Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические рекомендации по организации педагогического процесса в вузе с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общительность обучаемых-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной, поэтому одной из задач педагога… Читать ещё >

Психологические рекомендации по организации педагогического процесса в вузе с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у обучаемых с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность обучаемых-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной, поэтому одной из задач педагога способствовать формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, обучаемый старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения учебного задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности — привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.

Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в «обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Целесообразно поддерживать их полезные увлечения, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что студент-холерик легко возбуждается, его трудно остановить. Ни в коем случае нельзя применять агрессивные меры воздействия. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым холериком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор. Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Студенту-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

При воспитании волевых черт характера у обучаемых возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Важно оценить по достоинству и присущие таким студентам решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

В эффективном обучении студента-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Студенты со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, медленно привыкают к режиму. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать — все эти меры вызовут замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки — это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности обучаемого. Студентам-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики — интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих студентов.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества — чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанием и др. Студентам этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это и в воспитательной работе.

Медлительным студентам надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в ленность, а ровность чувств — в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля профессиональной деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

В целях же преодоления возможных инертности и вялости следует включать флегматика в такие виды деятельности, которые требуют от него двигательной и эмоциональной активности. В этих случаях от темпа, ритма работы зависит успех общего дела. Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой