Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие правового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На третьей стадии — реализации норм права правовая норма начинает «работать» — проявляться в объективной действительности. Это выражается в различных актах реализации норм нрава — юридически значимых, правомерных, фактических действиях субъектов правоотношений (передача денег, заключение договора, привлечение к ответственности и т. д.). Здесь действие правового регулирования заканчивается, так… Читать ещё >

Понятие правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каким бы значимым ни был социально-идеологический аспект действия права, оно было, есть и останется прежде всего регулятивной системой, предназначенной для воздействия на поведение человека, осуществляемого в направлении, предписанном властной волей государства.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие государства на общественные отношения и поведение человека через систему правовых средств.

Признаки (особенности) правового регулирования:

  • 1) правовое регулирование всегда осуществляется под воздействием воли государства и обеспечивается его принудительной силой;
  • 2) целенаправленность воздействия, т. е. законодатель должен преследовать определенные цели, вводя правовые регуляторы, которые должны быть достигнуты в результате правового регулирования. Если цель не достигнута или получены результаты, которые не предполагались, то это не является правовым регулированием;
  • 3) воздействие на поведение человека или общественные отношения — если поведение или общественные отношения не изменились, то правового регулирования не произошло;
  • 4) осуществляется с помощью специфических (правовых) средств — распространение правовой информации через СМИ, пропаганда, иные неправовые средства воздействия не являются проявлениями правового регулирования.

Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:

  • 1) создается система упорядоченных отношений в обществе (правопорядок);
  • 2) познаются и проверяются функциональные закономерности действия права, его возможности и эффективность;
  • 3) обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.

Разграничивают генеральную и производные цели. Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными, способствующими реализации генеральной, можно считать следующие цели:

  • 1) закрепление сложившихся отношений;
  • 2) стимулирование дальнейшего развития существующих отношений и связей;
  • 3) вытеснение социально вредных связей и отношений.

Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:

  • — поведения отдельных индивидов — непосредственной целью и результатом регулирования на этом уровне выступает правомерное поведение граждан, непосредственная реализация права;
  • — общественных отношений в целом, всего общества — непосредственной целью и результатом регулирования на этом уровне выступает установление определенного правопорядка.

Правовое регулирование выполняет две главные функции:

  • — развитие общественных отношений;
  • — охраны, защиты общественных отношений.

Функция развития общественных отношений выражается в том, что:

— имеет первичное значение;

  • — право носит творческий харак тер;
  • — используются в основном стимулирующие регулятивные средства права;
  • — характеризуется динамическими качествами.

Функцию охраны общественных отношений отличают:

  • — обеспеченность правовыми «тормозами» (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т. д.);
  • — вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена, а призвана их обеспечивать и охранять).

Стадии правового регулировании — это этапы процесса претворения общего правового предписания в конкретные акты реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Выделяют три основные стадии:

  • 1) нормативной регламентации общественных отношений;
  • 2) индивидуализации общественных отношений (индивидуальной регламентации);
  • 3) реализации норм права.

Некоторые авторы выделяют стадию юридического факта в качестве основания возникновения правоотношений, а также стадию применения норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией в публичных правоотношениях.

Первая стадия — нормативной регламентации общественных отношений имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р. К. Русинов); формирование общего действия юридических норм (В. И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С. А. Комаров). На данной стадии:

  • — определяется круг субъектов правоотношений;
  • — устанавливается их статус;
  • — определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;
  • — указываются возможные варианты их поведения;
  • — данная информация закрепляется в каком-либо источнике права, принимаемом компетентным органом.

Вторую стадию — индивидуальной регламентации общественных отношений называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С. А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В. А. Якушев). На данной стадии:

  • — нормы права начинают действовать в конкретной ситуации в отношении конкретных субъектов;
  • — возникает правоотношение, участники которого приобретают конкретные права и обязанности.

Для осуществления перехода ко второй стадии необходимо наступление конкретного жизненного обстоятельства, предусмотренного правовой нормой, — юридический факт или их совокупность (фактический состав). Данный переход можно рассматривать как промежуточную стадию и обозначить как стадию наступления конкретных жизненных обстоятельств.

На третьей стадии — реализации норм права правовая норма начинает «работать» — проявляться в объективной действительности. Это выражается в различных актах реализации норм нрава — юридически значимых, правомерных, фактических действиях субъектов правоотношений (передача денег, заключение договора, привлечение к ответственности и т. д.). Здесь действие правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя, закрепленная в правовой норме.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой