Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя
Диссертация
Обращаясь к этому феномену, мы исходим из того, что психолого-педагогическая и общая культура личности диалектически взаимосвязаны, соотносятся как часть и целое, отдельное, особенное и общее. Их принципиальное единство в том, что творцом и носителем культуры выступает личность. У общей и психолого-педагогической культуры адекватны ценностные ориентиры — гуманизация человеческого бытия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Методологические подходы к изучению психолого-педагогической культуры учителя
- 1. 2. Сущность, содержание и структура психолого-педагогической культуры учителя
- 1. 3. Профессиональное самосознание в структуре психолого-педагогической культуры учителя
- ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
- 2. 1. Организация, методика и результаты констатирующего эксперимента
- 2. 2. Организационно-управленческая модель становления и развития психолого-педагогической культуры учителя
- 2. 3. Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М., 1977.224 с.
- Азимова Д.Ж. Подготовка учителя к воспитательной работе в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1989. 16с.
- Актуальные проблемы формирования и совершенствования педагогического мастерства: Тез. докл.науч.-практ.конф. учителей-стажерок. Ч. I. -Гомель, 1986. 98 с.
- Александров Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации учителей \ Сов.педагогика. 1978. — № 8. — С.12−19.
- Александров Н.В. Всесторонне разрабатывать теорию и практику высшего педагогического образования \ Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. Т.2. — М.: АПН СССР, 1972.
- Александров Н.В. О задачах исследований в области высшего педагогического образования. \ Сов. Педагогика. 1973. — № 3.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России, 1994. — 172 с.
- Алферов Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме учителя \ Сов.педагогика. 1971. — № 2 — С.83−91.
- Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической анропологии (Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь) \ Сов. Педагогика. 1966. № 1 — С.33−53.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
- П.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-237 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
- Анисимова Р.А. Психологическая служба школы и мастерство педагога. \ Советская педагогика. 1990. — № 2.
- Анисимова Р.А. Социально-психологическая служба школы. \ Советская педагогика. 1987. — № 2.
- Анисимова Р.А. Психологическая служба и мастерство педагога Сов.педагогика. 1990. — № 2. — С.38−41.
- Анциферова Л.И. Личность и деятельность. Щроблемы личности. -Материалы симпозиума. -М., 1970.
- Анциферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. Щроблемы психологии личности. М., 1982. — с.140−147.
- Аркин Е.А. Родителям о воспитании, М., 1957.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
- Архангельский С.И. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М.: МГПИ. Им. В. И. Ленина, 1985.-74 с.
- Асадуллина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 19 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
- Багаева И.Л. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя : Автореф. дис. .д-ра пед.наук. Л., 1991.-36 с.
- Багаева И.Л., Кузьмина Н. В., Шапошникова Ю. С. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности: Метод. Рекомендации Усть-Каменогорск, 1989. — 161 с.
- Барабанщиков А.В. Проблема педагогической культуры преподавателей вузов. К вопросу о сущности педагогической культуры \ Сов. Педагогика.- 1981. -№ 1.-С. 72−77.
- Безуглов И.Г. Некоторые теоретико-методологические проблемы формирования всесторонней гармонической личности учителя. М.: Изд-во «Прометей», 1989.
- Бенцион Я.С. Проблема совершенствования методической работы с педагогическими кадрами в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1975. — 24 с.
- Библер B.C. Диалог культур: опыт определения. \ Вопросы философии. -1989 № 6. — с.31−42.
- Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии \ Сов. Педагогика. 1988. — № И. — с. 38−48.
- Богомолов М.М. Повышение педагогической культуры родителей. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии \ Психологический журнал. 1993.- Т. 14. № 5. — С.73−79.
- Бодалев А. А. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. М., 1980. — С.
- Буланова Е.Г. Готовность молодых специалистов к работе в школе и их дальнейшие профессиональные намерения \ Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981. — С. 82−90.
- Буткевич В.В. Формирование личности учителя в системе базового педагогического образования: теория и практика (1960−1990). Минск: БГПУ, 1993. — 157 с.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. .канд.психол. наук. Киев, 1987. — 17 с.
- Введение в педагогическую культуру. Материалы конференции (1315.09.1996) Сост. Бондаревская Е. В. — Ростов-на-Дону, 1996.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. М., 1990. — 84 с.
- Волкова Н.П. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учащихся педагогических классов средних общеобразовательных школ: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Киев, 1989. -24 с.
- Воспитание педагогической культуры будущего учителя Ютв.ред. Ф. А. Орехов. Челябинск: ЧГПИ, 1977 — 106 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах М.: Педагогика. 1982. Т.1.-488 с.
- Гармаш Е.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Лис. .канд.пед.наук. Киев, 1990. — 159 с.
- Гоноболин Ф.Н. Черты педагогического мастерства \ Нар. Образование. -1959. -№ 9.
- Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М.: Просвещение, 1968.
- Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. — 258 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.48Дежникова Н. С. Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания. Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1989. -32 с.
- Дубровина И.В. Задачи школьной психологической службы. \Вопросы психологии. 1988, — № 5.
- Еманова М.В. Опыт совершенствования подготовки и повышения квалификации учителей \ Сов. Педагогика. 1980. — № 9. — С.76−81.
- Ефименко З.Ф. Пути формирования мастерства советского учителя в учебной работе: Дис. .канд. пед. наук. — Л., 1955. 382 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 166 с. 53.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Захаров А.И. Психиатрия неврозов у детей и подростков. JL, 1982.55.3вездунова Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры учителя: Дисс.канд.пед.наук. -Ростов-на-Дону, 1998.
- Ильясов Н. Иаучно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Алма-Ата. 1985. — 25 с.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дисс. докт. пед. наук. -М., 1994.
- Кагалы-шк А.И., Бендерская О. Н. Опыт изучения профессиональной адаптации молодых учителей \Сов. Педагогика. 1981. — № 9. — С. 98−102.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя \Сов. Педагогика. 1989. № 1. — С.97−100.
- Кан-Калик В.А., Никандров H.JI. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Караковский В. А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М. Д989.
- Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. С-Пб., 1898.
- Касабекова Г. Н. Профессиональное становление выпускника педагогического вуза в период стажировки: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Алма-Ата, 1987. — 25 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992. — с.132.
- Ковалев Г. А. Личностно-индйвидуальные особенности человека: жизненная среда, человек в системе социокультурных связей, семья, школа. \Вопросы психологии. 1993. — № 1.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984. — с 252.
- Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
- Колесова А.К. Проблема формирования профессиональной компетентности учителя в свете реформы школы \ Формирование социально-активной личности учителя. М., 1985. — С. 45−53.
- Кон. И. С. Социология личности. -М.: Просвещение, 1967. 384 с.
- Крейтсберг П.У. Опыт разработки критериев изменения и прогнозирования эффективной деятельности учителя: дис. .канд. пед. наук. Тарту. 1977. — 248с.
- Крутецкий В.А., Недбаева С. В. Профессиональные необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование \ Проблемы формирования педагогической направленности педагогических способностей. М. 1982. — С.3−16.
- Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя. -М.: О-во «Знание», РСФСР, 1989. 37 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. .д-ра пед. Наук. Л., 1965. -39 с.
- Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании \ Методология педагогических исследований. М., 1980. — С.82−117.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: «Знание» РСФСР, 1985.-31 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя \ Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1978. — С.19−26.
- Кутысман И.М. Повышение педагогической культуры родителей. Развитие научно-методических центров повышения квалификации педагогических кадров: обобщение и распространение передового опыта. -К., 1987, с. 120−125.
- Ладанов И.Д. Проблемы психологической службы. -М., 1989.
- Левина М.М. Социальные функции процесса обучения в решении задач формирования личности \ Формирование социально активной личности учителя. -М.: МГПИ, 1986.
- Левина М.М. Технология формирования профессиональной деятельности. -Минск, 1997.-221 с.
- Левитов И.Л. Психология. М.: Высшая школа, 1964. — 256 с.
- Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей: (Уч. пособие к спецкурсу). Иркутск, 1986. — 86 с.
- Лихачев Б.Т. Теоретико-методологические основы формирования у будущих учителей профессиональной готовности к идейно-политическому воспитанию учащихся \ Формирование социально-активной личности учителя. М., 1985. — С. 22−29.
- Лушников И.Л. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе. Автореф. дис. .д-ра пед. Наук.,-М., 1993.-32 с.
- Максимов В.Г. Основы педагогического мастерства учителя. Чебоксары, 1985.-52 с.
- Малахов В.А. Культура и человеческая ценность. Киев: Наукова думка, 1989.- 120 с.
- Маленкова Л.И. Дети, родители, педагоги. -М., 1994.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983 -284 с.
- Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1994. — 296 с.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1980. — 81 с.
- Миттельман Р.И. К вопросу о профессиограмме учителя начальной школы профессиональная ориентация и консультация молодежи. Киев, 1966.
- Михайлов И.В. Некоторые аспекты моделирования педагогической деятельности \ Содержание и структура модели деятельности учителя. -Даугавпилс, 1981. С. 76.
- Мицкевич Н.И. Дидактические характеристики педагогического творчества. Минск- МГПИ им. A.M. Горького, 1989. — 14 с.
- Михалевская Г. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя: Дис. .канд.пед.наук. Л., 1979. — 267 с.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. .д-ра пед. Наук.-М., 1992.-32 с.
- Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993.-С.107−116.
- Мындыкану В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. -Кишинев: Штиница, 1991. 196 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
- Никиреев Е.М. Структура профессионального самосознания личности будущего учителя \ Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев, 1989. — С.37−38.
- Никитенко В.Н. Синтез психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1978.-22 с.
- Новичков В.Б. Управление самообразованием учителей в педагогическом коллективе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1983. -16 с.
- Новое педагогическое мышление Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
- Овчарова Р.В. Психолого-педагогические службы школы: опыт организации. -М., 1990.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
- Организация систематической работы с родителями по воспитанию детей в семье. Кострома, 1966.
- Орлова И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности педагога: дис. .канд. пед. наук. -Л., 1986.-229 с.
- Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие. Киев: Вища школа, 1987. — 206 с.
- Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие. Под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 301 с
- Основы психологического консультирования: Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии государственных университетов / Под ред. А. Г. Лидерса. М., 1991. — 80 с.
- Осокин В.В. К вопросу о профессиограмме учителя и ее роль в формировании профессионального мастерства студентов в педагогическом вузе. Вып.1. — Усть-Каменогорск, 1975.
- Педагогическое мастерство учителя Разраб. Н. В. Кухарев. 4.1. -Гомель, 1985. С.41−43. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Под ред. В. А. Ратенберг, В. М. Кларина — т.!. — М., 1993. -с.59.
- Проблемы истории советской школы и педагогики Под ред. З. И. Равкина. В 3-х частях. М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1991. — 4.1. — 221 с.
- Психологическая служба в различных областях общественной практики: проблемы, перспективы. -М., 1989.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии. 1986. — № 6.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -323 с.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. .канд.психол. наук. Л., 1986. — 16 с.
- Силяева.Е. Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. М, 1991 — 245 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. -М.: Прометей, 1993 с. 5−17.
- Сластенин В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовке учителя \ Формирование личности учителя в системе базового педагогического образования. -М., 1979. С.-11.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы \ Сов.педагогика. 1973. — № 5. — С.
- Сластенин В.А. О профессиональной адаптации молодого учителя \Сов. педагогика. 1976. — № 3 — С.89−95.
- Сластенин В.А. Опыт построения профессиограммы учителя советской школы \ Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. 4.1. Владимир. 1972.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования \ Учитель советской школы. М., 1991. — С 3−14.
- Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР \ Перспективы. 1990. № 2. — С. 137−149.
- Сластенин В.А. Подготовка педагогических кадров, опыт, проблемы, перспективы \ Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981. — С. З -11.
- Сластенин В.А. Профессиограмма учителя и система воспитательной работы в педвузе \ Научные основы воспитательной работы в педагогическом институте. Томск, 1977. — С.
- Сластенин В.А. Формирование личности социалистического типа. М.: Знание, 1981.-40 с.
- Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя: общая концепция исследования \ Формирование социально активной личности учителя. Межвуз.сб. научн.тр. -М., 1986. С.3−21.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя как предмет социально-педагогического образования. Томск, 1971. — С. 41−62.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В. А. Ильин B.C. Концепция высшего педагогического образования в СССР Нормирование социально активной личности учителя: Межвуз.сб. научн. Тр. М., 1989. — С 3−32.
- Сластенин В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя \ Формирование социально активной личности учителя. М., 1987. — С. 811.
- Сластенин В.А., Колесова А. К. Формирование теоретических основ советского педагогического образования \ Теория и практика высшего педагогического образования. -М., 1987. С.3−15.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. М.: Просвещение, 1991. -141 с.
- Сластенин В.А., Пряникова В. Г. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы создания и перспективы совершенствования \
- Демократизация средней школы- проблемы, поиски, опыт Межвуз. Сб. науч.тр. М., 1990. — С. 14−21.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя \ Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С.82−88.
- Сластенин В.А., Тамарин • В.Э., Яковлева JT.C. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя \ Сов. педагогика. 1983. — № 11. — С.80−84.
- Современная теория и технология психологической помощи. М., 1995.
- Ставская Н.Р., Комарова Э. И., Булычев Н. И. К проблеме соотношения категорий «культура» и «деятельность». Культура как целостное явление: проблемы методологии изучения. Л., 1983. — с.29−39.
- Сухобская Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф.дис. .д-ра психол.наук. — Л., 1975.-50 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. Сост.
- A.И.Сухомлинская. М.: Молодая гвардия, 1988. — 308 с.
- Теория и практика в профессии учителя Учебн. Пособие по спецкурсу
- B.Н.Никитенко. Хабаровск, 1988. — 96 с.
- Тугаринов В.П. О ценности жизни и культуры Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 — 124 с.
- Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений в 6-ти т.
- Феоктистова Е.Н. Социальная защита: политика в отношении семьи и детей. \ Семья в России. 1995. — № 1−2 — с. 77−84.
- Филлипов A.M. Педагогическая пропаганда и пути ее усовершенствования. -М., 1972.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия. -1983.-764 с.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношения с окружающими: Пер. с анг. Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей. — 1993. — 511 с.
- Формирование профессиональной культуры учителя.: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина. -М.: «Прометей». 1993. — 178 с.
- Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. — 319 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы. М., 1993. — 112 с.
- Харчев А. Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
- Харчев А.Г. Прочность семьи это ее культура. \ Семья и школа. -1987. -№ 3.-с 24−26.
- Холостова Е.Н. Социальная работа в семье: проблемы и поиск их решения. \ Семья в России. 1994. — № 2 — с. 138−147.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка М., 1989.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: дисс. докт. пед. наук. -М., 1998.
- Шеховская Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: дисс.канд.пед.наук. Белгород, 1997.
- Цветкова Л.Н. Как я работаю с родителями. \Начальная школа 1995 -№ 7.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации высшего педагогического образования: дисс.докт. пед. наук. -М., 1993.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дисс.канд. пед. наук. -М., 1998.
- Чавчадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: 1984. 174 с.
- Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка как актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. \Актуальные вопросы развития личности. Шадринск, — 1995.
- Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы. \Социальная работа 1992. — № 7 — с.71−81.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 4-х т. М., 1962. — т.4. — с.180.
- Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шмелев А.Г., Спиваковская А. С., Таги-Заде А.Д. Опыт экспериментально-психологических исследований смысловой структуры родительских позиций. /Психологические проблемы деятельности общения школьников по месту жительства. М., 1985.
- Щербич Л.И., Кузнецова Н. В. Семья и общество. \Социальная работа. -1993. -№ 7-с5−36.
- Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М.: Изд-во РАН, 1992.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации, М., 1980.