Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы правоприменения. 
Юридическая техника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правоохранительная деятельность связана с непосредственной охраной граждан и государства от посягательства на права и свободы человека и на государственную и территориальную целостность страны. Защита территориальной целостности и суверенитета — это, главным образом, функция вооруженных сил. Что касается защиты прав и свобод человека и государственной целостности (формы государства, общественного… Читать ещё >

Формы правоприменения. Юридическая техника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории и практике правоприменения принято выделять две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная (исполнительно-распорядительная) деятельность осуществляется государственными служащими, должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями. Государство стремится к тому, чтобы эти люди были максимально компетентны и профессиональны, организует для них повышение квалификации, сдачу квалификационных экзаменов, прохождение собеседований, аттестаций и т. д. Они должны отправлять свои функции в соответствии с вышеизложенными правовыми принципами. Государство может делегировать часть своих полномочий также общественным организациям, и такая тенденция, надо думать, будет нарастать в связи с развитием гражданского общества. Особенно это касается контрольных функций. В настоящее время при различных правоохранительных структурах действуют общественные советы. В их состав входят представители общественных организаций, ученые, деятели искусства и культуры, представители средств массовой информации, религиозных конфессий, правозащитных организаций и др. Назначение этих советов заключается в согласовании общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных и иных объединений с деятельностью правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность связана с непосредственной охраной граждан и государства от посягательства на права и свободы человека и на государственную и территориальную целостность страны. Защита территориальной целостности и суверенитета — это, главным образом, функция вооруженных сил. Что касается защиты прав и свобод человека и государственной целостности (формы государства, общественного строя, конституции), то это забота как самих граждан страны (институтов гражданского общества), так и правоохранительных органов, как государственных (суда, прокуратуры, органов внутренних дел, службы безопасности и др.), так и негосударственных (адвокатуры, нотариата, союза потребителей и др.).

Правоприменительные акты и их виды. Правоприменительные акты — это документы, издаваемые от имени государства компетентными органами по определенному поводу в отношении конкретного лица или группы лиц и содержащие юридически значимые для них решения. Правоприменительные акты должны отвечать следующим требованиям: строго соответствовать Конституции и текущему законодательству; исходить от компетентного органа или должностного лица; иметь государственно-властный характер, обеспеченный силой государственного принуждения; содержать четкую мотивировку и обоснование; содержать индивидуально-конкретные предписания; должны быть рассчитаны на одноразовое применение по конкретному поводу; иметь все необходимые для документов такого рода реквизиты.

Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям. В. В. Лазарев предложил следующую, как представляется, весьма удачную классификацию, которая положительно воспринята многими специалистами, в частности Т. В. Кашаниной и др.[1]:

  • 1. По субъектам правоприменения: акты органов исполнительной власти (акт о введении чрезвычайного положения), акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела).
  • 2. По основным направлениям государственной деятельности: в области региональной политики (предоставление дотации или субвенции субъекту Федерации со стороны федерального Центра), в области культуры (акт о создании культурного центра), в области охраны общественного порядка (акт о лишении права управления автотранспортным средством) и др.
  • 3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные (приказ о приеме на работу, о присвоении разряда, звания), охранительные (решение об освобождении под залог).
  • 4. По процедуре принятия: коллегиальные (решение ВТЭК); индивидуальные (приказ руководителя о назначении на должность).
  • 5. По времени действия: акты однократного действия (об образовании комиссии по организации какого-либо юбилейного мероприятия), акты длящегося действия (приказ о зачислении в институт).
  • 6. По значению (значимости): основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу); дополнительные (протокол судебного заседания).
  • 7. По территории: федеральные (указ об образовании федерального министерства, ведомства, открытие либо закрытие фонда федерального значения), региональные (о создании областного кардиологического центра).

При возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ в постановлении указываются: дата, время, место вынесения постановления, фамилия и должность лица, возбудившего уголовное дело, основание и повод, по которым осуществляется данная акция, пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Соответственно и другие правоохранительные мероприятия оформляются в установленном законом порядке с соблюдением необходимых формальностей и реквизитов.

  • [1] См.: Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975. С. 21−23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой