Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Политическая культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание дисциплинарного комплекса политической философии и политической культуры демонстрирует, с одной стороны, принципиальное значение философского осмысления для изучения и понимания феноменов политической культуры, а с другой — роль развития политической культуры в динамике и конкретизации философских идей. В этом плане политическая философия и политическая культура с необходимостью… Читать ещё >

Заключение. Политическая культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание дисциплинарного комплекса политической философии и политической культуры демонстрирует, с одной стороны, принципиальное значение философского осмысления для изучения и понимания феноменов политической культуры, а с другой — роль развития политической культуры в динамике и конкретизации философских идей. В этом плане политическая философия и политическая культура с необходимостью предполагают и дополняют друг друга. В определенном смысле политическая философия не только вырабатывает рациональные концепты, объясняющие феномены реальной политической культуры, но и создает некий теоретический задел идей, важных для развития политической культуры, политической теории и практики.

Политическая философия и теория политической культуры постоянно стремятся отвечать на вызовы современности, осмысляя и переосмысляя пройденный исторический путь, открывая возможные перспективы и альтернативы. Поэтому дальнейшие векторы их развития связаны с такими факторами современного социально-политического развития, как дальнейшее развитие процессов глобализации, формирование проектно-сетевого социума, все более глубокое проникновение в биологические и физиологические механизмы поведения, деятельности мозга. Человек во все большей степени осознает свою включенность в мир природы и возможности влияния на эту природу: от собственного субмолекулярного и даже субатомного уровня до космического масштаба. В связи с этим все радикальнее и интенсивнее меняются возможности политической жизни, формирования и реализации власти, представления о возможностях влияния на политические процессы, характера необходимых политических институтов, перспективах гражданского и политического участия.

Тем самым раскрываются роль и место политической философии и политической культуры как концептуальной и теоретической основы изучения и развития других политических дисциплин: от политического права до конкретных политических технологий, включая управление, политический маркетинг и менеджмент политических проектов.

Глоссарий

Аксиология — философская дисциплина, в рамках которой рассматриваются происхождение, типология и роль ценностей в различных проявлениях общественной жизни, формирования и развития личности.

Анархия — политическая идеология и практика, основанная на отрицании государства и самодостаточности ответственности свободной личности.

Антропология — учение о происхождении и развитии человека как биологического и социально-культурного феномена. В связи с этим следует различать антропологию как часть естествознания, философскую и культурную антропологии.

Безопасность — базовая ценность социогенеза, связанная с необходимостью обеспечения возможностей выживания и развития конкретного общества, группы, семьи. В современном обществе безопасность становится предметом разветвленной системы институтов, обеспечивающих ее в сферах внешней политики, обороны, здравоохранения, продовольствия, информации, бизнеса и т. д.

Власть — одно из основных понятий в политической науке, при этом социологически «аморфное» (по М. Веберу) понятие, т. е. не уточняемое строго. Сегодня выделяют власть силы (power) и власть авторитета (authority), этим понятиям примерно соответствуют концепции «власть над» и «власть для». Классическое определение власти для первого случая дал М. Вебер: «Если субъект, А оказывает влияние на В и добивается того, что он выполняет его волю независимо от своего желания, то, А имеет власть над В». В рамках второго подхода власть можно определить как способность аккумулировать ресурсы различного вида для решения общественно важных проблем.

Глобализация — всемирный процесс интеграции экономических, финансовых рынков, снятия барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Глобализация интенсифицирует связи и взаимозависимости в политической, военной, культурной сферах, способствует появлению социальных связей в наднациональном масштабе.

Гносеология — философская дисциплина, представляющая собой общую теорию познания. В настоящее время из нее фактически выделились когнитология (теория познавательных процессов), эпистемология (теория форм знания), логика и методология науки.

Демократия — в современном понимании — способ организации власти на основе мнения большинства и с сущностным учетом мнения меньшинства, предполагает постоянный диалог общества и власти, наличие разнообразных форм и институтов влияния общественных групп на процесс принятия решений.

Дискурс, дискурсивный подход — способ рассуждения, речь с учетом ее коммуникативного контекста.

Доверие — важнейшая часть социального капитала, предпосылка конструктивных социальных и межличностных отношений, основанная на осознании общности ценностей и предсказуемости ответственного поведения партнера.

