Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития
Диссертация
Комплексная программа совершенствования профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями включала 50 часов лекций, практических занятий, семинаров, деловых игр и психологических тренингов. Занятия проводились в ДОУ для детей с ЗПР в течение учебного года с периодичностью 1 раз в неделю. Содержание работы было разработано в соответствии с теоретическим… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональная компетентность учителя-дефектолога -основные подходы к проблеме в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Обзор теоретических подходов к пониманию профессиональной компетентности учителя
- 1. 2. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями — важная составляющая его профессиональной деятельности
- 1. 3. Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР как проблема педагогического исследования
- Выводы
- Глава 2. Экспериментальное исследование состояния профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР
- 2. 1. Изучение практического опыта взаимодействия ДОУ для детей с ЗПР с семьями воспитанников
- 2. 2. Исследование семей воспитанников ДОУ для детей с ЗПР
- 2. 3. Состояние профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР
- 2. 4. Анализ данных констатирующего эксперимента
- Выводы
- Глава 3. Повышение профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР
- 3. 1. Содержание формирующего эксперимента и алгоритм его реализации
- 3. 1. 1. Разработка и реализация программы совершенствования профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР
- 3. 1. 2. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ для детей с ЗПР
- 3. 2. Результаты работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР (контрольный эксперимент)
- 3. 1. Содержание формирующего эксперимента и алгоритм его реализации
- Выводы
Список литературы
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. — М., 1989. -34 с.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. — 48 с.
- Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М.: Знание, 1984. 64 с.
- Агапова О.В., Вершловский С. Г., Тоскина Н. А. Технологии образования взрослых. М.: КАРО, 2008. — 128 с.
- Алешина Е.С., Клецина И. С. Социально-психологическая компетентность как фактор формирования педагогических способностей: Психология учителя. Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР.-М., 1989.-С. 14−16.
- Амельченко Т.В. Векторная модель профессиональной компетентности будущего специалиста // Известия Российской академии образования. — М., 2005. -№ 3.-с. 49−55.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. — М.: МГУ, 1955. — 188 с.
- Анисимова Н.Л., Солнцева Л. И. Модель кабинета практического психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 72−76.
- Андреева Н.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. № 6. — С. 63−64.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: Программно-методическое пособие для преподавателей дошкольных отделений педагогических училищ и колледжей. М.: ТОО «Интелтех», 1994. — 38 с.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2001.-264 с.
- Архангельский JI.M. Социализм и личность. -М., 1979. 358 с.
- Арцишевская И.Jl. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2005. — 64 с.
- Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор готовности дошкольников к обучению в школе / Вместе с семьей. — СПб.: Респекс, 1995. С. 23−36.
- Бабанский Ю.К., Харьковская Е. Ф. Об оптимальности педагогического эксперимента / Методы научно-педагогического исследования: Сборник статей Мин. Прос. РСФСР, Ростовский-на-Дону гос. пед. ин-т. — Ростов-на-Дону, 1972. — 168 с.
- Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. — 1995. № 5. — С. 76−84.
- Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательной школы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 6. — С. 60−61.
- Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. — 1996. -№ 3. -С. 47−55.
- Башарина J1.A. Педагогическая диагностика как условие совершенствования професстонального мастерства учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПБ., 1996. — 20 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя: Монография. Самара. — СПб.: Сам. ГПУ, 1997. — 186 с.
- Безуглов И.Г. Общая педагогика. Фундаментальный курс. М.: Моск. экстерн, гумм, ун-т, 1981. — 170 с.
- Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990. — № 12. — С. 27−29.
- Белая К.Ю. Деловые игры в системе методической службы. М.: МИПКРО, 1994.-39 с.
- Белопольская H. J1. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. С. 120−122.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. 221 с.
- Богомолкина JI.B., Масленникова Т. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. № 2. — с. 54−56.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-280 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 1999. — 62 с.
- Борякова Н.Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой педагогического развития. (Организационный аспект). М.: В. Секачев, 2004. — 64с.
- Бутко Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2002.-280 с.
- Бутко Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. М., 2006. — 141 с.
- Буткина Г. А. Некоторые нарушения внутрисемейного общения: Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова. М., 1979. — С. 3−11.
- Валькова И.А. О взаимодействии слышащих матерей и детей с нарушением слуха: Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии». СПб, 2009. — с. 156−161.
- Васильев В.В. Психологические эффекты в практике педагогов: Учебно-методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2004. 96 с.
- Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М., 1998. — 179 с.
- Введенский В.Н. Совершенствование ключевых компетентностей педагога в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск, 2003. — Вып. 3. — С. 108−121.
- Введенский В.Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг. № 4. — 2003. — С.42−48.
- Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Первые шаги. Университет для родителей // Жизнь глухих. — 1968. № 6. — С. 20−21.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — С. 114.
- Вершинин В. Н. Родительский всеобуч: от побед к бедам или наоборот? // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 118 -120.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 175 с.
- Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 66−68.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.
- Волосовец Т.В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. — М., 2004.
- Воронкова В.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Методические рекомендации. Изд. 2-е, испр. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 96 с.
- Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова. 1979. — 145 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. — М.: Магистр, 1995. 112 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 5. — 328 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действия // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 441−469.
- Глебова С.В. Детский сад семья. Аспекты взаимодействия: Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111 с.
- Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. — М.: Скрипторий, 2006. 80 с.
- Головчиц JI. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2001. — 303 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 182 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — N 1. — С. 100−110.
- Городская программа «Московская семья — компетентные родители». Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Составители: Арнаутова Е. П., Белая К. Ю. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — 32с.
- Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 4» на 2005−2007 гг. / Ответственный редактор JT.E. Курнешова. — М.: Центр «Школьная книга», 2005. — 200 с.
- Давыдова О.И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 144 с.
- Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. -2002.-№ 4.-С. 18−28.
- Данилова М. Н., Моор С. М. Труд женщин в современных условиях. Трудовые отношения в современных условиях: тендерный аспект // Под ред. С. М. Моор. Тюмень: Тюменский госуниверситет, 1994. — С. 10−13.
- Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — 256 с.
- Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьяи и воспитания, 2000. — 164 с.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных учреждений. М., 2002. — 120 с.
- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
- Дуброва В.П. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. — Минск, 1997. — 74 с.
- Дубровина И.В. Теоретико-медицинские основы взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997. — 224 с.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2000. — № 3. — С. 66−77.
- Ерастов Е.А. Воспитание слепых детей в семье. — М., 1956. — 60 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Владос, 2000.240 с.
- Ермакович В. Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. — № 1. — С. 28−39.
- Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — М., 1997.-24 с.
- Жарова В.А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001.-21 с.
- Жукова Е.А. Профессионализм: социально-философский аспект: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Томск, 2002. — 22 с.
- Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 4. — С. 55−58- № 5. — С. 67−70.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1990. — 56 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Педагогика, 1995. 112 с.
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. -М.: Институт общегуман. исслед., 2004. 80 с.
- Забрамная С. Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. // Коррекционная педагогика. 2008. — № 1. — С. 5−13.
- Заваденко Н.Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. 2003. — № 6. — С. 13−20.
- Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология. -2004.-№ 2.-С. 33−39.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети. М.: НПО Образование, 1995.-400 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ средством психолого-педагогического тренинга: Дисс. канд.пед.наук. -Челябинск, 1998.-180 с.
- Зверева O.JT. Конкурс знатоков педагогических секретов // Дошкольное воспитание, 1997. № 10. — С. 22−28.
- Зверева O. JL, Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
- Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Авт. дисс. канд.пед.наук. М., 1983. — 24 с.
- Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. -М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1995. 115 с.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с ДЦП в семье. М.: Просвещение, 1993. — 52 с.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
- Исаев Е.И. Психологические основы формирования профессионально-педагогических умений и навыков будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя:
- Межвуз. сб. научн. трудов / Редкол.: А. А. Орлов (отв. ред.) и др. Тула, 1989. -С. 22−30.
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Иваново, 1996. — 88 с.
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М: ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
- Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Карпов А.В. Интегративные закономерности в организации познавательных процессов и задачи психологического анализа деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991.1. С. 40−50.
- Касицына М.А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технологий работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. М.: ГНОМ и Д, 2005. — 216 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. — 140 с.
- Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: Пособие для родителей и педагогов. М., 1919. — М.: Шк. Пресса, 2005. — 142 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств системы. Автореф. дис. док-pa психол. наук. Л., 1968. -34 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. — 398с.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем — М, 2000. — 263 с.
- Князев В.Н. Концепция взаимодействия в естественнонаучном познании. -М.: Прометей, 1991. 124 с.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
- Ковинько JL В. Воспитание младших школьников. — М., 2000. — 232 с.
- Козырева О.А. Повышение квалификации педагогов-дефектологов: Опыт внедрения активного обучения // Дефектология. М., 2002. — № 1. —1. С. 90−93.
- Козырева О.А. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2004. — № 6. — С. 3−10.
- Конев Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 1998. — 17 с.
- Корниенко Н.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте системного средового подхода: Авт. дисс.. канд. пед. наук. — Красноярск, 1998.- 18 с.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1973. — 16 с.
- Косарев В.В., Крючатов А. П., Лобанова Н. П. Профессиональная компетентность педагога. СПб., 1997. — 107 с.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 252 с.
- Котлярова И.О. Инновации в образовательных учреждениях: Научно-методические рекомендации для руководителей. Челябинск: Образование, 1998.-89 с.
- Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998. — 113 с.
- Кроткова А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999.- 190 с.
- Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. — М.: Сфера, 2007. -144 с.
- Кротова Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников: Дисс.. канд. пед. наук. М, 2005.- 180 с.
- Крутецкий В.А. Вопросы психологии способностей школьников. — М.: Просвещение, 1964.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский гос. университет, 1976. — 58с.
- Кулюткин Ю.Н. Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых // Советская педагогика. 1976. — № 2. — С. 64−71.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 118 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. — № 3. — С. 15−27.
- Лебединский В. В Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
- Левченко И.Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Книголюб, 2007. 152 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1998. — 303 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 3. — С. 45−58.
- Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. — 1996. № 3. — С.56−60.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.-М., 1974.-36 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987.-20 с.
- Литвинова P.M. Методы психологического исследования семейных отношений в психокоррекционной работе воспитателя детского сада. -Ставрополь, 1994.-53 с.
- Лиштованная Э.А. Формы и методы работы с родителями дошкольников. Минск: Знание, 1983.- 19 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
- Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 196 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: Монография. Ульяновск, 2002. — 183 с.
- Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1972. — 54 с.
- Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. № 1. — С. 55−58.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
- Максимова С.В. Школьный психолог и учителя: проблемы взаимодействия // Директор школы. 2001. — № 8. — С. 16−21.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 76 с.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 4−15.
- Малофеев Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. 2007. — № 6. — С. 60−68.
- Мамайчук И.И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2004. 346 с.
- Марич Е.М. Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2003. — 24 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
- Маркова С.А. К вопросу о профессионализме педагога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. — № 1.-е. 3−5.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1995. 198 с.
- Мастюкова Е.В., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Под ред. В. И. Селиверстова. М. Владос, 2003. -408 с.
- Микишина Е. П. Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи: О содержании работы с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии // Дефектология. 2003. — № 5. — С. 70−76.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1995. — 405 с.
- Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 180 с.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия развития, 2004. — 160 с.
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для вузов. М., 2003. — 304 с.
- Морозова В.Е. Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (в условиях ИПК): Дисс.. канд. пед. наук. -Барнаул, 2000. 185 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. -1994. № 6. — С. 16−25.
- Мухина B.C. Психология дошкольника: Учебное пособие / Под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
- Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. — 342 с.
- Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. Ярославль, 1999. — 144 с.
- Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития: Авт. дисс.канд.пед.наук. М., 2007. — 24 с.
- Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 67−73.
- ОвчароваР. В. Семейная академия: вопросы и ответы. — М., 1996.
- Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. — СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. 170 с.
- Огороднова О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тверь, 2002. — 26 с.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Межвуз. сб. науч. трудов. Тула. 1989. — С. 4−13.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 96 с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учебное пособие для пед. ин-в. Минск: Вышейная школа, 1986. — 151 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998. — 85 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004. — Книга 1.-96 е.- книга 2. -108 с.
- Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф.. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 25 с.
- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования // Под редакцией А. В. Лубкова, Л. А. Трубиной, Е. Б. Егоровой. М.: «Прометей» МПГУ, 2004. — 938 с.
- Прозорова Е.В. Коммуникативная компетентность учителя. М., 1998.- 154 с.
- Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.
- Равен Д. Фрагмент книги «Компетентность в современном обществе» // Психологический журнал. — 2002. № 4. — С 102−106.
- Pay Ф. Ф. Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности (проблемный анализ): Учебное пособие. Ижевск, 1994. — 83 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Владос, 1998. -495с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной психологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. — 215 с.
- Руденко Т.Б. Профессионально-личностная устойчивость учителя // Педагог. 2002. — № 1−2. — С. 29−33.
- Селиверстов В.И., Головчиц JI.A., Кроткова А. В., Давидович JI.P. и др. Аттестация дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. М.: Школьная пресса, 2007. — 64 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000. — 136 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авторская концепция. СПб., Изд-во Речь, 2001. — 225 с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Владос, 2005. — 95 с.
- Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1982. С. 14−28.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии № 4 1996. С. 72−80.
- Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2004.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф сервис, 1997. — 124.С.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 133 с.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. — № 2. — С. 50−58.
- Султанова P.M. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда в учебно-педагогической, производственной практике повышенного уровня: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2005.223 с.
- Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. -М.: КАРО, 2008. 128 с.
- Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999.-20 с.
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Гном и Д, 2000. — 160 с.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. М., 2000. — 64 с.
- Ткачева В. В Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 2. — С.81−86.
- Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дисс.. д-ра психол.наук. М., 2005. 46 с.
- Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М.: Книголюб, 2007. — 144 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 208 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2005. — 175 с.
- Хайртдинова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2005. — № 1. — С. 11−13.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: Просвещение, 1993. -110 с.
- Цикото Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста // Дефектология. — 1970. № 1. — С. 22−29.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М., 1999. — 136 с.
- Шипицына JT.M. Хилько А. А. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2003. — 231 с.
- Шурова Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — М., 1996. 20 с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981. -№ 5. С. 13−21.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1998. — 24 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. С-Пб., 2003. — 656 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л., 1992. -560 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 1960.
- Эльяшевич Е.К. Ценностные ориентации и воспитательные стратегии воспитателей детских садов и родителей дошкольников. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2000. — 24 с.
- Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Автореф. дисс.канд.пед.наук. СПб., 1996. — 17 с.
- Alexander F.G.S.T. Selectie. The history of psychiatry: an evaluation of psychiatric thought and practice from prehistoric times to the present. New York: Yarper and Row. 1966. — 538 p.
- Argyle M., Furnham F., Graham J.A. Social situation. Cambridge, 1981.-298 p.
- Blatt B. Biklen D. Bogdan R. An alternative textbook in special education. Denver. 1977. — 318 p.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva, 1951. — 166 p.
- Broekart E. Handbook biizondere orthopedagogiec. Leuven. Apeldoorn Garant.-NY, 1993.-254 p.
- Erikson E. Child and Society. N.Y., 1963. — 215 p.
- Gezell A. The ontogenesis of Infant Behavior // Manual child psychology. -New York. 1954.-312 p.
- Ginolt H.G. Between Parent and Children. N.Y., 1977. — 337 p.
- Hethrinton E. M. Children and divorce // Parent-children interaction. -New York: Academic Press, 1981. pp. 23−34.
- Jonson A., Strom R. Assessment For Parent Education // The Journal of Experimental Education. 1979. — Vol. 47. — № 1. — pp. 9−16.
- Peres J. Family Counseling Theory and Practice. N.Y., 1979. — 248 p.
- Review of the resent Situation of Special Education. Unesco. — 1988. -150 p.
- Rosenau F., Tuck B. The Parent Child toy-lending Library. N.Y., 1972. — 149 p.
- Rutter M. Attachment and the development of social relationships // Scientific Faundation of Developmental Psychiatry / Ed. M.Rutter. — London, 1980. -P. 24−39.
- SchafferR. Mothering. Fontana, 1977. — 127 p.