Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с формированием гуманистической направленности образования получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании (Э.М. Александровская, М. Р… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Динамика и психолого-педагогические средства развития познавательных процессов в дошкольном возрасте
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Организация и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Разработка и применение программы психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у дошкольников
    • 2. 4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития.

Появление новых составляющих и единиц анализа развития ребенка способствовало формированию в психологической науке иного подхода к онтогенезу ребенка и его проблемам. Это коснулось и системы дошкольного образования. Содержание и динамика возрастного развития ребенка проектируются педагогическими программами, определяются своеобразием и совершенствованием дидактических систем/технологий, собственными генетическими программами развития ребенка.

Вместе с формированием гуманистической направленности образования получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании (Э.М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, Р. В. Овчарова, Т. Н. Чиркова и др.). Непродолжительный срок существования в системе образования данной модели деятельности психолога (с 1994 г.) и ее широкое распространение в различных образовательных учреждениях показывают интенсивность изучения специфики проблемы. Многие авторы признают обусловленность такой специфики различиями в образовательных задачах, возможностях и ориентирах, других характеристиках конкретных образовательных сред: детские сады (Г.Л. Барди-ер, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Т. И. Чиркова и др.), школы (Э.М. Александровская, И. А. Баева, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, T.JI. Порошинская, JI.B. Тарабакина и др.), средние и высшие профессиональные учебные заведения (Ж.О. Андреева, В. К. Багирбеков, P.O. Агавелян, Ю. М. Львин и др.).

Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований по проблеме психологического сопровождения, остается недостаточно изученной специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям сопровождаемых в разных типах образовательных учреждений. Поэтому проблему психологического сопровождения развития дошкольника мы относим к разряду малоизученных и весьма актуальных, так как дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.И. Божович, В. В. Давыдов, B.C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом, теоретический анализ научной литературы и наша практическая работа в дошкольном образовательном учреждении свидетельствуют о наличии ряда противоречий:

— между теоретическим уровнем разработанности проблемы психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов дошкольника и практическим ее состоянием в дошкольных образовательных учреждениях;

— между требованием начальной школы к индивидуально-личностному развитию дошкольников и их готовностью к систематическому обучениюмежду индивидуально-личностными, возрастными, социально-психологическими особенностями развития познавательной сферы дошкольника и возможностями адаптации к будущей жизни.

Психологический анализ общего и особенного в обеспечении психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста позволил выделить проблему исследования, которая состоит в разработке содержания, форм, методов и условий развития межфункциональных связей в познавательных процессах детей, позволяющих компенсировать низкий уровень развития какого-либо психического процесса за счёт интенсивного развития другого, имеющего более высокие показатели возрастных параметров развития.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования являются познавательные процессы детей дошкольного возраста, а его предметом — особенности психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов дошкольников будет успешно осуществляться, если:

— обеспечено моделирование содержательных характеристик развития познавательных процессов как системы индивидуально-личностного развития, стиля познавательной деятельности, способов приспособления к окружающей среде;

— осуществляется формирование межфункциональных связей в познавательных процессах посредством особой организации взаимодействия ребенка и окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности;

— используются технологии психолого-педагогического сопровождения, ориентированные на высокие параметры формирования познавательных процессов и особенности индивидуальной траектории психического развития дошкольников.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

2. Теоретически обосновать и экспериментально исследовать направления психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов дошкольника.

3. Выявить особенности развития познавательной сферы дошкольников и определить психолого-педагогические условия развития межфункциональных связей в познавательных процессах.

4. Разработать, апробировать и определить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с целью формирования межфункциональных связей в познавательных процессах.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция сопровождения (М.Р. Битянова, Е. И. Казакова, А. А. Майер, JI.M. Ши-пицына и др.) — психолого-педагогические теории развития психики (П.П. Блонский, Дж. Брунер, J1.A. Венгер, В. Вундт, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, Б. Ф. Зейгарник, В. П. Зинченко, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Т. И. Чиркова и др.), а также совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущностных сил (Б .Г. Ананьев, М. Я. Басов, С. П. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность следующих методов: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыдиагностические (анкетирование, беседа, тестирование) — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение) — опытно-экспериментальная деятельность (констатирующий и формирующий эксперименты) — метод поперечных срезовметоды статистической обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения г. Курска (№№ 115, 76, 62). В обследовании участвовало 226 детей от 5-ти до 7 лет, 18 педагогов дополнительного образования, 25 воспитателей, 16 младших воспитателей (няни групп), 210 родителей.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На подготовительном этапе (1999;2000 гг.) — проходило практическое знакомство с проблемой психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития дошкольников, изучение степени ее разработанности в психолого-педагогической теории и практике. Рассматривались вопросы постановки целей и задач исследования, определения предмета и формулирования первичной гипотезы. Осуществлялось накопление эмпирических данных, формулировались основные принципы работы с детьми, воспитателями и родителями, фиксировались общие тенденции в развитии познавательных процессов у дошкольников. Как результат данного этапа была составлена программа опытно-экспериментальной работы по исследованию стратегий и тактик психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

На втором этапе (2000;2002 гг.) — выполнялась опытно-экспериментальная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях №№ 115, 62, 76 г. Курска. Осуществлялась проверка основных положений гипотезы исследования, анализировались первичные результаты исследования. Процедура включала в себя: первичную диагностику развития познавательной сферы дошкольниковдополнительную углубленную диагностику уровня развития познавательных процессов детей, входящих в экспериментальную группуизучение детско-родительских отношений, взаимоотношений с воспитателями групп, педагогами дополнительного образованияанализировались причины неудовлетворенности детейпроводился анализ анамнестических данных. Результатом стала выработка тактик развития познавательных процессов, оценка адаптивных и межфункциональных связей развития.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) — осуществлялось продолжение опытно-экспериментальной работы по изучению вероятных путей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Продолжился констатирующий эксперимент, позволяющий более четко определить критерии деления дошкольников на экспериментальную и контрольную группы. Была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с целью формирования эффективных межфункциональных связей.

На четвертом этапе (2004;2006 гг.) — происходили обработка, анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, что отражено в основных публикациях. Результаты исследования были оформлены в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

1. Определены специфические особенности психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

2. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено существование нескольких тактик психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающих эффективность развития познавательных процессов дошкольника, связанных с такими факторами, как стиль познания, социальная ситуация развития и способности ребенка. Определены основные направления развивающей работы с дошкольниками в конкретной социальной ситуации развития.

3. Научно обоснована программа психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты углубляют содержание личностно-ориентированной модели обучения дошкольниковпозволяют варьировать способы применения личностно-ориентированного подхода в обучении детейреализовать принципы психолого-педагогического сопровождения дошкольников на практикеповысить эффективность деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов детей дошкольного возраста послужили основой для работы психологических служб и воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Курска.

Реализована программа психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у дошкольниковвнедрены в практику рекомендации для родителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей.

Материалы и результаты исследования включены в программу занятий по дисциплинам «Возрастная психология», «Педагогическая психология» в Курском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические и методологические положения концепции сопровождения, возрастной, педагогической психологии, а так же психологии когнитивных процессов и психологии личностиприменением апробированного комплекса взаимодополняющих методов исследования, отвечающих целям и задачам опытно-экспериментальной деятельностикачественным и количественным анализом экспериментальных данныхположительными отзывами о результатах исследования на научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов подразумевает учет специфики детского возраста, а именно неравномерность созревания высших психических функций, и индивидуальные варианты онтогенеза: адаптацию и компенсацию.

2. Условиями развития познавательных процессов выступают: варьирование методик взаимодействия педагога с дошкольникамикомплексное воздействие на исследуемый феноменорганизация совместной работы с родителями и воспитателями дошкольного учреждения.

3. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста предполагает несколько направлений формирования межфункциональных связей, основывающихся на специфических моментах индивидуально-личностного развитияна стилевых характеристиках познавательной деятельностина особой системе приспособления к окружающей обстановке.

4. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов ребенка реализуется с помощью специальной программы развивающих занятий, направленной на формирование умения классифицировать предметы по определенным признакам, развитие навыков сравнения предметов с образцом, умения устанавливать связи между предметами и явлениями, развитие мнемических приемов и творческого воображения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе ДОУ № 115, 76, 62 г. Курска. Результаты исследования докладывались на Международной конференции «А. Р. Лурия и Психология 21 века» (Москва, 2002), на Всероссийских научно-практических конференциях: «Технологическое образование в школе и вузе» (Курск, 2002), «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2003), «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (Чебоксары, 2004), «2-я Всероссийская научно-практическая конференция психологов-практиков» (Москва, 2006), а также на 3-ем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003) и Интернет-конференции «Психологические проблемы современной российской семьи — 2004», на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и психологии, на курсах повышения квалификации педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, педагогических советах дошкольных образовательных учреждений, участвующих в эксперименте. Результаты исследовательской и опытноэкспериментальной деятельности опубликованы в следующих журналах: «Психолог в детском саду» (2003, № 3), «Психолог в детском саду» (2004, № 4), «Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова — Акмеология образования» (2006, № 3), «Вестник университета (Государственный университет управления)» (2007, № 3(29)).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В основном тексте диссертации содержится 5 таблиц, 10 рисунков. Библиография включает 190 источников, из них 2 на иностранном языке. В приложениях приводится перечень методик, а так же образец карты индивидуального развития, протокола обследования дошкольников, материалы работы по программе сопровождения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Опытно-экспериментальная деятельность позволила определить тактики формирования межфункциональных связей в познавательных процессах и особенности индивидуальной траектории психического развития. Эти тактики определяются условиями и социальной ситуацией развития личности ребенка, а так же особенностями индивидуальной траектории психического развития.

Анализ результатов подготовленности к школе детей с ярко выраженной неравномерностью развития познавательных процессов говорит о том, что на уровень подготовки может влиять как отношения взрослых к детям, так и мотивация самого ребенка. Низкие параметры развития познавательных процессов у дошкольников в большинстве случаев влияет лишь на интеллектуальную составляющую «школьной готовности».

2. Результаты применения авторской программы подтвердили предположения о том, что, изменяя методику взаимодействия с дошкольниками, можно уменьшить негативные последствия ярко выраженной неравномерности развития познавательных процессов. Для этого необходимо комплексное воздействие на исследуемый феномен, а также совместная работа с родителями и воспитателями дошкольного учреждения.

Качественный анализ результатов дальнейшего наблюдения позволил сделать вывод о долговременности эффекта психолого-педагогического сопровождения. Этот факт напрямую связан с типом отношения взрослых к ребенку. Заинтересованность взрослых в дальнейшем развитии дошкольника существенно влияет на эффективность занятий и продолжительность эффекта развития. Сохранность эффекта зависит и от тактики психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов. Если затрагиваются личностные структуры, индивидуально-типологические особенности, то эффект более продолжительный.

3. Оценка результативности занятий показывает, что дошкольники легко приобретают новый опыт и активно пытаются воспользоваться им в детском саду. Мы констатировали факт снижения претензий к детям со стороны родителей и воспитателей и успешность усвоения учебной программы данными дошкольниками.

4. Изучение процесса формирования межфункциональных связей в познавательных процессах при нормативном развитии позволило выявить некоторые особенности его протекания у детей дошкольного возраста:

• в психолого-педагогическом сопровождении развития познавательных процессов нуждаются дети, имеющие низкий уровень эмоционально-волевого развития;

• у детей, имеющих нарушения в сфере детско-родительских отношений, психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов чаще всего носит компенсаторный характер;

• в старшем дошкольном возрасте психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов связано с индивидуально-типологическими чертами личности;

• новые способы познавательной деятельности используются дошкольниками в значимых для них ситуациях: когда происходит оценка личности ребенка;

• формирование межфункциональных связей в познавательных процессах имеет позитивную направленность при условии активной позиции родителей и активной деятельности самого дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наша опытно-экспериментальная деятельность доказала, что формирование межфункциональных связей в познавательных процессах дошкольников происходит посредством организации взаимодействия ребенка и окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности. В дошкольном возрасте психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов требует изучения индивидуально-личностных особенностей и взаимоотношений ребенка и взрослых.

Описанные результаты опытно-экспериментальной деятельности подтвердили гипотезу о том, что при формировании межфункциональных связей в познавательных процессах у детей дошкольного возраста целесообразно опираться на высокий уровень развития отдельных психических процессов. В результате всей опытно-экспериментальной деятельности мы пришли к следующим выводам:

1. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой модель деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития дошкольника при взаимодействии с окружающим миром.

2. Процесс психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов в дошкольном возрасте рассматривается как преодоление несоответствия между воспитывающей и обучающей средой и биологическими и социальными возможностями ребенка.

3. Предметом психолого-педагогического сопровождения в дошкольном возрасте выступает формирование познавательных процессов с позиции общепсихологических закономерностей развития интеллекта, межфункциональных связей высших психических процессов, обеспечивающих развитие адаптивности у ребенка.

4. Содержательные характеристики психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов могут рассматриваться в нескольких планах: как система индивидуально-личностного развитиякак стиль познавательной деятельностикак система приспособления к окружающей обстановке.

5. Эффективность психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов определяется ориентацией деятельности педагога на зону актуального развития индивидуально-личностных особенностей ребенка с целью распознавания и формирования позитивной направленности и переструктурирования межфункциональных связей в познавательных процессах.

6. Содержание программы работы, обеспечивающей развитие познавательных процессов дошкольников, направлено на совершенствование: возрастных показателей распределения и устойчивости вниманиякомпенсацию низкого объема кратковременной памяти и других мнемических свойств, позволяющих преодолеть неравномерность развития мыслительных процессовумения устанавливать связи между предметами и явлениямитворческого воображения, которое компенсирует неравномерность развития познавательных процессов и слабое развитие речи.

7. Результаты применения авторской программы подтвердили предположение о том, что, изменяя методику взаимодействия с дошкольниками, можно нивелировать неравномерность развития познавательных процессов при условии комплексного воздействия на исследуемый феномен, а также совместной работы с родителями и воспитателями дошкольного учреждения.

8. Качественный анализ результатов дальнейшего наблюдения позволил сделать вывод о долговременности эффекта психолого-педагогического сопровождения. Этот факт напрямую связан с типом отношения взрослых к ребенку. Заинтересованность взрослых в дальнейшем развитии дошкольника существенно влияет на эффективность занятий и продолжительность эффекта развития. Сохранность эффекта зависит и от направленности психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов. Если затрагиваются личностные структуры, индивидуально-типологические особенности, то эффект более продолжительный.

9. Направления формирования межфункциональных связей в познавательных процессах у детей дошкольного возраста определяются условиями и социальной ситуацией развития личности ребенка, а так же особенностями индивидуальной траектории психического развития.

Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов дошкольников и анализом средств формирования межфункциональных связей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.416 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  2. А. Теория и практика индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  3. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет)/ JI.M. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова 2-е изд., доп. и пере-раб. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 380 с.
  4. Э.М., Куренкова Н. В., Кокуркина Н. И. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова, Н. И. Кокуркина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  6. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: «КСП», 1997.-320 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350 с.
  8. .Г., Степанова Е. И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). М.: Педагогика, 1977.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  10. Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -224 е.: ил.
  11. В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. -М.: АРКТИ, 2000. 28 е.: ил.
  12. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе// Школа здоровья. 1997. — № 4. — С.9−17.
  13. Н.В. Развивающие игры с элементами логики (Систематический курс развивающих занятий для младших школьников). М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 64 с.
  14. Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости психологической помощи детям: Научно-популярное издание. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2002. — 112 е.: ил. — (Психологическая работа с детьми).
  15. Г. Л., Ромазан И. В., Чередникова Т. С. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. С.-Пб., 1996.
  16. А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 432 с. (Практическая психология).
  17. О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Дис. канд. психол. наук. 19.00.07 Ростов н/Д, 2000. — 141 с.
  18. М.Я. Избр. психол. произведения /Под ред. В. Н. Мясищева и В.
  19. С. Мерлина. М.: «Педагогика», 1975. — 432 с.
  20. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2001. 1536 с.
  21. М.М. Ступеньки к школе: Кн. для пелагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с.:ил.
  22. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  23. JI.B. Развитие самокомпенсации у учащихся разных педагогических систем: Дис. канд. психол. наук, 19.00.07 Казань, 1999. — 216 с.
  24. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 144 с.
  25. H.JI. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР// Вопросы психологии. -1997.-№ 1. С. 19−26.
  26. Белых C. JL, Гришанова И. А. Изучение компенсаторных форм саморегуляции на примере исследования динамики коммуникативной компетентности детей с речевыми нарушениями. //Психологическая наука и образование. № 4, 2000.
  27. Г. А. Методологические основы практической психологии: Учеб. пособие. М.: Издательство Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
  28. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.-298 с.
  29. П.П. Педология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -288 с.
  30. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  31. Е.И. Механизмы умственной деятельности: динамичные временные связи /Науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1976. — 248 с.
  32. Борякова Н. Ю, Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. -М.: «Гном-Пресс», 1999. 64 с.
  33. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 2000. — 64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
  34. В.К. Условно-компенсаторные пути в самореализации. //В кн.: Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А. А. М., Проспект, 1998.-с. 298−300.
  35. Н.Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. Ярославль: «Академия развития», 1997. -208 е.: ил. — (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  36. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта//Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987.-С. 120−141.
  37. A.JI. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. 4-е издание. — М.: Генезис, 2007. — 160 с.
  38. A.JI. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. 4-е издание. — М.: Генезис, 2007. — 128 с.
  39. Н.Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии. № 2, 2003.
  40. А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Дис.. канд. психол. наук.1900.07-М., 1999.-194 с.
  41. Вопросы динамики познавательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста: сб. статей. Ростов н/Д: Ростов, пед. ин-т, 1972. -112 с.
  42. А.Н. Тренинг интеллекта. М.: Лесн. пром-сть, 1989. — 175 с.
  43. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.-С. 5−36
  44. Р. Психотерапия детских проблем. СПБ., 2002. — 416 с.
  45. А.Н. Педагогическая психиатрия: Учебное пособие, «-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 208 с.
  46. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. -М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. 160 е.: ил.
  47. P.M. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. — 655 с.
  48. Ю.Г. Возрастная психиатрия. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с. (Серия «Библиотека практического психолога»).
  49. Т.А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994. — 232 е., 25 рис.
  50. В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во «Латер-на», «Вита», 1995. — 150 с.
  51. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  52. М.В., Ерофеева И. Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). М.: Издательство Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 64 с.
  53. Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 176 с. — (Психол. наука — школе).
  54. Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефе-цитом внимания. 2-е изд. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2001. — 128 с. (Лечебная педагогика и психология — приложение к журналу «Дефектология». Вып. 9).
  55. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: педагогика, 1989. — 578 с.
  56. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказко-терапии. СПб.: Речь, 2001.-176 с.
  57. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И. Цеханская- Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.:ил.
  58. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с. — (Зарубежная школа и педагогика).
  59. Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека/ Отв. ред. В. М. Русалов. Рецензенты: В. Г. Асеев, Е. Д. Хомская. -М.: «Наука», 1988. 176 с.
  60. Исследование развития познавательной деятельности. /Под ред. Дж. Брунера и др. Предисл. Д. С. Брунера. Пер. с англ. М. И. Лисиной, вступ. ст. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1971.-391 с.
  61. В.Е. Понимая себя: взгляд психотерапевта. М.: Смысл, 2002. -268 с.
  62. Н.Н. Психологические особенности детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Феномен 5-ти лет. Авто-реф. дис. канд. психол. наук 19.00.07. М., 2000. — 25 с.
  63. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб., 1997.
  64. P.P. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 320 с. — (Практическая психология).
  65. Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании: Автореф. дис. канд. психол. наук 19.00.07. Иркутск, 2002.-23 с.
  66. С.В. Психологические особенности формирования детей 6−7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: Дис. канд. психол. наук 19.00.07. -М., 2000. 192 е.: ил.
  67. Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг /Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2001. -160 е.: ил. — (Практическая психология в школе).
  68. Е.А. Нет причин для пробуксовки//Еженедельник «Школьный психолог» № 10, 2000.
  69. Е.Н. Эти загадочные малыши./ Художник Г. В. Соколов. -Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. 224 с.:ил. -(Серия: «Психологи — детям, психологи о детях»).
  70. JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979.-145 с.
  71. А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: пер. с англ. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 196 с.
  72. Т.Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. — 240 с.
  73. С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие М.: Генезис, 2002.-208 е.: ил.
  74. H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. -Ярославль: «Академия развития», 1997. 208 с.:ил. — (Серия «Вместе учимся, играем»).
  75. Н.Ю., Бараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик». СПб.: Речь, 2004. — 96 с.
  76. Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. -М.: Знание, 1992. 188 с.
  77. А.Ф. Психология: общая и экспериментальная. Ленинград: Государственное изд-во, 1925. — 290 с.
  78. Н.Н. Психический мир/ Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-368 с.
  79. Д. Улучшаем память в любом возрасте: Пер. с франц. — М.: Мир, 1993.-240 е.: ил.
  80. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  81. Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  82. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  83. О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания: Автореф. дис. канд. психол. наук 19.00.07. Ростов-н/Дону, 2002. -17 с.
  84. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Изд-во Академии пед. наук РСФСР, М.: 1963.
  85. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 190 е., ил.
  86. А.А. Программа развития ДОУ: Построение и реализация. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  87. Л.И. Специализированная психологическая помощь выпускникам коррекционно-развивающего обучения с конституционально-типологической предиспозицией личности: Дис. канд. психол. наук -Ставрополь, 2004. 175 с.
  88. Н.Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на основе учета их типологических особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л, 1976.-21 с.
  89. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-304 с.
  90. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1989. — 176 с.:ил. — (Учеб. Пособие. Для учащихся мед. училищ).
  91. Л.Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997. — 320 е.: ил. (Педагогика, психология, медицина).
  92. И.В., Рыбников И. Н. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 1999.-64 с.
  93. В.М. Психическая адаптация детей с интеллекуальной недостаточностью к условиям школьного обучения: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук 19.00.07.-М., 2000. 18 с.
  94. М.В. Развитие творческих способностей у детей 5−9 лет/ Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Акдемия Холдинг: 2002. — 128 е.: ил. — (Практическая психология в школе).
  95. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990. -94 е.: ил.
  96. А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия /Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Акдемия Холдинг: 2002. — 160 е.: ил. — (Практическая психология в школе).
  97. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  98. Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга// Фестиваль педагогических идей. Изд. Дом 1 сентября, 2006.
  99. С.А. Развитие структур интегральной индивидуальностистарших дошкольников в процессе специально организованного обучения: Дис. канд. психол. наук. 19.00.07 Пятигорск, 2000. — 156 с.
  100. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
  101. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-240 с.
  102. Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -368 с.
  103. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция /Научно-внедренч. лаб. психопедагогики образования. 2-е изд. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая кн., 2000. — 208 с.
  104. Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации//Еженедельник «Школьный психолог» № 31, 2001.
  105. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве /Ин-т пе-дагогич. инноваций, Рос. Академии образования, М.: РОССПЭН, 1996.-272 с.
  106. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 160 с. (В помощь психологу).
  107. А.А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. 240 с.
  108. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.:ил.
  109. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр.
  110. Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  111. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е.Н. Кор-неева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.:ил.
  112. Т.Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении: система психологического сопровождения. Автореф. канд. дисс., 19.00.07 — М., 1999. — 21 с.
  113. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 376 е.: ил. (Педагогика, психология, медицина).
  114. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). М.: Новая школа, 1995.-64 с.
  115. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учрежде-ний./Сост. О. А. Соломенникова. М.: АРКТИ, 2000. — 48 с. (развитие и воспитание дошкольника).
  116. Психологические исследования интеллектуальной деятельности.// Под ред. O.K. Тихомирова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 232 с.
  117. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /Т.В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В.П. Зинченко- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина: Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
  118. Психология развития. /Под ред. Т. Д. Марцинковской М.: «Академия», 2001.-352 с.
  119. Психология развития /сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб: Питер, 2001. — 512 с.
  120. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей редакцией М. М. Семаго. М.: АРК-ТИ, 1999.- 136 с.
  121. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов. Кн.1. М.: НМЦ «ДАР» им. J1.C. Выготского- Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 118 с.
  122. Н.Э. Рассказы в картинках. Для дошкольного и младшего школьного возраста. -М.: Издательство «Радуга», 1991. 48 с.
  123. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. A.M. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  124. Т. Наследственность душевных свойств /под ред. А. Черемшан-ского. С.-Петербург, Издание Карла Риккера, 1884. — 393 с.
  125. В.А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 160 е.: ил. — (Практическая психология в школе).
  126. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности и ребенка/ Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  127. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  128. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  129. Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «Гном-Пресс», 1998. — 100с.
  130. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
  131. Н. Работа с детьми: школа доверия. СПб.: Питер, 2003. -282 с. — (Серия «Практическая психология»).
  132. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.:ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с. (Серия «Практическая психология»).
  133. Н.М. Анализ формирования механизмов внимания у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук 19.00.03. М., 2001. — 22 с.
  134. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.- 208 с.
  135. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. И. В. Гребенников, JI.B. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  136. Семья в психологической консульатции: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина- На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. -: Педагогика, 1989. 208 с.
  137. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07- Н. Новгород, 1999. 255с
  138. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  139. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. изд. центр В ДА ДОС, 2003. -96 с. — (Библиотека школьного психолога).
  140. A.JI. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2001.-48 с.
  141. A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2000. -128 с.
  142. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992.-19 с.
  143. А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1987. — 172 е.: ил.
  144. А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1987. — 344 е.: ил.
  145. Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  146. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под общей ред. Циркина С. Ю. СПБ.: Издательство «Питер», 2000. — 752 с.
  147. Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для детей и педагогов/ Художник Куров В. Н. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 е.: ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем»),
  148. Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1991. — 207 е.: ил.
  149. Тестирование детей /Автор-составитель В. Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 352 с.
  150. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 240 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
  151. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: «Издательство ГНОМ иД», 2000. — 64 с.
  152. А.С., Зюзя А. А., Ткаченко А. А. Индивидуальные познавательные стили школьников. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2003. — 144 с.
  153. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Самара, 2000.-164 с.
  154. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  155. .Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук 19.00.07. М., 2002. -21 с.
  156. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  157. Ю.П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частных школах: Дис. канд. психол. наук 19.00.07 Вятский государственный гуманитарный университет: Вятка, ВГУ.-2003, — 190 с.
  158. Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. СПб.: «Речь», 2000.-320 е.: ил.
  159. А. Введение в детский психоанализ- Норма и патология детского развития- «Я» и механизмы защиты: Сборник/ Пер. с нем. Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 448 с.
  160. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост. науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  161. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
  162. К. Наши внутренние конфликты/ Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 560 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
  163. О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 е.: 8л.ил.: ил.
  164. В.П. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу// Вопросы психологии. 2003, № 4, с. 26−34.
  165. Черемошкина J1.B. Психология мнемических способностей: Дис. д-ра. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2000. 587 с.
  166. Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  167. М.И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. М.: просвещение, 1990. — 128 е.: ил.
  168. М.В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. -Барнаул, 2000. 255 с.
  169. Шипицына J1.M., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. J1.M. Шипицыной СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
  170. Г. А. Справочник дошкольного психолога /Серия «Справоники». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
  171. Г. А. Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога /Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 320 с.
  172. И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук 19.00.07. Ярославль, 2001. — 181 с.
  173. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -3-е изд. СПб: Питер, 2002. — 656 е.: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  174. В. Игровая терапия/ Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
  175. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 е.: ил.
  176. Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки //Журн. практ. психолога. 1999.№ 3. С. 101−119.
  177. И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. //Библиотека журнала «Директор школы», вып. 7, Москва, сентябрь, 2000.
  178. Beaudichon, Janine. La communication sociale chez Г enfant. Paris: PUF, 1982.-320 c.
  179. Eliacheff, Caroline. A corps etacris. Paris: Odile Jacob, 1993. — 196 c.
Заполнить форму текущей работой