Обучение англоязычных студентов грамматической правильности русской речи на основе принципа контрастности: Подготовительный факультет
Диссертация
Экспериментальная проверка разработанной методики формирования речевых и коммуникативных умений при усвоении морфологических и функционально — семантических особенностей деепричастий показала эффективность предложенной нами системы обучения грамматике русского языка на основе сопоставительного анализа деепричастий в русском языке и форм в английском языке. Методическая система обучения… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Сопоставительное описание деепричастия в русском и английском языках
- 1. Контрастивная лингвистика как лингвистическая основа преподавания русского языка как иностранного
- 2. Деепричастие в современном русском литературном языке
- 3. -ing форма в современном английском языке
- Выводы, 4 М
- ГЛАВА II. Психолого-педагогические основы обучения грамматике англоязычных студентов на подготовительном факультете
- 1. Психолингвистические особенности усвоения грамматического строя русской речи иностранными учащимися
- 2. Психолингвистические особенности механизма интерференции
- 3. Возрастные особенности студентов-иностранцев
- 4. Уровень знаний, навыков и умений англоязычных студентов по употреблению деепричастий и. деепричастных конструкций в речи (на материале констатирующего эксперимента) g
- Выводы g3g
- ГЛАВА III. Методика обучения деепричастию англоязычных студентов на подготовительном факультете
- 1. Принципы, методы и приемы экспериментального обучения
- 2. Система упражнений для формирования языковых и речевых навыков и коммуникативных умений в экспериментальном обучении
- 3. Содержание программы экспериментального обучения
- 4. Проверка эффективности экспериментальной методики изучения деепричастий на основе принципа контрастивности
- Выводы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131−132 БИБЛИОГРАФИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список литературы
- Авдукова A.M. Сопоставительное языкознание/ Конфронгативная лингвистика— теория или метоД?//Англо-русские языковые соответствия. Межвузовский сб. трудов. МПИ им. Н. К. Крупской. -М., 1981, с.3−6.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики.-Л.: Наука, -276 с.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку/ под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой.- М.: МГУ, 1970, -164 с.
- Актуальные проблемы современной русистики/ Под редакцией Н. М. Шанского.-Л.: Просвещение, 1991, 207с.
- Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы психологии взрослых.-М: Знание, 1972,-32с.
- Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей.-М.: Педагогика, 1972, — 246 с.
- Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы, 1972, с. 17−26.
- Анисимов Г. А. К вопросу о специфике методов и приемов обучения // Русский язык в национальной школе, 1980, № 5, с. 16−19
- Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русскогоязыков.-Л., 1979,^-310 с.
- Ю.Артемов В. А. Ьсихология обучения иностранным языкам.-М.: Просвещение, 1969,-279 с.
- Арутюнов А. Р. Современный русский язык для иностранцев иi (внедрение его в учебный процесс // Учебники и словари в системесредств обучения русскому языку как иностранному.-М.: Русский язык, 1986, с.13−24.
- Арутюнов А.Р., Костина И. О. Коммуникативная методика русского языка как иностранного/ Конспекты лекций.-М.: Русский язык, 1992, 98с.
- Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: МГУ, 1989, -367 с.
- Бабанский Ю.К. Классификация методов обучения и критерии их оптимального выбора // Выбор методов обучения в средней школе. -М: Педагогика, 1981, с. 5−47.
- Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. Казанский университет, 1994, -136 с.
- Балак Н.С. Методика изучения причастий в зависимости от его лингвистической интерпретаций. Дис. канд.пед.наук, -М., 1994.
- Баранникова Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления// Проблемы двуязычия й многоязычия. -М.: Наука, 1979, с.88−97.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка //РЯШ, 1979, № 4, с. 18−24.
- Бархударов Л. С., Штелинг Д. А. Грамматика английского языка. -М.: Учпедгиз, 1965, -243 с.
- Бек В. Коммуншсативно-функциональный подход к языку как средство интенсификации обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, 1984, № 6, с.67−70.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным язы-кам.-М.: Просвещение, 1965, -145 с.
- Бертон В. Принципы обучения и его организации.-М.: Учпедгиз, 1934,-352 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблемы школьного учебника.-М.: Русский язык, 1977, -191 с.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач// ИЯШ, 1985, № 5.
- Богоявлинский Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики II Вопросы психологии, 1958, № 4, с.85−98.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Йзбр. труды.-М.: Педагогика, 1983,-271 с.
- Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию в двух томах.- М., 1963.
- Бонк H.A. Учебник английского языка. Минск: высшая школа, 1994, т-1,-638 е., т. И,-510 с.
- Бондарко A.B. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектности. -Д.: Наука, 1983, -208 с.
- Бондарко A.B. Функциональная грамматика. -Л.: Наука, 1984, •• -124 с.
- Бондарко A.B. Понятия «семантическая категория», «функционально-семантическое поле» и «категориальная ситуация» в аспекте сопоставительного изучения языков.-М., 1988, с.12−19.
- Бондарко A.B. Теория функциональной грамматики.-СПб, 1991, -136 с.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка.-М.: Учпедгиз, 1959, — 623 с.
- Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка в англо- и франкоязычных группах. Раздел: Части речи. Пособие для преподавателей.- М.: РУДН, 1991, -48с.
- Ванрайх У. Языковые контакты. Перевод с английского. -Киев: Изд-во КГУ, 1979,-236 с.
- Верещагин Е.М. Психолингвистическая проблематика теории языковых контактов // Вопросы языкознания, № 6,1967, с.122−133.
- Витлин Ж.П. Обучение взрослых иностранному языку. -М.: Педагогика, 1978,-168 ci
- Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения. -М.: МГУ, 1972,-57 с.
- Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове):
- Учебное пособие, -3-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1986, -639 с.
- Вишнякова Г. А. Основы методики преподавания русского языка студентам нефилологам. -М.: Русский язык, 1982. -124 с.
- Володарская И.А., Митина И. А. Проблема целей обучения в современной педагогике. -М., 1989, -97 с.
- Вопросы сопоставительного исследования языков: лексико-грамматический и текстовый аспект // Сб. Научных трудов. -Таллин, 1989, -195 с.
- Воронцова Г. Н. Очерки по грамматике английского языка.-М., 1960,-156 с.
- Всеволодова MB. Основания практико функционально-коммуникативной грамматики русского языка // языковая системность при коммуникативном обучении. -М.: Русский язык, 1989, с.26−36
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. -М.: 1956,-519с.
- Вяпотнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ, 1976, № 6, с. 58−64.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка. -М., 1984.
- Гадалина Г. И. К вопросу об изучении ошибок в речи студентов-иностранцев/ Экспериментальные исследования в методике преподавания русского языка как иностранного.-М., 1975, с. 14−29
- Гак В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским. -М.: Русский язык, 1988,-278с.
- Гальперин ПЛ., Дубровина А. Н. Типы ориентировки в задании и формирование грамматических понятий / Доклады АПН РСФСР, 1957.
- Гальперин ПЛ. Введение в психологию. -М.: Наука, 1976, -318с.
- Гез Н. И. Роль сшуативности в формировании речевой компетенции // Уровни речевой компетенции. Сб. научных трудов. МГПИИЯ им. МЛореза, 1983, с. 6−22.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ЙЯШ, 1985, № 2, с. 17−24.
- Германова Н.Н. Контрастивная лингвистка: Англоязычная школа. -М, 1988.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1993, -370с.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993, -105 с.
- Гордон Е.М., Крылова И. П. Грамматика современного английского языка. -М.: Высшая школа, 1974, -326 с.
- Городилова Г. Г. Речевой опыт на родном языке при формировании навыков иностранной речи // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. -М: МГУ, 1971, с. 39.
- Гохлернер М.М. Понятие «единица усвоения» при обучении грамматическим явлениям иностранного языка // Психология грамматики. -М.: Наука, 1968, с. 78 89.
- Гохлернер М.М., Ейгер Г. В. Поэтапное формирование лингвистических понятий, умственных и речевых действий. -XXVIII международный психологический конгресс. Симпозиум 24,1973, с.175−183.
- Грамматика русского языка. T. I / Под ред. В. В. Виноградова. -М., 1960, -52 с.
- Грамматические основы правильной русской речи / E.H. Ершова, Л. Г. Венилова я др. -М.: Высшая школа, 1991, -175с.
- Грузинская И. А. Упражнения в V, VI, VII и VIII классах // ИЯШ, 1940, № 3.
- Григорьев В.П.0 некоторых вопросах интерлингвистики // Вопросы языкознания, 1966, Ш, с.37−46
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Просвещение, 1972, -432 с.
- Девлетов Р.Р. Сопоставление как методический прием при обучении русскому языку учащихся национальной школы. Дис.. канд. пед. наук, -М., 1991.
- Дерибас-Ткжшина Л. А. Деепричастные конструкции в функции второстепенного сказуемого // Русский язык за рубежом, 1981, № 3, с.28−34
- Дешериева Ю.Ю. Проблема лингвистической интерференции // Теоретические проблемы социальной лингвистики. -М., 1981, с.240−256.
- Д идактика средней школы / под ред. М, А Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975, -319 с.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку.-Л.: ЛГШС1985, -80с.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку. Дис. докт.пед. наук, -М., 1989.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. -М.: Высшая школа, 1980,-904 с.
- Дубровина К.Н., Игнатьева М. М. Основы лингвистики. Грамматика. Учебное пособие. -М.: РУДН, 1994, -84с.
- Дэвидсон Р., Митрофанова ОД. Функционирование русского языка: Методический аспект // Доклады американской делегации на VII Международном конгрессе МАПРЯЛ, Вашингтон, 1990, с. 11 -49.
- Евстафьева Л.И. Особенности функционального подхода (методический аспект) // Научные доклады высшей школы. Философские науки. -М., 1977, № 5, с.151−154.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. -М.: Русский язык, 1984,-96с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М: Наука, 1958/-370с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М: Наука, 1982, -160 с.
- Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия.-Киев: Виша школа, 1974, -176 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы оценки знаний по русскому языку и умственное развитие школьников // Вопросы психологии, 1972, № 3, с.71−85.
- Жукова Г. Р. Лингвометодические проблемы обучения русскому языку как иностранному. -М.: РУДН, 1992, -124с.
- Залевская А. А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистикел
- Сб. научных трудов. Калинин, 1979, с.28−35.
- Затовконкж М. Классификация явлений языковой интерференции (на материале лексики и грамматики)// Русский язык за рубежом, № 2,1973, с.74−77.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1975, -160с.
- Зимняя И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком. -М.: Русский язык, 1976,124с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. -М, 1989, -161с
- Зинц Райнер. Обучение и памягп". Минск, 1984, -238 с.
- Зинченко В.П. Образование, мышление, культура / Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Наука, 1989, с. 90−102.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М.: Наука, 1973, -351 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982, -368 с.
- Игнатова И.Б. Преемственность в формировании коммуникативных умений при усвоении ЛСГ глаголов движения иностранными студентами филологами. Дис. канд. пед. наук, -Л, 1988.
- Игнатова И.Б. Обучение грамматическому строю русской речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя. Дис. докт. пед. наук, СПб., 1997.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. -М.: Русский язык, 1981,-142с.
- Иевлева З.Н. Начальный этап обучения русскому языку как иностранному : цели и содержание // Русский язык за рубежом, 1985, № 4, с. 49−50.
- Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения // Русский язык за рубежом, 1990, № 4, с. 54−60.
- Ильина Г. А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1984, -495 с.
- Ильяшенко Т.П. Языковые контакты (на материалае славяномолдавских отношений).-М.: Наука, 1970, -206 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1979, -244 с.
- Караулов Ю.И. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука, 1992, -204 с.
- Караулов Ю.И. Русистика сегодня : функционирование языка. -М.: Наука, 1992,-204 с.
- Караулов Ю.И. Ассоциативная грамматика русского языка. -М.: Наука, 1993, -134 с.
- Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. -Алма-Ата, 1990.
- Карпов В.А. Язык как система. Минск, 1992, -98 с.
- Каушанская В.Л. Грамматика английского языка. -Л.: Просвещение, 1963,-319 с.
- Каушанская В.Л. Сборник упражнений по грамматике английского языка. -Л.: Просвещение, 1968, -214 с.
- Кашкуревич Л.Г. Формирование универсальных умений билингва. -М.: Высшая школа, 1988, -140 с.
- Кацнельсон С. Д. Типология языкового и речевого мышелния. -Л.: Наука, 1972, -216 с.
- Китросская И.И. Роль и место переноса в методике обучения языку // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку/ Под ред. А.а.Леонтьева, Т. В. Рябовой. -М. МГУ, 1972, с. 88−89.
- Ковылина Л.Н. Синтаксис иностранного языка и способы его изучения. Дис. канд.пед.наук. -Алма-Ата, 1981.
- Кодухов.В. И. Функции языка и речи и функциональная грамматика // Языковая системность при коммуникативном обучении. -М.: Русский язык. 1988, с. 17−26.
- Кокорина С.И. Проблемы описания грамматики русского языка как иностранного. -М.: МГУ, 1982, -131 с.
- Кокорина С.И. Принципы описания грамматики в русском языке как иностранном / Русский язык как иностранный: Актуальные вопросы методики преподавания. -М.: Русский язык, 1982, с. 5−39.
- Колодезнев В.М., К.Саавендра Родригес Методика преподавания русского языка как иностранного.-Тула, 1988.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики //ВЯ, 1979, № 6, с.51−62.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русскогоя языка как иностранного. -М.:МГУ, 1983.
- Кубарев Е.М. Вопросы сопоставительного лингвистического анализа/ Сб. статей.- Куйбышев, 1977, с.59−63.
- Кузьмина ГВ. Функциональная грамматика и практическое обучение русскому языку нерусских// Актуальные проблемы лингводидактики. Сб. научных трудов / Под ред. Н. М. Шанского. -М., 1985, с. 16−24.
- Кузмичева И.А. Психологический анализ развития иноязычной речи в ходе коммуникативного обучения. Автореферат дисс.. канд.псих. наук, -М., 1975.
- Кулак И. А Психофизиологические принципы обучения: Функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации.-Минск, БГУ, 1981, -287 с.
- Кулюткин Ю.И. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985, -127с.
- Кюнль Р. О некоторых основных вопросах коммуникативно-функционального описания русского языка как иностранного// Обучение иностранцев общению на русском языке: Теория и методика. Межвузовский сборник.-Л., 1983, с. 5−9.
- Лапидус Б.А. Некоторые теоретические вопросы методики обучения неродному языку// Язык как коммуникативная деятельность че-ловека.-М.: АН СССР, Институт языкознания, 1987, с. 149−158.
- Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы). -М., 1970.
- Лаптева O.A. Идеи коммуникативной лингвистики и коммуникативной методики // Русский язык за рубежом, 1990, № 2, с.66−71.
- Лариохина H.H. Лингвистическая и коммникативная компетенция в практическом курсе русского языка // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному.-М., 1986, с.49−57.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969, -307 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969, -214 с.
- Леонтьев A.A. Проблемы опоры на родной язык и типология речевых действий// Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. -М.: МГУ, 1971, с. 17−29.
- Леонтьев A.A. Память в увоении иностранного языка.//ИЯШ, 1975, № 3, с.91−96.
- Леонтьев A.A. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1981,-584 с.
- Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981, -584 с.
- Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1980, -247с.
- Львов М.Р. Тенденция формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. Автореферат дисс.. докг. пед наук, -М., 1973.
- Львов М.Р. Основные понятия методики преподавания и методическая терминология // Советская педагогика, 1982, № 3, с.41−44.
- Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях обучения иностранным языкам.// ИЯШ, 1973, № 5, с.70−75.
- Манфред Юсселер. Социолингвистика. -Киев, 1987, -219 с.
- Маркова АХ Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Просвещение, 1974, -240с.
- Мартынова М.А. Грамматические обобщения в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1986.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Под. ред. О. Д. Митрофановой, В. Г. Костомарова и др. -М.: Русский язык, 1990.
- Методика преподавания русского языка как иностранного (для зарубежных филологов-русистов) / Под. ред. А. Н. Щукина. -М.: Русский язык, 1990.
- Мете H.A. Практическая грамматика русского языка для зарубежных преподавателей. -М., 1985, -217 с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. -М., 1994, -223 с.
- Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. -М., 1981, -198 с.
- Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. -М.: Русский язык, 1987, -283 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие / Принципы и проблемы. Из цикла лекций по языкознанию. -Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1969,-118 с.
- Нанава Г. А. Методика изучения обособленных деепричастных конструкций и соответствующих им синонимичных придаточных предложений в грузинской школе. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1965.
- Нуржанова М.Н. Функционально семантический аспект в обучении грамматике. Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
- Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение,, 1970, -432с.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка. -С.-Пб.: Изд-во Д. Е. Жуковского, 1902.
- Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1977, -292с.
- Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. -М/. Русский язык, изд. 3 -е испр., 1987, -143 с.
- Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам-М., 1960.
- Панов M B. Лингвистика и методика преподавания русскому языку // Вопросы языкознания, № 4,1989, с.31−45.
- Пассов Е. И. Коммуникативные упражнения. -М-Л.: Просвещение, 1967, -99с.
- Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1977, -216с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1985, -207 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -М., 1989, -272 с.
- Петровский A.B. Личностъ/Юбщая психология .-М., 1986, -345 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении.-М.: Учпедгиз, 1938,-175 с.
- Платонов К.П. Структура и развитие личности.-М.: Высшая школа, 1986, -264с.
- Пономарев С.Ю. Интерферирующее влияние английского языка при изучении русского . Дисс. канд. пед. наук, -Спб., 1992.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. -М.: Учпедгиз, 1958, т. I, П, -432 с.
- Протченко И. Ф. Русский язык : Проблемы изучения и развития. -М.: Педагогика, 1984, -224с.
- Психология грамматики/ Под ред. АА. Леонтьева, Т. В. Рябовой. -М.: Наука, 1968,-176с.
- Психологическая диагностика/ Под ред. K.M. Гуревича. -Бийск, 1993,-182 с.
- Пулысина И.М. Учебник русского языка для студентов-иностранцев.-М., 1964, -368с.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в старших классах. -М., 1956.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.-М., 1980.-59с.
- Реформатский А.Л. Фонология на службе обучения произношению неродного языка// Русский язык в национальной школе, № 6, 1961, с.67−70.
- Реформатский А.Л. Очерки по фонологии и морфологии. М.: Наука, 1979,-101с.
- Рожкова Г. И. Вопросы практической грамматики в преподавании РКИ: Спецкурс для слушателей ФПК по специальности «Русский язык как неродной». -М.: МГУ, 1978, 61с.
- Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики русского языка / Учебное пособие для вузов. -М: Высшая школа, 1987, 2 -е изд. испр., -158с.
- Розенцвейг В.Ю., Уман Л. М. Интерференция и грамматичекие категории/ Исследования по структурной типологии. -М.: АН СССР, 1963, сЛ04−113
- Розин Д.В. Возрастной аспект взаимоотношения мышления и знаний// Проблемы возрастной психологии. -Л., 1979- с. 19−35.
- Рубинштейн Л.С. Основы психологии.-М.: Педагогика, т.1, -486с.
- Русская 1рамматика. -M.: АНСССР, 1980, т.1,-783с., т. П,-783с.
- Скорикова Т.Т. Теория функционально-семантического поля и проблема соотношения системности-функциональности-коммуникативноста// Языковая системность при коммуникативном обучении.-М.: Русский язык, 1988, с.75−86.
- Слобин Д.Н. Психолингвистика.-М., 1976, -265с.
- Словарь русского языка в четырех томах/ Под ред. Евгеньева АЛ, т. IV. -М.: Русский язык, 1988, -796 с.
- Смирницкий А. И. Морфология английского языка. -М., 1959, -187с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.-М.: Просвещение, 1966, -424 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. -М., 1995, -270с.
- Современный русский язык. Морфология/ Под ред. В. В. Виноградова.-М., 1952, -296с.
- Современный русский язык./ Под ред. В. А Белошапковой.-М.: Высшая школа, 1989, -207 с.
- Сопоставительное исследование грамматики разносистемных языков/Сб. научных трудов.-Ашхабад, 1982.
- Сопоставительный анализ лексических и грамматических средств разносистемных языков/ Сб. статей.-Таллин, 1984.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения.-М.: Русский язык, 1979, -162с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Педагогика, 1984,-184с.
- Текучев А.В. Методика преподавания русского языка. -М.: Просвещение, 1980, -414с. '
- Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе/ Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова.-М., 1981, -262с.
- Тихомиров В.И. Психология мьгашения.-М.: МГУ, 1984, -770с.
- Уман Л.М. Проблема грамматической интерференции. Автореферат дисс. канд. пед. наук.-М., 1964.
- Учебник русского языка для подготовительных факультетов «Старт-3» / Протасова Т. Н., Нахабина М. М. и др. -М.: Русский язык, 1987.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 12 томах. -М-Д.: АПН РСФСР, 1949, т.8.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -М.: Просвещение, 1984, -160с.
- Филин Ф.П., Щанов B.B. Современная теоретическая русистика/ Преподавание русского языка нерусским // Русский язык за рубежом, 1992, № 3, с.65−70.
- Холодович A.A. Проблемы грамматической теории. -Л.: Наука, 1979,-112с.
- Чейф Ч.Л. Значение и структура языка. -М., 1975,-178с.
- Черняховская Л.А. Перевод и смысловая структура языка. -М., 1976, -96с.
- ШадриковВ. Д. Деятельность и способности. -М., 1994, -313с.
- Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. П: Словообразование и морфология.-М.: Просвещение 1981, -267 с.
- Шатилов С.Ф. Основные проблемы методики обучения грамматическому аспекту устной немецкой речи в школе. Автореферат дисс.. докг. пед. наук, -М, 1972.
- Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: ЛГУ, 1985, -53 с.
- Шахматов АА Филологические записки. Воронеж, 1984, -190с.
- Шведова Н. О. Русская грамматика. -М.: Наука, 1981, -450с.
- Шубин Э.П. Языковая компетенция и обучение иностранному языку. -М.: Просвещение, 1972, -350с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.-М: Учпедгиз, 1957,198с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе/ Общие вопросы методики.-М.: Высшая школа, 1974, изд.2-е, -112с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -Л.: Наука, 1974,-427с.
- Щетинкин В.Е., Коль Л. О. Практикум по сравнительной типологии французского и русского языков. -М, 1990, -182 с.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии, № 5,1956.
- Юсупов У.К. Проблемы сопоставительной лингвистики. Дисс.. докт. фил. наук. -Ташкент, 1983.
- Языковая системность при коммуникативном обучении: Сб. статей/ Под ред. ОАЛаптевой и др.-М.: Русский язык, 1988, -163 с.
- Язык- система. Язык- текст. Язык-способность./ Сб.статей. Институт русского языка. РАИ. -М., 1995, -286 с.
- Якобсон Г. К Теоретическому обоснованию сопоставительного описания языка.// Русский язык за рубежом, 1979, № 6, с. 79−84.
- Ярцева В.Н. Контрасгивная грамматика. -М.: Наука, 1981, -109с.
- Anderson J. The Architecture of Cognition. Cambridge (Mass), 1983.
- Caroll Brendan T. Testing Communicative Performance. Oxford, 1980, -169p.
- Di Pietro. Language Structure in Contrast. Rowley. Man, 1971.
- Eckersley C.E. and Eckersley J.M. A Comprehensive English Grammar For Foreign Students. Longmans, 1966, -234 p.
- Hvmes D. Competence and Performance in Linguistic Theory// Language aquisition models and methods. Academia Press, 1979.
- Kelly B. An Advanced English Course For Foreign Students. Longmans, 1978, -184 p.
- Krutikov Y. A Exercises in Modern English Grammar. -M.: Higher School, 1971,-247 p.
- Lado R. Language Testing. Longmans, 1969.
- Munby G. Communicative Syllabus Design. Cambridge University Press, 1978.
- Nickel G. Wagner K. Contrastive Linguistics and Language Teaching. IRALS, VI, 1968.
- Thomson A., Martinet A. A Practical English Grammar For Foreign Students. Oxford University Press, 1974.
- Schibsbye Knud A Modern English Grammar. Oxford University Press, 1970.
- West M. English Language Teaching. -Vol., 1951, -148 p.