Идентичность — проявление самосознания и самоопределения, выражающее отождествление личностью себя с некоей социальной общностью, сопричастность ей.

Идентификация — характеристика набора свойств, относящая конкретное явление, личность к некоей общности, категории.

Идеология (политическая) — совокупность по преимуществу систематизированных представлений, взглядов и идей, выражающих отношение к действительности тех или иных субъектов политики. Политическая идеология форма социального мышления, присущая современному обществу, в котором оказалась сломлена монополия церковной интерпретации мира.

Идея — умопостигаемый образ предмета реальности, выраженный в единстве знания существенных свойств, оценочного отношения и возможной деятельности с ним.

Империя — сложное государственное образование (сверхгосударство), унитарное объединение разнородных частей, находящихся на разной стадии формирования собственной государственности и подчиненных центру-метрополии.

Индивидуализация — стадия социализации личности, выражающая уникальную неповторимость освоенного социального опыта, обусловленная биопсихологическими особенностями, фактами биографии и личностным самоопределением.

Инновации — целевое (сознательное) изменение в структуре или функциях системы определенного вида, переводящее систему в качественно повое состояние. Социально-политические реформы могут рассматриваться как инновации в случае достижения социумом нового уровня цивилизационного развития.

Институт, институты — (от лат. — установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества.

Институционализм — одно из современных направлений экономической мысли, сформировавшееся в 1920— 1930;х гг., в котором ключевая роль отводится социально-экономическим факторам (институтам), определяющим особенности развития общества.

Информационное общество — цивилизационная стадия развития общества, сформировавшаяся ко второй половине XX в., в котором информация, информационно-коммуникативные технологии играют ключевую и определяющую роль во всех сферах социальной жизни.

Коммунитаризм — направление мысли и движение, направленное на восстановление гражданских ценностей и коллективизма. Сторонники коммунитаризма видят смысл общества в моральных ценностях и общине, противопоставляя их государственности и эгоистическому индивидуализму. Они считают, что именно от своей общины — деревни, субкультуры, общественно-политического движения или этнической группы — люди приобретают специфические права и обязанности.

Конструктивизм — концепция в гуманитарных и социальных науках, согласно которой познание выступает как результат активности познающего субъекта, выражающейся в построении моделей, интерпретаций. Аналогично социальные институты и социальная реальность в целом проявляют зависимость от социально-психологической активности. Социальная реальность, включая политическую сферу (нации, государства, институты), рассматривается как реализация интересов, ценностей, идей и не сводится к материальным условиям.

Культура — система порождения, отбора, сохранения и трансляции социального опыта. Реализуется в ценностно-нормативных системах различной степени институционализации. В связи с этим могут выделяться культуры различных сфер деятельности (правовая, политическая, экономическая, организационная и т. д.), национально-этнические культуры, субкультуры (профессиональные, молодежные, досуговые).

Легитимность — признание обществом правомерности какого-либо института или лидера, справедливости выдвигаемых им целей и требований.

Либерализм — политическая идеология, в основе которой — свобода и ответственность личности, приоритет ее интересов и ценностей, равенство прав, терпимость, управление с согласия управляемых, антипатернализм (при различиях в их интерпретации); рационализм, установка на возможность рационального усовершенствования общества.

Личность — наделенный сознанием индивид, вменяемый актор социальной жизни.

Марксизм — философское и политическое учение, связанное с творческим наследием и развитием представлений К. Маркса и Ф. Энгельса, их последователей. Включает в себя «классический марксизм» как творческий синтез трех источников, трех составных частей марксизма — представлений утопического социализма, английской политической экономии и классической немецкой философии, а также такие направления, как философия человека и философия истории.

Модерн — этап развития цивилизации Нового времени и проект современности, связанный с акцептированием роли рациональности, научного познания, и на этой основе преобразования реальности.

Модернизация — радикальное социальное обновление, переход от традиционного общества к индустриальному, от индустриального — к постиндустриальному.

Мораль — сторона общественной практики, связанная с представлением о добре, смысле жизни и вытекающими из них правилами человеческого поведения. Наукой о морали является этика.

Мультикультурализм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, а также обосновывающие такую политику теория или идеология.

Насилие — принуждение (физическое, экономическое, нравственное), действие одного субъекта над другим, осуществляемое с определенной целью, вопреки его согласию, воле и интересам.

Ненасилие — совокупность этических, социальных и культурологических принципов, развивающих идею отказа от агрессии в любой форме. По своему смыслу данные идеи можно разделить на две основные версии. Во-первых, отказ от агрессии в отношении человека к окружающему миру в целом, включая других людей, животных, насекомых и т. д. Во-вторых, отказ от насилия в социально-политической практике в отношениях между людьми и общественными организациями, государствами. В качестве политической практики ненасилие направлено на лишение правящей политической власти легитимности: демонстративный отказ от сотрудничества с органами власти и ее представителями, мирные демонстрации, попытки общественной самоорганизации для решения насущных социальных проблем без участия государства, активное использование публичного пространства, масс-медиа для выражения и аргументации своей позиции.

Номинализм — направление в философии, в котором понятия рассматриваются исключительно как имена и тем самым отрицают отдельное существование «универсалий» (значения общих понятий).

Норма — формально или неформально установленное правило в определенной сфере, требующее выполнения.

Нравственность — практика поведения, осуществляемого в соответствии с нормами принятой морали.

Онтология — философская дисциплина, учение о бытии (сущем) как таковом.

Ответственность — в нравственно-правовом плане: 1) синоним обязанности что-либо сделать; 2) последствие нарушения обязанности; 3) принятие или возложение определенных обязательств, предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с последующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств. В плане философской антропологии и метафизики нравственности — неизбывное следствие факта бытия человека, его включенности в причинно-следственные связи. В этом плане ответственность является следствием социализации и условием формирования самосознания.

Парадигма — система нормативных установок (концепций, методов, теорий), признанных научным сообществом, выступающих основанием последующих исследований.

Персонология — философское, а также междисциплинарное учение о личности.

Платонизм — философские представления, опирающиеся па учение Платона о существовании отдельного мира идей, которые представляют собой сущности вещей видимого мира.

Позитивизм — философская концепция, акцентирующая внимание на научном познании, согласно которой значимыми являются только результаты эмпирических исследований. Позитивизм противостоит метафизическим размышлениям о трансцендентных сущностях, не связанных с конкретным опытом.

Политика — отношения по поводу власти. В английском используется два термина — politics — борьба за завоевание или удержание власти, включая выборы, и policy — выдвижение, обсуждение, принятие и реализация программ решения актуальных для данного общества проблем (например, социальная, экологическая, образовательная политики). Использование в русском языке одного термина для обозначения разных понятий приводит в реальной российской политике к смешению этих смыслов (например, закон об иностранных агентах).

Политическая культура система порождения, воспроизводства и развития социума и власти.

Политическая философия — философская дисциплина, в которой осмысляется обустройство общества, роль в этом обустройстве власти (государства) и личности. В ее предмет входят вопросы об условиях возможности правильной жизни, о свободе и наилучшем политическом порядке.

Политический класс — часть общества, чья деятельность связана с осуществлением функций государственной власти.

Политология — наука о политических институтах и политических процессах.

Постмодернизм — концепция и социально-культурная практика второй половины XX в., в которых переосмысливаются итоги модернизма. Согласно постмодернизму людям недоступна реальность как таковая, представления о ней задаются языком, придающим форму всему мыслимому и воображаемому. Поэтому реальность определяется теми, кто имеет власть над формированием языка и дискурса. Любой феномен в процессе его осмысления может быть подвергнут «деконструкции», показывающей зависимость представлений о нем от различных установок. Нравственным следствием постмодернистских установок является ценностной и нравственный релятивизм.

Постсекуляризм — современное общественно-философское учение, переосмысляющее роль и возможности самодостаточности секуляризма (светскости) модерна, предполагая новый этап включения религии в социальную жизнь, расширения практик поиска трансцендентного.

Права человека — понятие, тесно связанное с идеей свободы, выражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек — государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком. Содержание прав человека систематизировано во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН.

Просвещение — общественно-политическое течение конца XVIII — начала XIX в., представители которого стремились устранять недостатки современного им общества за счет изменения нравов, распространения гуманистических идей и научного познания.

Равенство — понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе, в разных теориях трактуется как правовое равенство, равенство доступа к ресурсам и т. д.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — философско-мировоззренческая установка, согласно которой бытие, познание и поведение людей строятся в соответствии с принципами, доступными человеческому разуму. Идея рационализма возникла в рамках теологии, где ее сторонники настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу. В науке, технике, социальных практиках рационализм связан с представлением о непротиворечивых (конструктивных) системах, эффективной целенаправленной деятельности.

