Понятие правового регулирования
На третьей стадии — реализации норм права правовая норма начинает «работать» — проявляться в объективной действительности. Это выражается в различных актах реализации норм нрава — юридически значимых, правомерных, фактических действиях субъектов правоотношений (передача денег, заключение договора, привлечение к ответственности и т. д.). Здесь действие правового регулирования заканчивается, так… Читать ещё >
Понятие правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каким бы значимым ни был социально-идеологический аспект действия права, оно было, есть и останется прежде всего регулятивной системой, предназначенной для воздействия на поведение человека, осуществляемого в направлении, предписанном властной волей государства.
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие государства на общественные отношения и поведение человека через систему правовых средств.
Признаки (особенности) правового регулирования:
- 1) правовое регулирование всегда осуществляется под воздействием воли государства и обеспечивается его принудительной силой;
- 2) целенаправленность воздействия, т. е. законодатель должен преследовать определенные цели, вводя правовые регуляторы, которые должны быть достигнуты в результате правового регулирования. Если цель не достигнута или получены результаты, которые не предполагались, то это не является правовым регулированием;
- 3) воздействие на поведение человека или общественные отношения — если поведение или общественные отношения не изменились, то правового регулирования не произошло;
- 4) осуществляется с помощью специфических (правовых) средств — распространение правовой информации через СМИ, пропаганда, иные неправовые средства воздействия не являются проявлениями правового регулирования.
Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:
- 1) создается система упорядоченных отношений в обществе (правопорядок);
- 2) познаются и проверяются функциональные закономерности действия права, его возможности и эффективность;
- 3) обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.
Разграничивают генеральную и производные цели. Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными, способствующими реализации генеральной, можно считать следующие цели:
- 1) закрепление сложившихся отношений;
- 2) стимулирование дальнейшего развития существующих отношений и связей;
- 3) вытеснение социально вредных связей и отношений.
Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:
- — поведения отдельных индивидов — непосредственной целью и результатом регулирования на этом уровне выступает правомерное поведение граждан, непосредственная реализация права;
- — общественных отношений в целом, всего общества — непосредственной целью и результатом регулирования на этом уровне выступает установление определенного правопорядка.
Правовое регулирование выполняет две главные функции:
- — развитие общественных отношений;
- — охраны, защиты общественных отношений.
Функция развития общественных отношений выражается в том, что:
— имеет первичное значение;
- — право носит творческий харак тер;
- — используются в основном стимулирующие регулятивные средства права;
- — характеризуется динамическими качествами.
Функцию охраны общественных отношений отличают:
- — обеспеченность правовыми «тормозами» (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т. д.);
- — вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена, а призвана их обеспечивать и охранять).
Стадии правового регулировании — это этапы процесса претворения общего правового предписания в конкретные акты реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Выделяют три основные стадии:
- 1) нормативной регламентации общественных отношений;
- 2) индивидуализации общественных отношений (индивидуальной регламентации);
- 3) реализации норм права.
Некоторые авторы выделяют стадию юридического факта в качестве основания возникновения правоотношений, а также стадию применения норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией в публичных правоотношениях.
Первая стадия — нормативной регламентации общественных отношений имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р. К. Русинов); формирование общего действия юридических норм (В. И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С. А. Комаров). На данной стадии:
- — определяется круг субъектов правоотношений;
- — устанавливается их статус;
- — определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;
- — указываются возможные варианты их поведения;
- — данная информация закрепляется в каком-либо источнике права, принимаемом компетентным органом.
Вторую стадию — индивидуальной регламентации общественных отношений называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С. А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В. А. Якушев). На данной стадии:
- — нормы права начинают действовать в конкретной ситуации в отношении конкретных субъектов;
- — возникает правоотношение, участники которого приобретают конкретные права и обязанности.
Для осуществления перехода ко второй стадии необходимо наступление конкретного жизненного обстоятельства, предусмотренного правовой нормой, — юридический факт или их совокупность (фактический состав). Данный переход можно рассматривать как промежуточную стадию и обозначить как стадию наступления конкретных жизненных обстоятельств.
На третьей стадии — реализации норм права правовая норма начинает «работать» — проявляться в объективной действительности. Это выражается в различных актах реализации норм нрава — юридически значимых, правомерных, фактических действиях субъектов правоотношений (передача денег, заключение договора, привлечение к ответственности и т. д.). Здесь действие правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя, закрепленная в правовой норме.