Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкуренция и монополия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество, соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Борьба за потребителя -непременное условие существования любого предприятия в условиях рынка. Опыт… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Конкуренция как основа рыночного механизма
    • 1. 1. Понятие и сущность конкуренции
    • 1. 2. Методы конкурентной борьбы
    • 1. 3. Модели рыночных структур
  • 2. Фирма в условиях монополии
    • 2. 1. Образование монополии и ее виды
    • 2. 2. Поведение монополии на рынке
    • 2. 3. Государственное регулирование монополии
  • 3. Монополии в России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Конкуренция и монополия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция является одним из существенных звеньев рыночной экономики, се механизма. Она выступает внешней побудительной силой, заставляющей товаропроизводителей постоянно повышать производительность труда, качество продукции, техническую оснащенность предприятия. В конечном счете, конкуренция ведет к повышению эффективности производства, росту прибыли. Достигается это через механизм свободной (совершенной) и несовершенной конкуренции, специфические методы конкурентной борьбы.

Длительное время в политической экономии наличие монополии и конкуренции связывали исключительно с капиталистической системой хозяйства, акцентировалось внимание на их негативных сторонах и последствиях. Конкуренция не рассматривалась как позитивный механизм рыночной экономики, однако, ее роль в рыночной экономике очень важна.

В отличие от чистой конкуренции, роль монополии в экономике двойственна. С одной, стороны, она сдерживает научно-технический прогресс и препятствует развитию экономики. С другой — может быть наилучшей формой хозяйственной деятельности.

Цель данной работы — раскрыть важности конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: определить понятие конкуренции, ее виды и формы, проанализировать поведение монополии и роль государства в снижении ее негативных последствий. В качестве иллюстрации теоретического материала приведены примеры российской практики.

При написании работы использовалась учебная и научная литература, статьи периодической печати. Работа разделена на 3 главы, первая и вторая глава имеют подразделы.

1. Конкуренция как основа рыночного механизма

1.1 Понятие и сущность конкуренции

Опыт экономических реформ, проводимых в нашей стране за последнее время, показал, что достичь реальных результатов можно только в том случае, если общество оставит за товаропроизводителем право бороться за потребителя. К сожалению, все хозяйственные реформы не смогли создать механизм состязательности за потребителя. Это является одной из важнейших причин наличия дефицита.

Конкуренция — естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов.

В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество в каком-либо области между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели.

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество, соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Борьба за потребителя -непременное условие существования любого предприятия в условиях рынка.

Рынок делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Они создают посредством цен сигналы для капиталовложений, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Потребитель также выигрывает от конкуренции. При наличии конкуренции на рынке производители стремятся к постоянному снижению своих затрат на производство товаров, чтобы увеличить прибыль. В

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодаельство
  2. Закон РФ от 22.03.1991 № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
  3. А.С. Поведение естественных монополий в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. экон. наук / Центр. экон.-мат. ин-т Рос. акад. наук. М., 2005
  4. К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2005
  5. В.А. Сущность, формирование и эволюция государственной антимонопольной политики // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. М.: Логос, 2005. — с.113−124
  6. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: / Под ред. Коломийченко О. В., Ворожейкина В. Н. — СПб., 2005
  7. Курс экономической теории: Учеб. пособие / А. Н. Тур, М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович и др.; Под. ред. М. И. Плотницкого, А. Н. Тура. Мн.: «Мисанта», 2003
  8. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
  9. Г. И., Мартынов В. М. Курс рыночной экономики. М., 2004
  10. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005
  11. Статьи периодических изданий
  12. Авдашева, С., Шаститко, А. Модернизация антимонопольной политики в России:(экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики.-2005.-№ 5. — с. 100−116
  13. К. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. — 2003. — № 5. — с.47−52
  14. Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России / Н. Белоусова, Е. Васильева, В. Лившиц // Общество и экономика. — 2002. — № 1. — с.19−45
  15. Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России / Н. И. Белоусова, Е. М. Васильева, В. Н. Лившиц // Экон. наука современ. России. — 2005. — № 3−4. — с.55−71
  16. В.В. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математические методы. — 2005. — Т.36, № 4. — с.121−123
  17. , А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках // Вопросы экономики.-2005.-№ 10.-с.56−71
  18. С. Монополии разорят страну // Парлам. газета. — 2005. — 10 марта. — с.10−11
  19. А. Реформирование естественных монополий / А. Городецкий, Ю. Павленко // Вопр. экономики. — 2005. — № 1. — с.137−146.
  20. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. — 2005. — № 3. — с.28−33
  21. , Г. И., Мартыненко, И. П. Антимонопольная практика поддержки предпринимательства // Право и экономика.-2006.-№ 1. — с. 3−8.
  22. , В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики.-2003.-№ 9. — с.33−48
  23. , Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики.-2005.-№ 5. — с. 117−131
  24. , Т. А. Финансовые аспекты регулирования цен на продукцию естественных монополий // Финансы .-2005.-№ 8. — с. 37−41
  25. , Г. Неестественная монополия // Эксперт.-2004.-№ 4. — С.34
Заполнить форму текущей работой