработку теоретических и методологических оснований рассмотрения личности в этом ракурсе.

Проблема бытия личности в современной России является к тому же и частью общецивилизационной проблемы, связанной с особенностями техногенного мира, характеризующегося распространением масс-культуры, одномерностью, модульностью человеческого существования, стиранием культурных различий. Защитной реакцией личности на эти процессы является сохранение собственной идентичности, поиск новых ценностных ориентаций, создающих условия для адаптации и самореализации в современных условиях.

Таким образом, исследование средствами философии бытия личности, механизмов ее погружения в новую социокультурную среду в контексте происходящих событий в современном российском обществе является насущным.

В целом рассмотрение социокультурного измерения личностного бытия представляется актуальным для прогнозирования выбора Россией варианта дальнейшего социального развития, разработки теоретических основ реконструкции сложившегося социального типа развития, создания такой парадигмы мышления, в которой найдут отражение идеи о формировании не «безликого», а «личностного» общества, о соблюдении прав и свобод человека, достоинства человеческой личности.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен личности является предметом изучения разных наук — психологии, социологии, истории, политологии, философии. Они рассматривают личность и ее структуру с учетом специфики данных областей знания. Это приводит, с одной стороны, к своеобразной концептуальной полифонии, а с другой — усложняет разработку избранной проблемы. Учитывая эти аспекты, автор обращается к богатой культурфилософской отечественной традиции осмысления личностного бытия. Поэтому в диссертационной работе использованы материалы исследования широкого круга русских и советских философов, отразивших в своих работах противоречивость и многоплановость бытия российской личности. Это труды Д. Л. Андреева, М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, H.A. Бердяева, Б. Н. Бессонова, Л. П. Буевой, С. Н. Булгакова, Е. К. Быстрицкого, А. И. Герцена, И. А. Ильина, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, В. Г. Казначеева, Е. А. Спирина, Л. П. Карсавина, Д. С. Лихачева, В. А. Москаленко, В. Ф. Сержантова, П. И. Новгородцева, B.C. Поликарпова, А. Н. Радищева, В. В. Розанова, Э. В. Соколова, B.C. Соловьева, В. И. Татищева, Е. И. Трубецкого, В. П. Тугаринова, С. Л. Франка и других (1). Исследование социокультурного аспекта личностного бытия обусловило интерес автора диссертации и к работам северокавказских ученых: Ю. Г. Волкова, обратившего внимание на многомерность человеческого существования как космопланетар-ного феномена, В. Е. Давидовича, рассматривающего человека в свете новых тенденций развития общечеловеческой культуры, В. И. Каширина, исследующего процессы формирования планетарного сознания и самосознания, Н. П. Медведева, анализирующего вопросы, связанные с переоценкой ценностей (2).

Что же касается анализа современных процессов, происходящих в обществе, то за последние годы появилось немало значительных исследований, посвященных изучению закономерностей изменения во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре. В этой связи можно отметить работы A.C. Ахиезера., Ю. М. Бородая, Б. СЕрасова, В. Н. Иванова, О. И. Карпухина, Н. И. Лапина, В. И. Пантина, В. О. Рукавишникова (3). Но при этом преобладает, на наш взгляд, либо «глобальное» видение проблемы — A.A. Кара-Мурза, A.C. Панарин, И. К. Катин, О. И. Карпухин, В. Т. Туляев (4), либо выделяются лишь «локальные» аспекты — В. Д. Матвиенко, В. О. Рукавишников, Г. Г. Силласте, В. М. Соколов, А. И. Соловьев, (5). Нередко за пределами исследования остается личностный аспект проблемы. На наш взгляд, недостаточное внимание к этому аспекту делает исследование трансформационных процессов на социальном и собственно культурном уровнях неполным, так как социокультурная действительность представляет собой результат взаимодействия личности и общества. В той мере, в какой личность формируется социокультурными обстоятельствами, она формирует и сами обстоятельства. Качественные изменения, происходящие в различных сферах общества, затрагивают и изменяют конкретного человека, его духовные и поведенческие структуры, обуславливают смену мировоззренческих ориентаций.

Проблема экзистенции личности в условиях реформ затрагивалась в ряде работ, в частности, в исследованиях Г. Г. Дилигенского, Л. Г. Ионина, В.Н. Ке-ласьева, М. Н. Кузьмина, Н. И. Лапина, В. М. Наумовой, М. Н. Руткевича, В. В. Собольникова, С. Г. Спасибенко, М. А. Шабановой, А. И. Шарова, В. А. Ядова (6), в диссертациях В. Ф. Езловецкого, С. А. Желановой, Э. А. Кавтарадзе, Н.М. Му-хамеджановой, А. Д. Спирина, H.A. Яковлева (7). В этих работах затрагивались различные аспекты, стороны бытия личности, в частности проблема духовности личности, ее отчуждения, личной свободы, правовой культуры, социальной адаптации и самоидентификации, динамики ценностных ориентаций в структуре личности либо изменения поведения личности в новых условиях (преимущественно общесоциологические и специально-социологические аспекты). На наш взгляд, возникает потребность в комплексном исследовании изменяющегося типа личности россиянина как культурно-исторического типа. Подобный подход отчасти представлен в диссертационном исследовании В. И. Чекушкина (8).

Особый интерес для данного исследования представляют работы В. А. Шаповалова (9), исследующего социокультурные детерминанты современного образования.

Кроме того, имеются работы, дающие основу для сравнительного анализа формирующегося типа личности современного россиянина с традиционным типом «советского человека»: Ю. И. Левады (10), Г. Л. Смирнова (11), В.А. Тишко-ва (12), В. А. Ядова (13). Однако сравнительный анализ типов личности наталкивает нас на вопрос: можем ли мы действительно говорить о новом типе личности, каковы характеристики этого типа личности, насколько он отличается от традиционного «советского человека»? Видимо, наибольшую трудность в анализе проблемы личности в социокультурной ситуации современной России представляет поиск теоретико-концептуальной модели, в которую надо укладывать фактические данные. Проанализировав указанную литературу, диссертант пришел к выводу о необходимости философского решения следующих проблем: исследования содержания понятий «личность», «тип личности», «социокультурная ситуация», «личность современного россиянина», «социокультурное измерение» — выявления особенностей социокультурной ситуации современной Россиирассмотрения специфики бытия личности в условиях социокультурной трансформациивыявления характерных черт формирующегося «постсоветского человека» и их отличия от «советского человека» — исследования основных подходов к типологизадии личности на современном этапе и зависимости выявленных типов личности от развития социокультурной ситуации в стране.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является бытие личности в России.

Предметом исследования являются особенности социокультурной динамики личностного бытия в России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследованияфилософский анализ динамики развития личностного бытия в социокультурной ситуации современной России. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

— рассмотрение отечественной философской традиции исследования личностного бытия в социокультурном контексте определенных исторических эпох;

— выявление специфики и взаимосвязи западных и восточных детерминант в социокультурном развитии личности;

— факторный анализ современной социокультурной ситуации в России;

— выявление зависимости структуры личности и тенденций ее развития от динамики социокультурных изменений;

— разработка социокультурной типологии личности;

— анализ взаимовлияния образования, культуры и личности в контексте современной социокультурной ситуации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляет системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения бытия личности в социокультурной ситуации. Теоретическую основу исследования образуют отечественные концепции личности. Анализ социокультурных изменений в условиях крайней нестабильности предполагает использование принципов си-нергетического подхода. Отдельные социокультурные процессы исследуются на основе ряда социологических и культурологических методов, в частности на основе конфликтологического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлены философские аспекты динамики изменения личности в зависимости от социокультурных условий (на материале отечественной философской антропологии) и показана обусловленность многомерности бытия личности разными социокультурными ситуациями;

— установлены методологические трудности исследования личностного бытия современного россиянина и в определенной мере преодолены на основе применения синергетического подхода;

— оценена социокультурная ситуация в современной России, вскрыты тенденции ее структурных изменений и личностный аспект социокультурных процессов, выявлена обусловленность расколотости современного российского общества цивилизационными особенностями России, ее срединным положением в системе Запад — Восток;

— уточнено содержание категорий «социокультурная ситуация», «личность» — современное состояние личности определено диссертантом как «экзистенциальный кризис», предложена социокультурная типологизация личности.

— обоснован вывод о том, что в кризисно-реформируемом российском обществе усиливается роль образования как фактора социокультурной адаптации личности.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на публичную защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:

1. Бытие личности современного россиянина детерминируется не только его сегодняшним положением, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована вся предшествующая история России.

2. Личность россиянина формировалась и развивалась в поле взаимодействия двух культур — восточной и западной. Их неоднозначное влияние порождало различные социокультурные типы личности, определяло противоречивые модели их поведения. Отмеченная амбивалентность личностного бытия прослеживается и в современном российском обществе.

3. Социокультурная ситуация современной России в личностном измерении характеризуется:

— отсутствием социокультурного единства, целостности ее факторов;

— отсутствием консолидирующих духовно-нравственных идей;

— двойственным отношением личности к власти и государству;

— синхронным сосуществованием различных типов сознания, их противоречивым взаимодействием, нередко конфликтом на уровне отдельной личности, социальных групп и поколений.

4. Противоречивый характер социокультурной ситуации проявляется и на микроуровне — на уровне исследования личности. Современное состояние личности как субъекта и объекта социокультурных процессов характеризуется как «экзистенциальный кризис», проявляющийся в единстве двух составляющих: культурной (вызвавшей ценностную дезориентацию личности и кризис идентификации, ценностный конфликт на уровне отдельной личности и на уровне поколений) и социальной (кризис адаптации и самореализации).

5. Определяющим фактором изменения современной социокультурной ситуации в России и обусловленного ею экзистенциального кризиса является формирование нового ценностного сознания личности.

6. Динамичность и противоречивость бытия личности в современной российской социокультурной ситуации не позволяет зафиксировать устойчивые социокультурные типы личности. Однако четко можно выделить два переходных типа личности: адаптант (адаптирующаяся) и дезадаптант (дезадаптирующаяся).

7. Современное образование, являясь одной из форм личностного бытия, формирующего определенные ценности и в то же время само выступающее как ценность, призвано обеспечить максимальные возможности адаптации человека к быстро меняющимся условиям существования. Это достигается в результате реализации образованием социокультурной функции через его гуманитаризацию и элитаризацию на основе современных методологических подходов.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что оно дает методологические основы для дальнейших исследований социокультурных процессов в России, их рассмотрения на личностном уровне, а так же для разработки концептуальных моделей в области образования, воспитания и политического управления. Материалы исследования могут быть использованы в базовом курсе философии, для подготовки спецкурсов по философской антропологии, социальной философии, культурологии, политологии. Материалы диссертации представляют интерес для СМИ, влияющих на формирование общественного сознания.

Апробация. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (21−22 мая 1998 г. Ставрополь) — ХЫЗ научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (22 апреля 1997 г. Ставрополь) — Х1ЛП научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1998 г. Ставрополь) — ХЫУ научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1999 г. Ставрополь) — научной конференции «Проблема гармонизации межэтнических отношении в регионе» (14−15 сентября 1999 г. Ставрополь) — Всероссийской научной конференции «Этническая ментальность в произведениях художественной литературы» (сентябрь 1999 г. Ставрополь) — научной конференции «Регио.

12 нальные элиты в структуре общественных отношений" (20−21 апреля 2.000 г Ставрополь). Основные положения и выводы диссертации изложены в 8 публикациях, общим объемом 1,9 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последнее десятилетие XX века в России отмечено кардинальными социокультурными трансформациями, направленными на преодоление кризисных явлений во всех структурах общества. Целенаправленное и осознанное воздействие на соответствующий общественный процесс зависит от личностного фактора. Без изменения конкретного человека, его духовных и поведенческих структур прогрессивная трансформация невозможна. В связи с этим особую актуальность, с точки зрения диссертанта, приобретает рассмотрение проблемы бытия личности в реформируемом обществе.

Диссертант, анализируя бытие личности в социокультурной ситуации современной России, обосновал, что сложность и противоречивость трансформации внутреннего мира человека в переходный период обусловлена целым рядом социокультурных факторов, которые проявляются, прежде всего, на диахрон-ном уровне. Автор показал, что амбивалентность русской личности была отмечена отечественными философами и связывалась с историко-культурными особенностями, детерминированными геополитическим положением России. В силу последнего Россия оказалась в диалоге культур — западной, абсолютизирующей личную независимость человека и восточной, рассматривающей человека как коллективное существо. Каждая из этих культур, отражая определенную шкалу ценностей, создала свои типы личности, которые можно назвать в самом широком плане «западный» и «восточный».

Влияние этих начал на русского человека и русскую культуру получило неоднозначную оценку у отечественных философов. Никто из них не оспаривал сам факт двойственности (восточно-западную природу нашей культуры), но разногласия начинались с разной трактовки меры соотношения этих начал и вытекающего отсюда пути: своей дорогой, используя преимущества Запада, или дорогой Запада, не утрачивая своих особенностей. Эта дискуссия сохранила свою актуальность и сегодня в контексте существующих модернизационных программ, отражающих те или иные варианты возможной реконструкции сложившегося социального типа развития. Однако в России реального воплощения не получила ни западная модель личности, ни восточная.

Подавление русского человека властными структурами, отсутствие прочных демократических традиций, гарантирующих личности свободу, права, их недостаточно четкое обоснование в трудах отечественных философов приводило к тому, что в менталитете русского человека доминирущее положение заняли ценности традиционного общества, переводящие активность русской личности в план внутреннего духовного совершенствования. В тоже время нельзя утверждать, что западная модель личности не существовала, но она в большинстве случаев выполняла роль оппозиционную и на русской почве дополнялась идеями общности и коллективности.

Оригинальные концепции личностного бытия, представленные русскими мыслителями (М.А. Бакуниным, B.C. Соловьевым, H.A. Бердяевым, Л. П. Карсавиным, С. Л. Франком и другими) занимают особое место среди теорий личности, разработанных в мировой философии, поэтому исследование проблемы экзистенции личности в условиях социокультурной ситуации сегодняшней России предполагает обращение к этим подходам. В то же время нельзя не отметить интересных подходов к пониманию личности в работах отечественных философов второй половины XX века: М. М. Бахтина (идея незавершенности, открытости миру, вненаходимости человека), Э. В. Ильенкова (деятельностный подход к пониманию человекаличность рассматривается как «узел социальных отношений»), Ю. Г Волкова, B.C. Поликарпова, Е. А. Спирина, В. П. Казначеева (человек рассматривается как монада Вселенной, космобиосоциальное существо, как открытая система, содержащая в себе множество возможных путей для дальнейшей эволюции) и т. д. Рассмотренные концепции дают необходимый теоретический материал для дальнейшего анализа поставленной проблемы и определения исходных категорий — личность, тип личности, личность современного россиянина.

Проблема, рассматриваемая в диссертации двупланова: она требует анализа, с одной стороны, социокультурной ситуации, выявления ее характерных особенностей, а с другой стороны, анализа изменений в структуре личности (ценностного и поведенческого компонента), выступающей как субъект и объект подобных изменений.

Современная социокультурная ситуация, представляющая собой состояние культуры данного общества, определяемое взаимодействием всех сфер общественной жизни в конкретном историческом пространстве и времени, и обусловленной экономической моделью развития общества, социальной динамикой, изменениями в государственном и политическом режиме, западной культурой, отечественными традициями, носит специфический характер. Подобная специфичность, с точки зрения диссертанта, обусловлена сосуществованием различных модернизационных программ, ориентирующихся либо на «западные» ценности либо на «традиционные» (и в этом смысле продолжающих «старый» спор западников и славянофилов), как правило, не имеющих общих точек соприкосновения, определяющих движение общества по пути прогресса — регресса (реформ — контрреформ), задающих вектор направленности действий личности. Отсутствие, с точки зрения диссертанта, общих точек соприкосновения и возможностей для примирения противоречивых начал в форме «конструктивного диалога», порождает конфликтный вариант модернизации, который и определяет особенности социокультурной ситуации.

Автор показывает, что социокультурную ситуацию современной России в общем можно охарактеризовать как противоречивую, хаотичную, нестабильную. Однако такая общая характеристика нуждается в дополнении частными: отсутствие единства, целостности общества и как следствие его дихо-томичность, полюсность, полярность (проявляющаяся в форме ценностных антиномий: коллективизма — инивидуализма, прошлого — настоящего, культурыварварства) — отсутствие духовно-нравственных идей, способных выполнить роль консолидирующего факторадвойственное отношение личности к власти и государствусосуществование различных типов сознания (с доминирующими либеральными ценностями, с доминирующими традиционными, пограничный), нередко ценностный конфликт на уровне сознания отдельной личности, различных социальных групп, между поколениями.

Стихийность и непредсказуемость социокультурной ситуации приводит к противоречивому бытию личности, которое диссертант в своей основной концепции определил как «экзистенциальный кризис», проявляющийся в единстве двух составляющих как: 1) кризис культурный, определяющий на личностном уровне ситуацию «когнитивного вакуума» (как отсутствие объективной информации, позволяющей понять, на что нужно ориентироваться, какие социальные нормы соблюдать и как правильно реагировать на процессы, происходящие в стране) — следствие этого кризиса — деидентификация личности и ценностная дезориентацияи 2) социальный кризис, вызвавший социальный «шок» личности в результате разрушения привычных знаний, норм и ценностей, сформированных прошлым, позволяющим функционировать личности в качестве полноправного члена общества. Следствие этого кризиса — проблематичность адаптации личности к быстро меняющейся среде, отсутствие возможностей для продуктивной самореализации.

В то же время «экзистенциальный кризис», переживаемый личностью, рассматривается не только с точки зрения деструктивных последствий, но и как такое переходное состояние, которое дает возможность для конструктивного самовоспроизводства и самовыживания, как некий поворотный пункт в жизни человека, от которого зависит многое. Учитывая, что личность — открытая система, диссертант считает, что возможности для преодоления негативных моментов кризиса заложены в структурах самой личности. В целом данные социологических исследований, которые используются в диссертации, позволяют сделать вывод, что определенные позитивные сдвиги в ценностном сознании россиян происходят.

Рассмотренные аспекты бытия личности дают основания для выявления некоторых типов личности, которые, учитывая, что процессы трансформации незавершены, целесообразно было бы назвать не собственно типами, а некими социокультурными характеристиками современника. В основу типологизации были положены результаты переживаемого личностью кризиса. В этой связи диссертант выделил следующие типы: адаптирующаяся и дезадаптирующаяся личность.

Вместе с тем проведенный анализ проблемы показал, что преобладание негативных последствий экзистенциального кризиса личности создают ситуацию, когда человек начинает отчуждаться не только от своей культуры, социальных институтов, но и от своей собственной сущности. В связи с этим в процессе социокультурной трансформации необходимо учитывать гуманистический критерий общественного развития, который предполагает осуществление реальных прав личности, а не их абстрактное декларирование. Это даст возможность индивидам включаться в новые модели поведения совершенно добровольно, по мере осознания своих личных преимуществ от приобщения к новым ценностям, т. е. надо предоставить личности известную свободу выбора.

Россия должна ориентироваться не на западный образец, а самоопределиться в своих перспективах на основе парадигмы современных цивилизацион-ных процессов. Новая российская модель должна быть разработана, исходя из реальных условий и возможностей развития российского материального и духовного потенциала, с учетом мировых цивилизационных тенденций. Россия является носителем особой специфичной модели развития и ей необходима собственная идентичность, определяющая возможности органического взаимодействия современных социальных процессов со специфическими структурами культурной жизни, менталитетом и традициями российского народа.

Рассмотренные проблемы в обозначенном ракурсе позволяют выявить и наметить перспективы дальнейшего исследования. Одно из направлений может быть связано с всесторонним изучением бытия личности в условиях реформ на основе систематизации эмпирического материала и разработки теоретической концепции, объясняющей смысл, содержание, общий механизм и этапы развития личности в переходном обществе, проведение сравнительного анализа черт личности советского и постсоветского человека, обобщение уже имеющихся типологий личности, изучения влияния происходящих преобразований на образовательные процессы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Культура, философия и духовный мир человека. — Минск.: Наука и техника, 1986. — 148 с.
  2. Актуальные проблемы культуры XX века. Курс лекций. М: Знание, 1993, — 192 с.
  3. В.Н. Философия всеединства / От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. — 158 с.
  4. К.А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философ. методологич. конкретно-научного подходов к проблеме индивида). -М.: Мысль, 1977.-224 с.
  5. С. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  6. Д.Л. Роза Мира. М.: «Товарищество Клышников — Комаров и К», 1993.-304 с.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-255 с.
  8. И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1994. — № 4. -С. 117−121.
  9. A.C. Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность. 1996. — № 6. — С.58−67.
  10. A.C. Россия кризисная точка мировой истории // Дружба народов. — 1993. -№ 11. — С.133−134.
  11. A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). В 3-х т. — Т.1. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — 804 с.
  12. A.C. Синкретизм и либерализм // Рубежи. 1995. — № 4. -С.63−89.
  13. A.C., Пригожин А. П. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С.38−48.
  14. Г. К., Бережнова JI.H., Карабущенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитологии образования. Монография./ Под редакцией П. Л. Карабущенко. М.: Изд-во МОСУ, 1998. — 432 с.
  15. Е.В. Россия и Запад: взгляд издалека // Вопросы философии. 1991, — № ю. -С.58−71.
  16. М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-319 с.
  17. В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.4. — М., 1979. 654 с.
  18. В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.9. М., 1982. — 863 с.
  19. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-220 с.
  20. H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 77- 145. — № 2. — С.87−155.
  21. H.A. Судьба России. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
  22. .Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-301 с.
  23. A.A. Собирание человека // Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. — С.3−27.
  24. A.A. Личность в общении. М., 1983. 372 с.
  25. А.И. Проблема человека в русской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 120 с.
  26. В.П., Фохт-Бабушкин Ю.У. «Острова надежды» // Педагогика. 1999. — № 5. — С.67−72.
  27. Ю.М. Эротика Смерть — Табу: трагедия человеческого сознания. — М.: Гнозис, Русское Феноменологическое общество, 1996. — 416 с.
  28. Л.Б. Человеческий фактор, новое мышление и новое действие (Филос. заметки). -М.: Знание, 1988. 63 с.
  29. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // А1тата1ег. 1997. — № 4. — С.11−17.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  31. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. -№ 5. -С.92−102.
  32. Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора // Вестн. моек, ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1994. № 4. — С.76−88.
  33. Е.К. Феномен личности. Киев: Наукова Думка, 1991.95 с.
  34. Ю.А. Трансформация потребностей развития личности и общества // Политические исследования. 1994. — № 5. — С.6−22.
  35. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  36. Л.А. Проблемы гуманизации современного образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Вып. 2. СПб., 1994. С.126−145.
  37. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. -704 с. .
  38. Дж. Взгляд американца на российскую ситуацию: некоторые предварительные заметки // Социологические исследования. 1993. — № 2. — С. 13−19.
  39. Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.-226 с.
  40. Ю. Г. Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М., 1998.-286 с.
  41. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унта, 1993, 288 с.
  42. Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.
  43. А.И. Собрание сочинений. В 30-ти тт. Т.9. М.: Изд-во АН СССР, 1956.-354 с.
  44. М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М.: Сов. писатель, 1990. — 394 с.
  45. .Т. Философская антропология // Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974. — 335 с.
  46. М.Н. Ценности русской культуры // Вопросы философии. -1994. -№ 1. С.54−61.
  47. A.B. Русская идея и ее творцы. -М.: Соратник, 1995. 310 с.
  48. П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект — Пресс», 1994. -17 с.
  49. А. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. — № 6. — С.68−82.
  50. В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. -М.: Политиздат, 1989. 254 с.
  51. В.Е. Свобода: загадочная, желанная, многоликая // Науч. мысль Кавказа. Ростов н/Д., 1997. — № 1−4. — С.9−16.
  52. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.446 с.
  53. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. ун-та, 1979. — 263 с.
  54. Р.Н. Проблема личности в современном христианстве. — М.: Знание, 1980.-64 с.
  55. А.Ф. Проблема личности в марксистко-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: «Азернешер», 1984. — 155 с.
  56. Н.В. Проблема теории личности: (Социально-философский аспект) М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. — 240 с.
  57. Г. Г. Индивидуализм старый и новый (Личность в постсоветском социуме) // Политические исследования. 1999. — № 3. — С.5−16.
  58. В.М., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 169−183.
  59. . Зеркало и рамки: национально-политические мифы в коллективном воображении сегодняшней России // Знание сила. — 1995. — № 9. -С.51−58-
  60. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С.110−119.
  61. .С. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. 1995. — № 2. — С.68−78.
  62. Т.К. Личность: равенство, свобода. — Ярославль: Верх,-Волжск. кн. изд-во, 1990. 153 с.
  63. Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительное образование // Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов — на — Дону, 1997. — С.23−65.
  64. В.Н. Личность и общество: По материалам обсуждения за «круглым столом» на тему «Проблемы развития личности в современ. рос. общ-ве». // Социологические исследования. 1996. -№ 1. — С. 151−153.
  65. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 316 с.
  66. В.В. Единство личности и проблема перевоплощения: Из филос. наследия. // Человек. 1993. — № 4. — С.76−89.
  67. В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т. 1. М.: Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 544 с.
  68. Л.Я. Единство 2-х культур в содержании непрерывного образования // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  69. В.Н. Реформы и будущее России // Социологические исследования. 1996.- № 3. — С.21−26.
  70. Т.Б. Концепция личности в творчестве Н. Бердяева // Науч. конференция «Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура». СПб., 1994. 4.2. — С.55−58.
  71. Э.В. Что же такое личность?// Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 394 с.
  72. А.И. О новом человеке // Слово. № 5−6. — С. 14−18.
  73. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С.3−14.
  74. Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития России) // Социологические исследования. — 1995. — № 2. С.41−48.
  75. М.С. К построению философской теории личности // Философские науки. 1976. — № 6. — С. 16−23.
  76. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Пробл. комплекс, изуч. Новосибирск: Наука, 1991. — 302 с.
  77. В.К. Личность в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. -№ 7. — С. 14−22.
  78. .Г., Клямкин И.М, Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. — № 1. — С.68−92. — № 2. — С.39−76.
  79. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Катин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования. 1995. — № 4. — С.6−18.
  80. О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — С. 128−137.
  81. Л.П. Малые сочинения. С-П.: АО «Алетейя», 1994. — 536 с.
  82. В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 126 с.
  83. В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. Межвуз. Сб./ Под ред. В. Д. Виноградова, В. В. Козловского. Изд-во «Алетийя», СПб., 1997. С.74−84.
  84. В.Г. Проблема личности: методологические исследования и жизненный смысл. М., 1977. 160 с.
  85. И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995.-№ 4.-С. 122−128.
  86. Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности: (Филос,-публицист. очерк). -М.: Знание, 1988. 62 с.
  87. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (8090-е гг.): Социол. исслед. выполнено в рамках проекта «Социол. идентификация личности». // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С .59−72.
  88. В.О. Сочинения. В 8-ми тт. Т. 1. 4.1. 1956. — 427 с.
  89. А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования. -1997. № 9. — С.67−69.
  90. JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. — М.: Знание, 1981.-63 с.
  91. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. -№ 11. — С.138−140.
  92. Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во Казань, Университет, 1991. — 186 с.
  93. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. д-ра филос. наук Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. «344 с.
  94. М.Я. Критика современных буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  95. . Жить в обществе и быть свободным? Социальный портрет сов. человека. // Знамя. 1991. — № 10. — С. 180−202.
  96. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. Н.Т. Бу-нимович, Г. Г. Жуковой, Т. М. Корниловой. -М.: Республика, 1993. 510 с.
  97. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопросы философии. 1997. — № 2. — С.57−71.
  98. Культура, культурология и образование (материалы „круглого стола“) // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С.3−57.
  99. П.Л. Философия и социология. Избр. произ-я. В 2-х т. — Т.1. -М.: Мысль, 1965.-752 с.
  100. Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России: По данным социол. исследования. // Вестн. Рос. АН. 1997. — Т.67. — № 2. -С.140−145.
  101. Н.И. Проблема социокультурной реформации России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С.21−32.
  102. Н.И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г., Наумова Н. Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. 221с.
  103. Ю.А. Уходящая натура? „Человек советский“. Предварительные итоги // Знамя. 1992. — № 6. — С.201−212.
  104. Ю.А. „Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 80-х гг.“. М., 1993. 247 с.
  105. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. — № 5. — С.28- 45.
  106. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. — 496 с.
  107. А. „Духовное ядро“ как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность. 1995. — № 2. — С.57−68.
  108. Личность в XX столетии: Анализ буржуаз. теорий / Редкол.: Н.Б. Ми-тин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. — 200 с.
  109. Личность в буржуазном обществе: тенденции 80-х годов: (Критика соврем, буржуаз. социал. фил. концепций взаимосвязи личности и общества). АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова Думка, 1988. — 325 с.
  110. Личность в традиционном Китае/ РАН, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1992. — 327 с.
  111. Личность и мировоззрение: Сб. науч. тр./ Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами- Отв. ред. Ж. Туленов. Ташкент: ТГПИ, 1985. — 117 с.
  112. Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991. 481 с.
  113. Н.В., Межуев В. М., Михайлов Ф. Т., Толстых В. И. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Вопросы философии. -1999. -№ 4. -С.28−49.
  114. К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. — 134 с.
  115. Дж. Личность и сознание. Перспективы нередуктивного материализма. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
  116. К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1. — М.: Политиздат, 1986. — 635 с.
  117. С.Л. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России // Социальный конфликт. 1994. — № 4. — С.14−27.
  118. В.Д. Перестройка и нравственные ценности // Социологические исследования. 1990. — № 11. — С.55 — 62.
  119. Материалы научной сессии НИИ комплексных социальных исследований „Человек в условиях кризиса“ (19−20 апреля 1994) / С-П. гос. ун-т- Под ред. Лисовского В. Г. и др. СПб., 1994. — 102 с.
  120. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 1995. 108 с.
  121. В.М. Культура и история. М., 1977. 197 с.
  122. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России)/ Под общ. ред. И. Т. Дубова. РАОПИ „Имидж-контакт“. М., 1997. -477 с.
  123. A.A. Человек, его внутренний и внешний мир // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С.40−58.
  124. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования. Киев, 1986. 286 с.
  125. И., Гаврилин Е. Индивид, личность, постиндустриальное общество//Свободная мысль. 1996.-№ 7. — С. 102−116.
  126. Н.К. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.1. СПб., Изд-еЗ-е, 1984.-453 с.
  127. Н.К. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.4. СПб., Изд-е 2-е, 1888.-400 с.
  128. В. Поучения // Повесть временных лет. В 2-х ч. 4.1. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. — 406 с.
  129. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личности. — Новосибирск: Наука, 1989. 205 с.
  130. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. — 142 с.
  131. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
  132. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1998. — № 2. — С.31 — 45.
  133. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.640 с.
  134. Л.И., Сиземская И. Н. Антиномия личности и общества: Антропософский опыт Н. Бердяева // Общественные науки и современность. -1997. — № 1. — С.153−159.
  135. О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.
  136. Д.В. Социальная психология „винтиков“ // Вопросы философии. 1989. — № 8. — С.91−104.
  137. В.Н., Сапронов П. А. Гуманитарное образование как явление духовного производства и культуры // Естественнонаучное и социогуманитар-ное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвуз. сб., ЛГУ, Изд-во Ленинградского ун та, 1990. — 200 с.
  138. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. -№ 3. — С.119−155.
  139. В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С.3−14.
  140. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С.24−37.
  141. Г. JI. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. —430 с.
  142. A.A., Яковенко И. Г. Культура как система // Человек. -1997. -№ 5. С.80−87.
  143. Г. И. Западно-европейская и русская традиции понимания личности // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1993. -Вып. 1.-С.23−26.
  144. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993. — 188 с.
  145. М. Личностное знание. М., 1985. — 250 с.
  146. Н.В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С.163 — 179.
  147. Т. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. — № 35. -С.24−47.
  148. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы /"круглый стол» // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С.34−56.
  149. Проблема формирования сознания личности. Т.: Изд. ТГУ, 1976.141 с.
  150. В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С.3−21.
  151. Пути социально-политического развития России: материалы краевой научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1995. — 128 с.
  152. А.Н. Избранные сочинения. М. — Л.: Политиздат, 1949.414 с.
  153. А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1949. — 559 с.
  154. Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому/ Пер. с англ. М. — Киев: Ваклер, 1995. — 304 с.
  155. A.B. Ценностная ориентация и благо человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1996. — № 1. — С.77−87.
  156. Рац М.В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С.23−33.
  157. П.А. Человек в зеркале философии // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1998. — № 3. — С.68−77.
  158. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. — № 6. -С.110−119.
  159. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 100−105.
  160. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 541с.
  161. В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. — 541 с.
  162. В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1998. — № 1. — С.43−54.
  163. М.Н. О роли субъективного фактора в современной ситуации // Социологические исследования. 1995. — № 10. — С.31−38.
  164. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.-365 с.
  165. В.А. Унижение и достоинство человека // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С.31−39.
  166. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. — 222 с.
  167. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. — № 10. -С.88−95.
  168. JI.B. Перспектива толерантности // Человек: Образ и сущность (гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций. -ИНИОН РАН. М., 1996. — 845 с.
  169. Г. Л. Советский человек: Формирование соц. типа личности. -М.: Политиздат, 1980. -463 с
  170. В.В. Вероятностная концепция развития личности в новом культурном пространстве // Культура, демократия и право. Новосибирск, 1996.-С.44−46.
  171. В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена//Вопросы философии. 1994. -№ 11. — С.3−19.
  172. В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С.42−52.
  173. Э.В. Культура и личность. Л., 1972. — 220 с.
  174. А.И. Политическая культура: проблемное поле метатеории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Теория науч. коммунизма. — М., 1995. — № 2. — № 4. С.136−153.
  175. B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 -М.: Мысль, 1989. 892 с.
  176. B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Мысль, 1990. 822 с.
  177. Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Изд-во полит, лит-ры.1991.-432 с.
  178. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
  179. Социокультурная методология российского общества // Рубежи.1997.-М.-№ 4.-С.136−159.
  180. Социология перестройки: Отв. ред. В. А. Ядов. — М.: Наука, 1990.90 с.
  181. С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 112−121.
  182. Л.П. Проблема целостности личности. М.: «Высшая школа», 1987.- 134 с.
  183. А. Отчуждение, человечество, личность // Свободная мысль. 1993.-№ 16.-С.37−45.
  184. В.И. Разговор 2-х приятелей о пользе науки и училищах // Избранные произведения. Л.: Наука, 1979. — 463 с.
  185. Тенденции социокультурного образования России. М., 1996. — 507с.
  186. Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С. 15−27.
  187. В.А. Антропология российских трансформаций // III конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов 8−11 июня 1999. -M., 1999.-С.12−29.
  188. A.B. Личность: историческая семантика и проблемы понятийного определения // Филос. наслед. 1995. — № 3. — С.40−58.
  189. Л.В. Человек в современном социокультурном процессе // Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. -Волгоград, 1995. С.29−33.
  190. Е.И. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, 1994. — 591 с.
  191. В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1998. — 344 с.
  192. Г. Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. 1997.-№ 3. — С. 16−31.
  193. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.330 с.
  194. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. 1998. — № 5. — С.70−72.
  195. М.Х., Юртаев А. И. От культуры конфронтации к культуре диалога // Полис. 1992. — № 3. — С.148−153.
  196. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. — № 12. — С.21−34.
  197. В.Г. Демократия, культура, нация // Философские науки. -1990. № 8. -317 с.
  198. Г. П. Свобода и Россия // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 3./ Сост. Л. Г. Филонова. М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. — 324 с.
  199. Г. В. Смысл истории и смысл жизни // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 3./ Сост. Л. Г. Филонова. -М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. 324 с.
  200. В.Л. Теория модернизации как объяснительная модель равновесия общества // Декада науки. Саратов, 1996. — Т.1. — С.44−46.
  201. С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.510 с.
  202. Л. Человек в поисках смысла / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
  203. И. Новый гуманизм // Свободная мысль. 1997. — № 4. — С. 96−103.
  204. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  205. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  206. С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. -№ 1. -С.33−49.
  207. A.C. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1900. — 524 с.
  208. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993.-347 с.
  209. JI.C. Жизнь и учение Льва Карсавина // Л. Карсавин. Религиозно-философские сочинения. Т.1. — М.: «Ренессанс». — 325 с.
  210. Христианский социализм (С.Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991.- 350 с.
  211. Человек в культуре России. Ульяновск, 1997. — 127 с.
  212. Человек в социокультурной системе. Саратов, 1996. — 81 с.
  213. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб, 1996.-203 с.
  214. Человек и общество в русской философии: Сб. науч. тр./ Редкол. В. Г. Раскин (отв. ред.) и др., Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 1995. — 172 с.
  215. Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. Вып. 1. — С.98 105.
  216. Л.А. Философско-антропологический аспект изучения русской культуры переходного периода // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. — № 4. — С.159−165.
  217. C.B. Россия и Запад. Метаморфозы восприятия. М.: Наука, 1993. — 140 с.
  218. Чучин Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. — 1998. -№ 1. — С.9 -18.
  219. М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку // Социологические исследования. — 1995. — № 4. -С.88−97.
  220. С.Н. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988. — 166 с.
  221. В.А. Высшее образование в социокультурном контексте.- М.: «Высшая школа», 1996. 218 с.
  222. В.А. Высшее образование: современные модели- перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. — 76 с.
  223. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. — 176 с.
  224. А.И. Проблема человека в контексте радикальных социальных преобразований // Вестник СпбУ. Сер 6. Вып. 1(№ 6) 1996. — С. 40−47.
  225. С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. 1997. — № 1. — С.125−133.
  226. М. Положение человека в космосе // Проблема человека в Западной философии. -М.: Прогресс, 1988. 544 с.
  227. М. Формы знания и образование // Избранные произведения. -М., 1994. -С.15−56.
  228. М.Ю. Духовная свобода личности: отчуждение и пути его преодоления // Философская антропология. Истоки, современное состояние и перспективы: Тез. VII Ежегод. конф. каф. философии РАН (6−7 февр. 1995 г.).- С.55−57.
  229. В.А. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. — № 3. — С.5−10.
  230. В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общ. процессов / Социология перестройки. М.: Наука, 1990. — 190 с.
  231. И. Цивилизация и варварство в истории России // Общественные науки и современность. 1995. — № 4. — С.78−86.
  232. В. Ценность и цена университетского образования // Свободная мысль. 1995.-№ 7. — С.24−44.
  233. М. Россия: культура и субкультуры // Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80−90 годов. М., 1994. — С.71−121.169
  234. К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  235. Audi R. Action, intention, and reason. thaca- L.: Cornell univ. press. 1996.-XII,-362 p.
  236. Kottak C.P. Cultural Anthropology. New York: Mc-Grau-Hill, Inc.: 1991.- 196 p.
  237. Questions of cultural identity/ Ed. by Hall S., Du Gay P. L. etc.: Sage. 1996.-IX,-198 p.
  238. Moore J. D. Visions of culture: An introd. to anthropological theories a theorists. Walhut Creek etc.: Altamira, 1997. — 283 p.
Заполнить форму текущей работой