В конце XVIII века в России начинается неизбежный процесс разрушения феодального, крепостнического строя. На его фоне происходит зарождение новых буржуазный отношений. В начале XIX века тенденция сохраняется, процессы социальных и экономических изменений приобретают значительно больший размах. Во всех без исключения отраслях экономики идёт постепенное создание уклада, отвечающего концепциям капиталистического образа жизни. Классовая структура российского общества трансформируется: наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождаются новые, свойственные капиталистическим отношениям, классы буржуазия и пролетариат. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.
В понимании общественного строя России первой половины XIX века как реально сложившегося, так и закрепленного различными законами лежит ключ к осознанию всех событий, происходивших позднее: отмены крепостного права, революций 1905;1907 гг., февральской и октябрьской революций Более глубокое понимание событий того времени могло бы помочь политиком осознать процессы, происходившие в последние годы существования Советского союза. Современная же Россия, стремящаяся к рыночной экономике, обязательно должна изучить историю попытки перехода в XIX веке к капиталистическим отношениям. Опыт, отраженный в законодательных актах ушедших эпох, может многое подсказать сегодняшнему ученому или государственному деятелю.
Цель данной работы раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и его отражения в Своде законов Российской империи 1832 года. Для достижения цели необходимо решить несколько основных задач: рассмотреть происходившие в обществе процессы, ознакомиться со способом и причинами создания Свода законов Российской империи, проанализировать содержание статей Свода, относящихся к «законам о состояниях» (IX том Свода законов Российской империи 1832 г.).
Общественный строй первой половины XIX века широко освещен как в учебной, так и в научной литературе. Большое внимание его изучению уделяют такие авторы, как Белковец И. П., Исаев И. А. и Титов Ю. П. Однако они предпочитают ссылаться не на статьи Свода законов 1832 г., а на законы и указы, на основе которых он был создан. Даже Ключевский в курсе лекций «История сословий в России» (курс был прочитан в Московском университете в 1886—1887 гг.) не опирался на Свод законов: «Предмет предпринимаемого мною курса — обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выбираю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий» .
К сожалению, ознакомиться с первоисточником тоже не представляется возможным: Свод законов Российской империи не переиздавался очень давно (были полные переиздания в 1842 и 1857 г, затем переиздавались отдельные тома, но с внесением изменений, диктуемых временем). Поэтому издания хранятся лишь в крупных библиотеках федерального уровня, и доступ к ним жестко ограничен. Таким образом, необходимо работать с научными статьями, посвященными положению отдельных сословий (примером может служить опубликованная в журнале «Правоведение» статья Блатковой В. В. «Правовое положение частновладельческих крестьян России во второй четверти XIX века).
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода
Николай I продолжил дело своих предшественников по кодификации русского права. Однако новый правитель стал настаивать на создании не полностью нового Уложения, а полного Свода уже имеющихся законов и указов. В связи с этим в 1826 г. Уложенную комиссию преобразовали во Второе отделение Собственной канцелярии Его Величества. Возглавил новую организацию М. М. Сперанский.
Существует два основных подхода к кодификации права: сведение всех существующих (ныне действующих и недействующих) законов воедино без изменений или составление нового Уложения. В 1830-х годах был выбран первый вариант. В основу юридической техники составления Свода законов была положена методика Ф. Бэкона, апробированная в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, которые основывались на одном действующем указе либо законе, точно излагались словами указа. Статьи, в основе которых лежало сразу несколько указов, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на все указы, которые в нее вошли. Излишне сложные и объемные тексты нередко сокращались. Из противоречивших друг другу указов выбирали лучший с точки зрения составителей, или более поздний хронологически.
Свод законов должен был состоять из восьми разделов:
основные государственные законы (т. I, ч. 1);
учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
«законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
законы о состояниях (т. IX);
законы гражданские и межевые (т. X);
уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII);
уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
законы уголовные (т. XV).
Для каждой статьи Свода законов составили комментарий. Эти комментарии носили характер толкования, пояснения, не имея силу закона. Свод включал только действующие на тот момент законы. Проверку актуальности законов поручили специальным ревизионным комитетам при министерствах и главным управлениям, куда направляли отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственным Советом были рассмотрены все подготовленные 15 томов Свода. Свод законов Российской империи решили ввести в действие с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика
Классовая структура российского общества в XIX веке стала существенно меняться. Развитие капиталистических отношений привело к зарождению буржуазии и пролетариата. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.
Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми (хотя эта формулировка является спорной. С 1822 г. священноцерковнослужители из дворян получили право совершать купчие на мастеровых и крестьян). Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.
Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. В целях развития промышленности 28 декабря 1818 г. был издан Указ о распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и «свободных хлебопашцев». Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу (X том Свода законов Российской империи. Книга 2: О порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще). С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.