В современных условиях проблема организации эффективного организации органов внутренних дел остается, по существу, открытой. Эксперименты последних лет в этой сфере не принесли ожидаемых результатов.
Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с нею свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка — милиция — уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг неё и ведет к правовому нигилизму.
Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.
Между тем, в нашем Отечестве по всем этим животрепещущим проблемам накоплен значительный исторический и историко-правовой опыт.
Цель данной работы: анализ развития системы органов внутренних дел и организационно — правового оформления их в период деятельности НКВД.
Задачи работы:
— провести анализ Постановления ВЦИК СССР от 10.06.1934 об образовании Всесоюзного НКВД;
— проанализировать структуры и функции НКВД.
1. Общая характеристика советского ОВД первой половины ХХ века.
До Октября вопрос о том, какие органы — чрезвычайные или обычные — будут вести борьбу с контрреволюцией, не ставился.. В декрете о создании центральных органов управления не значится такого специального органа, хотя, вероятно, предполагалось, что функции охраны общественного порядка будет отчасти выполнять НКВД, главной задачей которого было руководство строительством советского аппарата на местах. Сразу же после победы Октября функции борьбы с контрреволюцией выполнял такой чрезвычайный орган, как петроградский военревком.
Образованный согласно декрету II Всероссийского съезда Советов Наркомат внутренних дел РСФСР стал центральным органом охраны общественного порядка и внутреннего административного управления. Полномочия НКВД РСФСР были чрезвычайно широки. Две главные задачи стояли перед наркоматом: организация советского строительства на местах и охрана революционного порядка. НКВД разрабатывал положения и инструкции по вопросам советского строительства, устанавливал типовую структуру Советов и их органов, наблюдал за правильностью проведения на местах съездов Советов и перевыборов в Советы, разбирал конфликты между Советами, собирал и отрабатывал статистические данные об их деятельности. Как орган охраны общественного порядка НКВД руководил рабоче-крестьянской милицией, специальной милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, постановки дела записи актов гражданского состояния.
Кроме того, наркомат и его местные органы управляли коммунальным хозяйством, занимались вопросами, связанными с устройством пленных и беженцев.
В ведение НКВД было передано и исправительно-трудовое дело. В апреле 1919 г. в составе НКВД было создано Центральное управление.