Актуальность темы
В процессе развития рыночных отношений в экономике Украины все большее значениее приобретает проблема повы-шения эффективности хозяйствования предприятия, как основного звена национальной экономики. Развитие конкурентной среды в России требу-ет от отечественных предприятий-производителей машин и оборудования производственного назначения по возможности более скорого овладения знаниями и привычками в области рыночного ценообразования. Необоснованное установление цен неизбежно приводит предприятие к убыткам. Повышенное внимание необходимо в установлении цен на новые машины и оборудование производственного назначения, с которыми предприятие планирует выйти на рынок.
Сейчас проблеме ценообразования большое внимание в своих роботах уделяют ученые России и стран СНГ. Это — И. В. Семеняк, В. М. Гринева, Ф. М. Левшин, Б. В. Попов, В. Г. Герасимчук, Э. А. Уткин, В. В. Герасименко и др. Ими уже решены некоторые из проблем цен и ценообразования. Вместе с тем остается много теоретических и практических вопросов ценообразования, которые разработаны недостаточно.
Цель и задачи исследования
Целью курсовой работы является со-вершенствование теоретического и методического обеспечения формирования цены на оборудование производственного назначения.
Для достижения поставленной цели был решен комплекс таких за-дач:
проведен теоретический анализ цены как экономической катего-рии рыночной экономики;
осуществлены маркетинговые исследования на рынке станкоинструментальной промышленности ;
проведен расчет затрат и планового уровня цены на станок.
Объект исследования процесс ценообразование в системе марке-тинга предприятия.
Предметом исследования стало теоретическое и методическое обеспечения расчетов цен на оборудование производственного назначе-ния.
Исследовательский приемы. Теоретической основой проведенных исследований являются научные работы классиков экономической науки и современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам ценообразования, законы и нормативные акты России по экономическим вопросам.
Методической основой исследовани являются философские прин-ципы познания, диалектический, логический и системный подходы к рас-смотрению процессов и явлений в экономике.
В процессе исследований были использованы общенаучные ме-тоды: наблюдение, сравнение, измерение, обобщение, абстрагирование, формализации, анализ и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие цены и ценовая политика предприятия
Цена — денежное выражение стоимости товара — продукции (изде-лий, работ, услуг), т. е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Основные элементы цены представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Формирование цены
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Суще-ственное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Важнейшим фактором ценообразования является также государст-венное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы — это установление опреде-ленного порядка ценообразования; косвенные (экономические) — направ-лены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда [2,с.156].
Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики:
обеспечение выживаемости;
максимизация прибыли;
удержание рынка.
Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем бу-дущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.
Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятель-ности.
На систему ценообразования, а соответственно на ценовую поли-тику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сфе-ры, а именно:
изменение покупательной способности рубля;
курсы иностранных валют к рублю.
Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валют-ного курса на цены многообразен [3,4,5].
1.2 Ценовые стратегии
Ценовые стратегии — обоснованный выбор из нескольких вари-антов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии [3,с.243]:
дифференцированного ценообразования;
конкурентного ценообразования;
ассортиментного ценообразования.
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся:
ценовая стратегия скидки на втором рынке — основана на особен-ностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсио-неры);