Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические отношения по оптимизации системы образовательных учреждений региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим критерием размещения начальных и средних профессиональных образовательных программ должна стать величина потребности региона в специалистах. Потребности отрасли в квалифицированных специалистах среднего звена будут удовлетворены при условии адекватного реагирования заработной платы на изменения в предложении труда. Один из основных принципов размещения государственных учебных заведений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕГИОНА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТ
    • 1. Место и роль образования в экономической системе общества
    • 2. Социальная и экономическая эффективность образования
    • 3. Теоретические аспекты оптимизации регионального размещения образовательных учреждений
  • ГЛАВА II. КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 1. Критерии размещения учреждений общего образования
    • 2. Факторы оптимизации размещения учреждений начального и среднего профессионального образования
    • 3. Критерии и факторы оптимизации размещения учреждений высшего профессионального образования

Экономические отношения по оптимизации системы образовательных учреждений региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что оптимальное размещение учебных заведений и образовательных программ между регионами и внутри них, по отдельным территориям и среди населения, является необходимым условием повышения социальной и экономической эффективности системы образования.

Вместе с тем, в настоящее время распределение высшего образования между регионами неравномерно и существенно различается по качеству предлагаемых образовательных услуг. Так, большинство регионов не имеет достаточного количества вузов для самостоятельного обеспечения себя специалистами в соответствие с законом РФ «Об образовании» — 170 студентов на 10 тысяч населения. В тоже время в ряде территорий такая обеспеченность в 2 — 3 раза выше нормативной.

В системе среднего образования также существует поляризация в обеспечении высококачественным образованием населения регионов. Резкие отличия в размещении продвинутого образования наблюдаются между городским и сельским населением, между центральными и периферийными регионами. Так, основная часть лицеев, гимназий, школ для одаренных детей и прочее размещается в городах и центральных крупных территориях. Специализированные классы с дифференцированным обучением в большинстве своем также располагаются в крупных городских школах.

Дальнейшее развитие системы образования предполагает оптимальное размещение образовательных программ и учебных заведений в регионах, гарантирует населению конституционное право на получение образования, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека.

Недостаточная теоретическая разработанность данной темы в ситуации коренного изменения традиционных представлений обусловили выбор темы исследования.

Разработанность проблемы. Общетеоретические аспекты функционирования образования как отрасли экономики рассматриваются в работах Шульца Т., Беккера Г., Фишера И., Блауга М., Карноя М. В основу данных концепций положены неоклассические и неокейнсианские принципы экономической науки, теория человеческого капитала рассматривается как важнейшая составляющая экономики образования.

Несколько иной подход к проблемам образования представлен в монографиях таких советских экономистов как Струмилин С. Г., Клочков В. В., Жамин В. А., Костанян C. JL Особенностью данных работ является анализ статистики образования по множеству критериев, однако рассмотрена система образования с позиций существовавшей тогда плановой экономики.

Изменение экономических ориентиров, произошедшее в конце 80-х годов, потребовало пересмотра принципов функционирования системы образования. Вопросы, посвященные особенностям российской экономики образования, затрагиваются в работах Щетинина В. П., Чекмарева В. В., Литвиновой Н. П., Панкрухина А., Кинелева В., Кокорева В. Ю., Попова Е.Н.

Проблемы эффективности образования, внутренней и внешней, поднимаются в работах практически всех экономистов, занимающихся вопросами экономики образования.

Особое внимание уделяется анализу и показателям внешней эффективности. Струмилин С. Г., Иванов А. П., Головачев А. С. и другие предлагают множество методов оценки внешней эффективности и, что характерно, приходят к аналогичным выводам, что и зарубежные экономисты образования (Аукруст О., Денисон Э., Стиглиц Дж.Ю. и другие), которые концептуально иными способами дают оценку внешней эффективности. Внутренняя эффективность образования трактуется по-разному. Мы использовали довольно обширный спектр мнений таких авторов, как, Кугаенко А. А., Левицкий М. Л., Москалева Н. Н., Вудхол М. др.

Методы планирования образования (рационального размещения образовательных учреждений), некоторые из которых предложены в настоящей работе, представлены современными зарубежными экономистами и основаны на опыте функционирования учреждений образования в условиях рыночной экономики (Короглу Д., Боуэлс С., Адельман И., Ахмад Б., Блауг М., Тинберген Д.). Данные модели разработаны в соответствие с теоретическими основами рыночной экономики и представляют способ рационализации размещения образовательных учреждений (программ), отвечающих потребностям экономики и общества.

Также в диссертационном исследовании использованы разработки отечественных экономистов относительно оптимального размещения учреждений среднего профессионального и высшего профессионального уровней (Колесников Ю.С., Артемьева Л.А.). В их работах отражена современная структура размещения учреждений профессионального образования, предложены способы ее рационализации.

Цель исследования. Определение принципов и выявление условий, в соответствии с которыми могут быть реформированы уже существующие учреждения общего и профессионального образования для их более эффективного функционирования, сформированы новые образовательные учрежденияпредложение методов оптимального планирования образования в рамках рыночной экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.

1. Выявление ряда особенностей образования в системе экономических отношений и анализ рынка образовательных услуг.

2. Систематизация концепций социально-экономической эффективности образования.

3. Выявление и анализ условий, позволяющих оптимизировать размещение образовательных учреждений.

4. Определение критериев размещения учреждений общего образования.

5. Определение факторов оптимизации размещения учреждений начального и среднего профессионального образования.

6. Определение критериев и факторов оптимизации размещения учреждений высшего профессионального образования.

Объектом исследования данной работы выступает региональная система учреждений образования.

Предметом исследования являются экономические отношения, сложившиеся и складывающиеся внутри образовательной системы региона в целом и в отдельных ее звеньяхмеханизм оптимизации размещения образовательных учреждений на региональном уровне.

Методологическую основу исследования составляют: классическая экономическая теория, современная экономическая теория, системный подход, аналитический и дедуктивный методы исследования, аналитико-синте-тический метод изучения фактов и данных статистики, а также сравнительный и теоретический методы анализа и обобщения источников, посвященных проблемам экономики образования, анализ и обобщение опыта зарубежных стран в данной области.

Гипотеза исследования. Оптимальное размещение учреждений образования как фактор эффективного функционирования системы может быть достигнуто при условии расширения доступности образования, реализации образовательных программ, отвечающих требованиям общества и индивидуальных потребителей, потребностям экономики региона, повышения эффективности использования ресурсов.

На защиту выносятся: характеристика особенностей рынка образовательных услуг в современной России, перечень возможностей оптимального размещения образовательных учреждений (теоретический аспект), анализ территориального размещения учебных заведений на данном этапе в Российской Федерации, определение критериев, в соответствие с которыми оптимизируется размещение средних и профессиональных учебных заведений.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлены особенностй рынка образовательных услуг как рынка монополистической конкуренции.

2. Предложена классификация показателей эффективности образования и в рамках ее вычленены условия, оптимизирующие размещение образовательных учреждений.

3. Представлены и проанализированы факторы, позволяющие рационализировать размещение образовательных учреждений.

4. Сформулированы критерии рационального размещения учреждений общего среднего образования в регионе и предложены возможности расширения элитного образования.

5. Обозначены и аргументированы факторы, оптимизирующие размещение учреждений начального и среднего профессионального образования.

6. Исследованы критерии и факторы, позволяющие оптимизировать размещение учреждений высшего образования.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты и сформулированные предложения могут быть использованы при планировании общего и профессионального образования как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Основные положения диссертации могут быть использованы при написании методических пособий по экономике образования, при чтении лекционных курсов по «Экономической теории».

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в 4-х научных работах:

1. Проблемы оптимизации размещения образовательных учреждений. / Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Политология. Правоведение. Экономика. — Астрахань, 1996, 1с.

2. Особенности индивидуального спроса на образование. / Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Политология. Правоведение. Экономика. -Астрахань, 1997, 1с.

3. Некоторые особенности системы образования как отрасли экономики. / Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Политология. Правоведение. Экономика. — Астрахань, 1998, 1с.

4. Роль отраслевой структуры подготовки специалистов в оптимизации размещения профессиональных образовательных программ. / Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Политология. Правоведение. Экономика. — Астрахань, 1999, 1с.

Положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры экономической теории АГПУ в 1995;1999 годах, на научных семинарах.

Структура и объем диссертации

В соответствие с общим замыслом и логикой исследования работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на 127 страницах компьютерного текста. Список используемой литературы включает 130 наименований. В тексте использовано 10 таблиц, 10 графиков.

Выводы, сделанные нами в заключении второй главы следующие:

Факторы, определяющие размещение учреждений общего среднего образования (школы) таковы:

1. Демографическая ситуация;

2. Плотность населения;

3. Степень пешеходной доступности;

4. Экономичность школ.

Последний этап общего образования (10 — 11 классы) подразумевает выбор профессиональной ориентации. Принципами размещения специализированных программ среднего образования должны стать их дифферен-цированность, взаимодействие со структурой образования региона, полное соответствие величины предложения данных программ величине спроса.

Важнейшим критерием размещения начальных и средних профессиональных образовательных программ должна стать величина потребности региона в специалистах. Потребности отрасли в квалифицированных специалистах среднего звена будут удовлетворены при условии адекватного реагирования заработной платы на изменения в предложении труда. Один из основных принципов размещения государственных учебных заведений и программ высшего профессионального образования связан с показателем обеспеченности населения высшим образованием: 170 человек на 10 тысяч населения (Закон РФ «Об образовании»). Приоритетом для оптимизации размещения программ высшего образования становится общественный спрос образовательные услуги. Это позволяет в наиболее полной мере удовлетворять потребности индивидов в образовании, расширять доступность образования, обеспечивать взаимодействие рынка образовательных услуг с рынком труда.

Заключение

.

В настоящей работе мы рассматривали образование в системе экономических отношений. В этой связи мы сделали акцент на механизме функционирования рынка образовательных услуг, на возможностях оптимизации размещения образовательных учреждений как средстве повышения эффективности образования.

Рынок образовательных услуг традиционно включает три компонента: покупатель, продавец, товар (услуга). Образовательные услуги — интеллектуальный продукт — характеризуются неравномерностью, непостоянством, несохраняемостью, качеством.

Потребителями образовательных услуг являются и сам индивид, и работодатели, и общество в целом. Специфика потребления образования предопределяет несовершенство данного рынка. Экстерналии образования, высокая стоимость услуг не позволяют развиваться данной системе на чисто коммерческих началах. Это причина, по которой образование является частью государственного сектора экономики.

Система образования функционирует в рамках рынка монополистической конкуренции. Специфика ценообразования заключается в том, плата за услугу (цена потребления) меньше ее рыночной стоимости, в которую входит ценность преподавательского труда, стоимость реализации образовательных программ, общественная ценность образования. Разница покрывается государственным финансированием.

Одним из наиболее существенных показателей оптимального размещения образовательных учреждений является их эффективность (это отношение ценности результата к ценности затрат). Под экономической эффективностью подразумевается наилучшее использование ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения.

Различают внутреннюю и внешнюю эффективность образования.

Внутренняя эффективность характеризуется соотношением бухгалтерских издержек (затрат) и выгод подготовки учащихся. Анализ внешней эффективности связан с рассмотрением затрат общества на образование, получением от него экономических выгод для личности и государства.

С точки зрения изменения затрат на обучение во времени имеется тенденция сокращения внутренней эффективности образования, поскольку динамика увеличения расходов на обучение одного учащегося опережает динамику роста численности студентов и школьников.

На микроэкономическом уровне в Российских регионах существуют возможности повышения внутренней эффективности: вертикальная интеграция учреждений образования (школа — среднее учебное заведение — вуз) позволит избежать дублирования образовательных программ, а, следовательно, сократятся затраты на их реализациюфункционирование каждого учебного заведения в соответствие с законом экономии от масштаба также уменьшит издержки. Формирование новых образовательных учреждений, введение новых образовательных программ, отвечающих потребностям экономики и общества, расширят возможности получения образования. Функционируя в рамках монополистической конкуренции, учреждения образования в долгосрочном периоде будут предлагать то количество образовательных услуг, которое будет отвечать спросу на них.

С позиций макроэкономических использование ресурсов для подготовки специалистов должно быть обусловлено количеством этих специалистов, которое в свою очередь, может обеспечить равновесие на рынке товаров и услуг.

Теория человеческого капитала рассматривает образование как фактор экономического роста. Инвестирование в образование положительно влияет на изменение дохода (для индивида) и рост производительности (для общества).

Внешняя эффективность образования имеет тенденцию роста. Производительность труда все в большей степени зависит от величины человеческого капитала в немдоход индивида прямо пропорционален уровню образования.

Факторами повышения внешней эффективности образования могут служить:

Рост доступности, когда спрос на образовательные услуги определяет количество предложения. Приоритетом для определения количества предлагаемых образовательных услуг должен стать спрос на образование, который, в свою очередь, определяется ценностями общества, религией, правовым и социальным статусом различных групп населения, социокультурной средой, состоянием рынка труда.

Реализация принципа доступности зависит от степени государственного финансирования образовательных учреждений и возможности предоставления субсидий и займов для студентов. Однако возможность получения образования всеми желающими снижает его качество. Данная проблема может решаться введением внутриуниверситетского конкурса.

Соответствие отраслевой структуры экономики структуре выпуска специалистов по направлениям специальностей. Данная модель может работать при условии адекватности реагирования рынка образования на изменения на рынке труда.

Рациональное территориальное размещение образовательных учреждений (программ) позволяет повысить эффективность образования.

Различия в назначении образовательных учреждений подразумевают соответствующие различия в принципах их размещения. Так, школы должны быть размещены в соответствии с необходимостью обеспечения общим образованием всего населения в возрасте от 6 (7) лет до 15 лет, в то время как профессиональные учебные заведения должны руководствоваться принципами общественного спроса на образование и структурными изменениями, происходящими в экономике.

Факторы, определяющие размещение учреждений общего среднего образования (школы) таковы:

• Демографическая ситуация;

• Плотность населения;

• Степень пешеходной доступности;

• Экономичность школ.

Последний этап общего образования (9−10 классы) подразумевает выбор профессиональной ориентации. Принципами размещения специализированных программ среднего образования должны стать их дифференцирован-ность, взаимодействие со структурой образования региона, полное соответствие величины предложения данных программ величине спроса.

Профессиональное образование включает три уровня: начальный, средний, высший.

Размещение образовательных программ начального и среднего профессионального образования определяется отраслевой структурой экономики региона и спросом. Планирование количества специалистов среднего звена происходит на региональном уровне. При расчетах должны быть использованы сводные данные по безработице, по соответствию образования занимаемой должности для занятого населения, сведения о состоянии и перспективах развития экономики региона и долях занятости в каждом секторе экономики, результаты анкетирования по вопросам выбора образования и оценка спроса на начальное и среднее профессиональное образование.

Размещение образовательных программ высшего профессионального образования происходит на региональном и межрегиональном уровнях. Для последних лет характерна тенденция регионализации высшего образования, что обуславливается такими потребностями рынка, как расширение доступности образования и рационализация размещения сети высших учебных заведений по регионам страны.

Основными показателями оптимального количества образовательных учреждений (программ) высшего уровня, являются: равномерное распределение высших школ по регионам страныобеспечение такого количества специалистов с высшим образованием, которое соответствует потребностям отраслей экономики страны и стандартным мировым показателям;

В этой связи следует учитывать динамику изменений на рынке труда, степень миграции населения, изменения в уровне доходов, отраслевую структуру экономики региона.

Методы планирования образования, представленные выше, позволяют с некоторой долей вероятности прогнозировать спрос на виды образования и обеспечивать необходимое количество мест.

Развитие послевузовского и дополнительного образования соответствует целям адаптации в условиях формирования рынка.

Возможности рационального размещения образовательных учреждений рассмотрены с позиций существования относительно стабильной рыночной экономики.

В России рыночная система находится в стадии формирования, а, следовательно, оценка спроса на образование, структуры занятости, уровня доходов населения будет искажена. Необходимое взаимодействие между данными элементами, которое обеспечивает оптимизацию размещения образовательных программ, пока недостаточно. Государственное финансирование образования, которое является основой его адекватного развития, также очень мало.

Тем не менее, можно говорить, что в России оформляется именно та структура образования, которая соответствует мировым стандартам, основным критерием которой является спрос населения на виды образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Coroglu D. Possible Locations for New Universities in Turkey. // SocioEconomic Planning sciences, 1992, Vol. 26, No. 1.- P. 27 — 42.
  2. Education At A Glance: OECD Indicators. // OECD, 1995.
  3. Psacharopoulos G. The Adelman Model. // Economics Of Education. Oxford, 1987.-P. 354−355.
  4. Psacharopoulos G. The Bowels Model. // Economics Of Education. Oxford, 1987.-P. 352−353.
  5. Hare P. And Wyatt G. Theory Of The Firm To Higher Education. Oxford Review Of Economic Policy, Vol. 8, No. 2.
  6. Harnqvist K, Social Demand Model. // Economics Of Education. Oxford, 1987.-P. 356−363.
  7. Hinchliffe K. Manpower Analysis // International Encyclopedia Of Economics Of Education, edited by Carnoy M. Cambridge, 1995.
  8. International Encyclopedia Of Economics Of Education, edited by Carnoy M., Cambridge, 1995. P. 955
  9. Mankiw N. Gregory Macroeconomics, New York: Worth Publishers. — P. 514.
  10. Psacharopoulos G. The Cost-Benefit Model. // Economics of education. -Oxford, 1987.-P. 342−347.
  11. Tinbergen J. Input-Output Analysis in Education. // Economics of education. Oxford, 1987. — P. 336 — 338.
  12. Woodhall M. Cost-Effectiveness Analysis in Education. // Economics of education. Oxford, 1987. — P. 348 — 350.
  13. World Education Report 1998 Teachers and teaching in a changing world, — UNESCO’s Press Service. — P. 5.
  14. Э. M. Экономический анализ сферы услуг. М., 1968. — С. 269.
  15. JI.П. Проектирование региональной системы среднего профессионального образования в рыночных условиях. Казань, 1996. -С. 60.
  16. А. Новой России новое образование. // Педагогический калейдоскоп, 1997, № 36. — С. 6 — 9.
  17. ., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ., под ред. Л.Любимова. М., 1995. — С. 832.
  18. .Д. Экономическая теория: пособие-практикум (отв. ред. Иванов О.).-М., 1995.-С. 227.
  19. Н.М., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Проблемы регионального развития социальной сферы / Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993. — С. 127−167.
  20. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб., 1996. — С. 130.
  21. Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. Экономический словарь-справочник. -М., 1988.-С. 351.
  22. Р. Политическая экономия: в 2-х т. т. / Пер. с фр. М., 1994. — С. 752.
  23. В., Власов В., Пименова Е. Государственный интерес (о дополнительном профессиональном образовании). // Высшее образование в России, 1998, № 1. С. 3 — 9.
  24. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М, 1994. — С. 720.
  25. Е. Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. М., 1991. — С. 32.
  26. В.Н. Вопросы экономической эффективности подготовки специалистов высшей квалификации: дисс.. к.э.н., Свердловск, 1973. С. 273.
  27. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка. // РЭЖ, 1996, № 3. С. 18 24.
  28. Э.И. Оптимальность в играх и решениях. М., 1990. С. 253.
  29. .Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели. // Педагогика, 1994, № 2. С. 103−112.
  30. Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. СПБ, 1999. С. 270.
  31. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М., 1993. С. 84.
  32. Р. Т., Садриев М. М., Галин Р. А. Совершенствование системы образования в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Башкирии). Уфа, 1995. — С. 168.
  33. Р.Т., Галин Р. А., Сардиев Ш. М. Совершенствование системы образования в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа, 1995. — С.168.
  34. С.А. Региональные аспекты развития системы образования Интеграция региональных систем образования: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции 16−18 мая 1995 г. 1995. — С. 133.
  35. А.С. Эффективность использования и подготовки специалистов. Минск, 1984. — С.200.
  36. В. К. Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт). М., 1994. — С. 165.
  37. С. И. Проблемы управления в системе образования России в контексте реформирования его структуры на региональном уровне. // Современное образование: поиски и решения. Барнаул, 1994, — С. 4750.
  38. Ю., Давыдов И., Лазарев В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. // Народное образование, 1994, № 1. -С. 22.
  39. А. Б Экономика высшего образования. М., 1976. — С. 156.
  40. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. -М., 1971.-С.620.
  41. С.А. Теория человеческого капитала. СПб, 1996. — С. 217.
  42. В. Экономическая наука в поисках новой методологии. // МэиМО, 1995, № 7. С. 5−17.
  43. С.Д., Понкратова B.JI. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. — С. 47.
  44. В.И. Проблемы экономического планирования и прогнозирования в народном образовании. / В кн. Вопросы экономического планирования и прогнозирования развития общеобразовательной школы -М., 1990.
  45. В.И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые. // Педагогика, 1992, № 3 4. — С. 3−10
  46. В.А. Оптимизация размещения сети общеобразовательных школ. М., 1975.-С.172.
  47. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда.-М., 1968.-С. 231.
  48. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  49. Закон РФ «Об образовании».
  50. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва — Уфа, 1993. — С. 226.
  51. А.П. Определение потребности в специалистах и затрат на их подготовку. Л., 1984. — С.110.
  52. Г. А. Экономика профессионально-технического образования. -М., 1980.-С. 121.
  53. История экономических учений. Часть И. / Под ред. Худокормова А. -М., 1994.-С. 416.
  54. История экономических учений. Часть 1: Уч. пособие / Под ред. В. Жа-мина, Е.Василевского. М., 1989. — С. 368.
  55. О., Ринне Р. Рынок образования, квалификации и европейская интеграция. // Высшее образование в Европе, 1993, Том XVIII № 2. -С. 34 48.
  56. В.Т. Целостность, преемственность, качество. // Высшее образование в России, 1997, № 1. С. 3 — 9.
  57. В.Т. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России, 1993, № 4. С.14−24.
  58. В.В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М., 1968. — С. 287.
  59. Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992. — С. 447.
  60. В.В. Буржуазная экономика образования. Воронеж, 1984. -С.151.
  61. Ю.С. Социалистическая общественная форма единства производства, науки и образования. Ростов-на-Дону, 1989. — С. 171.
  62. Ю.С. Экономические формы функционирования и науки и образования в региональной воспроизводственной системе. Ростов на/Д., 1993.-С. 217.
  63. Краткий статистический ежегодник Астраханской области. Астрахань, 1996.-С. 57.
  64. С.В. Размещение вузов в единой системе расселения: дисс.. к.э.н. М, 1974.-С. 235.
  65. А.А., Левицкий M.JI. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. М., 1990. — С. 115.
  66. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. / пер. с фр. СПб., 1996. — С. 589.
  67. Л. Региональная модель образования и национальные интересы России. // Народное образование, 1997, № 2. С. 20 — 23.
  68. А.П. Образование в условиях интенсификации экономики. -М., 1989.-С.192.
  69. А.П. Образование как сфера услуг. // В кн.: Основы разработки педагогических технологий и инноваций, под ред. Пятина В. А. Астрахань, 1998. — С. 327.
  70. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, в 2-х т.: Пер. с англ. М., 1992. — С. 399- 400.
  71. В.Л. Экономический механизм взаимодействия интересов центра и местных советов. М., 1991. — С. 191.
  72. В. «Экономический человек»: прошлое и будущее. // МЭ и МО, 1994, № 10. С. 146−150.
  73. А. Принципы экономической науки, в 3-х томах, т. 1. Пер. с англ. -М., 1993.-С. 415.
  74. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России. // Педагогика, 1995, № 5. С. 3 — 7.
  75. В.А. Социалистическое производство: политэкономические исследования. М., 1981. — С. 328.
  76. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. Региональная экономика. -М., 1995.-С. 304.
  77. Н.Н. Экономические проблемы развития всеобщего среднего образования в СССР и пути повышения его эффективности: дисс.. к.э.н. М., 1975.-С. 235.
  78. А.И. Экономика высшей школы. // Высшее образование в России, 1992, № 1. С. 71−73.
  79. В.М. Смешенная экономика: проблемы управления развитием. М., 1994. — С. 232.
  80. Л. Структуры человеческой деятельности. М., 1984. — С. 176.
  81. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы) Концептуально-программный подход / Под науч. ред. Селезневой Н. А. и Субетто А. И. М., 1995. — С. 199.
  82. Ю. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994. — С. 220.
  83. Основные направления развития среднего профессионального образования. -М., 1993.
  84. Отчет Астраханского областного департамента образования. Астрахань, 1998.-С. 55.
  85. А. Маркетинг в сфере образования. // В кн.: Подготовка кадров обучения, вып. 3. М., 1994, — С. 115 — 130.
  86. А. Цена образования. // Alma Mater, 1997, № 5. С. 24 — 29.
  87. В.И. Прорыв к рыночной цивилизации: Россия и мировое сообщество. Ярославль, 1995. — С. 170.
  88. А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985, т. 1. — С. 512- т. 2.-С. 454.
  89. В.И. Региональная структура управления образованием. // Советская педагогика, 1991, № 9. С. 29−35.
  90. В.Б. Маркетинг образовательных услуг. // Вестник уч. науч.-методич. объединения вузов России по инж.-педагогич. образованию. -Екатеринбург, 1993, № 1.
  91. Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. // Молодежь, образование, рынок: сб. науч. тр. М., 1992.
  92. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М., 1986.-С. 472.
  93. А.Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. Маркетинг. М., 1995.-С. 560.
  94. Российский статистический ежегодник. -М., 1996. С. 1202.
  95. П. О. Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики. // Общество и экономика, 1994, № 7−8. -С. 104−106.
  96. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995. -С. 352.
  97. Саймон Брайан Общество и образование: пер. с англ. / Общ. ред. и пред. Пилиповского В. Я. М., 1989. — С. 200.
  98. С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. М., 1993.
  99. П. Новые подходы к организации высшей школы. // Высшее образование в России, 1997, № 3. С. 11−19.
  100. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования. // Высшее образование в России, 1997, № 1. -С. 53 -57.
  101. АН. Живой и овеществленный труд в механизме экономических процессов М., 1990. С. 163.
  102. Сироткин С. П Развитие производственных коллективов. М., 1973. -С. 120.
  103. В.Я. Социальная справедливость и экономическая эффективность.// Педагогика, 1995, № 3. С. 33−37.
  104. И.В. Управление региональным научным комплексом. -Л., 1988.-С. 97.
  105. Словарь современной экономической теории Макмиллана, под ред. Дэвида У. Пирса. М., 1997. — С. 608.
  106. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997. — С. 720.
  107. С.Г. Эффективность образования в СССР. // Экономическая газета, 1962, апрель, № 14.
  108. Субетто, А И Проблемы фундаментализации источников высшего образования. Кострома-Москва, 1996. — С. 332.
  109. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. М., 1994. — С. 64.
  110. Тенденции развития высшего образования в современном мире (социально-экономический аспект). / Жильцов Е., Иванов С., Кокарев В. Отв ред. Ю. Кудрявцев. М., 1992. — С. 144.
  111. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М., 1994. — С. 228.
  112. Теория потребительского поведения и спроса (Серия «Вехи экономической мысли» Вып. 1), под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993. — С. 380.
  113. А.Н. Региональная политика научной деятельности высшей школы России. // Регионология, 1993, № 4. С. 12−17.
  114. Н.Н. Эффективность системы образования. // В кн: Подготовка кадров обучения. М., 1994, вып. 3. — С. 32 — 51.
  115. Управление, экономика и прогнозирование развития высшей и средней специальной школы: Экспресс-информация, вып. 6. М., 1979.
  116. Финансовые известия, 1997, 30 сентября, с. VI.
  117. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1995. — С. 864.
  118. И., Шестедт Б. Европа: тенденции и перспективы. // Перспективы, 1992, № 1 / 2. С. 110 — 124.
  119. Н.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987. — С. 255.
  120. Р. К теории экономической динамики. / В кн.: Классики кей-сианства. М., 1997. — С. 417.
  121. Дж.Р. Стоимость и капитал / Пер с англ., Общ. ред Р. М Энтова. -М., 1988.-С. 488.
  122. К.Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И., Ворожейкина O.JI., Пугач В. Ф., Покладок Е. Б. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 1994. -С. 117.
  123. В.В. Предпринимательство в сфере образования. Кострома, 1994.-С. 27.
  124. В.В. Система экономических отношений в сфере образования: дис. на соиск. уч.степ. док.эк.наук., Кострома, 1997. — С. 320.
  125. И. Теория экономического развития. М., 1982. — С. 45.
  126. В.П. Рынок образовательных услуг в современной России. // Школа, 1997, № 3. С. 29 — 36.
  127. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998. — С. 306 .
  128. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом. М., 1996. — С. 91.
  129. Экономика народного образования, под ред. Костаняна СЛ. М., 1986. -С. 335.
  130. Л.И. Экономика общественного сектора. М., 1996. — С. 319.
  131. Т.А. Управление подготовкой специалистов с высшим образованием: дисс.. к.э.н. Хабаровск, 1995. — С. 215.
Заполнить форму текущей работой