Реализм — восходящее к платонизму философское учение, согласно которому общие понятия («универсалии») имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Революция — глубокие преобразования (политические, экономические и социальные), происходящие в обществе не в итоге их постепенного накопления (эволюция), а в результате относительно кратковременной совокупности исторических событий, возглавляемых политической силой (группой), пришедшей к власти (иногда в ходе вооруженного восстания) и провозгласившей своей целью эти изменения.

Свобода — одна из базовых ценностей развития общества и личности. Различают свободу суверенную (связанную с фактом самосознания и самореализации, «свободу хотения») и свободу институциональную (связанную с институциональными рамками и гарантиями самореализации без ущерба для суверенной свободы других членов общества, «свободу делания» .) Идея свободы является центральным понятием в идеологии либерализма, где в институциональной свободе различают «свободу от…», или отрицательную свободу, свободу от насилия и «свободу для…», или положительную свободу, свободу делать что-либо для блага общества.

Семиотика (семиология) — теория знаков и знаковых систем, их формирования, развития и использования.

Солидаризм — учение об обществе, утверждающее солидарность разных сто частей. Солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Идея «социально-ответственного рыночного хозяйства» легла в основу многих европейских политических партий. В русскую политическую литературу термин солидаризм ввел петербургский юрист Г. К. Гинс (1887—1971), министр колчаковского правительства, профессор университетов Харбина и Беркли. Солидаризм является идеологий Народно-трудового союза российских солидаристов.

Социализация — процесс и результат усвоения индивидом социального опыта: принципов, норм, правил поведения окружающего его общества. Агентами социализации являются семья, школа, профессиональная среда, друзья, общественные организации и т. д. Именно социализация делает индивида полноценной личностью.

Социум — устойчивая социальная общность, характеризующаяся общностью культуры: едиными условиями и способами жизнедеятельности людей.

Справедливость — одна из базовых ценностей социальной жизни. Различаются два вида справедливости: «уравнительная» как равенство всех членов общества перед действующими законами и правилами, и «распределительная», связанная с доступом к благам в соответствии с определенными критериями, заслугами перед обществом.

Толерантность — добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и даже если последний не одобряет их.

Утилитаризм — концепция и идеология максимизации блага. Она лежит в основе современной теории справедливости, детально разработанной Д. Ролзом и существенно дополненной в ходе ее активного обсуждения.

Федерация, федерализм (от лат. союз, объединение) — система правления, в которой государственная власть и суверенитет осуществляются как минимум на двух уровнях: общенациональном и субъектов федерации (республики, штаты, земли, провинции, кантоны и т. д.), учреждающих ее на основе специального договора.

Феминизм — идеология и течение в политической науке, делающие акцепт па равноправии полов, социальной сконструированность деления общества на мужчин и женщин и необходимости прекращения дискриминации по тендерному признаку, расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. Феминизм критически анализирует традиционную гендерную асимметрию, связывает се с привилегированным положением мужчин и подчиненным положением женщин с точки зрения их социально-экономических, политических прав и культурного авторитета.

" Хорошее общество"  — концепция, отрицающая универсальные нормативные образы «идеального государства», предполагает систематический анализ показателей уровня развития и качества жизни, которые могут выстраиваться в рейтинги, отражающие максимальное повышение материального уровня жизни. Лидеры этих рейтингов могут рассматриваться ориентирами, задающими вектор развития.

Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов и являются важнейшими компонентами культуры наряду с нормами и идеалами.

Экзистенциализм — направление в философии, возникшее в XX в., сводящее представления о бытии, познании, человеке, социальных отношениях к экзистенции — персонологическому опыту переживания «заброшенности в бытие» наделенного сознанием свободы и ответственности индивида.

Элита — часть общества, выполняющая лидерские функции: постановки целей, путей их достижения, консолидации и мобилизации других членов общества. В современных политических науках зачастую отождествляется с правящей группой политического класса.

Эпистемология — философская дисциплина, связанная с выработкой представлений о природе, формах знаний, их структуре и факторах развития. Сформировалась в рамках общей теории познания (гносеологии) в связи с развитием логики и методологии науки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой