Необходимость исследования природы, содержания, условий и принци-пов формирования финансовой политики непосредственно вытекае из прово-димой, уже несколько лет, реформы предприятий в России. Концепция рефор-мирования предприятий и иных коммерческих организаций предусматривает разработку политики развития предприятий, что невозможно сделать без фор-мирования финансовой политики.
Механизмы формирования, методы реализации и результаты финансовой политики хозяйствующих субъектов следует рассматривать как одну из наибо-лее актуальных проблем финансовых отношений в период развития рыночных структур.
Происходящая в реальном секторе экономики диверсификация и децен-трализация производства, усиление международной производственной конку-ренции определяют изменения в области финансовой политики компаний, мо-дификации механизма их кредитования. Компании вынуждены ориентировать-ся на долгосрочные источники кредитования производственных программ, снижать отношение заемных средств к собственным.
Принципиально важными в современных условиях являются анализ и планирование денежных потоков на предприятиях, поиск эффективных источ-ников финансирования, а также выгодных инвестиционных решений, грамот-ный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, разработка ра-циональной учетной, налоговой, и других политик связанных с различными об-ластями деятельности компаний.
Проблемы формирования политики развития компании довольно подроб-но изучены зарубежными и отечественными учеными и специалистами. Вместе с тем аспекты формирования и реализации финансовых стратегий компаний не получили должного освещения в научной литературе, особенно применительно к условиям нестабильной переходной экономики.
Цель работы состоит в изучении теоретических понятий и разработке ре-комендаций по формированию финансовой политики по управлению денежным оборотом предприятия ООО «СибВАЗтранс».
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
— изучение и обобщение концепций и подходов к определению сущно-сти финансовой политики;
— выявление составляющих финансовой политики, образующих блоки ее теоретической модели;
— анализ финансовой политики ООО «СибВАЗтранс» и формирование выводов по финансовому положению;
— разработка предложений по эффективному формированию финансо-вой политики и управления денежным оборотом ООО «СибВАЗтранс».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, содержание, цели и задачи финансовой политики. Финансо-вая политика в системе управления предприятием
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необхо-димость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финан-совых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привле-чение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяй-ствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая по-литика предприятия.
Различные авторы, раскрывающие понятие финансовой политики, и ее содержания, как правило, расходятся во мнении, т.к. данная тема глубоко не изучена и не отражена в отечественной научной литературе. Одни определяют финансовую стратегию как часть финансовой политики, другие рассматривают ее как компонент общей политики компании и финансовую политику опреде-ляют как инструмент достижения результатов финансовой политики.
Рассмотрим некоторые определения, содержание и сущность финансовой политики, предлагаемые авторами учебных пособий, экономистов исследовате-лей и др.
Хоминич И.П. в своей работе определяет финансовую стратегию как [38]:
— компонент общей политики, цель которой завоевание финансовых позиций на рынке;
— базовую стратегию, которая обеспечивает, посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента, реализацию любой базовой политики, цель которой эффективное использование финансовых ресурсов и управление ими.
И представляет финансовую стратегию в виде модели (рис.1).
Рис. 1. Модель финансовой политики
А.Г. Каратуев дает свое определение финансовой политики: это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организацион-но финансовой работы с контрагентами, клиентами и государством, осуществ-ление аналитическо-контрольной и других функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента [13].
Финансовая политика, по его мнению, является одновременно главным элементом финансовой политики предприятия и элементом его общей эконо-мической политики. А цели финансовой политики совпадают с целями финан-сового менеджмента.
Представляется, что две эти позиции можно рассматривать как основопо-лагающие, т.к. определить что первоначально, или что «главнее» на наш взгляд, однозначно нельзя. Однако, в этой работе будем придерживаться третьей точки зрения на данную тему, которая в свое время прямо подтверждает первую ги-потезу.
Финансовая политика представляет собой определение долгосрочных це-лей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Разработка финансовой политики представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей политики экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей политикой. Вместе с тем финансовая политика сама оказывает значительное влияние на формирова-ние общей политики экономического развития фирмы, поскольку изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей политики развития фирмы [16].
Характерной чертой финансовой политики выступает ее связь с общего-сударственными финансами на макроуровне и финансами предприятий на микроуровне.
Цели финансовой политики вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической политики. Поэтому ее основная цель финансовое обес-печение целевой функции и реализация экономической политики предприятия. Цели финансовой политики взаимосвязаны между собой. Так, курс на максими-зацию прибыли порождает осуществление мероприятий по снижению затрат, а это в свою очередь связано с повышением рентабельности.
К основным целям финансовой политики относятся:
1) максимизация рентабельности;
2) достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственников и т. д.;
3) оптимизация затрат;
4) повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков де-нежных средств;
5) финансовое обеспечение поступательного экономического развития, рост рыночной стоимости предприятия (капитала);
6) упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;
7) финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение «прорывов» в необходимых направлениях деятельности.
Цели финансовой политики (либо их сочетания) сугубо избирательны, специфичны и определяются с учетом экономической политики предприятия, места, роли и значения его на рынке, остроты стоящих перед ним проблем, «зрелости» предприятия и т. д. В свою очередь цели финансовой политики под-разделяются на задачи.
Совокупность задач позволяет реализовать какую-либо цель финансовой политики. К задачам финансовой политики относятся [13]:
— оптимизация принимаемых финансовых решений, соответствие по-следних положению предприятия на рынке и его реалиям;
— органичное вхождение в экономическую стратегию фирмы;
— соответствие маркетинговой, ценовой, инвестиционной, кадровой, технической, технологической и экологической политикам фирмы;
— нахождение форм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности фирмы;
— совершенствование расчетов;
— реструктуризация активов и пассивов фирмы с целью их оптимизации;
— непротиворечивость финансовому законодательству, нормативно-инструктивным актам;
— обеспечение финансового имиджа фирмы.
Теория финансовой политики исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выжива-ния в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых опе-раций.
Различают генеральную финансовую политику, оперативную финансо-вую политику и политику выполнения отдельных задач, другими словами достижение частных финансовых целей.
Генеральной финансовой политикой называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
Оперативная финансовая политика это политика текущего маневриро-вания финансовыми ресурсами, т. е. политика контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в совре-менных условиях экномической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая политика охватывает:
— валовые доходы и поступления средств: расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по цен-ным бумагам;
— валовые расходы: платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками.
Такой подход создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нор-мальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая политика разра-батывается в рамках генеральной финансовой политики, детализирует ее на конкретном промежутке времени.
Политика достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стра-тегической цели.
Экономическая сущность финансовой политики обусловлена финансо-выми отношениями компании с экономическими субъектами и государствен-ными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.
Практически речь идет о выработке базовой финансовой концепции ком-пании, связанной с эффективным управлением денежным оборотом компании, формированием денежных средств в определенных пропорциях, использовани-ем финансовых ресурсов по целевому назначению.
В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта не-пременно возникают две равновеликие задачи [7, с. 34]: